Странник...

Смирнов Александр Александрович

















СТРАННИК...



























ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ


СЦЕНА ПЕРВАЯ


 ЗВУЧИТ МУЗЫКА (Увертюра)

Занавес поднимается

Бедно обставленная комната. Старая мебель. Выцветшие обои. Дверь, покрашенная масляной краской. Вешалка с висящей на ней верхней одеждой. Под ней, на полу — обувь. В углу — холодильник. Комод. На комоде — зеркало и старая Икона.

За окном — неяркий дневной свет.

Странник (семнадцатилетний парень в потёртых джинсах и водолазке;    
в наушниках) собирает рюкзак и разговаривает со своими родителями (мужчина и женщина лет пятидесяти; очень скромно, по-домашнему одеты). Рядом, на табуретке — открытый чемодан.

ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ ПОСТЕПЕННО ПРИГЛУШАЕТСЯ

Отец:

- Куда?.. Зачем?.. Там своих хоть отбавляй!.. Люди в общежитиях ютятся...

Странник:

- Ты откуда знаешь?..

Отец:

- По телевизору, вон, всё время говорят...

Странник:

- Вот-вот... Вся ваша жизнь — телевизор да картошка на даче...

Отец:

- А тебе мало?.. Ты денег хочешь?..
 
Странник:

- Хочу! И «Мерседес» хочу,  и квартиру метров триста,  и денег побольше!..

Отец: (С эмоциями в голосе)

- В «каменных джунглях» счастья нет!

Странник: (С раздражением в голосе)

- А где есть?..

Отец:

- Здесь!.. Воздух, лес...

Странник: (Перебивает на полуслове)

- Всё! Всё! Хватит!..

Отец:

- Ну, если хочешь делом заниматься?.. Корову купи! Йогурт какой-нибудь делай!..

Странник:

- Ага!.. В кредит!.. Чтобы потом лет десять за коровье дерьмо расплачиваться!.. Ну, спасибо!.. Сами, вон, лет десять тёплому сортиру радовались..., когда квартиру вам, наконец, дали... А меня — мордой в навоз?!..
 
Отец:

- Ну а там-то ты что делать будешь?..

Странник:

- Спасибо советскому образованию!.. Поступлю куда-нибудь... Не ждать же мне повестку из военкомата!..

Отец:

- Армия мужику тоже нужна!.. А то, посмотри... Вы с вашими машинами к двадцати пяти годам все, как один, с пузом и лысые, как коленка!..

Странник: (Яростно трясёт головой и прижимает наушники руками)

Мать:

- Хватит, отец!.. Всё, что он говорит — правда! Пусть едет! Нельзя же его и, вправду, запереть!.. Ведь жизнь — это не тюрьма!.. (Высоко поднимает голову и твёрдо говорит:) Путь едет! Пока мы живы — поможем... А не сложится — будет куда вернуться!.. (Зябко обнимает себя за плечи, поводит головой) Сейчас я деньги принесу...

Странник:

- Не надо, мам!.. У меня есть...

Отец:

- Откуда?..

Странник:

- Нельзя же десять лет каждый день в музыкальную школу ходить!.. Спасибо, что городишко на федеральной трассе стоит!.. Последние два года я в «Макдональдсе» подрабатывал...

Отец:

- Так вот откуда дьявольщИна-то тащится!..

Мать: (Резко обрывает)

- Молчи! Не упоминай!..

Отец: (С усмешкой)

- Какая ты религиозная стала последнее время!..

Мать:

- Жаль, что не раньше...

Странник: (Завязывает рюкзак, закрывает чемодан, поворачивается к родителям и говорит...)

- Ладно, предки... Пора... Не думайте, что я такой уж плохой... Ваши гены во мне. Совесть так и прёт… Чуть что не так — всю ночь заснуть не могу... Не бойтесь! Не пропаду!.. И душу сберечь обещаю...

Обнимаются все втроём. За дверью — шум, топот ног. Слышится мужской голос:

- Надежда! Надежда! Николай!..

Вбегает сосед (мужчина с яркой запоминающейся внешностью). Радостно, громко говорит (почти кричит):

- Счастье, счастье-то у нас какое!.. Девчонку Бог послал!.. Мы уже и не надеялись... Сколько врачей-то прошли!..

Мать: (Радостно улыбается)

- Как?.. Как назвали-то?..

Сосед:

- Мария! Маша! Машенька!.. Как ещё в России долгожданных детей называют?..

Отец и мать по очереди обнимают соседа. Сосед подходит к страннику, обнимает его и спрашивает:

- А ты куда?..

Странник:

- На станцию... В Москву еду...

Сосед:

- Пойдём, провожу... (Подхватывает чемодан) Всему городу рассказать о моей радости хочется!..

Странник одевает рюкзак. Сосед с чемоданом в руке открывает дверь и выходит. Дверь остаётся открытой. Странник, подойдя к двери, останавливается и поворачивается к родителям.

Немая сцена (5 секунд)

Странник выходит. Дверь остаётся открытой. Мать после трёхсекундного остолбенения, оставаясь на месте и всплёскивая руками, кричит:

- Сынок! Сыночек!.. Вернись!..

Странник появляется на пороге. Мать бросается к комоду, хватает икону, протягивает её сыну и громко, взволнованно, сбивчиво говорит:

- Возьми икону! Она мне от родителей досталась... Бабушка моя всю жизнь перед ней на коленях молилась... Она древняя. Бабушке она от её бабки досталась. А та, когда ещё совсем девчушкой была, на пепелище сгоревшего монастыря нашла её. Всё время рассказывала маме про чудо необъяснимое. Дескать, монастырь дотла весь сгорел. Даже лавки, которые в затворах монашеских, в пепел превратились. А Икона эта ничуть не пострадала, даже не обуглилась... Посмотри… Сзади у неё бумажка приколота... с молитвой... Может, благодаря молитве этой, мой дед с войны живой вернулся..., один на пятьдесят деревенских домов!.. Эту молитву он всю войну в сапоге проносил... Бумажка стиралась, он её переписывал и опять в сапог прятал, чтоб никто не нашёл и не выдал... Пусть они с тобой будут: и икона, и бумажка!..  В чемодан положи!.. Они тебя сохранят!.. Возьми, пожалуйста! Ради меня возьми!..

Странник берёт икону и выбегает за дверь. Мать медленно опускается на колени и начинает рыдать в голос. Отец подходит, пытается её поднять. Мать резко отстраняется, бежит к окну, падает перед ним на колени и начинает страстно молиться:

- Господи! Господи!... Матерь Божия!.. Пресвятая Богородица!.. Сохрани!.. Сохрани его!.. Ради моего материнского сердца сохрани!.. Ведь ты сама — Мать!.. Попроси за него Спаса нашего, Сына своего!..


ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ ВЫХОДИТ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ

Свет на сцене гаснет. Освещённым остаётся только окно (неяркий дневной
свет).

Занавес опускается
















СЦЕНА ВТОРАЯ

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Занавес поднимается

Тускло освещёный подземный переход. Обшарпанные стены.

Странник (парень в потёртых джинсах и ветровке, на вид лет двадцати) стоит и играет на кларнете «Ave Maria» Баха. Перед ним лежит раскрытый целлофановый пакет с деньгами. Издалека доносятся бряцанье гитарных аккордов и шум проезжающих над переходом машин. По переходу идут немногочисленные люди. Один останавливается, слушает. Кто-то из проходящих, не останавливаясь, бросает деньги в пакет. Странник доигрывает до конца, смотрит на часы, потом разбирает кларнет и кладёт его в футляр. Появляется молодой человек с гитарой, смотрит на пакет с деньгами.   

Гитарист:

- Молодец!.. У тебя сегодня неплохо... (Ёжится) Что-то холодно сегодня... Пальцы совсем замёрзли...

Странник:

- У тебя только пальцы, а мне дышать холодно... Хорошо ещё, что мундштук пластмассовый...

Гитарист: (Оглядывается по сторонам)

- Ну где они?.. Нам два часа домой тащиться...

Странник:

- Скажи спасибо, что Бутово — Москва!.. А то на электричках разорились бы... А где ещё квартиру можно снять за такую цену?.. Что есть-то сегодня будем?.. Опять в «Макдональдс» пойдём?.. У меня уже эти гамбургеры не перевариваются...

В переходе появляется мужчина в куртке с накинутым капюшоном. Лицо скрыто под капюшоном. Он поднимает пакет, забирает оттуда часть денег и протягивает  ладонь гитаристу. Гитарист из-за пазухи достаёт деньги и отдаёт ему. Мужчина пересчитывает и выжидательно смотрит на гитариста. Гитарист отдаёт ему ещё одну бумажку. Мужчина уходит.

Гитарист:

- А давай-ка рванём в «Му-му»!..

Странник: (Заглядывает в пакет и мычит:)

У-гу... Ты ещё предложи в ресторан сходить... (Хлопает гитариста по плечу) Пойдём-ка, друг, купим курицу-гриль у метро... Дёшево и сердито...
 
Оба уходят.

Занавес опускается



СЦЕНА ТРЕТЬЯ

На сцене - две комнаты в коммунальной квартире, разделённые межкомнатной стеной. Одна из них (левая) — смежная. Слева от неё видна часть лестничной клетки. В левой стене «левой» комнаты — входная дверь, в правой — дверь, ведущая в «правую» комнату.
Квартира съёмная. Комнаты обставлены одинаково. В каждой — шкаф и диван. В «левой» комнате - уже знакомые зрителю рюкзак и чемодан странника и две тумбочки, на одной их которых - открытый ноутбук с портативными колонками, на второй — маленький телевизор. На диване в «левой» комнате сидят две девушки в миниюбках, туфлях на высоких каблуках, с ярким макияжем. Одна занимается маникюром, вторая смотрит телевизор, подёргивая плечами в ритм звучащей в телевизоре музыки. Открывается дверь. Заходят странник и гитарист. Одна из девушек вскакивает, подбегает к ним, целует гитариста, демонстративно кокетливо обхватывая его бёдра согнутой в колене ногой; и говорит при этом:

- Мальчики... Покушать принесли?..

Гитарист:

- У вас гонорары побольше... Это вы нас кормит должны. Но... Так и быть… (Достаёт из-за пазухи бутылку водки.)

Девушка:

- Фу-у-у...

Гитарист:

- А у меня ещё кока-кола есть... Получится прекрасный коктейльчик!.. По вкусу ничуть не хуже «бурбона»…

Девушка и гитарист, весело болтая на ходу, уходят в «правую» комнату. Вторая девушка, сидя на диване, игриво манит странника пальцем. Странник подходит к телевизору, убавляет звук, поворачивается к девушке и говорит:

- Отдохни...

Девушка, запрокидывая голову на спинку дивана и выгибаясь всем телом, кричит подруге:

- Он меня не хочет.

Гитарист:

- Оставь его! Его уже не переделать... Состарится — будет локти кусать...

Девушка медленно встаёт с дивана, потягивается и, кривляясь, говорит страннику:

- Маменькин сынок...

Гитарист: (Заходит в «левую» комнату и говорит с грузинским акцентом)

- Нэ обыжай друга, жэнщина... Мэня на обэих вас хватыт...

Гитарист подходит, берёт девушку на руки и уносит в «правую» комнату.
Она, продолжая кривляться у него на руках, выкрикивает:

- А я люблю разнообразие!..

Дверь между комнатами захлопывается. С этого момента правая комната зрителям не видна. Из неё доносятся женский смех, «сюсюканье»,    «воркованье»...

Странник прибавляет звук телевизора. Подходит к ноутбуку и включает его. Что-то ищет в тумбочках (сначала под телевизором, потом под ноутбуком). В одной из тумбочек он находит папку с «нотами», копается в ней и явно не находит то, что ищет. Он окидывает взглядом комнату, подходит к чемодану, открывает его и начинает в нём что-то искать… И тут на лестничной клетке, перед входной дверью появляется мужчина, силуэт которого едва угадывается. Одежду и лицо разглядеть невозможно. Он подносит руку к кнопке звонка. Именно в этот момент странник что-то находит в чемодане. Рука мужчины замирает в нескольких сантиметрах от кнопки. Странник выходит на середину комнаты. В левой руке у него икона. Он смотрит на неё несколько секунд, нежно поглаживая пальцами правой руки, потом прижимает к сердцу и говорит:

- Мамочка, милая!.. Какая же ты наивная!.. Всю жизнь ты кому-то молишься... Сначала партии вашей, а теперь Богу... А миром-то правят деньги!..

Странник резко поворачивается, возвращается к чемодану и кладёт в него икону. Рука мужчины за дверью приходит в движение и нажимает на кнопку звонка. Странник идёт к входной двери и открывает её. Перед ним, на пороге — молодой человек в кожаной жилетке, одетой на голое тело и в кожаных брюках. На нём — ремень с огромной бляхой, но которой изображены череп с костями. Руки и шея — в татуировках. Половина головы выбрита наголо, на второй половине — длинные волосы до плеча.

Гость:

- Привет, чувак... Это ты на дудочке играешь?..

Странник:

- На кларнете... Ну я...

Гость:

- Тебя тут в гости приглашают.

Странник:

- Кто?

Гость:

- Один большой любитель музыки...

Странник в полном недоумении и нерешительности стоит, не двигаясь, и смотрит на гостя. (Пауза 5 секунд)

Гость:

- Да ты не бойся!.. Не домой зовёт… Место большое, присутственное.

Странник всё также стоит. (Пауза 5 секунд)

Гость:

- Пойдём, браток, пойдём!.. Сыграешь что-нибудь... Получишь кучу бабок... Мне бы такую работу!..

Странник:

- Ну что ж... Пойдём.

Странник наклоняется и поднимает с пола футляр с кларнетом. Гость делает шаг назад, выпуская странника на лестничную клетку. Странник выходит и закрывает за собой дверь. Через 5 секунд из-за сцены доносятся звуки захлопывающихся автомобильных дверей и шум отъезжающего автомобиля.

Свет на сцене гаснет

Занавес опускается



СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ


Занавес поднимается

Сцена не освещена. Из-за сцены доносится шум резко останавливающегося автомобиля, слышны голоса странника, гостя и водителя.

Гость:

- Какого чёрта?

Водитель:

- Набережную перекрыли!.. Какую-то верёвку в этот здоровущий Храм привезли.

Странник: (Мрачным голосом)

- Не верёвку, а Пояс Богородицы...

На неосвещённой сцене прожектора, имитирующие свет автомобильных фар, высвечивают силуэты людей, стоящих в очереди за поклонением Поясу Богородицы. Направленный сверху луч света выхватывает из очереди мужчину с пятилетней девочкой на руках. Это тот самый сосед родителей странника, который провожал его в Москву.

Гость:

- Разворачивайся!.. Что стоять-то?.. Всё равно объезжать надо...

Странник: (Взволнованным голосом)

- Постой! Постой минутку!.. Там мой земляк!..

Звук распахнувшейся и захлопнувшейся автомобильной двери.

Странник появляется на сцене. Он подбегает к соседу.

Сосед:

- О!.. Сосед!.. Сто лет о тебе ничего не слышал!.. Как ты тут?.. Как Москва?..

Сосед протягивает правую руку страннику, левой прижимая к груди девочку. Странник хватает протянутую ему руку и радостно трясёт её.

Странник:

- Да ничего!.. У меня всё нормально... Как там мои-то?..

Сосед:

- Живы!.. Живы, Слава Богу!.. Мать твоя уже два года в нашем храме на клиросе поёт!..

На сцене появляется гость, быстрым шагом подходит к страннику, кладёт ему руку на плечо и говорит:

- Пошли, браток!.. Пора! Пора!..

Они медленно отходят от толпы. Странник, выворачивая шею, смотрит на соседа.

Сосед: (Кричит вслед страннику)

- А ты что своИх совсем забросил-то?.. Хочешь вернуться на белом коне?..

Гость: (С усмешкой)

- На белом «Мерседесе»!..

Сосед:

- К родителям на коленях приползают!.. Всегда!..


Занавес опускается



СЦЕНА ПЯТАЯ


Слышатся звуки ночного клуба: музыка, женский смех...

Занавес поднимается


На сцене - комната ночного клуба. В центре стены - столик с зеркалом (как в парикмахерской). Перед ним - кресло. В кресле сидит человек с внешностью трансвестита. Им занимается визажистка (девушка лет двадцати в брюках и блузке). Он сидит перед зеркалом, спиной к зрителям. По бокам от кресла стоят две ширмы. Верхняя часть стены, у которой стоит столик с зеркалом, прозрачная. За ней виден зал ночного клуба. В зале — два шеста для стриптиза. У левого танцует девушка, у правого — мужчина… В зеркале над столиком появляются сначала женское лицо, потом мужское… В комнату входят странник и гость.

Гость:

- Шеф, я привёл его.

Пауза 5 секунд

Трансвестит: (Жестом отпускает визажистку и говорит мужским голосом)

- Свободен.

Гость кланяется и уходит. Трансвестит отталкивается ногами от столика. Кресло выкатывается и медленно поворачивается. Трансвестит встаёт. Лицо его ярко освещено. Чётко видны женские черты, яркий макияж, женская причёска с короткой стрижкой. При этом, он — мужчина. (Одежда, фигура...)

Немая сцена 10 секунд.

Трансвестит:

- Удивлён?.. А что так?.. Сейчас в моде сексуальная свобода... А моде надо следовать... Хотя... Надо сказать, у человечества всегда был дурной вкус... Мода на рабов, мода на дворцы... Кстати скажу тебе по секрету: все дворцы холодные и сырые... Мода на революции!.. А потом... всё по кругу... Вот сейчас интересный момент! В моде и дворцы, и революции!.. Мне приходится фантазировать... Революции будут цветными… Ну да ладно. К делу. Этот город (он широко разводит руки в стороны и поднимает лицо к потолку) принадлежит мне. И всё в нём моё, и все в нём мои... Ну... Почти все… И все здесь счастливы! Абсолютно счастливы!

- Странник: (Насмешливо хихикнув)

- И наркоманы, и бомжи...

Трансвестит: (Впритык подходит к страннику. Расстояние между их лицами – несколько сантиметров.)

- Не вижу ничего смешного, молодой человек...

Трансвестит пять секунд смотрит в глаза страннику, а потом начинает расхаживать по сцене и говорить лекторским тоном:

- Основной критерий счастья — наличие желания... Наркоман, который хочет «дозу» уже счастлив, а, получив её, счастлив вдвойне... Бомж хочет тепла и, спустившись, в тёплый подземный переход, засыпает абсолютно счастливым... О проститутках я вообще не говорю. Вся жизнь — сплошная радость, и за это ещё деньги платят!..

Трансвестит останавливается; стоя спиной к страннику, он широко разводит руки в стороны, поднимает лицо к потолку и говорит:

- Все! Все чего-то хотят!.. А значит, все счастливы!..

Он резко поворачивается к страннику и говорит медленно, с нажимом:

- А вот вы, молодой человек, портите мне всю картину!.. Вам ничего не надо. Вы ничего не хотите. Вас не прельщают ни девушки, ни вино... Однако, домой не уезжаете и в монастырь не уходите!.. Всё это не по мне! Нельзя повиснуть между светом и тьмой. Я хочу, чтобы вы тоже были счастливым!.. Разрешите мне вам это предложить!..

На лице у странника — выражение недоумения и недоверия. Трансвестит смеётся и говорит:

- Да вы не бойтесь, юноша!.. Никого убивать, грабить вам не придётся... Я уже давно ни у кого ничего не отнимаю, (далее говорит, медленно, задумчиво...) с тех самых, памятных событий... (вновь приближается к страннику, останавливается в двух шагах от него и вглядывается ему в глаза) Скажите... Имя «Иов» вам ни о чём не говорит?..
 
Странник:

- Нет.

Трансвестит: (с нотками удовлетворения в голосе)

- Хорошо... Хорошо, когда не помнят моих поражений... С тех пор я только даю!.. И никто не отказывается...

Странник:

- Так уж и никто?..

Трансвестит:

- Был один... Сын плотника... (пауза) Он плохо кончил... Народ, знаете ли..., демократия... (хихикает) Но у него остались последователи... (пауза) Так вот. У нас с тобой всё будет чисто и прозрачно... Не выходя из своего кабинета, в своём компьютерном планшете ты будешь переносить цифры из одной таблицы в другую... И всё. И ты будешь богат!.. А ты, ведь сам говоришь, что деньги правят миром...

Странник готов принять предложение, но колеблется...

Трансвестит:

- Ну-ну, давай, соглашайся!.. Ведь это в конце концов справедливо... Твои предки пережили революции, страшные войны... Всю дорогу вкалывали... А родители твои родили тебя, не имея ни гроша за душой!.. Приличным людям об этом рассказать — засмеют!.. У них — сначала деньги, а потом дети... (пауза) Но я восстановлю справедливость, и ты получишь положенное тебе. (медленно поднимает и протягивает руку) Ну же!.. По рукам?..

Странник несколько секунд смотрит на протянутую руку трансвестита и очень медленно, нерешительно начинает протягивать ему свою... Занавес опускается в тот момент, когда их руки ещё не соприкоснулись...

КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ






ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Сцена не освещена. Занавес опущен. Звуки аэропорта. Слышны шум самолётов, многочисленные голоса… Голос диспетчера объявляет о прибытии рейса:

- Вниманию встречающих. Рейс номер «двенадцать тридцать один» прибыл из Нью-Йорка. Attention, please... Flight number “twelve thirty one” has arrived from New-York…

Мужской голос: (голос охранника)

- Хозяин, это — весь багаж?..

Женский голос: (с нотками недовольства)

- Вот та фиолетовая сумка тоже наша... Обязательно что-нибудь забудете!..

Через пять секунд слышатся звуки захлопывающихся дверей автомобиля, запускаемого двигателя и в течение тридцати секунд — звук едущего автомобиля.

Голос охранника:

- Хозяин, опять на набережной пробка.

Женский голос: (с нотками раздражения)

- Ну сделайте же что-нибудь!..

Второй мужской голос: (голос шофёра)

- Не волнуйтесь, хозяйка!.. Сейчас куда-нибудь нырнём...

Звук резко поворачивающего автомобиля. Через три секунды — визг тормозов и звук лёгкого удара. Направленный поток света, имитирующий свет автомобильных фар освещает середину сцены, перед опущенным занавесом. Там лежит монах в облачении, который тщетно пытается встать. На сцену выбегают двое крупных мужчин в аккуратных тёмно-синих костюмах (охранник и шофёр). Они берут монаха под руки, поднимают его и трясут, пытаясь заставить стоять.

Охранник: (кричит)

- Ты что, идиот!.. Тебе жить надоело?..

Слышится голос странника:

- Оставьте его!.. Поехали!

Шофёр:

- Хозяин! Он там прилепил что-то, на лобовое стекло!..

Голос странника:

- Поехали, я сказал!.. Дома разберёмся!..

Охранник и шофёр отпускают руки монаха. Он стоит, пошатываясь. Охранник и шофёр убегают со сцены. Охранник, при этом, оглядывается, грозит кулаком и, убегая, говорит со злобой голосе:

- У, гад!.. Дать бы тебе!..

Слышатся звуки захлопывающихся дверей и трогающегося автомобиля.



СЦЕНА ВТОРАЯ


Комната ультрасовременного дизайна. Чередуются вертикально расположенные серые металлические панели и зеркала. В центре сцены — большая картина в сюрреалистическом стиле. В комнате, слева направо: кожаный диван, стеклянный журнальный столик, огромное массажное кожаное кресло.  На сцену выходит роскошно одетая, очень красивая женщина. (Жена странника)  На ней — длинное платье, туфли на высоких каблуках, инкрустированных бриллиантами. В руке у неё — маленькая сумочка, инкрустированная крупными бриллиантами. Вслед за ней появляется странник. На нём — дорогой, фирменный костюм и шёлковая сорочка с расстёгнутым воротом. На шее — массивная золотая цепь.

Жена:

- Ну наконец-то!.. Никогда я так не летала... (бросает сумочку на журнальный столик)

Странник:

Да... Погоду ни за какие деньги не купишь...

Жена садится в кресло и кладёт ноги на журнальный столик. Странник снимает пиджак, плюхается на диван, запрокидывает голову, закидывает руки на затылок. Сидит так пять секунд, потом медленно опускает руки на спинку дивана. В результате руки широко раскинуты.

Странник:

- Ты новости в машине слышала?..

Жена:

- Слышала по твоей милости.

Странник:

- Матери позвонить не хочешь?.. Она, ведь у тебя на Украине...

Жена:

- У меня нет матери!.. (далее говорит довольным, «мурлыкающим» голосом:) Зато, у меня есть папа...

Странник: (качает головой, улыбается)

- Вот, новая «буржуйская» мода... Папочка-миллиардер отбирает ребёнка у брошенной жены...

Жена: (вскакивает и говорит сердитым голосом)

- Буржуйская?!.. Слово-то какое нашёл!.. Тоже мне ягнёночек!.. «Владелец заводов, газет, пароходов»... Уж помалкивал бы!..

У странника — мрачный, усталый вид. Жена подходит вплотную к сидящему на диване страннику и говорит с брезгливостью в голосе:

- Фу!.. Что за выражение лица у тебя?.. Человек, у которого всЁ (!!!) есть…, не должен иметь такую мрачную физиономию!..

Жена наклоняется, обнимает его за шею и игривым голосом говорит:

Ну... Чего тебе не хватает?..

Странник:

- Счастья.

Жена отталкивает его, быстро отходит, останавливается в центре сцены и, обращаясь к залу, говорит:

- Ох, уж эта мне русская хандра!.. Сейчас-то от чего?.. Ты же в своей любимой России!.. Я понимаю: на собственном тропическом острове... И солнце слишком горячее, и краски слишком яркие, и море слишком солёное... От тоски к чёрно-белым берёзкам и коровкам так и тянет...

Странник:

- Коровы, между прочим, разного цвета бывают!..

Жена опять подходит к страннику, стоит три секунды подбоченившись, а потом наклоняется к нему и с издёвкой в голосе говорит:

- Я, между прочем, корову только из окна своего лимузина видела..., на крыше «кафешки» с загадочным названием «Му-му»...

Жена на несколько шагов отходит от дивана и, пристально глядя страннику в глаза, говорит:

- Впрочем, какая разница?.. Русские во всём признают только два цвета: чёрный и белый... Пятьдесят оттенков серого — не для них...

Странник: (хохочет)

Не для них...

Жена:

- Давай закончим этот дебильный разговор!.. Я иду спать. Хоть я и устала, но я абсолютно счастлива!.. Тебе не удастся заразить меня своим вечным пессимизмом!..

Жена быстрым идёт вдоль сцены (к выходу из комнаты). Перед тем, как уйти со сцены, она останавливается, оглядывается на странника и говорит:

- Да. Ты хоть не забыл, что у тебя завтра день рождения?..

Странник: (посмотрев на часы)

Уже сегодня.

Жена: (со злобой в голосе)

- Зануда!.. (пауза 5 секунд) Подумай... Куда бы мы могли сходить?..

Странник: (запрокидывает голову на спинку дивана, руки опускает на сиденье)

- Устала она!.. Во сила-то!.. (почти кричит с отчаянием в голосе) Господи!.. Мне жить не хочется!.. Тьма... Повсюду тьма... Порой мне кажется, что я ослеп... Мир вокруг меня сузился до тысячи квадратных метров вкартиры и тысячи квадратных метров моего офиса... Ну и, конечно, несколько квадратных метров салона «авто»... Куда же от них денешься?.. На яхте своей трёхпалубной я так ни разу ещё и не был... Так и стоит на верфи, в Мельбурне на приколе... А выйдешь из дома или из офиса и сразу погружаешься в темноту..., в кромешную, мёртвую темноту...

Жена выходит. Странник остаётся в том же положении. Тело его постепенно обмякло. Он заснул и видит сон...

СОН:

На 15-20 секунд гаснет свет. На сцене становится абсолютно темно. Затем включается освещение, создающее «атмосферу сна» (например, голубой свет с мелькающими мелкими, золотистыми бликами). Слышен баюкающий голос матери странника:

- А-а-а... А-а-а... Сынок... Сыночек мой...

Странник: (не шевелясь и не открывая глаз, говорит тихим, нежным голосом)

- Мама... Родная моя...

Начинает тихо звучать «Ave Maria» Баха... С правой стороны сцены, в потоке яркого золотистого света появляется девочка лет семи-восьми с длинными, русыми волосами. На ней — голубое платье, расширяющееся книзу, длиной чуть ниже колена; белые гольфы, белые туфли; вокруг шеи, поверх ниспадающих волос — сползший с головы белый шарф. Девочка направляется к страннику и останавливается в трёх метрах от дивана. (Ниспадающий поток золотистого света не гаснет и сопровождает девочку. Она всё время освещена им.)  Странник медленно открывает глаза, встаёт, подходит к девочке; присаживается на корточки, чтобы оказаться с ней лицом к лицу.

Девочка: (детский голос)

- Ты звал меня?..

Странник: (нежно, ласково)

- Я звал свою маму, а ты — маленькая девочка.

Девочка: (детский голос)

- Меня называют Матерью все люди на Земле. А маленькая я потому, что Надежда в тебе только зарождается. Ты ещё не готов. (Девочка берёт странника за руку и тянет его на то место сцены, на котором она появилась.)
Пойдём со мной!.. Я всё тебе покажу!..

Странник не двигается. Девочка отпускает его руку, грустно  говорит:

- Не хочешь?.. (Сама отвечает на свой вопрос:) Боишься!..

Девочка медленно отворачивается от странника и начинает медленно уходить, делает несколько шагов, останавливается, поворачивается к страннику и говорит голосом матери:

- Тогда просыпайся и всё делай сам... Ведь счастье уже постучалось к тебе...

Свет на сцене гаснет. В темноте опять звучит голос матери:

- Ведь счастье уже постучалось к тебе...

СОН КОНЧИЛСЯ



Включается свет. Странник на диване медленно просыпается, тянется, трёт руками лицо. Голос матери опять повторяет:

Ведь счастье уже постучалось к тебе...

Странник запускает пальцы в волосы и на несколько секунд застывает... Он, как будто что-то осознал... Потом вскакивает, бежит к входной двери, на бегу кричит:

- Эй!.. Кто-нибудь!..

Вбегает охранник.

Странник:

- Где шофёр?..

Охранник:

- На кухне ужинает.

Странник:

- Быстро позови его!

Охранник убегает. Странник ходит взад-вперёд по комнате. Он весь — в нетерпении. В комнату вбегают охранник и жующий шофёр.

Странник:

- Где то, что прилепил монах на лобовое стекло?

Шофёр мнётся.

Странник:

- Ну! Говори!..

Шофёр:

- Хозяин!.. Это икона...

Странник:

- Где? Где она?..

Шофёр медленно лезет в карман. Странник, сгорая от нетерпения, торопит его:

- Давай!.. Давай же!..

Шофёр протягивает страннику маленькую иконку. Странник берёт её, несколько секунд рассматривает, потом быстро идёт к картине, висящей на стене. Шофёр — ему вслед:

- Там на обратной стороне — адрес монастыря... Наверное, монах для него деньги собирал.

Странник подходи к картине и отодвигает её. За картиной — сейф. Странник набирает шифр замка. Дверь сейфа открывается. На верхних полках — пачки денег, какие-то бумаги... С нижней полки странник достаёт чемодан (тот, с которым он приехал в Москву). Странник бежит к дивану, кладёт на него чемодан, открывает и достаёт футляр с кларнетом. Он несколько секунд нежно гладит футляр, потом откладывает его в сторону и начинает рыться в чемодане. В комнату входит жена в роскошном пеньюаре. Она громко кричит «Что тут происходит?!», подбегает к раскрытому сейфу, поворачивается к страннику и спрашивает срывающимся от волнения голосом:

- Ты слышишь?.. Что тут происходит?..

Странник, как будто не слышит её. Он нашёл то, что искал. Это икона, подаренная ему матерью. Он несколько секунд попеременно рассматривает обе иконы: иконку монаха и икону матери. На них — одно и то же изображение. Он переворачивает иконку монаха и читает то, что написано на её тыльной стороне. Губы его шевелятся. Он кладёт иконку на икону матери, прижимает их обе левой рукой к груди, подбегает к шофёру и резко говорит:

- Ключи!

Шофёр: (испуганно)

- Хозяин!.. Вы же целый год не садились за руль...

Шофёр медленно, нерешительно достаёт ключи из кармана. Странник выхватывает их у него и выбегает из комнаты. Жена кричит ему вслед:

- Куда ты, сумасшедший?..

Свет на сцене гаснет

Занавес опускается



СЦЕНА ТРЕТЬЯ


Занавес опущен

Сцена не освещена

Слышится пенье птиц. Включается свет, яркость которого медленно нарастает. На занавесе — изображение берёзовой рощи в солнечный день. Видна просека, в конце которой — яркий свет. Пенье птиц прекращается. Теперь слышатся звонкие детские голоса, заливистый детский смех. На зелёной траве, на пригорке, уткнувшись лицом в траву, лежит странник. Он спит.
На сцене появляется старец с длинными седыми волосами и бородой, облачённый в белое рубище. Внешне он похож на Святого Серафима Саровского. Старец медленно направляется к страннику, опираясь на длинную, суковатую палку. Он садится на землю рядом со спящим.

Старец:

- Володя!.. Володя!.. (потом громче) Владимир!

Странник просыпается и медленно поворачивается на бок, лицом к старцу.

Странник:

- Не помню: когда я последний раз так сладко спал…

Старец: (с сожалением качает головой)

Ну вот… А я тебя разбудил...

Странник быстро садится и говорит звонким, радостным голосом:

- Что вы?.. Что вы? Я совершенно выспался!.. Как же здесь хорошо!.. Какой упоительно чистый воздух!.. А какой запах!.. Пахнет влажной берёзовой листвой... А с листьев капает роса, чистая, чистая... и прохладная!.. Я хочу остаться здесь навсегда!!!...  Простите... Мне показалось, что вы назвали меня...

Старец:

- По имени... Не показалось.

Странник:

- Откуда вы знаете, что меня зовут «Владимир»?..

Старец: (с доброй усмешкой)

- А я про тебя всё знаю, сынок...

Странник:

- Откуда?..

Старец:

- А от матушки твоей!.. Была она здесь... Усердно молилась Богородице... Это образок Божьей Матери тебя сюда привёл... Запомни!.. Молитвы матерей никогда не застывают между Небом и Землёй!.. Они всегда достигают Господа! (Старец широко разводит руки в стороны и окидывает взглядом берёзовую рощу.) Праздник!.. Праздник-то какой сегодня!.. (поворачивает голову к страннику) Знаешь?..

Странник:

- Нет. Не знаю...

Старец:

- Вот у тебя сегодня день рождения... В честь кого тебя Владимиром назвали тоже не знаешь... Ровно тысячу лет назад Великий Человек из этого мира к Господу ушёл!.. Он Русь Святую окрестил!.. Князем Владимиром Его звали... Потом стали звать Великим... И Он не сразу дорогу к свету нашёл!.. Жестоким был... А когда нашёл..., всем эту дорогу показал!.. Вот так-то... Теперь знать будешь!.. (Пауза 3 секунды) Не забудешь?..

Странник:

- Теперь я ничего не забуду!.. (5 секунд молчит, потом с надеждой в голосе спрашивает:) Скажите! А мама моя здесь?..

Старец: (Звонко хохочет, качая отрицательно головой, и говорит:)

- Нет... Дома!... Дома родители твои!.. Пора тебе к ним отправляться...

Странник:

- Пешком?..

Старец: (смеётся)

- Зачем же пешком?.. На поезде...

Странник:

- Тогда я пошёл...

Странник встаёт, делает несколько нерешительных шагов, потом бегом возвращается к старцу, падает перед ним на колени и говорит срывающимся от волнения голосом:

Благословите меня, батюшка!..

- Старец встаёт, протягивает руку над головой странника и благословляет его:

- Благословляю тебя... На Великие Дела благословляю... Люби Россию и сбережёшь её... Для этого ты и обращён был... А от судьбы России судьба мира зависит. Так было всегда. Так и будет... Ступай, сынок!.. Ступай!.. Тебе пора.
 
Странник медленно встаёт и медленным шагом удаляется от старца.

Старец:

- Прощай, сынок!..

Странник:

- Мы скоро увидимся!..

Старец встаёт и медленно идёт. Они расходятся в противоположные стороны, но оба остаются на сцене. Старец останавливается, поворачивается к страннику и кричит ему вслед:

- Сынок! А что же машину ты бросишь свою?..

Странник:

- Брошу.

Старец:

- И не жалко?..

Странник отрицательно качает головой.

Старец: (глядя вслед страннику)

- Да... Велик Господь... Откроешь Ему краешек души, и Он всю её наполнит Любовью своей!..
 
Старец подходит к краю сцены, вглядывается в зал и говорит:

- А вам легко ли без любви живётся, дети?..

Звучит Благовест. Странник медленно поворачивается лицом к просеке, делает несколько шагов по направлению к ней и застывает на ходу... В этот момент на него сверху начинает падать направленный поток света….(Для усиления эффекта поток света должен быть наполнен какими-нибудь лёгкими, парящими элементами, например, птичьими перьями или кусочками фольги.)


ФИНАЛЬНАЯ НЕМАЯ СЦЕНА

МУЗЫКА ЗВУЧИТ С НАРАСТАЮЩЕЙ ГРОМКОСТЬЮ И ПОСТЕПЕННО ВЫХОДИТ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ (ТЕМА - «Радование»)

Занавес опускается



Вступление перед увертюрой первой части

1). Жизнь – это путь!
     Дарованный с рожденья.
     Лета, минуты и мгновенья,
     Судьба не даст тебе свернуть.

     Святой источник бытия
     Ко свету душу направляет (Всё время душу вдохновляет)
     И чувством сердце наполняет,
     Ты странник, - это жизнь твоя!

Вступление перед увертюрой второй части

2). Да, … Долог путь!
     Но в чём же суть?
     В земном? А может быть в небесном?
     Иль в ожидании чудесном?..
     В предчувствии или во сне, ночном, глубоком при луне?..
     Но вместо сна - вдруг вразумленье.
     Совет от старца – Откровенье!
     Пророчеств древних – Подтвержденье!

Перед произведением "Русь"

3). Непроницаем и высок,
     Теснится лес зелёным строем,
     Как тонкий женский поясок
     Заря блестит над чистым полем.
     Права народная молва:
     Здесь – вход в Небесную обитель!
     Россия-Матушка – жива!
     Россию, люди, берегите!

Перед радованием

4). Земля родная, пробуждайся!
      И в силе духа поднимайся!
      Да будет радование, пенье!
      Творца Вселенной прославленье!