Монография о Бродском. Введение

Владимир Федорович Медведев
  Темой данной работы является творческий метод крупнейшего поэта современности Иосифа Бродского, который рассматривается в качестве культурологического явления действительности.
  Сегодня уже можно сказать, что творчество Бродского является достоянием мировой культуры, а значит, объектом изучения науки культурологии. Другие науки тоже изучают творчество Бродского, но рассмотрение этого остаётся за рамками данной работы. Важно то, что творчество Бродского стало подлинным явлением в мировой культуре, которое изучают серьёзно и всесторонне.
  Доктора философских и филологических наук и культурологи разных стран мира, а также иные исследователи творчества Бродского ставят свои акценты, ищут свои подходы к наследию поэта. В этой работе будут показаны основные  из этих подходов к изучению творчества Бродского, и все работы предшественников, которые доступны мне в момент написания этой работы, будут проанализированы в культурологическом преломлении, чтобы продолжить изучение творческого метода Бродского в качестве культурологического явления действительности.
  Обилие самых разных работ, в которых изучаются разные аспекты творчества Бродского, является серьёзным фактом, позволяющим говорить именно о культурологическом явлении,  как творчества Бродского, так и его творческого метода. Последний и будет рассматриваться в данной работе. Актуальность данного подхода, данной темы обусловлена тем,
что до сих пор нет обобщающих работ, которые бы рассматривали творческий метод  Бродского  как культурологическое явление. Многие исследователи его творчества достигли высоких уровней научного постижения отдельных аспектов поэтики Бродского, а синтеза этих достижений, культурологического  осмысления творческого метода поэта в целом сделано не было. Данная работа – первый шаг в этом направлении. Она не отменяет достигнутого на сегодняшний день научного постижения творческого наследия поэта, а делает  попытку интеграции достигнутого, тех многозначных подходов , которые сделали отечественные и зарубежные  исследователи творчества Бродского. Именно изучение их отдельных, дифференцированных по интересам исследователей, подходов к творчеству Бродского,  позволяет сделать в данной работе определённые обобщающие выводы, а также предложить научной общественности культурологический интегрирующий  подход к творческому методу поэта.
  Сегодня за творчество Бродского и за его имя борются  традиционалисты, модернисты и постмодернисты. Никто из них не может пройти мимо такого явления в мировой культуре как творческое наследие поэта и эссеиста Иосифа Бродского. Попытка обобщить достижения творческого метода Бродского, которая делается в данной работе, позволит более отчётливо понять значение творчества этого поэта для мировой культуры и для её сегодняшних творцов, следующих в русле традиции или школы Бродского. Именно это вот эстафетное продолжение развития творческого метода Бродского, усвоение его достижений в оригинальном творчестве других поэтов современности и делает данную работу чрезвычайно актуальной.
  Многие исследователи  современной поэтики в России не чураются культурологических методов, и данная работа поможет им продолжить исследование поэтики Бродского именно в культурологическом русле. Это исследование является  противостоянием постмодернистским подходам к творчеству Бродского. И даже более того – оно является первым официальным противопоставлением творческого метода Бродского постмодернизму. Цели Бродского и теоретиков постмодернизма совершенно разные, хотя постмодернисты могут использовать в своём творчестве достижения творческого метода Бродского. Точно также могут использовать  культурологический творческий метод  Бродского представители иных направлений в современной поэзии и эссеистике.
  Данная работа показывает справедливость подобных высказываний, и это повышает её значение для практики современной литературной жизни в России и в мире.
  Хронологически  произведение охватывает весь период творческой практики Иосифа Бродского, и в исследовательские границы данной работы входит его поэзия и эссеистика.
  Основной целью данной работы является доказательство факта выработки поэтом Бродским особого  творческого метода, который назван мною культурреализмом или культурологическим реализмом. Суть его в том, что поэт стремился использовать  в своём творчестве весь массив мировой культуры, которой он овладевал в процессе своего творческого освоения действительности.
  Если постмодернизм  характеризуется  упадническими  настроениями  и стремится «отменить»  значение мировой культуры, и даже хочет её  «похоронить», то культурологический метод  Бродского позволяет приумножать и расширять  мировое культурное пространство, даёт поэтам и мыслителям новые ориентиры, которые каждый может найти именно в мировой культуре,  во всём её спектре, пространстве, временном диапазоне.
  Культурреализм не отменяет достигнутого, а включает в себя всё богатство культурологической мысли с момента его появления в реальном исследовательском поле. Даже постмодернизм найдёт для себя нишу в культурреализме как наиболее скудная в культурном отношении теория.
  Данная  работа показывает развитие культурологического метода Бродского по мере освоения им мирового культурного арсенала. Это вполне может быть тиражировано современными поэтами  в их практике, так как культурологический метод по-иному смотрит на эпигонство и более расширительно трактует традицию. Творческая сознательная практика Бродского является подтверждением этого факта, что и демонстрируется в этой работе.
  Культурологическое явление творческого метода Бродского  характеризуется  новым принципом поэтики, новой художественной структурой, новым художественным мышлением. Культурреализм – это целостная художественная система, но толерантная, открытая для любой  «школы» и любого  творческого метода прошлого, так как она способна интегрировать в себя всё, что в данный момент интересно практикующему автору.  Культурные контексты рассматриваются как материал, объект, фактура. И всё это преломляется  через личный талант поэта или эссеиста. Повтора быть не может, так как каждый творец это новый оригинальный мир, приобщённый к мировой культуре. Таких миров может быть множество,  что не отрицает и постмодернизм, но у него  иные цели и выводы из этого, чем у культурреализма, который открыл Бродский,  и который он использовал в своей практике. Отсюда близость Бродского  постмодернистам, но, если они  отрицают всякий смысл в поэтическом или ином текстуальном творчестве, то Бродский стремится именно к смыслу, к множеству смыслов, к осмысленному искусству, а не к бессмысленной тарабарщине.
   Бродский вполне осмысленно осваивает культурное богатство мира. Раскрытие этого освоения и составляет структуру данной работы.  В ней делаются акценты на самые разные слои, уровни, виды и типы культурных смыслов. На виды и роды искусства,  на жанры, методы и стили, а также сферы  эстетической культуры и персоналии.  То есть акценты делаются именно на то,  что Бродский использовал в своём творчестве, и что он интегрировал своим оригинальным творческим методом, что и является культурологическим явлением.
  Предыдущие исследователи выбирали из широкого спектра возможностей то, что им было по душе, и анализировали творчество Бродского  как музыканта, метафизика, философа, архитектора т.п. В данной работе используется не дифференцирующий, а интегрирующий подход, но все отдельные подходы используются при анализе творческого метода Бродского через культурологическую призму. Это позволяет показать Бродского  и его творчество в комплексе, как  синтез индивидуального и общего, как связь новаторства и традиции, как новый метод культурного синтеза и даже нового мировосприятия, что станет предметом изучения в дальнейшем, этого требует необходимость противостоять  поползновениям постмодернизма на аннигиляцию мировой культуры.
  Теоретики постмодернизма пытаются сделать ничтожными все диссертации и монографии теоретиков мировой культуры, так как они ничего не дают этим новым мессиям от антикультуры. Только культурреализм, отталкивающийся и базирующийся на всём богатстве мировой культуры,  способен противостоять постмодернизму, как его полный антипод. Поэтому надо объединить усилия всех заинтересованных исследователей литературы, разных текстов и гипертекстов для дальнейшего развития и становления культурреализма как культурологического метода, для создания его развитого категориального аппарата. В который можно интегрировать все подходящие категории уже наработанные исследователями. Чтобы мировой культурный арсенал обрёл новую потенцию и был востребован вновь…
  Кандидаты и доктора наук должны воспрянуть духом, приобщившись к культурологическим подходам.  Культурология это не вотчина постмодернистов, а живое поле  напряжённой творческой мысли, которое способно рождать и понимать новые культурные смыслы.  Постмодернизму не дано это вместить, и он обречён прозябать в собственном скудоумии. Все достижения культурологической мысли предыдущих веков будут и впредь использоваться  культурологией и культурреализмом, разве что сместятся некоторые акценты и подходы. Культурологии не надо бояться, её необходимо создавать самим, и Бродский даёт нам отличный пример всем своим культурологическим творчеством.
  В данной работе делается попытка проследить развитие творческого метода Бродского, начиная от его следования классической пушкинской традиции через английских метафизиков к развитому культурреализму, основателем которого  поэт стал. Бродский успешно синтезировал в своём творчестве классические и новаторские приёмы, его творческий метод лишён  всякого догматизма и может быть повторён и развит его школой. На это и надо направлять будущие исследования творчества Бродского и его творческого метода.