Часть 3. Глава 1. Братья Васеляновичи

Маркус Норман
Часть 3. Косовский транзит. Новые планы "контрабасов".

Глава 1. Братья Васеляновичи.

Продолжение. Начало здесь: http://www.proza.ru/2014/12/29/695

        Страсти, столь немилосердно трепавшие служебные будни разведчика Рассела, а так же его подчиненных сотрудников, пока, практически, никаких боком не затрагивали Дмитрия, нашего главного героя повествования, попавшего служить в Косово, в систему гражданской полиции ООН из далекой России.
        Конечно, он регулярно читал в повседневных сводках происшествий обо всем, что происходит на небольшом пятачке бедственной Автономии. Ему было интересно сравнивать криминальное дно в своей стране и специфику преступного бытия пост конфликтного пространства Балкан, где аборигенами не признаются новые законы, навязанные извне. Пусть даже с самыми добрыми намерениями.
        Тем не менее, он полностью соглашался с расхожим мнением, бытовавшим у коллег-миротворцев:
- Главное в миссии ООН для рядового полицейского или военнослужащего, это MSA  (денежное содержание) и CTO  (отпуск). Все остальное преходяще и мало воздействует на суть вашей командировки, повседневное морально-психологическое состояние. Еще бы не стреляли вокруг сердитые аборигены, не взрывали друг друга в приступах обоюдной ненависти.
        Сербское окружение каждый день вносило крупицы новизны в балканское бытие русского полицейского. Люди постоянно вспоминали свое благополучное, почти счастливое прошлое до натовских бомбардировок, рассказывали, как плохо пришлось им на своей земле в процессе неприкрытой агрессии западной коалиции. И конечно, пока еще возлагали призрачные надежды на лучшее будущее, находясь под протекторатом ООН.
       Эдакая бесконечная личностная психотерапия, когда человеку надо обязательно высказаться по наболевшим в душе вопросам. Лучше, конечно, поговорить с русским копом и его коллегами. Возможно, «братушки» поймут, чем-то помогут, поддержат. Хотя бы морально.
       Дмитрий выслушивал десятки похожих монологов «сербушек», представляя себе с содроганием возможность косовского сценария событий на территории России. Он давно перестал теряться или жалко оправдываться, когда сербы задавали ему один и тот же сакраментальный вопрос в различных вариантах:
- Почему Ельцин не захотел поставить Белграду зенитные комплексы С-300? Мы же ваши союзники, братья, православцы ? Ведь в этом случае возможность натовских бомбардировок Сербии равнялась бы нолю? Сколько напрасных жертв, разрушений, потерь можно было б здесь избежать…
        Русский коп показывал пальцем в небо, подчеркивая, как далеко находится правящая верхушка его страны от нужд простого обывателя, в том числе полицейского-миротворца. Потом предлагал сербам просто поразмыслить над адекватностью пьяницы Ельцина с его олигархическим окружением в целом.
       И вообще, какой спрос может быть с рядового сотрудника миссии ООН, впервые вступившего на оккупированную территорию?
       Собеседники ругались, матерились, проклиная подлую эпоху, продажных правителей, шиптаров с их заокеанскими покровителями-беспредельщиками.
****

     Хозяином большого трехэтажного дома, где Дмитрий снимал скромную комнатку с кухней , был косовский серб Драган Васелянович. Один из трех родных братьев, очень разных по своей натуре.
     Старший, Душко по внешнему виду представлял собой довольно скромную, незаметную персону. Встретив его на улице, вряд ли кто мог бы предположить, что человек начинал свою карьеру еще во времена могущественного маршала Иосифа Броз Тито, став партийным функционером регионального уровня. Потом успешно продолжил ее в органах тайной полиции, сербском аналоге советского КГБ.

     В девяностые годы прошлого столетия забот у данной структуры на территории Косово хватало с избытком. Албанские сепаратисты, поддерживаемые западными спецслужбами, активно держали курс на отделение края от Сербии. Предотвратить или пресечь все провокации было, практически, невозможно.
     Но благодаря стараниям подчиненных Душко, его личным талантам организатора, аналитика количество терактов в регионе ответственности регистрировалось на порядок меньше, чем у соседей. По факту превентивных мер, конечно, в результате настойчивого убеждения и принуждения шиптаров, а не по формальным припискам, как вы могли б здесь подумать.
     Отступать из Косово без надежды вернуться назад в обозримом будущем, очень тяжело. Неизвестно, что ждало Душко, его семейство в «Большой Сербии». С одной стороны, пенсию он давно выслужил, с казенной квартирой государство поможет. С другой, силы для активной деятельности еще оставались. Ведь с серьезной руководящей должности уходить «в никуда» грустно любому талантливому человеку. «Вчера ты был на коне (то бишь в удобном во всех случаях кресле), а сегодня рядовой пенсионер», каких тысячи доживают безрадостно свой век. Безрадостная перспектива.
 - Сколько человек прошло через подобную метаморфозу, буквально выкатившись, налегке, вслед за уходящей армией с насиженных, обжитых, родных мест в крае?
       Душко, испытывая чувство вины перед соотечественниками, часто задавался подобными вопросами, пытаясь хотя бы в уме переиграть трагические события недавнего прошлого.
Тем более в Косово, в центре регионального города Гнилане, на тихой улочке оставались два трехэтажных дома, построенных тремя братьями  ценой великих усилий.

      Драган или «Драги» для друзей и знакомых представлял собой полный антипод Душко. Старшой в силу своей работы, должности, постоянной загруженности часто выглядел серьезным, озабоченным, грустным и как не банально звучит, смертельно уставшим. Несмотря на все заботы, шеф тайной полиции региона старался поддерживать хорошую физическую форму, напоминая со стороны поджарого волка. Или гончего пса на охоте в полях.
      Драган когда-то выступал футбольным судьей, судил встречи городских команд в третьей или четвертой лиге союзной Югославии. Потом, резко завязав со спортом, наблюдал за всеми перипетиями спортивной борьбы исключительно с «родного» дивана. Не удивительно, что сильно растолстел, регулярно балуясь ракией, пивом, хорошей, калорийной закуской.
    Димка всегда вспоминал его колоритный образ, увидев на экране Шрека из детского мультика.
 
- Дмитрий, а хочешь я тебя познакомлю с Душко? – предложил как-то Драган. – Все равно ж полетишь в отпуск из Белграда. Брат часто бывает у наших родственников во Враньских Банях (курортный городок в Сербии, километров тридцать-тридцать пять от границы с Косово). Он встретит тебя на пограничном переходе «Канчули», пообщаетесь, прокатишься потом с ним в Ниш. Или дальше, на Белград. Как вы сами там договоритесь.
- Почему бы и нет? Хорошая идея,  – подумал Дима. – Новые встречи, интересные личности, свежие впечатления. Надеюсь, не разочаруемся друг в друге. – Поехали, мой сербский друг, товарищ и брат!

Продолжение следует.