На старте

Владимир Лобарев
На старте Года Литературы. ПЧХИ-ПРОЗОВИКИ, с нашим праздником!  Отметим его трудовыми успехами!  Творческими успехами!  Как?  Большой вопрос. Какие будут предложения?  Я - рядовой  думаю  так: давайте  отберём  пятнадцать  героев  литературных  произведений, таких, которые  необходимы сегодня для воспитания молодых людей – строителей капитализма в России. Нового, нашего «капитализма». Как литературные критики  обсудим их и этим отличимся, явим свою значимость, патриотизм.  В КИТАЕ, говорят,  выявились  три героя: ХРИСТОС, КОРЧАГИН, ЧЕГЕВАРО. Наша молодёжь выберет из пятнадцати лучших. Мы будем не хуже китайцев.
Министерство Культуры, союзы писателей, видимо, свои проекты представят.  Как же без них итоги года подводить.
Я бы начал  с  книг  «В. Г. БЕЛИНСКИЙ. Избранные статьи». Изд. «Дет. Лит». 1974 и   «Лабиринт сцеплений». Изд. «Дет. Лит».  1986. Авт. В. А. Богданов. Кстати,  вторая  – введение в художественный мир Чеховской новеллы, а шире – в искусство чтения художественной литературы. Она о мировоззрении Чехова, его общественных взглядах, нравственных идеалах, понимании человека. Что так  важно сегодня!
Интересные выдержки из первой книги:  Белинский   называл литературную критику самовластной царицей современного мира.  Он оставил после себя обширное литературное наследие – тринадцать больших томов. Он оказал громадное влияние на развитие нашей национальной литературы, на всю историю русской общественной мысли.  Белинский   создал   совершенно новый   тип литературной критики – боевой, политически устремлённой, интересной не только для писателей и узкого круга ценителей изящной словесности.   Он требовал, чтобы поэзия перестала быть праздной забавой и покончила с унизительной ролью, которую ей предписывали сторонники безыдейного, «чистого» искусства, пытавшиеся  увести художественное творчество от высокой и благородной задачи служения  человеку.  ЛИТЕРАТУРА, как и искусство в целом, должна воспитывать ненависть  ко всякому  угнетению и произволу, выражать  стремления и чаяния народа, содействовать  преображению действительности на разумных,  социально справедливых началах. Отнимать у искусства право служить общественным интересам, значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит лишать его живой силы и делать его игрушкой праздных ленивцев.  Поэт – гражданин земли своей.   Главная   обязанность   критики состоит в том, чтобы   выяснить,   в чём состоит пафос произведения поэта, постараться понять пафос всего его творчества.  Каждое произведение есть плод мысли, овладевшей художником. Но эта мысль – не плод и не результат деятельности его рассудка, ибо иначе каждый по нужде, по выгоде или по прихоти мог бы стать  поэтом.  Поэтом становятся по призванию.  Тот, кто не поэт по натуре, может придумать мысль глубокую и истинную, но она ещё не оплодотворит  художественного произведения.  Искусство не допускает к себе  отвлечённых философских, а тем менее рассудочных идей: оно пускает только идеи поэтические.  Вот эту поэтическую идею  Белинский и называет  страстью, или пафосом. Таким образом, в каждом  настоящем  произведении   заключен  пафос. И творчество писателя имеет свой пафос.
ПЧХИ, только эти выдержки  нам помогут в Году Литературы!  Не оторваться от книги!  Белинский о ПУШКИНЕ:  «Придёт время, когда он будет в РОССИИ поэтом классическим, по творчеству которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». 
Белинский отличался  тончайшим художественным вкусом. По первым произведениям начинающего писателя он умел безошибочно предвидеть его дальнейшую литературную судьбу.  Так было с Гоголем, Некрасовым, Тургеневым, Гончаровым, Достоевским и  Лермонтовым.  Его оценка: «Поэзия  Пушкина вся пронизана оптимизмом, верой в торжество разума, человечности.  Поэзия  Лермонтова  насыщена совсем иными мотивами – это скорбь и негодование по поводу того, что в мире царит зло и несправедливость,    это жалобы на дремлющее  и бездействующее  поколение, это страстный призыв к освобождению человеческой личности».  Журналисты – критики того времени  Печорина называли   «героем фантазии  Лермонтова», а не «героем нашего времени».  Для  Белинского он – человек воли, энергии, силы духа, но беда в том, что герой Лермонтова впустую тратит  свои силы, ибо в современном обществе он не может найти себе применения.  Он,   богатая натура, он рождён для добра, для большого дела, а транжирит себя впустую, в мелких интригах и заботах.  Болезни Печорина временны и проходящие, при других условиях  такие люди станут двигателями прогресса и значимой силой общественного развития.  А  Письмо Гоголю!  Ленин назвал это Письмо итогом деятельности Белинского и одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранившей живое значение и по сию пору.  На то время.  Но и в  наше. 
Итак, пожелание:  Пусть Год Литературы для нас будет хорошим – творческим!  А наши произведения будут  полезными для общего доброго дела - СТРОИТЕЛЬСТВА  СРДС ЛОРДОВ!         В. Лоб.