Восьмая глава

Рина Светлова
Октябрь был великолепным: теплым, ласковым, солнечным. Такие месяцы выдавались в последние годы очень редко. Хотя погода была уже совсем не летняя, даже не сентябрьская. По асфальту шуршали сухие кленовые листья, воздух по утрам пах засыпающей землей, мокрой от ночных дождей травой, увядающими деревьями. Не щебетали под окнами общежития птицы, не носились стаями в небе. В комнатах стало меньше солнца, короткие дни уже не позволяли гулять по вечернему городу. А так хотелось, чтобы лето задержалось хоть ненадолго!
С каждым днем все приближался и приближался конец первой четверти, а вместе с ним и "Визитки". Глядя на то, как суетятся десятые классы, Лиза понимала: они настоящая команда! У них обязательно все получится, тем более с поддержкой классных руководителей. В свое время десятый "Фил1" был лишен поддержки Надежды Ивановны, которая буквально плюнула на класс. На теперешней параллели десятых классов  таких пофигистов не было ни среди учеников, ни среди учителей, поэтому праздник, посвященный концу первой четверти, обещал запомниться. Лиза с нетерпением ждала его: очень хотелось рассказать о "Визитках" "Новому поколению". Может, тогда ее материал опубликуют. Пока все ее попытки попасть на страницы газеты были безуспешными. Артема вон печатают почти в каждом номере, а ее - нет. Даже у Ромки Медведя уже вышел один материал, а он лентяй, каких свет не видывал. Лиза не переставала надеяться, что ее опубликуют в ближайшем номере, и в пятницу после уроков сразу помчалась в киоск. Новый номер "Поколения" словно дожидался ее и, когда Лиза бережно, как птицу, взяла его в руки, приятно зашелестел страницами. Девушка с нетерпением начала их переворачивать, просматривая каждую страницу. Неужели опять ничего?
Неожиданно прямо в глаза ей бросились знакомые слова, словосочетания. С надеждой в сердце она взглянула в конец материала. Подпись гласила: "Корсакова Елизавета, Лицей БГУ". Ура! Ее опубликовали! "С боевым крещением тебя, Лиза", - с восторгом подумала девушка.
В общежитие она летела будто на крыльях. День перестал казаться ужасным, приобрел новые краски. Дождь закончился, из-за туч несмело высунулся луч солнца. Казалось, сама природа радуется за юную журналистку.
- Ура, девчонки! - завопила она, влетая в комнату и громко хлопая дверью. - Меня опубликовали!
- Вау, здорово! - завизжала Наташка и бросилась обнимать подругу.
- Молодец! Поздравляю, - улыбнулась более спокойная Оля. - Чай будешь?
- Буду, - откликнулась Лиза. - С удовольствием буду, а то я замерзла. Как день прошел?
- Нормально, - вздохнула Наташка. - Я наконец-то исправила свою шестерку по математике, думала, лучше восьмерки не напишу. А Михайловна мне девять поставила!
- Это в какой раз ты уже переписывала? - подколола подругу Лиза.
- В четвертый. А может, и в пятый, не считала.
- Ясно. Оль, а у тебя как дела?
- Пойдет. Татьяна Всеволодовна сказала пересдать тему о медицине, так что придется ее переписывать.
- А чего так?
- Да я по дурости несколько ляпов допустила, и ... В общем, сама виновата. Да, кстати, твоя Алена тебя сегодня весь день искала!
- А что она хотела?
- Она сказала, что пойдет билеты на утро двадцать шестого октября. На восемь или девять, точно не помню.
- А-а-а, ну хорошо, пусть покупает. Необязательно было меня искать...
- А вдруг ты против? Она же не знает! - резонно заметила Наташка. - Кстати, а ты что, с Артемом все перемены разговаривала?
- Первую большую перемену - да. А на второй мы с Людой гуляли по коридорам.
- Ясно. Как, кстати, у вас с Артемом?
- Да никак. Мы просто друзья.
- Ну да, ну да, - недоверчиво покосилась на подругу Наташка.
- Наташ, ну нет у нас с ним ничего! Он относится ко мне как к другу. Да, он классный, интересный, с ним весело, он, в отличие от других парней, не смотрит на меня как на маленькую девочку. Но... Артем высокий, красивый, мужественный, умный, а я... Кому я нужна со своим кривым носом, маленьким ростом, ужасной фигурой...
- Слушай, Лиз, хватит себя есть! - прервала ее Оля. - Ты красивая девушка, а те, кто относится к тебе как к маленькой, - просто дураки.
- Вот именно, - согласилась Наташка. - Ладно, давайте лучше про "Визитки" поговорим. Видали, как десятые к ним готовятся?
Десятые классы и впрямь постоянно были заняты репетициями. У них даже не хватало времени пообщаться со своими друзьями-одиннадцатиклассниками. Алена с Полиной приходили в общежитие в шесть-семь часов вечера и сразу садились за уроки. Репетировали даже на выходных, собирались в лицее или дома у кого-то из минчан. Девчонкам нравилась такая жизнь, они были в восторге и от самого мероприятия.
Кристина и Валерка разделяли их эмоции. Сценарий визитки их класса был очень смешным, а песня, которую сочинили Анастасия Николаевна с братом, с легкостью запоминалась. Нравились ребятам и репетиции. Самая важная из них была еще впереди, за день до "Визиток".
- Скорей бы уже! - говорили десятиклассники. - Так хочется на сцену!
Слыша это, Лиза вспоминала прошлый год, во многом безрадостный и ужасный. Минувшее наводило ее на грустные мысли о том, что если бы она не говорила летом перед лицеем, что все будет плохо, жизнь сложилась бы по-другому, и того, что случилось в день прошлогодних "Визиток", уж точно бы не произошло.

Лиза сидела в закутке возле туалета и горько плакала. Никогда в жизни ей не было так обидно, как сейчас. Шестерка по информатике портила ей и без того не блестящую четверть. И потом, как смотреть в глаза тем эгоисткам, которые живут с ней в комнате? Яне Корольковой, у которой одно на уме: показать себя как можно более выгодно, чтобы все подумали, какая она умная и интересная. Вике Макаревич, которая целыми днями лежит в своей кровати, и ей на все наплевать. Нине Иващенко, суперкрасавице, изнутри почти сгнившей из-за чрезмерной гордости и заносчивости. Одно хорошо: в соседней комнате живут Оля и Наташка, которые поймут, помогут и пожалеют.
Ну почему она такая невезучая? Ведь Оле и Наташке очень хорошо жить вместе. Они крепко сдружились и теперь не могут расстаться ни на минуту и даже уехав домой, каждый день переписываются в Интернете. А она? После того грандиозного скандала в сентябре они с соседками даже не общаются. У них своя дорога, у Лизы – своя. Ей не надо бесконечных признаний ее исключительности, не надо всяческих похвал и поздравлений. Она не хочет быть чьей-то служкой, верной Жучкой, которая бегает вокруг и таскает в зубах тапочки. Лиза просто хотела быть кому-то нужной и просто хотела, чтобы ей тоже кто-то помогал. Ей очень не нравилось то, что ее постоянно кто-то просил о помощи, а когда просила она, все почему-то говорили: «Извини, ничем не могу помочь!» От этого Лизе казалось, что ее ненавидит весь мир, потому что она ни перед кем не выслуживается. Но тогда надо выбирать: либо лизать кому-то ботинки и получать в ответ всемирную любовь, либо жить своей, независимой жизнью. И Лиза выбрала последнее.
Осознание собственной ничтожности не уменьшилось ни на грамм, несмотря на правильный выбор. На душе у Лизы было ужасно. Еще ужаснее стало, когда она увидела, как мимо нее с гордым видом проходят Яна, Вика и Нина. Заметив плачущую Лизу, Яна наклонилась к Вике и что-то прошептала, после чего соседки по комнате дружно засмеялись. Лиза не выдержала и спрятала лицо в ладони.
Внезапно на ее плечи опустились чьи-то теплые руки, и тихий нежный голос спросил:
- Ну, что у тебя случилось?
Лиза подняла голову и увидела свою учительницу по химии Ольгу Владимировну. Та присела на корточки рядом с Лизой и с сочувствием заглянула ей в глаза.
- Лиза, ты чего плачешь? – поинтересовалась она.
- Ничего, - всхлипнув, откликнулась Лиза.
- Ну как это: ничего? Просто так не плачут!
Лиза снова всхлипнула и сказала:
- Я получила плохую оценку по информатике!
- Глупышка! – с ласковой улыбкой погладила ее по голове Ольга Владимировна.  – Плакать из-за оценки!
- Это вам смешно, а мне как-то не очень, - с придыханием сказала Лиза. – Вы-то уже не учитесь!
- Ну и что? Знаешь, как я в твои годы на информатике тупила? Ой, не приведи Господи! Помню, все уже на перерыв уйдут, а я еще сижу, решаю. И после занятий приходила. Ох, и намучилась же я тогда с этой информатикой!
- Да если бы только информатика… Меня, наверное, весь мир ненавидит.
- Это еще что за глупости! С чего ты взяла?
- А с того! Когда я прошу о помощи, мне все почему-то отказывают. Зато я обязана всем помогать! Знаете, как обидно? Ты со всей душой к людям, а они к тебе ясно чем поворачиваются!
- Ну поворачиваются и поворачиваются, так что теперь? – удивилась учительница. – Не общайся с ними, не трать свое время и нервы. У тебя же есть друзья?
- Ну да. Оля и Наташа из вашего «ХБ2». Мы с ними еще в первый день подружились. А знаете, что самое обидное? Это когда ты сидишь и плачешь, а мимо идут твои соседки по комнате и начинают тупо над тобой смеяться! – голос Лизы сорвался, и она снова заплакала, еще сильнее, чем раньше.
- Здрассти, Ольга Владимировна! – воскликнул кто-то совсем рядом. Лиза подняла голову и увидела рядом с учительницей своих подруг Олю и Наташку.
- Лиза? – удивилась Оля. – Ты чего? Что случилось?
Она подбежала к подруге, села рядом с ней и обняла ее за плечи.
- Лизка, ну чего ты? – встревоженно спросила она и взглянула на классную руководительницу.
- Ольга Владимировна, - прошептала Наташка, - а что это с Лизкой такое?
- Девочки, побудьте с ней, ладно? – тихо попросила Ольга Владимировна. - Я сейчас только журнал отнесу, а потом приду, посмотрю, как вы тут. И чтобы Лиза была веселая!
Она улыбнулась Оле и Наташке и ушла.
Наташка подошла к Лизе и уселась рядом с ней.
- Лизка, тебя твои эти…из комнаты обидели?
- И это тоже.
- А, ну это не новость, - вздохнула Оля. – Неоригинально.
- А как они тебя обидели? – поинтересовалась Наташка.
- Да как… Я сидела здесь и плакала из-за шестерки по информатике за четверть, а они мимо проходили… И ржать стали.
- Ух, я бы им врезала! – потерла руки Наташка. – Как же меня бесит эта их манера смеяться над людьми! Скинуть бы их с лестницы и поржать!
- Наташ, ну зачем же так? – воскликнула Оля. – Не надо! Все равно то, что они делают, рано или поздно вернется к ним. Потом сами плакать будут! Вот куры, а!
Лиза слабо улыбнулась. 
- Ой, Лизка, а у меня знаешь какая идея? – вдруг сказала Наташка. – А приходи сегодня вечером к нам песни орать! Соберемся все вместе: я, ты, Оля, Влад, Антон, пацаны с физмата – и поорем под гитару. Давай, а? Пусть этим курицам будет стыдно за то, что они обидели такую веселую и компанейскую девчонку!
Наташкин комплимент явно поднял Лизе настроение.
- Действительно, чего это я? – удивилась она. – Раскисать из-за каких-то дур, которым просто порисоваться охота! Совсем с ума сошла! Сегодня же последний день четверти, концерт, а завтра – домой! Веселиться надо!
- Вот-вот, - подтвердила Оля. – Вытри слезы и улыбнись! Ну-ка улыбнись!
Лиза усмехнулась и обняла Олю, а затем и Наташку.
В этот положительный момент рядом с подругами появилась Ольга Владимировна.
- Ну что, мы уже улыбаемся? – спросила она у Лизы.
- Ага, - откликнулась она. – Спасибо вам!
- Да не за что! И, девчонки, не плачьте никогда больше из-за оценок, ладно? Ведь оценки – далеко не самое важное в жизни! Поверьте, в жизни есть вещи, из-за которых действительно стоит плакать. Так что лучше берегите пока свои нервные клетки, они вам еще пригодятся!
- Хорошо! – пообещали Оля, Наташка и Лиза.
- Ну, удачи вам! До встречи на «Визитках»! – и Ольга Владимировна улыбнулась и пошла вниз.

Неожиданно сзади кто-то закрыл Лизе глаза, однако она не испугалась. Отняв от лица чужие руки, девушка развернулась и увидела Артема.
- Да ну тебя! – отмахнулся тот. – Ничем не испугаешь.
- Оно тебе надо?
- Очень! Мне скучно, а до «Визиток» еще почти целая пара.
- Так съездил бы домой! Вроде недалеко живешь.
- Одному неохота.
- А не одному?
- А зачем? Давай лучше тут посидим. Ой, здравствуйте, Ольга Дмитриевна!
- Здравствуйте, - откликнулась учительница, с настороженной улыбкой глядя на парня и девушку. – Чего это вы здесь сидите?
- «Визитки» ждем.
- А, ну, уже недолго осталось. Как, кстати, четверть закончили?
- Более-менее, - откликнулся Артем.
- У меня только одна восьмерка: по английскому, - вздохнула Лиза. – Причем выходило девять, да только я на прошлой паре с Гусевой из-за какой-то ерунды сцепилась, вот она мне и влепила.
- У Полины из моего класса та же самая ситуация. Ох, прямо беда с этой Гусевой! – покачала головой Ольга Дмитриевна. – Ладно, после каникул разберемся, она уже наверняка дома отдыхает. Ну, я к себе. Увидимся!
Спустя час Лиза и Артем отправились в актовый зал. Народ уже потихоньку начал собираться на зрелище.
Зрелище действительно получилось интересным. Десятиклассники постарались на славу. Их волнение даже не было заметно. В своих номерах они подшучивали над учителями и друг над другом, преподаватели играли наравне с детьми. Особенно Лизе запомнилась визитка Алениного класса – вот что значит Юрьевна! Алене, как самой талантливой и артистичной (не зря же в театральном кружке занималась!), в постановке отвели главную роль. Подруга была мальчиком, который поступил в филологический класс. В кепке бурого цвета, с забранными в пучок волосами, в мешковатом свитере и таких же джинсах она действительно была похожа на развязного подростка. Лиза просто тряслась от смеха. А когда на сцену вышла Анжелика Юрьевна и произнесла прокуренным голосом: «Я классная», зал просто упал под кресла. «Да, я вижу! - изо всех сил стараясь не захохотать (Лизе хорошо было видно с первого ряда), произнесла Алена. – Может, это…замутим?» Хотя номер был отрепетирован уже не один раз, но одноклассникам подруги, да и их учительнице трудно было сдержаться и играть по сценарию. Однако все получилось как надо, и в конце визитки восхищенная Лиза крикнула:
- Алена, ты супер!
Класс Ольги Дмитриевны сделал что-то вроде мюзикла, признавшись в каверах на некоторые известные песни в любви к Лицею и друг к другу. Во время их номера зал без устали хлопал и подпевал. Танец Полины и ее одноклассника Вани Соколова под песню «A little party never killed nobody» вообще произвел фурор. Равнодушных к визитке не осталось.
Десятый «ФМ4» подошел к делу творчески. Их номер представлял собой отрывок из КВН, в котором ребята рассказывали шутки из лицейской жизни. Конец номеру положила заводная песня под гитару.
Не забыли и про давнюю лицейскую традицию – визитку учителей, которые сделали пародию на сказку «Теремок», только с большим количеством героев. Ольга Дмитриевна, Анжелика Юрьевна и Анна Викторовна, Людина учительница английского, играли муравьев. Анастасия Николаевна воплотила образ сороки, который вполне подходил ее быстрой речи. В лицейской постановке впервые принял участие Грач (наверное, его туда затащила Ольга Дмитриевна). Ему досталась роль ворона, которую он исполнил с таким артистизмом, что Лиза чуть не закричала: «Верю!» Вдохновенно сыграл роль злобного и трусливого паука Константин Михайлович. После финального поклона всех учителей находящиеся в зале ученики встали и громко зааплодировали, долго не желая отпускать «артистов» за кулисы. А потом, когда занавес закрылся, все дружно вышли из зала, бурно делясь впечатлениями.
- Анастасия Николаевна, вы просто суперсорока! – восхищенно встретила учительницу Лиза. – Вы вообще прирожденная артистка!
- Да? – удивленно вскинула брови Анастасия Николаевна. – Спасибо! Правда, я прибить готова своего любимого братца…
- Зачем?
- Представляешь, он сговорился с Ольгой Дмитриевной, и они вместе написали для меня роль сороки, а потом сказали, что оно изначально так и было!
- Да не надо его убивать! Ведь все получилось здорово!
- Лизка, привет! – раздалось сзади. Девушка обернулась и увидела свою подругу Алену.
- Ой, здрассти, Анастасия Николаевна! – продолжила та и тут же снова обратилась к Лизе. – Ну, как тебе?
- Аленка, ты вообще молодец! Сдержаться и не заржать, когда так хотелось!.. Я восхищаюсь!
- Спасибо! А как в целом? Лучше или хуже, чем в прошлом году?
- По-моему, гораздо лучше! Знаешь, как-то совсем по-другому, по-новому! У нас не у всех классов учителя участвовали, а вы молодцы! Я не ожидала, правда! Ну, что, на дискотеку? Продолжим праздновать окончание первой четверти?