Хранитель города. Часть первая. Глава V

Тот Кто Сегодня За Сказочника
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2014/12/31/1091
               

Официальная же история гласит о том, что Павел I опасался дворцовых переворотов и, не желая оставаться в Зимнем дворце, решил построить себе новую резиденцию, где мог бы чувствовать себя в безопасности. Существует предание, что солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием и сказавший: «Иди к императору и передай мою волю – дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. И якобы так и было принято решение о строительстве нового дворца и о присвоении ему имени – Михайловский.

Строительство было объявлено в ноябре 1796 года, практически сразу после смерти Екатерины II. А первый камень был заложен уже в феврале следующего года. Проект соединил в себе черты средневекового рыцарского замка и светского европейского дворца XVIII столетия. Склонный к мистицизму, Павел I очень торопился со строительством. Работы велись небывалыми темпами – круглосуточно, без выходных. На стройке было задействовано несколько тысяч человек разных специальностей, а материалы были стянуты со всех строек города. Казны на строительство самодержец не жалел.

В результате 8 ноября 1800 года в присутствии императорской семьи замок и церковь Святого Михаила, которого император Павел I считал своим небесным покровителем, были торжественно освящены.

В плане замок представляет квадрат с округлёнными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Изначально сооружение было со всех сторон окружено водой: с севера и востока рек Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный и Вознесенский – ныне засыпанные –  отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.
Величественный замок действительно казался неприступным. Со всех сторон здание было окружено водой, и проникнуть на его территорию можно было только через подъёмный мост.
Особой пышностью и великолепием отличались интерьеры дворца, соединявшего функции жилой резиденции и музея, в котором российский император хранил богатейшие художественные коллекции.
В помещения замка помимо всего прочего входили: Общий Столовый зал, парадные покои, пять тронных, Георгиевский зал, Круглый Тронный зал, Мраморная галерея…

Спешивший именно ко дню святого архангела Михаила Павел I с семьёй переселился в Михайловский замок, когда ещё даже не успели просохнуть стены. По свидетельству же очевидцев, в помещениях стоял такой густой туман, что, несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, везде господствовала темнота, повсюду видны были следы сырости, а полосы льда тянулись по углам сверху донизу.
Здесь ему было суждено прожить всего лишь сорок дней…

Вскоре после убийства Павла I императорская семья вернулась в Зимний дворец. Из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои раздали под жилые квартиры. А с 1819 года в Михайловском замке размещалось Главное Инженерное училище, которое и дало замку в 1820 году его второе название – Инженерный.

При Александре II Опочивальня и Будуар Павла I были перестроены под Домовую церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. В притворе церкви находилась плащаница, а над ней образ Спасителя и надпись: «Отче, отпусти им, бо не ведают, что творят».

На протяжении целого столетия Инженерное училище перестраивало императорскую резиденцию для своих нужд, меняя его планировку и внутреннюю отделку. Но даже в своём разорённом состоянии Михайловский замок не утратил былого величия. Инженерное училище размещалось в здании до середины 60-х годов XX века. После его вывода здесь вплоть до настоящего времени находится Центральная Военно-Морская библиотека, занимающая лучшие парадные залы. В остальной части здания размещались проектные организации и научно-исследовательские институты.
А в начала 80-х добавилась ещё и Комиссия по аномальным явлениям русского географического общества.


Пройдя мимо набережной Лебяжьей канавки и миновав Садовую улицу, ребята оказались уже в другом саду, носящем название, как и замок – Михайловский.
А надо отметить, что первоначально на расположенных рядом друг от друга территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера  располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья одного шведского ротмистра.
По заказу Петра I выполнили Генеральный план трёх Летних садов. Первый и Второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Территория же, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав Третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».
Изначально участок простирался гораздо дальше современных границ: от Мойки до Невского проспекта и от Фонтанки до канала Грибоедова. Перед началом строительства территорию осушили, тем самым, отделив резиденцию Екатерины от двух летних садов.
Сад имел простую планировку, характерную для московских усадеб с их садами и огородами. Тут были яблоневые и прочие плодовые деревья, стояли оранжереи и теплицы, где выращивали бананы и ананасы. К хозяйственным постройкам – амбарам, конюшням, дома для садовников, винотекам – вели аллеи в виде зелёных коридоров…

А рядом с Михайловским садом, на берегу канала Грибоедова возвышалось ещё одно чудесное архитектурное творение – Храм Спас-на-Крови, возведённый по указанию уже Александра III на том месте, где смертельно ранили Александра II, называемого в народе Царём-Освободителем за отмену крепостного права. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя – 1881-й.
Церковь строилась двадцать четыре года. А чтобы вода из канала не проходила под здание, было сооружено бетонное основание.
Собор в то время не был приходским. В нём проходили только службы, посвящённые памяти Александра II и произносились проповеди.
В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. А через двадцать лет было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны планы поменялись. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. К 1970-м же годам собор перешёл на попечительство инспекции по охране памятников.

Виды всей этой удивительной архитектурной красоты по истине производили неизгладимое впечатление. Особенно на Диму, который до этого момента что-то мог видеть только на открытках или в каких-нибудь учебниках по истории. Но увидеть всё это воочию, испытав при этом незабываемые минуты восторга, – поверьте, стоило того, чтобы однажды оказаться здесь, в городе на Неве.

                * * *

В организованной Викой прогулке, а точнее – импровизированной экскурсии – время пролетело как один миг. Стрелки на часах подходили уже к одиннадцати вечера, но было такое ощущение, что сейчас не больше пяти часов – настолько было светло.
Человеку, впервые заставшему пору белых ночей, действительно могло показаться, что дневное время как будто остановилось. Всё движется – люди, автомобили, трамваи, корабли на реке, метро под землёй и даже сами часовые стрелки – а время застыло.
И что удивляло, нисколечко не ощущалось какой-либо усталости. Вот что значит оказаться в необычное время, а главное, в интересных местах.
Правда, только аппетит нагуляли.

Магазины уже все закрылись, но им повезло. По пути попалась какая-то добродушная старушка, торговавшая пирожками – скорее всего, своими. А может быть, и от какого-нибудь кооператива.
Времена-то сейчас были новые – столько всего изменилось и появилось. А уж что дальше – страшно было даже подумать…

А город открывал всё новые и новые виды – другие набережные, другие мосты, другие улицы, другие перекрёстки.

Наступала необычная ночь. Необычная – в прямом смысле слова. Потому что уже совсем скоро началось то, чего ребята, ну, никак не могли себе представить, не то, что предположить…


                Конец первой части


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/01/01/1125