Ярославна

Надежда Хорошая
Всё что с нами происходит, наши победы и наши беды, всё оттуда из детства.
Я рано помню себя, наверное, до трех лет, или даже когда пыталась сделать первые шаги. Возможно, это мне так кажется, но то, что было, я помню сейчас до мелочей. Нет, не разумом, но чувствами.
Но более всего, в нашем голодном детстве я помню книги. Они появлялись в виде сказок, в виде романов, в виде красивы репродукций знаменитых художников.
Иногда эти репродукции появлялись на стенах, очень аккуратно вложенных мамой в рамки под стекло, нет, не богема, но красивых, и украшающих наше жилище.

А потом, когда старший брат поступил в МАТИ, стал привозить нам из Москвы сахар, и в качестве подарков книги Пушкина, Лермонтова, поэтов серебряников, в переплетах из ткани. Эти книги я сохранила до сих пор.
И стоят они у меня на самом почетном месте. И важны они не только своим содержанием, а тем духом детства, той атмосферой любви, которую я получала от родителей.

Вот почему, самым дорогим подарком я считаю книги. Когда мне дарят книги, это ведь так на долгую память.

Да и так, когда не нужно прогибаться перед начальством, подари свою любимую книгу (возможно принимающие, сочтут это причудами), но я то знаю, откуда это исходит.

Это самые яркие мои воспоминания, но ещё более яркие, когда мама пела мне песни, укладывая спать или меня успокаивала. И более всего она пела мне песню: «Там вдали за рекой засверкали огни, в небе ясном заря догорала, сотня юных бойцов из буденновских войск на разведку в поля поскакала»
Теперь – то я понимаю, откуда эта песня. У нее в Великую Отечественную войну погибли четыре брата. Да так под эту песню я и засыпала.

Странно, странно, но когда родилась у меня дочка, я тоже пела эту песню, уже вспоминая все то светлое, но голодное время.
Шло время, моя дочка пела эту песню куклам, а затем родившемуся внуку.


Ты качала меня в колыбели,
Пела песни под звуки метели.
Терпеливая мама, родная,
Я в долгу неоплатном, я знаю.

Эти песни бескрайне-степные,
Терпких трав и про судьбы людские.
С молоком материнским дарила
Мудрость женщины русской, России.

Что веками из века ценили,
И судьбою своею хранили:
Целомудрие, семью и кротость,
В непосильном труде и заботах.

Всё в тебе было, милая мама,
Я теперь с высоты понимаю,
Сохранилось от рода славянства,
От святого России пространства.

Широтой, добротой изначально,
Красотою своею, славянской.
Статью русской, осанкой достойной,
И душою богини спокойной.

Все в тебе от былин, Ярославна,
Моя милая мама, Наталья,
Рода древнего, русского, стойкость,
Мой поклон тебе низкий, во пояс.

03.-12.2014.