Художник, несущий свет

Ната Алексеева
 
 Иллюстрация -  "Вход в город Всеобщего Благоденствия"               

               
           (К 140-летию со дня рождения Ефима Честнякова)

   Когда  вглядываешься в его  картины,   возникает удивительное  ощущение, что из глубины  полотен льётся теплый мягкий свет. Что за чудо такое?  Смотришь, например,  на “Портрет девочки” и чувствуешь  живое тепло, исходящее от юной крестьянки в  белом платочке и легком русском сарафане. На щеках играет нежный румянец, а глаза внимательно смотрят на художника, который ее рисует.  Она живая!  Вот оно чудо искусства – больше столетия  пролетело с той поры, когда деревенская девочка, смущаясь и робея от  внимания к своей персоне, позировала художнику, стараясь его не подвести. Ведь это был всеобщий любимец деревенской детворы, который умел  рассказывать дивные сказки, лепить из глины чудесные фигурки людей и животных и устраивать  увлекательные театральные представления.

   А вот другое полотно -  “Девушка играет на свирели”.  Что, казалось бы, особенного в этом простеньком, наивном сюжете про молодую пастушку?  Удивительно одно. На картине нет никакого источника света, как обычно нет на полотнах Честнякова ни солнца, ни луны, ни зажжённой лампы. Но  на тёмном фоне в центре экспозиции  прямо-таки светится  фигура девушки со свирелью. Вокруг неё бродят белоснежные овечки,  так же излучая божественное свечение.  Свет идёт изнутри, свет живёт в самой картине. Художник говорит с нами языком художественных образов о том внутреннем, духовном свете, который исходит от самого человека, из глубины его души, освещая сумрак жизни. Но как ему  удаётся добиваться такого потрясающего эффекта?..

   Загадок в его обширном  наследии, которое неожиданно явилось миру благодаря музейщикам и реставраторам, -  много и до сего времени разгаданы  ещё не все.  Есть у художника   большая многофигурная  работа  “Наш фестиваль” с изображением юных деревенских  артистов.  По случаю музыкального представления на детях  надеты  узорные  воротнички,   шапочки, маски и бороды из кудели, в руках – свирели, гармошки, балалайки… Они играют и поют, зазывая на веселое представление односельчан.  Картина в голубовато-жемчужной тональности  цепляет и не отпускает  взгляд – в  ней много деталей, которые хочется разглядеть внимательнее.  А что же это одежда-то у ребяток вся в заплатках?  Да  и не один кто-то щеголяет  заплатками, а  все !   Что-то здесь  не так.   Разве не хранили крестьяне в сундуках нарядную одежду для праздников? Да и почему бы кисти  художника не   приукрасить немного своих героев,  нарисовать-то можно  что угодно… 

    Однако вспоминается,  что рассказывала духовная ученица Ефима Васильевича, старица Мария Васильевна Смирнова: ”Он мне так говорил, когда я ему жаловалась на свою жизнь. “Марьюшка, чего ж тебе не хватает-то? Тебе только заплатки не хватает!”  “А зачем мне заплатка? – удивлялась я “Да дело-то в том, что надо свою святость под заплатками прятать. Нечего ее напоказ людям выставлять”
   Крестьянский народ, а дети тем более,   для  Ефима Честнякова  были святым  народом, вот  почему не раз мы встретим у него эти символические  заплатки. Он разговаривал со зрителем языком символов и рассчитывал на понимание, хоть и  были  они нередко многозначны, как  народная сказка.  В полотнах “Дети и Ангел”, “Слушают гусли”, “Тетеревиный Король”, “Коляда” “Щедрое яблоко” “Деревенский праздник” “Детские забавы” “Город Всеобщего Благоденствия’ – найдётся много такого, что требует расшифровки и пояснений.  В этих его многонаселенных композициях не просто  бытовые сценки, обряды, праздники, где  шум и гам, где царит  карнавал в вихре танца.  Нет,  группы людей у него – это единое одухотворенное целое, в котором прослеживается внутренняя связь персонажей. Здесь живёт  тихая радость взаимной любви и согласия, единство чувств и мыслей,  гармония, основанная на  духовных, а не на материальных ценностях.  Конечная цель этого согласия и  любой совместной деятельности -  Всеобщее Благоденствие.

   В родном Шаблове  деревенский философ мечтал построить новую, небывалую жизнь, создать универсальную  крестьянскую культуру, которая потом стала бы достоянием и других деревень… даже, может быть, всех людей, живущих на Земле.  Он жил мечтой о Человечестве – единой семье.  И практикой  жизни  создавал своё Учение, которое могло бы многое  изменить.  Но нет пророка в своем Отечестве…
   Не мог он, по рождению и сути своей крестьянин,  согласиться с тем, что со временем  неизбежно разложение патриархальной общины и что  участь  деревенского  труженика – пополнять ряды городских рабочих. Он видел в мечтах иную  деревенскую реальность  и был уверен,  что это вполне достижимо. Не потому ли  близки и отрадны были ему идеи Л.Н.Толстого, убеждённого, что двигатель прогресса – это  нравственное самоусовершенствование каждого.
   
    Ефим Честняков  пережил две мировые войны, гражданскую бойню,  уничтожение церквей и священства, коллективизацию, раскулачивание, знал тяжелый крестьянский труд от зари до зари, нищету и голод. Удивительно, но не отразилось в его картинах  смутное время, нет борьбы, противостояния, ненависти и смерти. Хотя ошибкой будет считать, что он не размышлял обо всём, не видел, не знал…

   Нет смысла здесь  рассказывать  его биографию –  теперь о нем много информации в Интернете, вышли в свет книги и  фильмы о художнике, и все, наверное, уже знают, что он был учеником самого Ильи Репина, заметившем своеобразный талант деревенского самородка.  Нынче  полотна, едва не сгинувшие в небытие, почерневшие,с осыпанным грунтом и красками, прошли реставрацию и с большим успехом демонстрируются в музеях и выставочных залах. А сколько еще не изучено, не расшифровано, не издано! Какая огромная галерея портретов, сколько записных книжек ждут внимания исследователя. Его наследие уникально и, наверное, совсем не случайно академик Д. Лихачёв сравнивал шабловского мыслителя с великим Леонардо. Были, были для этого основания…

    Добавлю к этому, что Честняков в своей глухомани среди костромских лесов,  много читал, выписывал газеты и журналы,  изучал философию и  историю развития мировых религий.  К  необычайной для деревни образованности,  он ещё обладал даром ясновидения, умел читать мысли, лечил травами, гипнозом, руками – и обо всём  этом сохранилось много свидетельств его односельчан.  Но  скрывал свои способности провидца и целителя.  Он слишком хорошо понимал, что ему не выжить, особенно после того, как  “за связь с эсерами”  была арестована  его сестра Александра.  С хорошим человеком  “ Ефимка” общался тепло и доверительно. Если же видел перед собой мерзкую натуру, начинал изображать из себя “юродивого” -  кривлялся, кукарекал, скакал на одной ноге,  нес околесицу…  Так постепенно и приучил “чужаков” и “начальство” не воспринимать себя всерьез.

Однако его “словесность”, как он любил называть своё литературное творчество,  раскрывает перед нами  мыслителя и философа с большой буквы. Заглянем на минуту в  записные книжки и услышим его раздумья, которые он доверял только бумаге. Такие, например:


Гляжу кругом. Дороги те ли?
Живу во сне иль наяву?
И в бестолковой канители
Сижу и кушаю траву…
Город вверх, деревня вниз
Вот и весь социализм.


  Или вот что он пишет о тех, кто мнит себя властью:

Тверды, как сталь, и злы, как вошь –
Никак их чувством не проймёшь.
И что в чужом кармане есть,
Лишь только в том их интерес.
И в деревнях, и в городах
С хвастливым видом великаны
Стоят на глиняных ногах.



    Но  меняется его интонация, когда он  говорит о сокровенном,  о вере, о Новом Завете, который  помогает ему  не сдаваться и  творить в невыносимых условиях:
 
Измученный жизнью суровой,
Не раз я себе находил
В глаголах предвечного слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным чувством любви,
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они!
Здесь всё в чудно-сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им.
И Сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И Вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки!
Читая, молиться в тиши…
И плакать… и черпать уроки…
Из них для ума и души.


   Ефим Васильевич Честняков  прожил долгую, праведную жизнь. Когда он умер, попрощаться с ним пришли несколько тысяч человек  из всех окрестных деревень.   Свой последний приют он нашёл там, где часто бывал – у родника, который называют теперь Ефимовым и воду из которого считают святой.
   Вспомним о нем в знаменательную дату 19(31)декабря (1874- 1962).  Вглядимся в его творения,  которые полны Света.
Помолчим. Воздадим должное высоте его Духа и Силе его Мечты.


   См. фильмы о Е.В.Честнякове
    http://www.youtube.com/watch?v=w_X6i9K9tNY
   "Я пришёл дать Вам сказку"
   

   Иллюстрация 1
http://www.proza.ru/2014/12/31/157