Зависть

Жарасбек Коргамбаев
Зависть
 
По-моему, в творчестве, как и в других областях жизни, имеется один неискоренимый порок, движущий людьми - зависть. Но это только наше моральное сознание воспринимает ее пороком, тогда как в действительности она является глубинным стимулом всякой деятельности человека. Не завидуя тем, кто стоит выше тебя, мы не стремимся и не идем вперед, и мы всегда должны кого-то превзойти, обогнать и перегнать. Вот и наш Казахстан всех "обгоняет". И думает, что когда никого не останется, кого уже не нужно обгонять, тогда он достигнет цели и осчастливит всех своих граждан. Но пока он кого-то догоняет и кого-то обгоняет. Ведь когда говорят, "конкурируйте", "соревнуйтесь", обгоняйте и перегоняйте,  то это значит: побивайте друг друга, обгоняйте, давите и выходите вперед и станьте первым. Вперед, и только вперед, воспринимая всех сзади или спереди врагами. И всю жизнь человек так идет только вперед. И для чего? Он еще не знает. Вот и в творчестве каждый руководствуется этим красивым понятием "конкуренция" (конкуренция умов) и самые сильные в конце концов становятся звездой, героями и еще бог знает кем. А в переводе на наш обычный язык она и оказывается просто завистью. Вот мы и завидуем. Завидуем Западу,завидуем Востоку, бывает, и дико, злобно, завидуем тихо, молча.

  Эту глубокую черту капитализм в людях воспитывал веками и упрочивал. И за счет нее добивался всех своих успехов. И сегодня, выдвинув вперед "личный успех", "мое собственное благо", добивается всего не хуже своих предшественников. Одним словом, заставляя людей воевать друг другом. И это куда еще не шло, а вот когда друг с другом открыто конкурируют мужчины и женщины... Что значит конкурируйте? Это значит всегда кому-то противостоять и всегда порождать своих противников, идя вперед, завидуя всем. И мы воспитаны на этом. И поскольку мы воспитаны, то есть впитали все это вместе с молоком своей матери, то относиться критически к ней мы не в состоянии, а просто живем, завидуя другим. И интересно здесь то, что мы завистниками называем только других,  но никак не себя, а себя воображаем так, будто для нас она чужда. Зависть ведь - аморальное понятие. Не нужно завидовать никому!

  И знаете, когда я стал освобождаться от этого страшного порока и исправляться? Когда я стал замечать в себе его? Нет! Когда я понял, что он стал мне поперек дороги и закрывает мне контакты с миром. Я как-то стал задумываться. И я стал спрашивать у близких: ты завидуешь кому-нибудь, ну, например, своему директору? А они мне отвечали, а зачем мне ему завидовать, я такой жизни никому не желаю и лучше буду жить спокойно, никому ничего не причиняя. Нашему директору все только в глаза улыбаются, а за глаза его поносят на чем свет стоит. И как я буду жить с этой ненавистью в душе. А наш директор никогда не знает покоя и печется по всякому поводу. У него давно истощились нервы. Я не унимаюсь и спрашиваю еще, может быть, ты нашему акиму завидуешь? Ну, например, когда там работал? Не дай бог, говорит говорит мне один близкий знакомый, мне гораздо удобнее в своем тарелке. Да как же ты тогда живешь на свете, никуда не стремишься и никого не желаешь обгонять? Ты завидуешь кому-нибудь на базаре, я спрашиваю у друга- коммерсанта. Нет, отвечает она мне упрямо. Недавно там умер один коммерсант от приступа сердца. А жена плакала и, заливаясь слезами, говорит : он хотел всех превзойти на базаре и был ненасытен.  И вот наконец успокоился.

  Вот с того дня я стал исправляться и каждый раз, когда в моей душе возникало что-либо похожее на зависть, я сразу стал отчитывать себя и находил сотни доводов, чтобы опровергать самого себя. И к этому потом я привык. И потом я стал весь мир через эту новую призму. И я выработал в себе такое отношение. И я в этом добился много успехов. Прежде всего стал спокойным и уравновешенным. Потом я стал более пытливо вглядываться в лица людей и искать в них эту черту. И мне становилось просто жалко их, завидующих друг другу. Потом я вообще перестал и презирать завистников. Не завидуйте никому. Помните, выше всех нас стоит только Бог. И стремиться надо к божественному. И к нему звать всех, никому не завидуя!