Анащенко Иван Семёнович

Родился  29  августа  1905  года  в  селе  Мачеха  Мачехинского  района  Волгоградской  области (Россия)  в  крестьянской  семье.  Украинец.            
В  Красную  Армию  был  призван  Хоперским  районным  военкоматом  города  Новочеркасска  Волгоградской  области  в  1927  году.   
Сначала  служил  в  кавалерии  Красной  Армии,  затем  окончил  школу  пилотов. 
В  звании  капитана  служил  командиром  отряда  в  57-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  142-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  26  марта  по  5  августа  1938  года,  был  пилотом  И-15.
Совершил  около  10  боевых  вылетов,  участвовал  в  1  воздушном  бою.
23  мая  1938  года  был  сбит  зенитным  огнем  и  спасся  на  парашюте,  но  получил  сильные  ожоги. 

     «…В  тот  день  на  реке  Сегре  в  районе  Лериды  намечалось  наступление  республиканцев.  В  задачу  советских  летчиков-добровольцев  входило  прикрытие  контратакующих  частей  с  воздуха,  а  перед  возвращением  на  базу  -  штурмовка  позиций  врага.  Свою  задачу  они  выполнили,  но  при  штурмовке  на  малой  высоте  фашистский  зенитный  пулемет  подбил  машину  Ивана  Анащенко...  Попадание  пришлось  в  бак,  залило  бензином,  он  задыхался.  Выйдя  из  атаки,  Анащенко  развернулся  и  пошел  на  свою  базу  с  набором  высоты.  Но  едва  он  успел  подняться  метров  на  500,  как  самолет  воспламенился.  Огнем  охватило  и  пилота.
     Как  он  отстегнул  ремни  -  не  помнит.  Резко  подал  вперед  до  отказа  ручку  управления  самолетом,  и  его  выбросило  из  кабины,  которая  в  то  время  не  закрывалась.  На  летчике  горело  обмундирование.  Анащенко  спасло  то,  что  он  был  одет  в  куртку  и  брюки  из  кожи.  И  все  же  у  него  сильно  обгорели  руки,  а  местами  -  ноги  и  лицо.  Он  был  в  летных  очках,  они  защитили  глаза  от  огня.
     Около  каталонской  деревушки  Анащенко  опустился  с  парашютом  на  верхушку  дерева.  Испанские  крестьяне  стояли  возле  своих  домов,  наблюдали  за  воздушным  боем,  однако  подойти  к  горящему  летчику  не  торопились  -  не  знали,  кто  он  -  фашист  или  республиканец?  Наконец  Анащенко  частично  сбил  с  себя  пламя  и  попытался  освободиться  от  парашюта.  Тогда  испанцы  осторожно  приблизились  к  нему  и  стали  что-то  говорить  друг  другу.
     -  Я  русский!  -  крикнул  им  Анащенко. 
     По-видимому,  они  поняли  его,  потому  что  бросились  помогать  освобождаться  от  ремней  парашюта,  с  восторгом  повторяя:
     -  Камарада  руссо!
     Они  стащили  с  Анащенко  тлеющую  кожаную  одежду,  и  повели  в  деревню.  Зашли  в  ближайший  дом,  принялись  чем-то  смазывать  и  перевязывать  ожоги,  угощали  вином.
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «От  Барселоны  до  Прохоровки»)

Полтора  месяца  провел  в  госпитале,  после  чего  был  отправлен  на  родину.   
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
Служил  в  Закавказском  военном  округе. 
С  апреля  1940  года  стал  командовать  133-м  истребительным  авиационным  полком.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года.  Во  главе  своего  полка  воевал  на  Калининском  фронте  с  июня  1941  года  по  январь  1942  года,  летал  на  ЛаГГ-3. 
С  января  по  июнь  1942  года  учился  в  Военной  академии  командного  состава  в  Чкалове. 
С  июня  (октября)  1942  года  по  январь  1943  года  был  командиром  774-го  истребительного  авиационного  полка,  летал  на  Як-7.  С  10  октября  (12  ноября)  1942  года  по  3  марта  1943  года  воевал  на  Юго-Западном  фронте,  защищал  Сталинград. 
К  середине  декабря  1942  года  совершил  5  боевых  вылетов,  сбил  лично  1  ФВ-189  и  в  паре  с  другим  летчиком  1  Хш-123.
С  января  1943  года  по  июнь  1944  года  исполнял  обязанности  заместителя  командира  282-й  истребительной  авиационной  дивизии.  С  1  июня  1943  года  воевал  на  Центральном  фронте. 
К  1  августа  1943  года  произвел  31  боевой  вылет,  участвовал  в  13  боях,  лично  сбил  1  ФВ-189  и  в  паре  -  1  Хш-123.               
С  июня  по  август  1944  года  командовал  9-м  гвардейским  истребительным  авиационным  полком.  В  одном  из  боев  был  ранен,  и  до  февраля  1945  года  лечился  в  Центральном  госпитале  Москвы.  После  госпиталя,  9  февраля  был  назначен  на  должность  заместителя  командира  8-й  гвардейской  истребительной  авиационной  дивизии.  Воевал  в  составе  1-го  Украинского  фронта,  участвовал  в  боях  за  Берлин  и  Прагу. 
К  концу  войны  произвел  ещё  4  боевых  вылета,  участвовал  в  2  боях,  лично  сбил  1  ФВ-190.
После  войны  продолжал  служить  в  авиации  на  различных  командных  должностях. 
Вышел  в  отставку  в  звании  полковника. 
Проживал  в  городе  Тамбов  (Россия). 
Умер  17  августа  1991  года.

Список  известных  воздушных  побед  И.  С.  Анащенко:
30.11.1942                1       ФВ-189       Суровикино                лично               
12.11.-17.12.1942     1/2    Хш-123       Юго-Западный  фронт                в  паре
04.05.1945                1       ФВ-190       аэродром  Швейдниц                лично
Награжден  орденом  Ленина  (после  1945),  тремя  орденами  Красного  Знамени  (22.2.1939*,  1.1.1943,  после  1945),  двумя  орденами  Отечественной  войны  1-й  степени  (13.8.1943,  6.4.1985),  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени  (11.6.1945),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (3.11.1944,  после  1945),  медалями  «За  оборону  Сталинграда»  (22.12.1942),  «За  взятие  Берлина»  (9.6.1945),  «За  освобождение  Праги»  (9.6.1945),  «За  победу  над  Германией»  (9.5.1945),  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»  (22.2.1948)  и  другими. 
            
Примечание: 
 *     Орден  имел  порядковый  №  2567.


Рецензии
Спасибо за интересный материал.

Владимир Савончик   03.07.2017 17:35     Заявить о нарушении
Рад стараться!

Олег Каминский   03.07.2017 19:29   Заявить о нарушении