Антонов Евгений Сергеевич

Олег Каминский
Родился  17  февраля  (2  марта)  1910  года  в  городе  Лебедянь  Лебедянского  района  Липецкой  области  (Россия)  в  семье  лесника.  Русский.  Окончил  школу-семилетку.  С  ноября  1924  года  учился  в  Лебедянском  педагогическом  училище,  которое  окончил  в  1928  году.  С  сентября  1928  года  по  октябрь  1929  года  работал  школьным  работником  1-й  ступени  (учителем)  в  школе  1-й  ступени  села  Вислая-Поляна  Большеполянского  района  Орловской  области,  с  октября  1929  года  по  январь  1930  года  работал  школьным  работником  (учителем)  в  школе  1-й  ступени  села  Черепянь  Лебедянского  района  Рязанской  (ныне  Липецкой)  области.  В  1930  году  переехал  в  Москву,  где   по  март  1933  года  работал  на  заводе  "Серп  и  Молот"  в  канатном  цеху  машинистом.  С марта  1933  года  по  август  1933  года  работал  в  Завкоме  завода  "Серп  и  Молот"  председателем  цехового  комитета  канатного  цеха.
В  РККА  с  1  августа  1933  года. 
Окончил  Высшую  Школу  морских  летчиков  и  летнабов  в  г.  Ейске  (учился  с  августа  1933  года  по  декабрь  1933  года).
Окончил  9-ю  школу  военных  пилотов  в  г.  Ворошиловграде  (учился  с  декабря  1933  года  по  декабрь  1935  год).
В  декабре  1935  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».
С  14  декабря  1935  года  командовал  звеном  в  35-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  31  мая  1937  года  по  28  января  1938  года,  сначала  в  качестве  командира  звена,  затем  с  сентября  1937  года  -  в  качестве  командира  1-й  эскадрильи  26-й  группы  истребителей  И-15.
Имел  псевдонимы  «Аркадьев»  и  «Антонио».
 
     «…  В  эти  дни  мы  познакомились  и  быстро  сдружились  с  Женей  Антоновым.  Этого  парня  можно  заметить  и  отличить  в  любой  здешней  компании.  Чего стоит  одна  внешность:  высокий,  ходит  спокойно,  немного  вразвалочку,  и  уже  в  самой  походке  чувствуется  сила,  напористость.  Лицо  открытое,  доброжелательное.
     Но  внешность  -  это  только  внешность.  У  Жени    и  характер  русский  -  скромный,  неунывающий  и  по-настоящему  мужественный.  Присмотревшись  к  нему  однажды,  Михаил  Якушин  сказал:
- Если  бы  нашего  Женю  отвезти  на  Марс,  то  и  там  бы  сразу  сказали:  «Ну,  это  русский!»
     Антонов  -  человек  живой.  Он  любит  поплясать  и  пляшет  не  лихо,  залихватски,  а  словно   пава  -  подбоченившись,  плавно,  помахивая  над  головой  платочком.  Получается  это  у  него  очень  смешно.  Особенно  веселятся  испанцы.  С  ними  Женя  сдружился.  Он  обучил  их  даже  игре  в  «Акулину».  Испанцы  пытались  научить  его  играть  в  покер,  но  Женя  неожиданно  предложил  «Акулину».  И  научил.  Представьте  веселье,  когда  он  первый  раз  повязал  проигравшему  платок,  -  «Акулина»  тотчас  же  забыла  мудреный  покер.
     В  эскадрилье  Женя  любимец.  Вокруг  него  всегда  люди,  шутки,  смех.  Любит  он  рассказывать  о  своем  родном  городке  с  милым,  поэтичным  название  Лебедянь.  Рассказывает  он  с  таким  чувством,  я  бы  сказал,  даже  со  смаком,  что  все  слушают  его  с  завороженной  улыбкой.
     Слышишь:
     - Эх,  братцы!  Что  бы  я  хотел  съесть  из  мировых  гастрономических  изделий?  Хотите,  скажу?  Был бы  я  сейчас  в  Лебедяни,  отрезал  бы  ломоть  ржаного  хлеба,  к  нему  бы  соленый  огурчик,  лучше  малосольный,  -  и  мне  ничего  не  надо,  никакой  причуды  современной  гастрономии!
     И  все  улыбаются:  уж  очень  он  «вкусно»  говорит  о  хлебе  и  огурчике.  И  уже  ходит  по  эскадрилье  поговорка:  «А  вот  у  нас  в  Лебедяни!..»  И  почти  каждый  вкладывает  в  эту  поговорку  и  светлое,  теплое  чувство,  и  грусть  по  далекой  Родине:  там  ведь  у  каждого  из  нас  осталась  своя  Лебедянь…» 
     (Из  книги  Б.  А.  Смирнова  «Небо  моей  молодости») 

В  бою  под  Сарагоссой  26  августа  1937  года  сбил  Хе-45  командира  франкистской  бомбардировочной  группы  майора  Хосе  Переса  Прада,  который  вместе  со  своим  штурманом  Сальвадором  Бланко  Романом  был  взят  в  плен*. 
Всего  совершил  около  180  боевых  вылетов,  сбил  4  самолета.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
19  февраля  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».
С  16  июня  1938  года  служил  лётчиком-инспектором  Главной  Лётной  Инспекции  при  Военном  Совете  ВВС  РККА.
25  апреля  1939  года  присвоено  воинское  звание  «майор».
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  января  1940  года,  был  заместителем  командира  Особой  авиагруппы. 
Наряду  со  службой  в  боевых  частях,  входил  в  состав  особой  пятерки  истребителей  И-16,  предназначенной  для  показа  фигур  высшего  пилотажа  во  время  парадов  и  праздников.
В  годы  Великой  Отечественной  войны  был  летчиком-инспектором,  помощником  начальника    Главной  инспекция  ВВС,  помогал  лётчикам  боевых  частей  осваивать  новые  истребители  МиГ-3,  Як-1  и  другие.
25  января  1942  года  был  назначен  на  должность  старшего  инспектора-лётчика  истребительной  авиации.
24  марта  1942  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
С  3  мая  1942  года  служил  в  должности  помощника  начальника  инспекции  ВВС  Красной  Армии  при  Заместителе  НКО  СССР  по  истребительной  авиации.
В  полдень  28  июня  1942  года  в  районе  Люберецкого  аэродрома  испытывал  новый  модернизированный  истребитель  Як-1,  предназначенный  для  полковника  Василия  Сталина  -  сына  И.  В.  Сталина.  При  переходе  в  набор  высоты  после  пикирования,  самолет  сорвался  в  штопор,  ударился  о  землю  и  загорелся.  Погибший  пилот  был  похоронен  на  Донском  кладбище  города  Москва  (Россия).   

Список  известных  воздушных  побед  Е.  С.  Антонова:
26.08.1937       1        Хе-46            р-н  Сарагоссы                лично             
14.10.1937       1/3     Фиат-32        р-н  Бахаралоса                в  составе  звена 
14.10.1937       1/гр.  Фиат-32        р-н  Бахаралоса                в  составе  группы 
15.10.1937       1        Ме-109         аэродром  Гаррапинильос                лично

Награжден  орденом  Ленина**  (02.03.1938),  орденом  Красного  Знамени***  (03.11.1937),  орденом  Красной  Звезды****  (22.02.1941).

Примечания:
*     Позже  майор  Хосе  Перес  Прадо  умер  от  ран  в  госпитале.
**     Орден  имел  порядковый  №  3600.
***     Орден  имел  порядковый  № 1326.
****     Орден  имел  порядковый  №  19271.