Рыбаки

Нелля Базарова
                Прочтите детям.
                РЫБАКИ

    Прошла всего неделя, как Лейла приехала в аул. Утром она услышала голос мамы, которая разговаривала с бабушкой:
--  Мама, нас с Керимом отправляют в командировку за границу. Я не решилась оставить Тахира с няней. У тебя ему будет лучше, и мне спокойнее. Лейла поможет, он её хорошо слушает. Отец давно мечтал сходить с внуком на рыбалку. Пусть порадует дедушку Дурды!
--  Ты правильно сделала, что привезла Тахирджана к нам.!
    У Лейлаши был братик Тахир, на 3 года младше неё. Он, в отличие от сестры, пошёл в отца: ширококостный, крепенький, очень подвижный
малыш- крепыш. Тахир был чрезвычайно смышлёный ребёнок, рано заговорил. Уже в год и 3 месяца уверенно читал на память стихи Агнии Барто. Он хорошо рисовал, но ещё лучше лепил из всего, что попадётся под руку. Если мама делала тесто для пельменей, Тахир тут же пристраивался и лепил разных зверушек.
    Лейла обрадовалась приезду братика, теперь она сможет рассказать и показать ему столько нового и интересного!
    Братишка, раскинув ручки, безмятежно спал, на кёрпече из тёмно-красного бархата.
-- Устал. Рейс ранний.  Всю ночь боялся проспать, возбуждённо рассказывал всем, что он полетит на самолёте, собирал свои игрушки. У нас есть деревянный ослик на колёсах, так он пытался засунуть его в чемодан. Согласился не брать, когда я ему пообещала показать живого. Смех, да и только!
    В ауле новости распространяются мгновенно. Кто-то доложил деду Дурды, что приехал Тахирджан. Тот примчался  с рыбалки, сей же час. Дед Дурды недавно вышел на пенсию и явно скучал, поэтому был несказанно рад приезду внука. Тахир видел деда только на фото, но он сразу узнал его и бросился к нему в объятия.
-- Вот что значит родная кровь,- улыбалась бабушка,- ты посмотри, как Тахир похож на деда!
       --  Теперь я совершенно спокойно поеду. У нас на завтра билеты на самолёт из Ашхабада.
       --  Поезжай, дочка, счастливого пути. Передавай привет Кериму, он тебя не обижает? Шучу, шучу. Спасибо за внуков!
         -- Пока, мамуля - Тахир крепко держался за руку деда и нетерпеливо тянул его поскорее осмотреть всё вокруг.
Первым делом они обошли весь дом, заглянули во все двери, закоулки, зашли в сарай, где стоял дегирмен, он в это время не работал, заглянули в коровник, посмотрели телёнка. Тахиру, как и Лейле всё было новое неизведанное, впервые увиденное.
Потом они спустились в сад.
    Тахир, как ракета носился по саду, тут же попытался залезть на яблоню. Не успел дед оглянуться, как Тахир оказался наверху, зацепился за очередную ветку, подтянулся, и… ветка затрещала, обломилась и, Тахир рухнул в высокую траву. На него посыпался град яблок. Лейла с дедом не сразу обнаружили мальчика. Он лежал лицом вниз. Перепуганный насмерть дед, стал осторожно поднимать его, а внук с диким хохотом вырвался от него. « Дед, я дома с турника не с такой высоты падал, мне не больно!» И тут же стремглав помчался прочь.
     Дедушка предложил внуку сходить на рыбалку. « Рыбалка» - это слишком громко сказано. Арык, который протекал метров в 200 от дома, был прорыт от Аму - Дарьи для полива колхозных полей и садов. Крупная рыба туда заходила редко, а за мелочью приходили порыбачить пацаны или вот такие старики, которые коротали время за удочкой, чтобы не слушать дома своих ворчливых старух. Деду однажды крупно повезло. Ему на удочку попалась рыбка с головой и туловищем осетра, но с удивительно длинным тонким змеиным хвостом. Это был редчайший вид – по- научному «скаферингус». Дед показал ее зоотехнику, а тот передал ее биологам в Ашхабад. Из Ашхабада приезжали научные сотрудники и благодарили Дурды Довлетовича за находку. У деда остались фотографии этого чуда.
     Дедушка Дурды сидел на корточках, а Тахир стоял рядом, обняв деда за шею, и наблюдал, как тот доставал очередного червяка из вскопанного комка земли. Он внимательно слушал деда, старался запомнить всё, что он говорил.
Нарыли больших жирных червей, уложили их в железную банку, прикрыли мокрой тряпкой. Затем проверили удочки.
      Спать легли во дворе под накомарником. Тахир с восхищением смотрел на звёздное небо. Таких звёзд в городе не увидишь. Они такие крупные, яркие и, казалось, протяни руку, их можно достать.
- Деда, а почему у нас в городе такие звёзды не увидишь?
- Э-к-о-л-о-г-и-я! Воздух у вас загазованный, много предприятий, много машин. А у нас здесь всё по- другому.
- Значит, лучше жить в ауле?
- А это кто как сам для себя решит.
- Зато у вас много комаров, а у нас их нет. Наверное им дышать нечем?
  Дед, расскажи сказку, а?
- Давай завтра, нам нужно хорошенько выспаться. Дед погладил внука по голове, но тот уже крепко спал.
 -Вот оно моё счастье!- подумал старик.
      Встали рано, предрассветные сумерки быстро таяли. Становилось светлее. Горизонт был чист, и на востоке  явно обозначилось место восхода солнца.  С котомкой за плечами, с удочками дед с внуком шагали как раз в сторону восхода солнца.
     - Смотри, как красиво солнце встаёт! Не пропусти тот момент, когда его краешек покажется над горизонтом. Ты знаешь, что такое горизонт?
  -  Да, знаю, но я его не видел, ведь у нас везде дома высокие! У нас есть книжка «Почемучка», папа купил, и мы с ним читали.
-   Это там, где земля встречается с небом. Вон эта линия, видишь?
-  Да, дедушка, вижу.
   Горизонт становился красным, раскалённым, как угли в печке. Ощущение встречи с чем-то сказочным не покидало мальчика. Напряжение росло. Тахир с дедом остановились и, как заворожённые, смотрели в одну точку. И вот, медленно, как бы нехотя, и зная своё величие и значимость, над горизонтом появился пурпурный край солнца: мощно, грозно, величаво! У мальчика что-то ёкнуло в груди. Тахир был потрясён! А раскалённый огромный диск настойчиво, неумолимо поднимался над горизонтом. Вот уже красная круглая громадина полностью освободилась от ширмы горизонта и зависла над землёй. Казалось, всё замерло вокруг.
- Вот это да….! Я такого не видел никогда, прошептал потрясённый Тахир. – Здравствуй, солнышко! Я теперь знаю, как ты приходишь к нам, я тебя нарисую!
    Пришли к арыку. Сели под развесистое тутовое дерево. Глинистый берег был как полированный, так его утоптали. На нём можно было поскользнуться и упасть в арык . Но дед нашёл пологое место. Достал ведро, зачерпнул воды. – «Это для рыбы». Тахир смотрел в мутную, как кофе с молоком, воду и думал:  «Как рыба увидит червяка в такой грязной воде»? Между тем дед уже размотал удочки и показал Тахиру, как надо насаживать червяка. Затем, поплевав на него, дед закинул удочку и, укрепив удилище в глину, взялся за другую. Внук попробовал насадить червяка, это у него получилось, затем, как и дед поплевал на наживку, а закинуть не удалось. Удочка оказалась слишком большой для него. Крючок остался за спиной, зацепился за ветку. – «Ничего, у меня тоже не получалось сначала. Я для тебя специальную удочку припас, смотри, вот это как раз для тебя».
      Теперь  Тахир сделал всё как заправский рыбак, и поплевал, и закинул.
- Теперь внимательно следи за поплавком. Как начнёт дёргаться, это значит, рыба клюёт, как только поплавок начнёт тонуть, тяни удочку к себе - сказал дед.
В это время один поплавок задёргался, исчез под водой, и дед дёрнул удочку.
 На конце лески трепыхалась маленькая рыбёшка. Дед снял рыбку с крючка, отдал внуку, что бы тот положил её в ведро. Тахир же, отойдя подальше, отпустил рыбку обратно в арык.
     Рыбы было много, дед не успевал снимать ее с крючка, насаживать червя и закидывать удочку. Только рыба была вся мелкая.
  – «Ничего, на уху сойдёт и такая», - подмигивал дед внуку. Солнце поднялось высоко, стало припекать.
  - Что ж, хватит, пора домой собираться. Всё равно всю рыбу не поймаем, оставим на следующий раз. Ну, внучек, где там наша рыбка? Что это, ведро то пустое?
  - Дедушка, они такие маленькие, они к маме хотели, вот я их и отпустил. Я тоже к маме хочу, скривил губки Тахир, готовый зареветь.
    Дед растерялся, почесал затылок, помолчал, а потом сказал:  Да и то верно, только уж больно мне хотелось тебя порадовать!
  - А это что?
На земле на солнышке сохло целое стадо глиняных динозавров, слонов, черепашек, невиданных зверей.
  -Когда же ты успел? Это что всё сам  сделал?
  - Пока ты рыбу ловил. Здесь хорошая глина. У нас такой нет. Я очень люблю лепить и рисовать.
  - Хотел тебя порадовать,- повторил дед, - а порадовал ты меня, молодец!
   Дед прижал его к груди. Так и сидели старый и малый, и каждый думал о своём. Дед вспоминал тяжёлое послевоенное время, когда река спасала их от голода, а внук думал, как хорошо, что все рыбёшки вернулись «домой» и ещё о том, сколько интересных фигурок он налепит из этой замечательной глины и как бы  её привезти  домой.
                Сентябрь, 2011г. Ашхабад