Третий этаж...

Владимир Севостьянов Азарис
          Накануне очередной годовщины Октябрьской революции семья Сорокиных переехала из старого, аварийного барака в новый пятиэтажный дом, расположенный в спальном микрорайоне на самой окраине города. После тесной комнатушки с печным отоплением всем понравилась просторная двухкомнатная квартира на третьем этаже. Отец вздохнул с облегчением, теперь не нужно рубить на зиму дрова, носить из колодца воду и топить печку. Сбылась давняя мечта матери готовить еду на газовой плите и мыть посуду горячей водой из-под крана.
          Но больше других домашних радовался новоселью второклассник Петька Сорокин. Школа, в которой он будет учиться, находилась совсем неподалеку за углом соседнего здания возле недостроенного детского сада. На прежнем месте жительства ему приходилось каждый день рано вставать и два километра шагать по бездорожью до поселковой школы. 
           Новый микрорайон представлял собой огромную стройплощадку, на которой возводились похожие друг на друга панельные пятиэтажки. Еще не везде был проложен асфальт и ноги тонули в грязи, плохо ходили автобусы, но люди готовы были терпеть все эти временные неудобства и с радостью переезжали из старого, обветшалого жилья в новые дома. В семьях счастливых новоселов было много детей, и единственная школа в микрорайоне не могла вместить всех вновь прибывших учеников. Пока строилась новая школа, было принято решение организовать в старом учебном заведении занятия в две смены.   
          Петька Сорокин очень обрадовался, когда узнал, что учиться он будет во вторую смену. Утром можно хорошенько выспаться и отдохнуть перед уроками.
          Закончились осенние каникулы. Петьке не терпелось поскорее пойти в школу и познакомиться с новыми одноклассниками.
          Мама с вечера помогла ему собрать портфель, положила в мешочек сменную обувь.
          - Хотела проводить тебя до школы, да с работы меня не отпустили. Ты уже большой и самостоятельный мальчик, завтра на занятия отправишься один. Дорогу ты знаешь - пойдёшь по асфальтовой дорожке вокруг детского сада, и она приведет тебя прямо к порогу школы. Домашний адрес не забыл?
          - Улица Титова, дом 9, квартира 69, третий этаж. Четыре звонка в дверь…, - без запинки отрапортовал Петька.
          - Молодец, память у тебя крепкая!- похвалила мама.- Завтра одевайся теплее и не забудь взять с собой варежки. На улице уже  холодно, может выпасть снег…
          - После уроков нигде не задерживайся, отправляйся сразу домой!- строго приказал отец.- Если вернешься поздно, я тебе уши надеру! Ты меня понял?
           - Понял…,- вздохнул Петька. 
          Утром Петька вдоволь выспался. Проверил содержимое портфеля и, немного волнуясь, пораньше вышел из дома, чтобы не опоздать на первый урок. 
          В школе его встретили тепло и радушно. Пожилая учительница с добрыми, печальными глазами посадила его на первую парту рядом с девочкой-отличницей и пожелала ему учиться так же хорошо, как его соседка. Петька пообещал учительнице вести себя примерно и не отставать от отличницы. На перемене он познакомился со всеми ребятами и вскоре перестал чувствовать себя новичком в классе.
          После уроков Петька вышел из школы и по знакомой асфальтовой дорожке направился домой.
          На улице смеркалось. С затянутого облаками темного неба пошёл мокрый снег. Зябкий, холодный, ветер насквозь продувал старое, поношенное пальтишко и заставлял вздрагивать худенькие плечи. Редкие прохожие торопились поскорее добраться до своих теплых, уютных квартир.   
          Неожиданно асфальтовую дорожку возле недостроенного детского сада пересекла глубокая канава. За то время, что Петька находился в школе, рабочие прокопали здесь траншею, и никто не догадался положить через неё мостик. Возвращаться назад Петьке не хотелось, и он решил обойти траншею. На его пути встретилась старая, заброшенная стройка и наполненный водой глубокий котлован. Стараясь не испачкать в липкой грязи недавно купленные, новые ботинки, Петька свернул налево, затем направо…
          Спустя некоторое время он выбрался на тротуарную дорожку, оглянулся по сторонам и вдруг с ужасом понял, что заблудился. Хорошо видимые при дневном свете знакомые очертания зданий тонули в вечерних сумерках, и не было никакой возможности определить направление, в котором находился его дом.
          На стройках уже зажглись прожектора и работали подъемные краны. Из окон жилых пятиэтажек по-домашнему уютно сочился желтый, электрический свет. А на заснеженной, пустынной улице стоял маленький мальчик с портфелем в руке и, опустив голову, тихо плакал, не зная, как ему поступить в трудной ситуации. Он стоял и смотрел, как под ногами медленно таял мокрый снег, и не было никакой надежды, что кто-то выручит его из беды. 
          Вдобавок ко всем неприятностям Петька забыл свой домашний адрес. В памяти остался только третий этаж и четыре условных звонка в дверь.
          Капитан Трофимов возвращался домой после дежурства в Привокзальном отделении милиции. На улице стояла зябкая, промозглая погода и он торопился поскорее добраться до дома, где за праздничным столом его с нетерпением ожидали жена и младшая дочь Настенька, у которой сегодня был день рождения. Увидев одиноко стоявшего на дороге мальчика, капитан Трофимов подошел к нему сзади и осторожно тронул рукой за плечо.
          - Мальчик, почему ты плачешь? Тебя кто-то обидел?
          Петька повернулся и увидел перед собой высокого человека в милицейской форме. Растерянно посмотрел на него и, громко всхлипнув, отрицательно покачал головой.
          - Почему ты один на улице в такое позднее время?
          - За-за-за…,- заикаясь от сотрясавшего тело безудержного плача, только и смог произнести заплаканный Петька. 
         - Замёрз!- понимающе кивнул головой капитан Трофимов.- На таком холодном ветру немудрено замерзнуть. Я сам тоже основательно продрог.
         - За-за-за…
         - Заикаешься!- догадался капитан Трофимов.- Сочувствую…
         Петька огорченно вздохнул и с досадой в голосе отчетливо произнес:
         - Да нет же, заблудился я!
         Капитан Трофимов удивленно посмотрел на мальчика.
         - Как можно заблудиться в большом городе?  Ты же не в дремучем лесу! Домашний адрес помнишь?
         - Помню. Третий этаж…
         - А номер дома и квартиры? Название улицы?
         - Третий этаж…,- растерянно пробормотал Петька.- И ещё четыре коротких звонка в дверь.
         - Это всё, что ты знаешь?- разочарованно спросил капитан Трофимов.- Ты хоть помнишь, как тебя зовут? 
         - Петька Сорокин.
         - Как же так получилось, Петька Сорокин, что ты потерялся на улице?
         - Мы только недавно переехали из барака в новый дом, и я ещё не успел до конца запомнить домашний адрес. 
         На глазах Петьки снова навернулись слезы, и он стал сбивчиво рассказывать о том, как после занятий в школе он шел домой по асфальтовой дорожке, и на его пути оказалась траншея. Он стал обходить ее, попал на заброшенную стройку и вдруг оказался в незнакомом месте. 
         - Днём я найду дорогу домой, а вот в темноте никак не могу,- закончил свой грустный рассказ Петька. 
         - Печальная история…,- задумчиво сказал капитан Трофимов.- Ну, что мне с тобой делать? Где твой дом ты не знаешь, адрес не помнишь. На улице я тебя одного оставить не могу, а заниматься с тобой у меня нет времени. Может, отвести тебя в детскую комнату милиции? Там тебе помогут разобраться с адресом и отведут к родителям.
         - Дяденька, прошу вас, не забирайте меня в милицию! Я очень боюсь милиции!- снова заплакал Петька.- Я же не сделал ничего плохого, просто шел по улице и заблудился. Вы идите по своим делам, а я сам как-нибудь найду свой дом…
        Капитану Трофимову стало совестно перед этим попавшим в беду маленьким мальчиком за то, что он поддался искушению поскорее отделаться от него. Он знал, что до утра с ним всё равно никто не станет заниматься, а провести ночь в отделении милиции тяжелый стресс даже для взрослого человека. Он на минуту представил себе дочь Настеньку в похожей ситуации и зябко передёрнул плечами. Не хотелось, чтобы кто-то поступил с ней подобным образом! 
        - А может, переночуешь у меня дома?- предложил капитан Трофимов.- У моей младшей дочери Настеньки сегодня день рождения, она примерно одного с тобой возраста. Посидим вместе за праздничным столом, попьем горячего чая с тортом, а утром я отведу тебя домой. Ты любишь торт?
        - Люблю, особенно бисквитный с орешками!- перестав плакать, улыбнулся Петька.- Только ночевать мне у вас никак не получится. Меня родители дома ждут, они беспокоиться будут. Отец обещал уши надрать, если я поздно вернусь со школы.
        - А что, отец у тебя строгий?- осторожно спросил капитан Трофимов.
        - Да как сказать…,- неопределенно пожал плечами Петька.- Мамка говорит, что в трезвом состоянии он хороший человек, а как чуть выпьет, так начинает придираться по всяким пустякам и сразу хватается за ремень. Один раз спьяну промахнулся и попал пряжкой по спине, так потом у меня целый месяц синяк не сходил.
        - Господи, что же там бить?- оглядывая щуплую фигурку Петьки в поношенном пальто, с жалостью подумал капитан Трофимов.- Надо серьезно поговорить с его отцом.
         Приняв решение, он взял Петьку за руку и повел его к ближайшему дому.
         - Пошли!
         - Куда?- не понял Петька.- Мы же не знаем адреса…
         - Будем ходить по всем третьим этажам новых домов, искать твою квартиру!- вздохнул капитан Трофимов.- Насколько мне известно, в этом районе полтора десятка недавно заселенных пятиэтажек. Думаю, к полуночи управимся… Я вижу, ты устал, давай-ка я понесу твой портфель.
          Петька нисколько не возражал и охотно отдал свой портфель, всё больше доверяя высокому человеку в милицейской форме, который близко к сердцу принял его бедственное положение. Ему захотелось узнать имя этого доброго, отзывчивого  милиционера.
          - Дяденька, как вас зовут?
          - Капитан Трофимов. Можешь называть меня просто дядя Сережа.
          Некоторое время они шли по заснеженной, асфальтовой дорожке и молчали, каждый думая о своём. Петька со страхом представлял себе, как на пороге квартиры его с ремнём в руках встретит отец, и навряд ли он поверит, что Петька заблудился по дороге домой. Скажет, что заигрался на улице с мальчишками и обязательно накажет!   
          Капитан Трофимов знал, что дома за праздничным столом уже собрались гости и с нетерпением ждут его. А он, понимая всю важность предстоящего мероприятия, просто не мог пройти мимо потерявшегося на улице мальчика. И сейчас ему чисто по-человечески было жалко попавшего в беду Петьку, которому и так несладко приходилось в семье. 
          - Скажи, Петька, почему ты боишься милиции?- спросил капитан Трофимов.
          - Когда я был маленький, бабушка в деревне часто пугала меня милицией. Говорила, что, если я не перестану баловаться,  она пожалуется участковому, и он посадит меня в тюрьму.
          - И что же, посадили тебя в тюрьму?- пряча улыбку, поинтересовался капитан Трофимов.
          - Нет, - смущенно ответил Петька.- Я так понял, что бабушка просто пугала меня для острастки. А вот отца однажды из дома забрали в милицию на пятнадцать суток, и ему там не понравилось. Теперь, когда отец напьется и начинает руки распускать, мамка всякий раз грозится вызвать милицию. Говорит, в отделении тебе быстро рога обломают! Иногда помогает…
          - Ты знаешь, мамка твоя в чём-то права,- вздохнул капитан Трофимов.- Что же она не вышла на улицу встречать тебя из школы?
          - Не может она… - опустив голову, тихо сказал Петька.- Она хотела проводить меня в школу, но её с работы не отпустили. Мамка работает на заводе по железнодорожному графику, домой приходит поздно, а отцу всё равно, что со мной… Это он только для вида беспокоится за меня, а на самом деле я ему совсем не нужен.
          - Как так не нужен?- удивлённо вскинул брови капитан Трофимов.
- Да потому, что он мне не родной отец. Мамка заставляет называть его папой, а у меня язык не поворачивается. Она говорит, что давно прогнала бы его из дома, да кому мы ещё нужны? Вот и приходится терпеть все его выходки…
          Капитана Трофимова поразила не по годам зрелая рассудительность маленького мальчика, успевшего так много испытать в своей едва начавшейся жизни. Он понимал, что Петька хочет, как с близким другом, поделиться с ним давно наболевшим, и всё больше проникался к нему жалостью и сочувствием. 
          Они вошли в темный подъезд нового дома и поднялись на третий этаж. Капитан Трофимов постучал в дверь, которую открыла худощавая женщина в домашнем халате. Увидев стоявшего у порога милиционера, она испуганно схватилась рукой за сердце.
          - Что-то случилось с моим мужем? Он как раз задержался на работе…
          - Нет, с вашим мужем ничего не случилось,- успокоил ее капитан Трофимов.- Ваши дети дома?
          - Да, я не разрешаю им гулять допоздна.
          - Извините за беспокойство…
          Следующую дверь открыл пожилой, интеллигентный мужчина с белой, окладистой бородой. Удивленно посмотрел на капитана Трофимова поверх очков с толстыми линзами.
          - Чем обязан вашему визиту?
          - Это не ваш мальчик?
          - К сожалению, я уже вышел из того возраста, когда можно иметь маленьких мальчиков. А что случилось? Может, я чем-то могу помочь?
          - Нет, спасибо.
          Спускаясь по лестнице, Петька заметил:
          - Зря вы стучались в эту дверь.
          - Почему?- не понял капитан Трофимов.
          - Я же говорил, что у нас в квартире был дверной звонок, а здесь на лестничной площадке ни у кого звонка не было.
          - Ты знаешь, я как-то упустил из вида эту важную деталь,- виновато сказал капитан Трофимов.- Спасибо, что напомнил, теперь наши поиски  значительно ускорятся. А почему именно четыре коротких звонка в дверь?  Выглядит как-то подозрительно... Может, отец твой шпион? 
          - Да какой он шпион... Просто отец не хочет открывать дверь чужим людям,- пояснил Петька.- В нашем доме сейчас новоселье и соседи часто приходят к нему попросить кто молоток, кто дрель, кто отвёртку… У него весь домашний инструмент есть, а поделиться с соседями жалко. Вот он и придумал на четыре звонка открывать дверь только своим друзьям и знакомым.
          К сожалению, и в этом доме Петькину квартиру отыскать не удалось, но капитан Трофимов не терял надежды.
          - Ничего, Петька, в следующей пятиэтажке нам точно повезет. Я на прошлой неделе проходил мимо и видел, как в неё  переезжали новые жильцы. У тебя есть брат или сестра?
          Петька покачал головой.
          - Одни мы с мамкой. Я своего родного отца не помню. Он бросил нас, когда я был ещё маленький. Мамка сказала, что он испугался трудностей и ушел искать лёгкой жизни. А мне так хочется хоть одним глазком посмотреть на него и попросить вернуться обратно в семью. Я так думаю, что родной отец не стал бы всякий раз хвататься за ремень и обзывать меня дармоедом. Дядя Сережа, вы же работаете в милиции, помогите мне отыскать его. Мамка говорит, что он живет где-то в нашем городе. Может, отец уже нашел лёгкую жизнь и теперь вспомнит про меня.
          - Я, конечно, могу тебе помочь, но думаю, что не нужно этого делать,- уклончиво ответил капитан Трофимов.- Возможно, у твоего отца сейчас другая семья и он не захочет возвращаться обратно. Тем более что мамка твоя живет с другим человеком. Если отец помнит и любит тебя, то он обязательно вернётся, а если забыл, то и нет смысла напрасно тратить время на его поиски. 
          - Вот вырасту большой и сам его найду!- решил Петька.- Дядя Сережа, почему так бывает, что родители расходятся и не живут вместе? Неужели им не жалко своих собственных детей?
         - Вот станешь взрослым человеком, тогда и сам ответишь на свой вопрос,- вздохнув, сказал капитан Трофимов.
           Они прошли по всем третьим этажам недавно заселенного дома, но  Петькиной квартиры, к сожалению, так и не обнаружили. Когда они вошли в подъезд следующего дома, Петька сел на ступеньку лестницы, закрыл лицо руками и заплакал.
           - Что с тобой?- встревожился капитан Трофимов.- Тебе плохо?
           - Я больше не могу подниматься по лестнице,- всхлипнул Петька.- У меня ноги устали…
           - Немедленно встань с холодной ступеньки, а то простудишься!- потребовал капитан Трофимов.- Больше половины намеченных домов мы уже прошли, осталось совсем немного. Сейчас я возьму тебя на руки, и мы продолжим наши поиски.   
           - Не надо, дядя Серёжа. Я уже большой мальчик, учусь во втором классе, и мне стыдно будет сидеть у вас на руках!- возразил Петька.- Сейчас я немного отдохну и тогда…
           Капитан Трофимов не стал слушать Петьку, молча взял его на руки и вместе с ним стал медленно подниматься по ступенькам лестницы на третий этаж.
           Петька перестал плакать, крепко обхватил за шею капитана Трофимова и доверчиво прижался щекой к его лицу. В этот момент он казался ему самым дорогим и близким человеком на свете.
           Поднимаясь по ступенькам лестницы очередного подъезда, Петька остановил капитана Трофимова.
          - Дядя Серёжа, посмотрите сюда!
          Капитан Трофимов взглянул в указанном направлении и не увидел там ничего интересного, кроме нацарапанной гвоздем оскорбительной надписи на стене.
          - Дядя Серёжа, как вы не понимаете? Это же мой подъезд! Я уже раньше видел эту надпись…
          - Выходит, что мы уже близко к цели,- облегченно вздохнул капитан Трофимов.
          Петька привычно надавил четыре раза на кнопку звонка, и его счастливое выражение лица мгновенно сменилось страхом и ужасом. На пороге распахнувшейся двери стоял заметно подвыпивший отец в семейных трусах и майке, в руке он наготове держал офицерский ремень.
          - Ах ты, гадёныш! Ты где блудишь до сих пор?
          Увидев стоявшего рядом с Петькой капитана милиции, он испуганно вздрогнул от неожиданности и широко раскрытыми глазами уставился на незваного гостя. Затем сильно побледнел и как-то сразу весь обмяк, потеряв прежний устрашающий вид. 
          - Это ваш сын?- строгим голосом официально спросил капитан Трофимов.
          - Не знаю…, -растерянно пробормотал Петькин отец.
          - Как это не знаю?- нахмурил брови капитан Трофимов.- Вы что, от своего сына отказываетесь?
          - Извиняюсь, товарищ капитан, как-то сразу не признал…,- виновато развёл руками Петькин отец.- Это действительно мой сын Петька. Он еще два часа назад должен был вернуться со школы. Петенька, сынок мой любимый, ты где так долго пропадал? Папка твой все глаза в окно проглядел, переживал за тебя…
          Капитан Трофимов не поверил той разительной  перемене, что произошла с Петькиным отцом, как не поверил и тому, что он вдруг стал таким добрым и заботливым папашей. Он знал, что едва за ним закроется дверь, как Петька тут же будет жестоко наказан за то, что поздно вернулся со школы домой и ещё привел с собой милиционера. Этого капитан Трофимов  никак не мог допустить, оставляя Петьку наедине с нетрезвым отчимом.
          - Что же ты, папаша, любимого сына с ремнём в руках встречаешь?- сердито спросил капитан Трофимов.- Крест на шее носишь, а сам над беззащитным ребёнком издеваешься! Не по-божески это… Думаешь, что за мальчика заступиться некому?
         Не дожидаясь ответа, капитан Трофимов вырвал у него из рук офицерский ремень и едва сдержался от искушения тут же отхлестать его этим  ремнем.
         - Петька, ты пройди на кухню и посиди там несколько минут,- попросил капитан Трофимов.- Мне с твоим отцом поговорить нужно!
         Петька молча разделся в прихожей и послушно прошел на кухню, оставив за собой неплотно прикрытую дверь, чтобы можно послушать разговор взрослых.
         Капитан Трофимов вплотную подошел к Петькиному отцу и пристально посмотрел ему  в глаза.
         - Я бы с удовольствием оформил тебе 15 суток ареста, да нет у меня времени заниматься тобой. Меня семья дома ждёт… Предупреждаю, если ты хоть пальцем тронешь Петьку, я завтра сниму милицейскую форму, приду сюда в гражданской одежде и вот этим самым офицерским ремнем выпорю тебя так, что ты навсегда забудешь, как измываться над малыми детьми. И запомни ещё, Петька отныне мой друг и я никому не позволю его обидеть! Ты меня хорошо понял?
         - Я всё понял!- прижав руки к груди, клятвенно заверил Петькин отец.- Даю слово больше никогда не трогать Петьку! Я же не знал, что мой сын дружит с капитаном милиции.
         - Вот и хорошо!- одобрительно кивнул головой капитан Трофимов.- Надеюсь, что конфликт исчерпан и больше никогда не повторится. Я на днях обязательно зайду и проверю, как ты держишь своё мужское слово.
         Капитан Трофимов позвал из кухни Петьку.
         - Давай прощаться, Петька Сорокин!- как взрослому протягивая ему руку, сказал капитан Трофимов.- Надеюсь, всё будет хорошо, и ты впредь не забывай свой домашний адрес, а лучше запиши его в дневник. Так будет надёжней…
         - Спасибо, дядя Серёжа!- изо всех сил пожимая протянутую руку, вежливо поблагодарил Петька.- Спасибо вам за помощь…
         - Потому-то я и пошел служить в милицию чтобы помогать людям!- с улыбкой ответил капитан Трофимов.
         Он вышел из подъезда на заснеженную, пустынную улицу и с чувством выполненного долга направился домой, где за празднично накрытым столом его с нетерпением ожидали жена и младшая дочь Настенька.
         - Хороший мальчик!- вспоминая Петьку Сорокина, подумал капитан Трофимов.- Завтра нужно зайти к нему на квартиру и узнать, как он там… Но я же  забыл спросить его домашний адрес!
         Капитан Трофимов остановился и сокрушенно покачал головой.
         - Третий этаж…


                г. Липецк