Вечная музыка Баха

Ольга Григорьевна Ваганова
Последний, величественный аккорд отзвучал. Но, кажется, что стены церкви Петра  еще чутко прислушиваются к уносящейся ввысь, во вселенную, вечной музыке Баха. 

Благотворительный концерт прекрасной  латвийской органистки закончился. Люди, в основном пенсионеры, медленно продвигаются к выходу. Вместе со всеми Милена  выходит в фойе. Там ожидает   ее директор церкви -музея Марианна Озолиня.
--  Добрый день, Миленочка, как концерт? Заходите ко мне в кабинет на чашечку кофе, пообщаемся, раз случай представился.

Благодаря своей работе в латвийском информационном агенстве, Милена знает многих творческих людей Латвии.

Знает она и знаменитую латвийскую органистку, так вдохновившую сегодня слушателей своим исполнением. 

Артистка уже сидит в кабинете Марианны Озолини. Она еще вся во власти  волнения и вдохновения  от  музыки великого Баха. Милена здоровается  восхищенно и благодарно.
-- Концерт замечательный.  Эта музыка  поднимает в душе такие пласты, что хочется быть лучше. Спасибо вам большое, слушала бы и слушала эти божественные звуки.

Органистка улыбается. От этих слов, кажется, и усталость после концерта  куда-то улетучилась. Для любого артиста слова благодарности – самая большая радость.

-- Спасибо за теплые слова.  Особенно, когда видишь, что человек искренен. Ах, Миленочка, как бы мне хотелось записать этот концерт  на диск, -- мечтательно улыбается артистка, --   оставить людям  эту музыку, звучащую  в моем понимании, в моем исполнении. Ведь жизнь органиста-человека --  коротка, а музыка Баха – вечна. Ее  играли до меня,  будут играть всегда. И у каждого исполнителя - своя интерпретация этих необыкновенно глубоких произведений, -- артистка вдруг прерывает свою возвышенную  речь, и уже тихим голосом возвращает себя  в реальность жизни, --  но у меня нет  денег на запись диска. 

Чтобы скрыть чувство горечи, она опускает голову, подносит к губам чашку с уже остывшим кофе.

Проникновенные слова заставляют вздрогнуть сердце Милены. Она еще  под впечатлением величественных звуков, вызвавших в ней  жажду бескорыстных свершений.
-- А если достать деньги и записать этот концерт! --  неожиданно громко и взволнованно произносит Милена. На какое-то мгновение верит, что чудо  — возможно!
-- Скоро светлое Рождество!  «Говорят, под  Рождество, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается!» -- немного изменив известный стишок, вдохновенно, чуть по-детски декламирует Милена. Глаза ее загораются, в голове тут же возникает план действий. Что и как надо сделать, в какой последовательности, сколько все будет стоить. И вместе с Миленой  воодушевляются  остальные. Артисты – народ эмоциональный. Тут же подсчитывают расходы. Полторы тысячи долларов! И замолкают, притихшие. Такие деньги! Без спонсоров не обойтись. А как их найти, да еще уговорить выделить  деньги на запись?!   Но Милену уже не остановить! Все  ее мысли   настроены на одно – записать диск!

В середине фойе церкви, напротив касс, в полу изображен круг. Легенда гласит, что круг этот – центр. То-ли Риги, то-ли.. Если войти в него и задумать желание, очень сильно задумать и во благо не себе, а кому-то, -- оно обязательно исполниться!
Милена  давно слышала от экскурсовода об этой легенде, но никогда не приходило в голову  поверить, да и забыла о ней, много раз проходя через фойе без всяких мыслей. Теперь горячее желание помочь толкнуло ее  внутрь круга. Как в детстве, замерев на секунду, она мысленно произнесла: « Хочу, очень хочу помочь записать диск с музыкой Баха!»

Из электрички Милена вышла на станции Лиелупе и медленно, с наслаждением вдыхая чистый юрмальский воздух, пошла в сторону моря. Сюда она всегда приезжала за обновлением души, очищением от  городской суеты.  Здесь до горизонта морской простор,  небо над головой, свободное от зажатости серых каменных  строений, светлый мелкий песок пляжа, уходящий в туман бесконечности, -- все расширяло ощущение себя и  мира, гармонизировало и тело, и душу.
Стояла середина ноября. Уже осыпалась красота первых месяцев осени. Серость низко висящих облаков добавляла грусти голым деревьям. Но всюду росли  вековые сосны, хранящие круглый год зелень своих колючих, пушистых веток! В любое время  и в любую погоду Юрмала прекрасна!

Сегодня Милена шла не к морю. Дойдя до последней  улицы, идущей параллельно пляжу, она остановилась перед дверью банка LAND.  Этот банк был клиентом их информационного агенства и, потому, она знала его руководителя.

В первые годы независимости  банки в Латвии  появлялись, как грибы  в начале осени. Молодые экономисты, неопытные, но верящие в себя и фортуну, пытались оседлать банковский бизнес и  обогатиться.
 
Перед тем, как войти внутрь банка, Милена остановилась, успокоила дыхание, собралась.
-- Ну, с Богом! – произнесла  она и  решительно открыла тяжелую дверь.
-- Наступает светлый праздник Рождества, -- сидя в уютном кабинете  перед молодым руководителем, вдохновенно говорила Милена, --Это время добрых дел, благотворительности. Я пришла к вам с предложением. В Латвии, сейчас, среди нас  живет и творит замечательная органистка. Как она играет Баха – душа радуется и очищается! Великий Бах создал вечную музыку и эта музыка  должна звучать!  Только руки артиста могут вызвать ее из небытия. Но жизнь органиста коротка. Его знание, опыт глубочайшее понимание  музыки, уйдут вместе с  ним! Это ужасно несправедливо!  Сейчас технический прогресс  дает возможность  оставить потомкам все тонкости исполнения, записав музыку на  диск.  Для вас полторы тысячи долларов на благотворительность – небольшие деньги. Вы их все равно потратите на мелкие рождественско-новогодние сувениры, ничего не значащие. Но вечная музыка Баха, записанная за эти деньги,  останется! И вместе с ней, останется на  диске и имя спонсора – вашего банка LAND! Дарите вечное!
 
Прошли годы.  Давно уже осыпались многочисленные банки-однодневки. Нет и банка LAND. Но есть диск!

Милена, завернувшись в теплый платок, удобно устраивается в кресле. Сегодня светлая рождественская ночь. Милена ставит диск. Комнату наполняют величественные звуки органа.  Звучит вечная музыка Баха в исполнении замечательной  латвийской органистки.