Щедрость Надежды

Людмила Хасхачих
                Щедрость души не устанет
                Людям добро дарить.
                (поэт Надежда Щедрова)

       Впервые я увидела её на заседании  Пушкинского клуба в художественном музее.  Она читала свои стихи. Помню: меня поразило  несоответствие её облика её стихам. Статная, красивая женщина, в необычной шляпке, в запоминающемся наряде, во всей её фигуре и в голосе чувствовалось спокойное достоинство сильной личности. А стихи её были - трепетные, искрение, очень женские. И то, что их читала такая уверенная в себе женщина, придавало им неожиданное обаяние дневниковых записей, которые доверяешь только близким друзьям. И чувствовать себя среди этих друзей было  как-то даже лестно. Но оставался привкус загадки, тайны этого несоответствия.

В который раз пред вами снова
Я обнажаю душу словом?!
Хоть всеми фибрами я чую,
Что не пишу - себя линчую

       Николаев - город маленький, и то на одной, то на другой литературной площадке мы иногда оказывались рядом. А потом судьба подарила мне близкое знакомство с Надеждой Щедровой - она начала посещать занятия в нашем  клубе-студии «КОЛО». И вот только тогда я узнала, что она - член Союза писателей России. Она, видимо, не скрывала, а просто не афишировала свой высокий поэтический статус. А это уже - черта характера сильного человека, который - «сам по себе» и не требует дополнительных подпорок и турусов.

       Несколько своих поэтических книг она сразу подарила в библиотеку нашего клуба. И когда я прочла их полностью, то образ Надежды Щедровой обаятельный, общительный, волевой и деликатный одновременно, дополнился теми незаменимыми черточками невидимой сущности, которые называются душой. Вот они-то и формируют личность человека.

Каждый шаг и каждый миг,
Задевающий мне душу,
Превращаю в жизни книг,
Сердце выплеснув наружу.

       Совсем недавно я листала довольно солидный том исторических исследований о болгарской окраине г. Николаева - поселке Терновка. Автор - Владимир Гамза.  Меня эта книга заинтересовал потому, что многие люди, которые мне нравились, с которыми я, так или иначе, сотрудничала или дружила в Николаеве, были болгарами из Терновки.

       И вот, листая эту книгу, я  увидела среди других имен и имя Надежды Щедровой.
«Наследники Фракийских болгар проявляют способность к творческой деятельности - утверждал автор исследования, - свою поэзию создаёт и Надежда Щедрова (из семьи  маляра-художника Спиридона Янко)».
 
       В книге «Терновка» мне понравилась старинная фотография: - многодетная семья 19 века. Надежда Спиридоновна показала мне, что вот вторая справа на коленях у бабушки Анны сидит её мама - Мария  Фёдоровна.
 
       Так она - болгарка?! Тогда стала понятна  её  черноокая красота, её независимый и вольнолюбивый нрав и несгибаемая стойкость характера. Дочь народа, который пережил и высокую державность, и чужеземное иго, и борьбу за независимость,  конечно же, и должна была быть вот такой пылкой в чувствах и стойкой перед житейскими бурями.

       Она родилась в предпоследний день апреля 1944 года. Весна ещё была трудной, ещё военной, но воздух Родины был уже напоён надеждой на неизбежно грядущую Победу.

И нарекли меня Надеждой
С надеждой на победный бой.
Запрограммировали нежной
Как изумруд травы весной.

       Кто лучше самого человека расскажет о себе и своей семье? Надежда Спиридоновна пишет в предисловии к новой книге: «Помню себя с  трёх-четырёх лет. До меня у родителей было трое детей. Папа был маляр-художник, позднее - мастер малярных работ. С его участием реставрировался театр «Чкалова» и  другие красивые здания Николаева, где необходим был художественный вкус и высокое мастерство.

       После смерти папы я обнаружила в его записной книжке стихи им написанные.
Росла я озорной и отчаянной девчонкой. Дружила в основном с мальчишками, лазила  по деревьям, по крышам, бегала на речку…». В этой большой автобиографии много интересных и впечатляющих фактов и наблюдений над своей жизнью. А завершается она простой искренней фразой: «Что касается моих других биографических сведений, то их можно найти в моих стихах». К этому главному источнику мы и обратимся.

       Что задумал о ней Господь, наделяя её многими разнообразными талантами? Он запрограммировал её девически нежной, но эту нежность спрятал в самом потаённом уголке её сердца, видимо зная, каким трудным и тернистым путём придётся идти этой девочке, и, желая помочь ей достойно противостоять суровым условиям послевоенных лет и всем грядущим испытаниям.

       Что могла предложить жизнь в суровые послевоенные годы девчонке с 10-й Военной? Скудность этой жизни, и для всей страны, и для её семьи в частности, с лихвой восполнялась радостью окончания всеобщей беды-войны и надеждой на светлое будущее, которое предстоит строить всем миром.

       Впереди была понятная дорога: учёба, школа, институт, а потом - «работа до седьмого пота». Вся страна шагала по ней. Шло могучее строительство - домов, заводов,  народного хозяйства, всей страны и каждой судьбы.

Пусть не понята ныне я в мире -
Солнцем понята, ветром, луной.
И общаться приходиться шире
Мне с дорогой крутой
О великая тайна природы,
Света, темени, гор и морей.
Безвозвратно летящие годы
В ней.

       День летел за днём и, как большая картина складывается из отдельных мазков кистью, так и судьба  Надежды Щедровой создавалась постепенно.

Жизнь строится из мелочей.
Она -  то море, то ручей…
Потоки мыслей я ловлю -
Спешу, пишу, грешу, люблю.
С любовью всё вложу в дела
И кто-то скажет:
«Жизнь была!».

       Кем только она не была! Если перечислять все её таланты, профессии, специальности, должности, обязанности - будет солидно длинный список: «Как жизни путь завьюжен! Как сложен жизни путь!» - восклицает Надежда Щедрова в одном из своих стихотворений, и почему-то кажется, что восклицает не в отчаянии, а в самоутверждении. 

Метель за окнами мела,
Путь вился виражом.
И кем я только ни была
И то, чем в жизни я была,
И что звала судьбой,
Перебрала и поняла,
Вдруг встретившись с собой.
Все! Аккуратно собрала
Весь этот жуткий хлам,
Связав мешок, в утиль сдала
И побежала в храм.

       Она постоянно чему-то училась, овладевала каким-то мастерством, ремеслом, знанием.  Она окончила, кроме НКИ ещё девять специализированных курсов по разным специальностям - неутолимая жажда знаний и постоянная работа над собой! В последние годы она буквально за месяцы овладела итальянским языком, причем, окончила итальянскую школу на острове Сицилия с отличием.  После перестройки в тяжкие для всех времена, она не ныла и не отчаивалась, а рискнула - и уехала на заработки, а получилось - за новыми знаниями и за новым вдохновением. И, как выяснилось, - за будущими книгами, ведь именно эти самые «заработки» помогли пережить тяжёлые времена, и потом - издавать свои книги.

О жизни сложные пути,
Переплетенные удачей,
Переплетенные удачей,
Ведите так, чтобы войти
В финал судьбы душою зрячей.

       Она помнит, как и когда в её душу вошла поэзия: «Стихи ко мне приходили с детства, чаще, когда на душе было тяжко и больно», как средство защиты, как потребность сделать мир лучше хотя бы на листке бумаге, в стихах? А может быть, стихи росли и сами по себе с прорастанием в ней любви - «Волей обострённого недуга с безрассудным именем Любовь», когда «Стучало сердце словно бубен: Рванись и вылетишь из буден»?

Любовь бесхитростна, пряма.
То страшной болью сердце ранит,
То в дальнюю дорогу манит,
То сводит умного с ума.
 
       Погружение в поэзию стало не только привычкой, а потребностью души, жизненной необходимостью -

Если можешь не писать, - не пиши.
Конструируй, строй иль зданья круши,
Продавай бананы, пой иль пляши…
Если можешь не писать, - не пиши.

       Могла ли она даже при жизни, насыщенной трудами и заботами, не писать? Ведь уставала, а спала-то по 2-3 часа. Ну, зачем же - ещё и стихи?

Тишина стучится в стену.
Ночь бессонная  -  не жуть.
Немоту в слова одену,
Причешу совсем чуть-чуть.
Нотку подыскать сумею,
Снова крыльями взмахнуть
И туда, где птицы реют,
С ней отправлюсь… отдохнуть.

       Нет! Не писать - она не могла. День, заполненный через край,  уставал и затихал к ночи, а она после работы, после домашнего  и материнского служения, уложив всех спать, ставила на пол у кровати ночную лампу, чтобы светом не разбудить детей, и присев возле неё, писала, писала и писала.

Лицом к лицу
не смерть
на смерть,
А жизнь
за жизнь
на поле доли.
Мы рождены
гореть,
не тлеть,
для нежности,
любви
и воли.
Для правды,
чтоб
лицом к лицу,
Где
в столкновенье
правда с ложью,
Поможет
справедливость
Божья,
Нас повернув
лицом к лицу.

       Она встречала трудности лицом к лицу и выстаивала и побеждала. Жизнестойкость - это, видимо, родовое достояние этой женской души, которая по законам природы есть женственной, нежной и трепетной, а по законам духа - непокорённой.

Когда душа в потемках
На перепутье дня,
Речей не надо громких,
Не высечешь огня.
И слезы, и терзанья,
И теплых слов вагон
Слабее, чем молчанье
И горький стон вдогон.
В пролете - сожаленья
И суета сует…
Наступит озаренье.
Дождись, наступит свет.

       Первая её поэтическая книга вышла в свет в 2000 году. Она называется «Голосом души». Очень долго шла Надежда Щедрова к этой книге. И этот долгий путь дал ей право говорить с читателем голосом души, напоённой любовью и открытой и людям, и Богу.

Книг не перечесть
Мира не обнять.
Трудно перенесть
То, что в сердце есть,
Душу не унять, - как же не писать?

        Свои размышления над своей судьбой о своем творчестве она облекает в краткие поэтические формулы, и они - отражение её жизни, в которой всё переплетается, переливается из одного  в другое, являя собой целостное существование: «Слёз моих солёных море и от счастья и от горя».
 
Мир моих строчек -
Раненый кочет,
Жизнь - тетива.
Сердце клокочет -
Плачет, хохочет,
Значит - жива!

       После первой книги она начала издавать одну за другой новые:  «Этот прекрасный мир», «Испытания», «Жизнь в двух веках», «Дорога жизни» и совсем  недавно вышла детская - «Про Кольку-хвастунишку»: так домовитая хозяйка быстро и ловко выпекает блинчики - один за другим, когда заготовлено и хорошо подошло тесто. И вот уже на подходе ещё одна книга, которую Надежда Спиридоновна  называет пока «Избранное».

Взахлеб смеяться
И рыдать
Взахлеб,
И подрожать
Прекрасному
Стараться.
Ошибками
свой расшибая лоб.
Стихами
Пусть,
Но на земле остаться.

       Конечно же,  в большинстве её стихов плачет, смеётся, грустит и даже клокочет любовь, бесценноё свойство её большой души.

Несёт туда, где тысячи преград,
Но повернуть с дороги той не смею.
В стремленье к раю попадаю в ад.
Гоню любовь, ну а живу - лишь ею.
А овладев и сердцем,  и умом,
Она меня возносит к поднебесью.
Понять бы - это явь или фантом,
И силы эти Боговы иль бесьи.

       Но есть и ещё одна любовь, которой служит её поэзия - это любовь к природе, не только к близкой родной природе, в которой она живет, но ко всей и всякой природе, где бы она её не созерцала.

Ноябрь. Опустевшие дороги.
Пустынный берег моря,
              хмурь небес.
Смиренность птиц
      в предчувствие тревоги,
В опавших листьях парки,
                рощи, лес.
И, пребывая в строгости и хмури,
Отчетливее сердца грусть слышна,
И нарастает боль душевной бури
О том, что жизнь потерями грешна.

       Особенность её описаний природы в том, что она наделяет природу своим душевным состоянием, наделяет её своими чувствами и переживаниями, заставляет природу отражать её настроение.

Поздняя осень.
Шалые ветры,
Ржавые листья,
Дождей водопад.
Голые ветки
На километры
Да вороньё,
Налетевшее в сад.
Муторно в парке,
Не краше
В квартире,
Съёжась, плетёшься
Под мокрым зонтом.
Так неуютно душе
В этом мире
Знать бы: уютнее
может быть в том?

       Болгарка по рождению, украинка - по месту жительства, интернационалка по идеологии воспитания в огромной стране братских народов, - она пишет на русском языке и причисляет себя к русской культуре:

Я по-русски пою и танцую.
И работая за рубежом,
Я по-русски смеюсь и тоскую,
И по-русски иду на рожон.
И по-русски болгарской душою
Украинскую жизнь ворошу,
И, барахтаясь в жизненном шоу,
Я по свету земному кружу.
И не может быть в жизни иначе,
Льются русские строки мои.
Если вдруг, загрустив, я заплачу,
Мне по-русски поют соловьи.

       Когда читатель прочтёт, как я,  все книги  созданные Надеждой Щедровой,  то ему тоже, как и мне, захочется постоянно цитировать её строки, заряжённые магией, которая заставляет со-Переживать, со-Чувствовать, со-Видеть.

Не лезьте в мою собственную жизнь!
Сама решу свои задачи и проблемы,
Все разрешу моей души дилеммы.
Вне критики моей Любови высь.
Я поднимусь и тихо растворюсь,
Впадая в лирику, идя по жизни-прозе.
Хотя порой сама с собой борюсь
И корчусь в жизни словно на морозе.

       Её стихи радуют своей простотой, напевностью, спокойным ритмом, ясно выраженной мыслью: «Понимаю на исходе дня: если бы не верила я людям, люди бы не верили в меня», точно обозначенными эмоциями или желаниями: «Осени меня словом правдивым, преврати мои думы в дела. Сделай так, чтобы жизнь была дивом, А дорога к вершинам вела».

       Этот рассказ о замечательном человеке и лирическом поэте Надежде Щедровой выходит, так уж получилось, накануне её юбилея. Но её жизненные земные года не только ЕЁ богатство, это наше общее достояние.

Не сплю опять, какую ночь
Гоню дурные мысли прочь.
Не верю в старость. Нет её.
А дата в паспорте - враньё.

        Как она права в этом своём отношении к юбилеям. Она говорит о них с юмором и очень оптимистично. У этой молодой, жизнерадостной, трудолюбивой и очень обаятельной женщины, прошло, конечно, какое-то количество юбилеев и из каждого она выходила помолодевшей и уверенной в себе, с новыми планами, с новыми стихами  и, конечно - с новыми надеждами.

       С юбилеем Надежды!

Людмила Хасхачих