Медведи... такие разные

Сергей Демченко
  Еще совсем не проснувшись ,я уже сидел в своем спальнике,всё ещё отчетливо не понимая ,причины карабкающегося по моей спине холодка, пробиравшего меня все глубже и глубже ,в один из позднесентябрьских дней канадской осени. Я не был уверен , что предательский холодок карабкающийся по моей спине был последствием дождливой и холодной осени,т.к. в какой то момент до моего слуха опять донеслись легкие крадующиеся шаги вокруг моей палатки,долетевшие до моего слуха сквозь рваный шквал дождя  ,очевидно и разбудившие меня среди этой мокрой ночи.

  Холодный ветер рвал и швырял дождевой поток на стены палатки, шумя и неистовствуя,усиливая барабанный звон в приступах ярости и ослабевая в затишье.В эти моменты и становились слышны крадующиеся шаги ,обходящие мою палатку по кругу.

  После недели жизни в тайге и ежедневного оспаривания права на территорию с местными медведями, когда я был как в игре с гремучей змеей,когда она уже гремит хвостом, готовая броситься и бросается, но я понимаю ,что ей всегда не хватает каких то сантиметров, чтобы достать меня своими смертоносными зубами,т.к. я всегда контролировал ситуацию ,находясь в зрительном контакте с животным. Сейчас же ,темной ,осенней ночью , я не видел абсолютно ничего и хруст гальки вокруг палатки,натянул мои нервы до предела.

    Хруст опять раздался близко и ясно.Дождь не может хрустеть! Он может шуметь ,полоскаться ,литься ,но не хрустеть!

   В этот же момент я услышал шум втягиваемого и выдыхаемого ноздрями воздуха.Этот звук невозможно спутать ни с чем,единожды услышав его! Так могут делать только медведи!

  Наконец то я явно понял причины бегущего по моей спине холодка и шевелящихся волос.

   Порывы ветра всё рвали потоки дождя, молотя по стенкам палатки, но все мои ,обострившиеся до предела чувства , подсказывали мне направление движения зверя, пытавшегося определить возможность поживиться.

   Зверь обходил палатку из-под ветра.Возня,сопение,шумные вдохи и выдохи слышались исходяшими от принимающего решение зверя.Конечно ,это не были размышления ,это были самые примитивные кормовые инстинкты, следующие зову кровожадных клыков и вечно грязных ,инфицированных когтей, способных рвать и пожирать любую плоть ,будь то животная или человеческая.

  Конечно же ,медведь чуял запах человека, тент палатки не мог скрыть моего пребывния в ней, всё должно было пропахнуть запахом моего,постоянно влажного от пота тела.Но ,скорее всего он не чуял ,вечно сопутствующего человеку запаха человеческой пищи (хлеба ,мяса ,рыбы и т.д.), которые ,по медвежьему разумению, всегда должны быть наразлучны с человеком.

  В большинстве своем – медведи вегетарианцы.Пробуждаясь после долгой спячки, они начинают кормиться на первых всходах молодой травы, переходя на постепенно появляющиеся ягоды ,потом плоды и  созревающие зерновые, но ведь бывают и исключения или случайности, как например случай в небольшом канадском городке Селкирк.

    Разгар лета.. В лесу полно всякой ягоды ,начиная с голубики и заканчивая черемухой. На небольших приусадебных участках созревают яблоки и сливы.

 В один из ясных августовских дней ,мужчина вышел в сад собрать опавшие после ветра ,созревшие сливы,сказав о своем намерении супруге ,убиравшейся на кухне.
 После продолжительного периода времени ,мужчина в дом не вернулся , вызвав недоумение супруги по этому поводу :“Сколько же сливы там набралось ,чтобы собирать ее уже битых полчаса?”

  Сойдя с заднего крыльца ,она сразу же увидела  большого черного медведя,пожирающего  тело ее мужа.Увидев второго человека ,медведь сразу же ретировался в ближайшие кусты.

   Офицеры полиции прибыли сразу же после звонка и отстреляли крупного , здорового ,в хорошей физической форме, упитанного самца медведя,который не спешил покидать свое убежище ,в кустарнике ,невдалеке от дома.

  Что побудило зверя убить человека? Однозначно не голод . Охрана источника корма? Скорее всего, хотя почему он не напал на второго человека? Не пытался напугать его? Всё это остается загадкой до сегодняшнего дня!

    Так много мыслей пролетело в моей голове,пока зверь обходил палатку по кругу.Всё это время ,я лихорадочно сжимал в моих ладонях мое ”оружие”, попавшиеся в мои руки фонарик и нож.В этой ситуации лучше бы иметь пистолет для самоуспокоения , но во –первых ,ты не можешь носить его с собой ,в соответствии с канадским законодательством, а во-вторых, в такой темени и на таком расстоянии ,он вряд ли будет полезен ,как и любое другое огнестрельное оружие, прежде чем разъяренный выстрелами зверь сомнет и растерзает тебя в кромешной ,мокрой темноте.

   Я не был уверен ,когда зверь ушел.Просто, через какой то промежуток времени ,я перестал слышать исходящие от него звуки, а потом, устав от сумасшедшего напряжения, сник в своем спальнике, сжавшись в комок от  страха и ,не заметив как ,уснул.

  Громкий хруст ,рядом с палаткой разбудил меня утром.
“Неужели он всё еще здесь?”- заныло под ложечкой.

    Но сейчас ,в палатке было светло и храбрости моей предела не было.Я смело выбрался из спальника и нарочито громко распахнул палатку. В лучах яркого и мирного утреннего солнца ,мой сосед , форельщик ,как и я ,стоящий выше меня по течению,в каких-нибудь 200 метрах, медленно обходил прибрежные отмели ,пытаясь впоймать форель.

  -“ Ты чего такой взъерошенный ?” – вместо приветствия спросил он.
 Совершенно очевидно ,что мой готовый к действию устрашающий вид , произвел на него неизгладимое впечатление.

- “Да медведь ночью пытался съесть .Ходил-пыхтел вокруг палатки!”

-“ А что же ты не кричал ,у нас и оружие с собой есть..”

- “Да как то не кричалось и забыл я о соседях спросонья и со страха  ,да и о своем оружии тоже, если честно” -  ответил я.

  Выбравшись из палатки я осматривал грунт вокруг нее,надеясь найти следы моих вчерашних страхов. Следы крупного медведя ,слегка подзамытые дождем , рассказали ,что страхи мои были далеко не напрасны.

- А мы ничего ,посидели вчера хорошо и ушли спать под дождь.Ничего не видели и не слышали – продолжил диалог сосед.

Мы разговорились , в том числе и о возможности встречь с медведями. Мой сосед оказался американцем, много и успешно охотяшимся и рыбачащим на Аляске, где возможность встречи с медведями увеличивается в разы, по сравнению с Северной Америкой.

   Не знаю почему иностранцы считают Россию медвежьей страной, где медведи буквально ходят по улицам? Даже на Камчатке, поистине медвежьем крае , во время хода лосося ,ты можешь днями бродить вдоль лесных рек и не встретить ни одного медведя. В Северной америке медведи повсюду: в лесах на ягодниках,в полях на созревающих посевах кукурузы ,подсолнечника и сои, в садах на созревающих урожаях плодовых.Не оставляют они без внимания и места активного отдыха людей, проверяя оставленные без внимания палатки, автомобили и контейнеры для мусора, другими словами те места ,где можно набрать лишние килограммы жира в подготовке к длинной зиме.

   В Канаде ,для защиты от медведей используются перцовые и звуковые аэрозоли . Американцы же ,дают своим гражданам право защищать себя ,в том числе ,и с помощью короткоствольного оружия крупного калибра ,способного остановить зверя на месте.

   Изучение случаев встречь с медведями с 1985 по 2006 год и применение перцового аэрозоля показывает, что это очень эффективное средство в отношении медведей всех видов.Из 72 случаев установленного применения перцового аэрозоля ,только в трех случаях люди были ранены слегка и во всех трех случаях аэрозоль использовался уже когда звери атаковали.

   При изучении 269 зарегистрированных случаев применения оружия с 1993 по 2009 годы было установлено, что после применения оружия ,были ранены ,в разной степени, 151 человек и 162 зверя были убиты, кроме этого ,если была убита самка ,имеющая детенышей , то медвежата ,скорее всего ,тоже погибли по разным причинам.

  Вторая сторона применения оружия для остановки атакующего зверя это шанс,после первого выстрела,иметь в дальнейшем дело уже с раненым и поэтому вдвойне опасным нападающим хищником!

  “Мы охотились на гризли ” – начал свой рассказ мой собеседник.

Наш гид, предложил нам посмотреть водопад в верху  долины, в которой расположился наш лагерь, дающей начало небольшой речки. Места были настолько живописные ,что мы , не устояв от соблазна ,взяв фотоаппараты отправились вверх по зверинной тропе. Не так далеко от нашего лагеря ,мы увидели двух небольших медведей,копошащихся в лесном хламе, они были совсем недалеко.

   Гид был безоружен ,я же был вооружен своим Кимбером в 375 H&H салибре. Не проговорив друг другу ни слова ,но моментально оценив ситуацию,я сдвинул гида с тропы ,одновременно срывая винтовку. Секунды...но они идут!

  Медведица с рыком вылетела уже от ручья по мелкому ,лесному подросту. Она неслась вниз по склону,как выпущенный из пращи камень! У меня не было совсем времени ни на вскидку к плечу ,ни ,тем более ,на прицеливание . Я выстрелил накоротке ,от бедра,отпрыгнув в сторону с пути этого смертоносного снаряда и завалился в кустарник ,не удержав равновесия. По инерции , медведица пролетела несколько метров ,буквально сметя с тропы гида, который ,как и я ,кубурем улетел в кустарник.

   От столь стремительного разворота событий ,мы были в шоке.К счастью , никто не пострадал,правда остаток дня ,мы провели в компании ренджеров,которым мы сообщили о происшествии и которые , в последствии , пытались уличить нас в преднамеренном убийстве медведицы( охота на самок запрещена).А о том, что она могла нас с легкостью убить ,не имея мы с собой оружия ,не велось даже речи.

  ”В другой раз ,в безлесой тундре на Аляске, мы охотились с другом на северного оленя” – видя мой явный интерес к его рассказам,продолжал мой случайный знакомый.

 Крупный ,серебристо-кориневый самец гризли, очевидно заметив наше перемещение вдоль гребня скал,спустился проверить, кто нарушил границы его владений. Он остановился в 20 метрах от нас, оставаясь на виду на некоторое время. Он был необычайно красив .Его взгляд ,взгляд проженного игрока в покер не выражал никаких эмоций, но в то же время он изучал нас с твердостью законченного убийцы во взгляде.

  После продолжительного изучения потенциальных жертв, гризли все же принял решение удалиться,разрешив ситуацию миром,хотя шансы быть покалеченными были и у него и у нас. Неизвестно у кого больше? Охоту , естественно, мы перенесли на другой день и в другое место.

   В свою очередь ,в моей памяти всплыл случай произшедший со мной в прошлом сезоне, который уже я поведал моему собеседнику:” Я поставил приваду на черного медведя, оснастив место привады камерами.В течении сезона медведей было очень много но один ,очень крупный самец ,ходил только ночью. Я менял приманки ,пытаясь выманить его в отведенное для охоты время, но медведь не появился ни разу.

   После окончания сезона ,вдвоем с приятелем ,мы отправились в лес,навести порядок на площадке,убрать бочки и т.д. приятель замешкался с машиной, пытаясь найти место для парковки не так далеко от привады ,я же пошел к приваде один. Иду не таясь ,кусты скребут и шелкают по одежде.

   Внезапно вижу медведя на приваде.До него метров 25-30 .Очень крупный , стоит боком ,но смотрит на меня не отрываясь. Скорее всего тот ,ночной посетитель.
 -  Наверное не чует и не может понять ,что перед ним человек ?

Делаю пару шагов вперед и кричу :”Эй ,ты , а ну пошел ..!”

  Медведь поворачивается в мою сторону корпусом,держа голову вбок и вниз, вижу что он держит на мне свой взгляд ,тяжелый без тени страха.  Теперь моя очередь пугаться!

  Внезапно он делает резкий выпад вперед,в мою сторону , дважды подпрыгнув передними лапами и резко ударяя ими о землю.

  Я остолбенел...Без оружия ,это не очень комфортная ситуация !

  - Эй пошел ! – опять закричал я.

  - Ты чего так кричишь ? – отозвался подходящий ко мне приятель. Все мои чувства были сконцентрированы в этот момент на медведе ,я не слышал ,как он приблизился.

  Медведь тут же повернулся и растворился в подлеске, не показвшись моему другу.
  Напал ли бы он, не подойди второй человек? Или просто пугнул пришельца не желая делиться скудными остатками корма на приваде? Всё это загадки.

Каждый человек ,охотящийся в “медвежьих” угодьях знает это ощущение, особенно после встречи со свежими следами зверя на грязной лесной дороге  - чувство присутствия крупного зверя рядом, чувство опасности. Когда ты , поджавшись весь от обострившихся чувств, реагируешь на малейший шорох или движение в темном лесу. Особенно обостряется это чувство в вечерних сумерках, у меня во всяком случае. Толи от сознания того, что отлежав день любой зверь не прочь перекусить, толи само приближение ночи дает понимание повышенной кормовой активности хищных зверей. Но где то в подсознании ты чувствуешь зверя рядом, следящего за тобой.
  Шестое чувство. . Оно может обманывать ,конечно!
Группа ученых-биологов, изучающих поведенческие особенности гризли, решили проверить ,как часто оно нас обманывает, оснастив 8 медведей и сто охотников GPS передатчиками во время охотничьего сезона.
  Сравнивая данные было установлено, что один из медведей ,постоянно сопрвождал группу охотников на вапити в горах, следуя за ними под ветром всего лишь в каких то 100 метрах. Он ни разу не показался на глаза и ни каким –нибудь другим образом не показал свое присутствие, останавливаясь на длительную дневку, впоследствии опять находя следы охотников и следуя за ними с подветренной стороны, как бы пася их. Охотники даже не предполагали о таком близком, опасном соседстве.
   Другой медведь ,пройдя по прямой около 10 миль (16 км) вышел на убитого и не найденного охотниками оленя, где провел почти неделю , кормясь на падали. Его прямолинейный ход свидетельствует о чрезвычайной тонкости его чутья, а может о тонкости слуха?
  Выстрелы по зверю совсем не отпугивают медведя ,а скорее наоборот. Через какой то промежуток времени медведи приходили обследовать место стрела, скорее всего в целях отыскания остатков добытых животных, всего того ,что оставляется охотниками в лесу.
   Второй стороной этого изучения было изучение возможности снижения риска конфликта между охотником и медведем.
   Несмотря на то ,что охотники обычно делают вещи абсолютно противоположные рекомендациям биологов ,во избежание встречь с медведями – ходят тихо ,скрадом, в сумерках или на рассвете ,в хорошем камуфляже, тем не менее ,при приближении охотников медведи скрывались в чаще далеко до их подхода, переодически проверяя направление их движения, приближаясь к следам из-под ветра.
  Исследование также показало, что одиночные охотники сопровождались медведями на более коротких дистанциях и более длительное время. Группы же охотников, даже из двух человек ,медведи сопровождали ,но на приличном расстоянии.
  Делая вывод можно с уверенностью сказать, что рассудочная деятельность медведя на достаточно высоком уровне, поэтому находясь в тайге смотрите в оба, а лучше в две пары глаз с хорошим напарником, чтобы быть уверенным ,что за вами никто не наблюдает.
 
  Медведи непредсказуемые в своем поведении звери и что может послужить поводом для нападения в каждом конкретном случае ,не может предъугадать никто.