Девочка... девушка... женщина

Магда Кешишева
  Эта девочка со дня рождения была улыбчива, контактна, добра ко всем, легко шла даже к малознакомым людям. К двум годам знала алфавит, выучив его, если позволительно сказать,по собственной инициативе. Семья была читающая:
богатая домашняя библиотека, газеты и журналы,которые всегда в большом количестве выписывались, - всё это маленькая Яночка видела с рождения.

   Читает кто-то, подойдёт Янушка и спросит:
   - Дедуя, какая это бука?
   - Бабуя, что написаи на магазине?
   Так и выучила все буквы. Потом стала по ассоциации обращать внимание взрослых на разные предметы и удивлять неожиданными сравнениями.
   Посмотрит на месяц и радостно восклицает:
   - Смоти, Серёж, тоя бука!
   Антенна у неё была буквой тёти Тамары, яйцо - буквой "О", а бабочка - буквой "Х". Однажды летом, во дворе, соседский карапуз, расставив  ножки, помочился. Яночка громко закричала:
   - Мамочка, ой, Гиша пописий папину буку!

   Пришёл как-то в гости школьный друг папы, Сурик. Он сразу понравился ребёнку и она стала показывать ему свои игрушки, книжки, читать стишки. Было похоже, что ему тоже интересно общаться с девочкой. Яночка чем-то рассмешила Сурика. Он от души смеялся, а потом сказал:
   - Янушка, ты прелесть! Я твою душу целовал!
   Ребёнок, серьёзно посмотрел на взрослого дядю:
   - Дядя Суик, душу не цеюют, а МА-ТА-ЮТ!

   Был забавный случай. Яночка, даже играя самостоятельно где-то в стороне, умудрялась слышать и замечать всё, что происходило вокруг. Так было и в тот раз. Папа с мамой сидели на диване, мама читала, папа слушал. Потом они стали спорить о прочитанном, папа засмеялся и поцеловал маму со словами:
   - Согласен, ты права!
   И тут раздаётся голос дочки:
   - Папа, не целуй маму!
   Папа на полном серьёзе отвечает:
   - Янушка, если бы я не целовал маму, ты бы не родилась.
   Ребёнок опешил, потерял дар речи. Широко открыв глазки, девочка смотрела на
родителей и наконец спросила:
   - А если ты будешь целовать маму, мама родит мне братика или сестричку?
   - Конечно!
   - Ну, ладно, договорились, целуй маму.

   Вечером, когда семья сидела за ужином, Яночка вдруг заявила:
   - Бабуля, дедуля, у меня "суприз"?
   - Какой, солнышко, хороший? - отозвалась бабуля.
   - Не беспокойся, бабуля, очень хороший! Готовы? У меня родится братик или сестричка!
   Все, конечно, обрадовались и вопросительно посмотрели на невестку и сына. Те весело засмеялись и рассказали, в чём дело.
   Дело в том, что все очень хотели второго ребёнка. В это время  молодая женщина и в самом деле ждала ребенка, но беременность (третий месяц) не была ещё заметна, и бабуля с дедулей не знали о ней. Откровение ребёнка заставило признаться, что папин поцелуй сделал свое дело.

   Шли годы. Девочка-хохотушка с ямочкой на щёчке выросла в очаровательную девушку, которую, как и в детстве, все любили за весёлый нрав, ум и готовность помогать всем и всегда. Одноклассники - девочки и мальчики - были постоянными гостями в доме Яны, где их всегда радушно принимали и вкусно угощали.

   Сдан последний экзамен. Аттестат в руках. Весёлый, шумный прощальный вечер в школе. Последний - в полном составе - ужин со школьными товарищами и учителями. Прогулка по ночному родному городу.

   Выбран институт, факультет - филологический. В тот год ввели новшество: принимали в институт, так сказать "по эксперименту" - по результатам двух экзаменов, если это 9 или 10 баллов. Первый экзамен по русскому письменному Яночка сдала на 4, потому за устный  ей нужна была отличная оценка. Надо сказать, что девочка всегда по русскому училась на отлично. Она принимала участие в городской Олимпиаде по русскому языку и литературе и имела Грамоту.

   Экзамен по русской литературе выпал на день рождения папы, и Яночка сказала:
   -Папуль, я тебе сегодня подарю пятёрку!
   В тот день обещали  30 градусов жары.
   Перед корпусом филфака - толпа возбуждённых родителей и абитуриентов. Подходит девушка с родителями и слышат:
   - Говорят, что лимит пятёрок закончился за два предыдущих дня, сегодня не
будет пятёрок.
   "Новость" всех будоражит. Ведь в подобных случаях верят всему.
   - Ой, мамочки,- пугается Яна.
   - Ничего не бойся, всё будет, как надо. И вообще, давайте-ка отойдём, а то говорят всякое. Откуда им знать, подумай?!

   В 10 часов попросили абитуриентов пройти на экзамен.
   Примерно через полтора часа стали выходить первые абитуриенты. К ним кидались родители и все те, кому хотелось узнать, какая обстановка, как спрашивают, не придираются ли, не задают ли каверзных вопросов...
   Девушки и парни говорили, что всё нормально - все доброжелательны, спокойная обстановка. А оценки у всех - 4 или 5.
   Одна женщина рядом в пол голоса пробормотала:
   - Врут они все, не скажут же, что тройку получили.

   Прошло 6 часов. Яна всё не появляется. Родители нервничают: во-первых, жара, во-вторых, ребёнок весь там изнервничался, в-третьих, она голодная.
   Наконец, из дверей выбегает Яна, показывает издали раскрытую ладошку -пятёрку - подбегает к родителям и...плачет.
   - Я - студентка, студентка!
 
   По дороге девушка рассказала, как она заработала отличную оценку.
   - Взяла билет, без подготовки ответила. Слушали внимательно, ни одного вопроса не задали. Потом дали чистый лист бумаги и стали диктовать отдельные слова. Продиктовали 10 слов. Это было легко. После этого сказали, чтобы я со своим билетом прошла в соседнюю комнату. Ну, пошла я туда, а там -3 женщины и  мужчина
 - председатель комиссии. Это был декан филфака.
   Представляете, у них работает кондиционер, на столе - фрукты, соки, а там, где мы экзамен сдавали, жарища такая, что умереть можно было!

   Одна из женщин говорит:
   - Ну, девушка, возьмите билет.
   Взяла я, хотя немного удивилась. Мне казалось, они какие - то вопросы зададут.
   - Что там у вас?
   - "Господа Головлёвы".
   - А когда вы в последний раз читали это произведение?- спросил мужчина.
   - Вчера, - говорю, - это моя любимая книга.
   - Вчера?! Ну, давайте, рассказывайте.
   Я начала рассказывать, они слушают очень внимательно. Потом, смотрю,  все
улыбаются. Остановилась я и спрашиваю:
   - Извините, а почему вы улыбаетесь?
   - Девушка, вы так вдохновенно рассказываете этот не особенно весёлый роман, что нам стало весело. Не продолжайте. Ставим вам пятёрку.
   - Хотите, я возьму ещё билет?
   - Нет, девушка. Вы заслужили пятёрку, мы отличные оценки просто так не ставим.

   Позже, уже будучи студенткой, Яна узнала, что декан защищал кандидатскую диссертацию именно по "Господам Головлёвым" и любил задавать вопросы, касающиеся именно этого произведения Салтыкова-Щедрина.

   В университете произошёл забавный случай. Экзамен по русскому языку. Один из вопросов - омонимы, т.е. слова, имеющие одинаковое написание, но разное значение. Преподавательница имела слабость к неординарным примерам, которые по ходу ответа, приводили студенты. Зная это, Яна решила порадовать её хорошим ответом.
  - Костыль - специальный гвоздь для крепления рельсов к шпале и приспособление для тех, у кого проблемы с ногами; соль - нота и заправка для еды; мотив - в музыке и мотив какого - то поступка.
   Преподавательница с интересом слушает, довольная кивает головой:
  - Хорошо, мне нравится. Продолжайте.
  - Ключ - в музыке, скрипичный и басовый и то, чем отпирают замки; почка- внутренний орган человека и почка растений; салют - пионерский и артиллерийский в праздники; шишка - на лбу, от удара  и шишка хвойных деревьев; звезда - экрана и небесное тело; цилиндр - мужской головной убор и геометрическая фигура,ножницы - инструмент портного и элемент в гимнастике; мост - искуственное сооружение и мост в стомотологии; предложение - в грамматике и предложение руки и сердца; штопор, в который попадает самолёт и приспособление для откупоривания бутылки; зебра - животное и пешеходный переход на дороге; клеверный лист - буквальное значение слова и в строительстве дорог - особая развязка.
 - А откуда вам известно про "особую развязку"?
 - Моя мама инженер - строитель и работает проектировщиком автомобильных дорог.
   Преподавательница уже хочет остановить студентку, и тут Яна произносит -"шницель." Сказала и поняла, что произошло что-то чеховское, как в "Лошадиной фамилии": вместо "лангета" она сказала "шницель". Но слово не воробей. Сказано, надо выкручиваться.
  - Шницель? Мне известно такое порционное мясное блюдо, а второе я не знаю,- слышит Яна.
  - А второе - так называется специальная хирургическая повязка.
  - Что вы говорите!? Как интересно. Я не знала.

   Девушка окончила университет и стала преподавать в школе русский язык и литературу, и сразу в старших классах.
   Когда она впервые пришла с направлением к директору школы, строгая директриса проэкзаменовала её - попросила что-то написать, завела разговор  - обзорный экскурс по русской классической и советской литературе.

   Ученики обожали молодую учительницу.
   Когда она уходила в декретный отпуск, родители и ученики спрашивали, когда она вернётся. Яна родила чудного мальчика. Вернувшись в школу, она была так принята учениками, что, войдя в учительскую, гордо спросила:
  - Скажите, кого ещё так встречали после декрета?!

  Прошли годы. У Яны было уже два сына, но они с мужем решили, что родят ещё и девочку.
   Забегая вперёд, скажу, что в семье родились еще две девочки.

   Ещё в школьные годы Яночка пробовала писать стихи. Были они разные, она как-то не придавала им значения. Но однажды, уже в студенческие годы, написала стихотворение, которое мне очень понравилось. Попробую привести его, надеясь, что и вас оно не оставит равнодушными.

      Поющие фонтаны Еревана

   Как их движенья плавны и округлы,
   Как стройно вверх протянуты их руки,
   Как днём они светлы, а ночью смуглы
   Под музыки чарующие звуки.

   В восторге страстном танца грудь вздымают,
   То опадут, то вновь пышнеют юбки,
   И капли их одежд стыдливо отлетают
   Под музыки чарующие звуки.


  P.S. На фото моя Яночка.