Загадка

Юрий Чайкин
          Загадка – жанр, восходящий к глубокой древности. Загадка своего рода испытание сообразительности  и ума.

            Понятие «загадка» восходит к древнеславянскому глаголу «гадати», что значило «думать», «рассуждать».  Загадка – это «раскрытие сокрытого». Основной поэтический приём – метафора (уподобление, одушевление). Эту особенность заметил ещё Аристотель, для которого «загадка – хорошо составленная метафора».

             Появление загадки как речевого жанра, по-видимому, связано с целой системой запретов, существовавших для древнего человека. Это было своеобразное табу, которые отражали разные стороны человеческой жизни. Например, охотничьи, основанные на уверенности, что животные понимают человеческий язык. Поэтому наши далёкие предки использовали иносказания: не говорили о своих намерениях, не называли орудия охоты и не называли зверей, на которых предстояло охотиться.
               Второй мотив – это мотив испытания. По всей видимости, первоначально он был также связан с запретами. При инициации, т.е. испытании подростка при переходе в возрастной разряд мужей, зрелых охотников, скотоводов, землевладельцев и воинов, юноша должен был показать и своё знание условного языка.

              Кроме того, появление иносказания связано с верой в то, что тот, кто владеет именем, имеет власть над человеком.

              В дальнейшем при помощи загадок испытывали человеческую мудрость и учили мудрости. Загадывание и разгадывание загадок – своеобразное единоборство. Это связано с особым значение слова и отношением к нему древнего человека. Слово само по себе имело силу, и тот, кто владел словом, владел опредёленной силой. Загадки достаточно часто встречаются в сказках, где порой они её композиционно скрепляют. Разгадывание загадок – основа некоторых сказок.
                Загадки наиболее древний жанр, так как в нём отражаются мифологические воззрения народа. Одни из самых древних загадки типа: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-вереница, никто её не поймает – ни царь, ни царица, ни красная девица» (солнце на небе), «Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце скрало» (роса), «Тур ходит по горам, - турица по долам, тур свистнет, - турица мигнет» (гроза), «Конь бежит, земля дрожит».

                Ф.И.Буслаев писал о загадке: «Появление загадок относится к  древнейшему периоду проблесков человеческого ума… Загадка не что иное, как смелый вопрос пробуждённого ума о таинственных силах и явлениях природы». В загадке показан предметный мир. По тому, как представлен мир в загадках, в каких образах, насколько красочен и поэтичен язык, можно судить о самом народе, о его культурном уровне. Загадка свидетельствует об определенном психологическом уровне развития данного народа, о логике народа. Также, можно сделать вывод о мировоззрении народа: его отношении к природе, к другим людям, религии.   В загадках говорится о многих атрибутах народного (крестьянского) быта.  Это загадки об утвари, об орудиях труда, о домашних животных.

              Одна из древнейших загадок была выцарапана на стенах храма. Разговаривать в храмах было запрещено, вот загадка на стене и была выцарапана, пусть приятель отгадает: «Голосом железный, камены перси, медяная голова, липовая челюсть, в золоте»… Это Божий храм. Голос у него железный от колоколов, грудь стена каменная, накрыт медным куполом, главою, крыта золотом, липовая челюсть – легкое деревянное крыльцо.
 
                Загадки использовались людьми для передачи закодированной информации. Так в Новгородской 1-ой летописи под 1016 годом рассказывается о борьбе сыновей Владимира, Ярослава и Святополка. Однажды Ярослав направил разведчика в лагерь противника, который спросил у тайного сторонника: «Что ты тому (Ярослву) велише творити? Меду мало варено, а дружины много?» Разведчик получил ответ тоже в форме загадки: «Рци тако Ярославу: «Да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярослав понял, что дружину нужно в ночь вести в бой».

 Конечно, все эти функции загадок остались в прошлом, но и сейчас они нам интересны.  Загадки учат творчески и образно мыслить, понимать и пользоваться иносказанием.

Загадка как жанр речевого высказывания имеет свои художественные особенности и структуру. Конечно, это связано с тем, что загадка – это иносказание, намёк, окольная речь, обиняк. Загаданные предметы изображаются посредством других, которые имеют отдалённое сходство с теми, о которых умалчивается. Основные принципы построения – это принципы замещения, выключения, отрицательного сравнения, противопоставления.
             При замещении происходит замена одного предмета или действия другим: «Серое сукно тянется в окно» (дым из трубы). Однако это сходство неожиданное, необыкновенное, замысловатое.

             Предмет может прямо не загадываться, а будут перечислены его свойства, по которым и можно догадаться, что это за предмет: «Четыре ноги, а не ходит, спина есть, а головы нет» (стул). Свойства обрисованы так, что выходит нечто необычное и замысловатое. 

             Иногда в загадках используется переносное значение слова. Но один предмет заменяется другим  неожиданно, непривычно, остроумно.

             Бывают загадки, в которых предмету даётся имя, звучащее в рифму с другими словами: «Маленький Денис на верёвочке повис». Имя Денис употребляется потому, что это слово рифмуется со словом «повис».

             В некоторых случаях загадка рифмуется с отгадкой: «Что в избе Самсон?» (заслон).

             Во многих загадках важен звуковой образ, который создаётся с помощью аллитераций и находится в одном звуковом ряде: «Вверх бурды, вниз бурды, по тем бурдам вели бурды» (тканьё).   
   
             При выключении исключается из общего ряда какие-либо признаки, свойства предмета или явления:

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.

             Принцип отрицательного сравнения хорошо проиллюстрирует следующая загадка:
   
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он?   
   
             Противопоставление одного предмета другому, так как сопоставляться и противопоставляться могут только подобные предметы, понятия или действия: 

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.

             Собственно загадка может строиться как вопрос о свойствах, качествах предметов и явлений. 

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?

             Иногда загадка представляет вопрос, часто шутливого юмористического характера: «Что с земли не подымешь?» (тень). Иногда эти вопросы носят саркастический характер: «Когда дурак умён бывает?»
            Загадки рифмованы и ритмизованны.

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.

            В наше время основная роль загадки игровая, занимательная.