Краски бесцветности

Варис Елчиев
   Рассказ «Краски бесцветности» входит в альманах «Романтика 2014».
 
 



                Краски бесцветности

   Какова же вероятность бабочки, взмахивающей крылышками в Бразилии, вызвать своим действием торнадо в Техасе?
                (Из теории «Хаос» Эдварда Лоренса).

   Ведь не только в фильмах и романах бывает любовь с первого взгляда... Это можно встретить и в реальной жизни. Встречаются двое, переглядываются и вдруг понимают, что они созданы друг для друга. Наукой также доказано, что любовь с первого взгляда возможна. Это светлое и святое чувство в миг охватывает человека, и в организме происходят изменения. В одной пятой доли секунды с момента сталкивания взглядов двенадцать разделов мозга подвергаются резкому пробуждению. В результате в кровь выбрасываются различные гормоны, что меняет и напрягает привычную деятельность нервной системы. Так возникает искра любви. Состояние организма во время влюбленности, по мнению ученых, подобно хаотичному состоянию человека во время болезни.

                Предисловие

   Жизнь – это роман, а любовь – ее кульминация... Жаль, что после кульминации сразу следует финал. Счастливый или несчастный, но финальный конец... Некоторые сознательно убегают от этой кульминации, застраховав себя от слез и страданий... Тогда их роман перестает представлять какой-либо интерес и уподобляется простому клочку бумаги…
   Конечно, в этом романе есть и другие литературные термины. Есть эпилог, завязка, развязка, в некоторых наблюдается выход за рамки основной сюжетной линии хода событий, а также их накал... Но кульминация – это наивысший пик напряжения в произведении… Любовь бывает приходит неожиданно, когда ее совсем не ждешь, а бывает ты сам зовешь ее, как бы заказываешь... И никогда не предполагаешь что за ней, как тень, следует разлука. Не осознаешь, что они вместе родились, вместе и умрут…
   Любовь и разлука... Жизненные сцены, служащие лишь для дополнения друг друга. В одном случае разлука разрушает любовь, в другом становится единственным способом ее спасения…

                В записную книжку

   То страх, то тревога, то отчаяние – кардиограмма раздумывания о завтрашнем дне...
                (Запись в дневнике)

   Человек рожден, чтобы искать правду, а не для того, чтобы найти ее.
                (Надпись на стене)

   Тебе поручают разжечь костер, однако дать спички забывают.
                (Предначертание)               

                Диалог о красках

   - Весьма парадоксально – импрессионисты, изображая на холсте свои чувства и страдания, в действительности же, рисовали свою душу. Все, что они передавали на полотне, это был плод их воображения, а не то, что есть в реальной жизни. Используя ограниченное количество деталей, эти художники старались передать массу впечатлений... Меньше реальности, больше утопии. В произведениях импрессионистов душа полна грусти, она как бы больна. Рассматривая их работы, даже человек, полный оптимизма, может впасть в депрессию...
  - Это почему же?
  - Душа, в их понимании – это отражение человеческих бед. И, чтобы передать их на полотне, эти художники использовали лишь яркие краски из своей палитры. Во всех видах искусства, а также в литературе, в философии боль и грусть принято передавать с помощью мрачных тонов. Импрессионисты же для этой цели использовали яркие краски. Самые большие несчастья, такие как болезнь, человеческое увечье, даже смерть они изображали, используя желтые, фиолетовые, голубые цвета. Представьте, что землетрясения, войны, эпидемии, которые являются причиной массовой гибели людей, также передавались с помощью ярких красок... Думаю, что тем самым они внушали людям встречать беду как праздник...
  - Как вы думаете, почему так происходило?
  - Про себя я их всегда сравниваю с аскетами. Так же, как сторонники аскетизма, добровольно отказывающиеся от земных благ и предпочитающие духовность и утопию о потустороннем мире, импрессионисты цвета, характерные для добра, отдавали злу. И те, и другие, по своим убеждениям, служили одной идее...
  - Какого же цвета была любовь?
  - Одна только любовь была бесцветна...

                Эмигрант любви

   О Всевышний! Ты милосерден! Прости мне мои грехи!

   Я все время чувствовала себя пилотом отсроченного рейса.
   Это ожидание не долгосрочное. Предвкушение радости от достижения цели или пункта прибытия, хоть и отсрочивается на некоторое время, все же внутри теплится надежда, что тянучка это скоро кончится... И ты снова поднимешься ввысь и будешь счастлив...
      Но сейчас я как пилот отмененного рейса...


                                              *     *     *

    Я снова проснулась от голоса с минарета, призывающего к утренней молитве. Это очень таинственное и волшебное пение... Оно будто уносит тебя в мир, лишенный грехов, сближает с Всевышним...
   Я приехала сюда, убегая от всего, что связывало меня с моим прошлым. Каждое общение с людьми, соприкосновение с предметами, местностью или воспоминания ассоциировались у меня с той жизнью, полной бед и горечи, и мне снова и снова приходилось окунуться в этот кошмар...
   Одно дело – боль в тебе, другое – на расстоянии…
   Я приехала сюда в то время, когда там для меня все было закончено.
   Там я с нетерпеньем ждала, когда придет конец моим страданиям.    Противостоять всему, что не давало мне жить, уже сил не хватало.
   А здесь я, в первую очередь, научилась ждать. И решила, когда приходит беда, лучше переждать ее, чем пытаться оторвать от себя.
  Бывает, правда, что невольно ищешь вчерашний день. Жгучее солнце, дикий ветер, шквалистые дожди, стучащие по желобам, напоминают мне те места...
   Но я стараюсь не давать волю воспоминаниям.

                                                      *       *      *

   Рассветает. Наступает новое утро в моей жизни. Восьмой год, как в этой квартире я просыпаюсь под звуки утренней молитвы. Уже восьмой год, как мой день начинается под звуки этого божественного пения.
   Здесь я живу без родных и близких. Утром на работу – на Текстильную фабрику Гарун-бека, где работаю модельером, вечером же – домой, в наемную квартиру Айша-абла. После ужина, что готовит мне хозяйка, сажусь у экрана телевизора. Иногда читаю или слушаю музыку, а бывает, болтаю с ее 19-летней дочерью Озлем.
   Твоя сегодняшняя жизнь должна быть сильной, чтобы она могла оторвать тебя от вчерашней. Однако, как ни стараюсь, мое настоящее иногда оказывается очень слабым.
   Чтобы спастись от горькой реалии жизни, приходится убежать или в прошлое – в воспоминания, или в будущее – в грезы. Это тоже утешение, в некотором роде. Самообман!
   Одно дело возвести новый хором на месте снесенных трущоб, совсем другое – жить в трущобах, сколоченных на месте бывших хоромов!..
   Каждый человек может заблудиться в этом огромном мире, в сложных жизненных перипетиях. Кто-то находит себя в окружении друзей, кто-то – в любви. Я же нашла себя в одиночестве.

                                                       *       *      *

   В молодости мы рисуем свои мечты, а когда проходят годы – свои потери...
   По мере того, как я стала рисовать свои потери, на плечах у меня образовалось пусть не гора, то по крайней мере пригорок. Кисть по имени воспоминания всегда при мне. Человеку, особенно женщине тянуть эту ношу, не сгибаясь, очень непросто.
   Но я продолжаю тянуть.
   Как может образоваться море без капель, а лес – без деревьев?! Каждое целое состоит из частей, образующих его.
   И человек, прежде всего, это творение со своими радостями, бедами, мыслями и чувствами. Он человек в силу того, что ему присуще чувство любить.
   И я когда-то любила. В первый раз. И в то же время в последний раз.
   Самый крутой подъем, а также самый глубокий и бескрайний спуск присущи любви. Если сорвешься с ее крутых скал, то никакая сила не в состоянии удержать тебя. Ты разобьешься на куски...
   Роковая любовь, если она была небольшой, оставляет после себя обрыв, а если большая, то пропасть... Мне тоже пришлось скатиться в пропасть. Ровно восемнадцать лет тому назад.
   И все эти годы пыталась выкарабкаться из этой бездны, царапая ногтями свою судьбу...
   Я далека от мысли, что люди средних лет ни о чем не мечтают. И в последние годы своей тридцативосьмилетней жизни в душе у меня зарождались какие-то мечты. Но они не смогли найти света внутри меня, и как слепец ударились в темноте о каменные реалии жизни, не доходя до адреса.
   Сторонники мира в этой жизни бывают счастливы, те же, кто воюет, становятся несчастными...
   Сюда меня привело желание заключить мир... Я, лишенная большой радости, приносящей счастье, сейчас в поисках мелких радостей, чтобы развеять грусть...
Но в моем случае, я считаю, что мне повезло. Самой крупной удачей я считаю то, что не наложила на себя руки. Жизнь прекраснее, чем смерть.
И самое главное. Жить это значит надеяться на то, что когда-нибудь на своем пути ты можешь встретить новую, настоящую любовь, которая принесет тебе счастье.

                Диалог про суицид

   – В любом случае, самое страшное самоубийство для меня – это самоубийство из-за любви... Потому что та безвыходная ситуация, о которой вы говорили, в данном случае отсутствует. Если в других случаях люди подвергаются конкретному давлению и опасности, то здесь нет безвыходных ситуаций... Но мимо нее не проходишь…
   – Скорее всего, не можешь пройти.
   – Однажды поэтесса Гюнай Умид в социальной сети Facebook разместила одну фотографию. Стоящий перед доской молодой человек изрисовал ее всю сердечками и подписал: «Вот и конец». На первый взгляд, эта фотография ни о чем не говорила. Но как я узнал из комментариев Гюнай ханум, молодой человек сделал свое последнее фото и покончил собой. Я был шокирован. Последняя фотография… Последние мгновения жизни. Сейчас я смотрю на это фото по-другому. Обратил внимание на то, как был одет этот парень. На нем были джинсы, черная рубашка с воротом и легкие туфли из джинсовой ткани... Обратил внимание на его взгляд. В его взгляде я увидел грусть и мольбу о помощи, которые ранее не заметил... Пригляделся на его почерк. Ни в рисунках сердечек, ни в буквах не наблюдалось неровностей, дрожания руки…
   – Я видел много людей, покончивших жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Не могу понять мотивацию их поступка. Им больно, когда любимые не отвечают взаимностью. Этим шагом они будто хотят доказать чистоту своих чувств. «Я тебя полюбил, ты не поверила. Вот умру, может, тогда поверишь…». Именно эти слова являются постулатом простой, неразделенной любви. Знаете, неразделенная любовь способна дать различные результаты в зависимости от характера человека. Если человек, получивший отказ от возлюбленной, силен по духу, то со временем он своим семейным счастьем даст достойный ответ той, которая отвергла его. Если же он не столь силен, то остается наедине со своей любовью, так и не создав собственной семьи и живя одними грезами о счастье. Многие талантливые люди из-за неразделенной любви впоследствии становились поэтами, художниками, композиторами и до конца жизни воспевали в своих произведениях недосягаемую любовь… И еще есть люди, страдающие от безответной любви, по своей натуре слабохарактерные. Я определяю их по-другому: возможно, в отличие от своих «коллег», они любят более настойчиво, сильно и фанатично…
   Для них нет жизни без любимой, есть только пустота, вакуум. И они выбирают суицид, чтобы навечно слиться с пустотой, уйти в никуда…
   – В любом случае, это ужасно. Ты добровольно уходишь из жизни в юные годы, когда все прелести жизни к твоим ногам. Вы знаете, что меня беспокоит? Что чувствует та девушка, которая не ответила взаимностью  парню, написавшему: «Вот и конец», смотря на эту фотографию? В действительности, эта девушка является подстрекательницей к самоубийству. Но в этом случае она не несет никакой ответственности. Насильно мил не будешь. Любить или не любить –  право любого человека.
   – Я бы сказал, что чувства бывают разными. Любовь среди чувств самое высокое и красивое. В учениях и теориях философов и психологов я вижу лишь одну основную мысль: главное заключается не в том, чтобы твой любимый человек находился рядом. Главное, что любовь с тобой. Человек не должен слепо доверять чувствам и ощущениям. Чтобы любить, он должен заставить работать свой мозг, свои извилины. И только таким образом любящие никогда не теряют своей моральной свободы. В отличие от первых, вторые становятся рабами своих чувств, своих возлюбленных…
   – Интересный подход. Кстати будет сказать, на популярном турецком сайте Canim.net было размещено «Записка самоубийцы».
«Отчего ты меня покинула, любовь моя? Сколько было грез и мечтаний. Как  ты могла передать меня, того, кто был готов на все ради твоей любви».
Было отмечено, что записку молодого человека покончившего собой, прочитало около 300 тысячь человек.
   – Я упрекаю людей, которые жертвуют собой из-за неразделенной любви. Ну и что от того, что ты любишь?! Если ты ей не нравишься, если ты не в ее вкусе, как она может заставить себя полюбить тебя?! И если она не может себя заставить это сделать, ты должен накладывать на себя руки?! К сожалению, в наши дни любовь не так часто можно встретить, как страсть. Свободных людей становится меньше, зато увеличивается количество зависимых. Вот это очень плохая тенденция.
   - Я считаю, что только несвободный человек, сказав «Без тебя мне жизни нет», превращает свою жизнь в ад, а потом накладывает на себя руки. Человек же, который любит настоящей любовью, никогда не закончит жизнь самоубийством. Наоборот, любовь придаст ему сил, тягу к жизни, энергии.

                История желтой тетрадки

   Ему подумалось, что в первой половине жизни они готовятся ко второй. А во второй – к следующей жизни. И не находят ни одного беззаботного, свободного дня, чтобы сесть, удобно вытянув ноги…
Он поднял ворот пальто, чтобы слегка спастись от декабрьского мороза.
Гюльнар не переставала торопить их:
   – Давайте побыстрей. Я должна скоро быть дома, заняться готовкой и уборкой…
   А Имран знай всё шутил: – Эйюб, ради Бога, сколько лет ты уже носишь это пальто? Настоящий антиквариат, жизнью клянусь. Продай историческому музею. Себе купишь новое, а зайцам – корм.
   Они оставили позади и этот переулок. Гюльнар вздохнула:
   – Вот и этот год прошел…
   До торгового центра они шли втроем. Имран отсюда заворачивал в свой двор. А они продолжали свой путь. (На самом деле у Имрана был автомобиль, кажется «Мерседес». Но из-за ожирения печени он шел пешком из дома на работу и обратно.)
   Где бы он ни был, что бы ни делал, Эйюб всегда тосковал по этим пяти-десяти минутам, когда оставался вдвоем с Гюльнар…
   Этот временной отрезок всегда заканчивался быстро, как безумно красивая музыка… И на протяжении пути Эйюб уподоблял себя пианисту, сидящему за черным, блестящим инструментом и играющему ту музыку…
   … Как только они оставили Имрана позади, Гюльнар прикоснулась к его руке:
      – Что ты снова дуешься? Это ведь Имран, без шуток ему никак.
   Почему же не дуться?! Шутки Имрана порой выходят за все рамки… Лишь бы его печень побыстрее выздоровела…
   Немного спустя Гюльнар добавила:
   – Помнишь, как вы шутили в студенческие годы? На каждый праздник Новруз мы вспоминаем с Самедом ваши проделки и смеемся до слез. Да, до Новруза рукой подать.
   Бесцветность серой улицы, серого воздуха казалось впиталась и в людей.   Все спешащие куда-то прохожие казались серыми…
   Снова Самед?
   Он представил: на столе шекербура, разноцветные яйца, свечи, семени. За столом Гюльнар и Самед… Нет, Гюльнар и он. А рядом дети. Их дети. Свет от свечи то увеличивает, то уменьшает тени на голубых стенах (Гюльнар как-то сама сказала, что их стены голубые). Гюльнар рассказывает детям, что ваш отец (то есть Эйюб) с сокурсниками на праздник Новруз бросал шапку к дверям однокурсниц. А затем они составляли список праздничных даров и всё оценивали. Шекербура – пятнадцать баллов, гогал – двенадцать, яйцо – десять, яблоко – семь, конфета – пять баллов… И тем самым они определяли самую щедрую семью… Дети слушают Гюльнар и смеются.
   – Эйюб, ради Бога, почему я тогда должна была занять второе место? Я должна была обогнать и Валиду. Вы судили пристрастно. Бедная мама, кажется та ушанка была Эльдара, как она его наполнила всякой снедью. В ту пору редко у кого дома имелись московские конфеты, а мама положила шоколад «Мишка косолапый»…
   При этих словах в голосе Гюльнар послышалось некое сожаление. Столько воды с тех пор утекло. Но женская конкуренция все еще дает о себе знать. Гюльнар и Валида в ту пору были самыми близкими подругами, и в то же время самыми непримиримыми соперницами…
   Теперь Гюльнар счастлива с Самедом. Интересно, как все сложилось у Валиды, создала ли она семью, есть ли у нее дети? Где она работает? Или занимается домашними делами?
   Его размышления о Валиде прервал голос Гюльнар:
   – Ты прочел вчера статью о Расуле? Там была и семейная их фотография. А сегодня по телевизору покажут Самендер. Оба очень счастливы.
   … Он вздрогнул. Будто на пальцы упала крышка пианино…
   Статью он видел, но читать не стал… О передаче тоже был в курсе.    Смотреть не собирался…
   – Многие из ребят женились на любимых…
   А на сей раз будто бы силой нажали на упавшую крышку пианино и раздробили пальцы…
   … Впереди во всей мощи стояло девятиэтажное здание, в котором жила    Гюльнар… Естественно, из 81 квартиры (это число тоже некогда озвучила сама Гюльнар) лишь одно принадлежало Гюльнар и ее семье. Но здание казалось ему привлекательным, нежным и милым в целом…
   – Чего это ты воды в рот набрал?
  Что ей сказать?! Часто так бывало. Гюльнар говорила, он тоже что-то хотел сказать, обдумывал предстоящую фразу. Решал заменить некоторые слова новыми, принимался их подбирать… А потом становилось поздно. Гюльнар уже переходила на другую тему…
   – Ладно, пока, я пошла. Ой… чуть не забыла. Еще раз поздравляю тебя с праздником.
   Она вручила ему какой-то сверток и быстрыми шагами пошла в сторону своего блока. После работы все таким образом спешат домой. А он даже не помнит, что когда-нибудь спешил вот так домой. Он наведывался по пути в магазины, заглядывал в киоски, читал афиши. Затем, оглядывая этот безграничный проспект, думал, что на жизненном пути никто не хочет дойти до последнего пристанища. Но что поделать? Ведь годы их гонят вперед.
Он поднял ворот пальто, тот снова упал…
   Гюльнар не нарушает традицию, поздравляет его на каждый Новый год. Отдаривается, поступает как и он на 8 марта. Интересно, что на этот раз? Духи, перо, галстук… Может, что-то другое? Он погладил сверток…
Впереди шли две женщины. Обе были закутаны в шали. Без теплой одежды. Наверно, «пришлые».
   Он тяжело вздохнул. Если «сворачивающий горы» Самед (Гюльнар как-то сказала, что зарабатывает Самед очень прилично) увидит этих женщин, захочет ли купить им недорогое пальто, плащ или дубленку?
   Посмотрев им вслед, он продолжил свой путь. Снова поднял ворот пальто.    Зубы стучали от холода…
   Нет, так нельзя, надо успокоиться. Неудачи и несчастья ждут, когда ты поднимешь руки и сдашься…
   Он начал внушать себе, что все в порядке, все отлично…
Надо было купить зайцам корм. К счастью, зоомагазин был по пути. Он покупал корм всего на два дня, чтобы заходить сюда почаще. Вдоволь смотрел на сине-зелено-желтых попугаев, чирикающих в клетках, ослепительно белых хомячков, красных, черных и золотистых рыбок в аквариумах…
   … Ну и ну, как быстро дошел до своего здания? Мороз пробирал до костей, так как одет был неважно. Он был сам не свой. Ворча что-то под нос, поднялся по ступенькам (будь проклят этот пятый этаж) и постучался в свою дверь. Он много об этом думал: если хоть что-то в этом мире ему принадлежит, то эта дверь из их числа.
   Хоть бы сегодня Зейнеб не молчала. Как-никак ведь праздник… Нашла время дуться. Как-будто мир рухнул, и она осталась под завалами…
   Попробуй после этого съесть что-нибудь. Оттолкнул тарелку с макаронами, вышел на балкон и закурил сигарету. Оба зайца съежились в углу. Он на них прикрикнул:
   – Вы тоже хороши! Вечно сидите на одном месте. Не хотите шевелиться.
Один был белым, другой серым. Наверно, им было холодно, вот и съежились. Ему очень нравилось наблюдать за ними. Особенное удовольствие он получал когда они, прошмыгнув через открытую дверь балкона, взбирались на кресло…
   Сразу после того, как выкурит сигарету, он пойдет листать тетради с воспоминаниями, заново проживет те редкие счастливые дни, что были в его жизни…
   Порой он забывает настоящее и живет лишь прошлым: мечты и чаяния снова заполняют его сердце, как поток. Серый мир снова становится ярким. И в этой ослепительной пестроте красок его счастье радостно ему улыбается…  Он видит: между ними лишь пядь расстояния…
   Может, самая крохотная, всего на 10-15 домов деревня во всем мире, приютившаяся в лоне гор…
   Родное дыхание матери доносится до его лица, грубые руки отца треплют его волосы. Он спускается к берегу реки по росистой тропинке, сплетает разноцветный венок из цветов, заворожено созерцает восход солнца. Становится гостем скал и туманных гор, ежевичных кустов и ореховых лесов, кричит изо всех сил, голос его слышит весь мир: – Как красиво!!!
И странно, что и дыхание матери, и руки отца, и эта росистая тропинка, и журчащая река с улыбающимся солнцем – всё, всё, всё принадлежит ему. Ему одному…
   Возможно ли навеки остаться в своем прошлом, никогда не возвращаться в свое настоящее?
   … Вдруг он вскочил, как ошалелый:
   – Зейнеб, где одна из моих тетрадей?!
   – Эльчин взял поиграться, – спокойно отреагировала жена на этот рёв.
   Он окликнул с балкона сына, но ответа не получил. Когда он увидел тетрадь с желтой обложкой в руках одного из соседских мальчишек его будто ударило током. Он беспокойно рванулся во двор прямо в домашних тапочках.
   Дети вырывали листы тетради, мастерили из них «лодки» и запускали их в большую лужу на детской площадке, образовавшуюся после дождя. Один из них – мальчишка с недостающими передними зубами, в чьих больших глазах играла хитреца, едва завидев Эйюба, бежавшего на них с ревом «Верните мою тетрадь!», закричал «Палундра!» и все кинулись в рассыпную. Если б Эйюб не подскользнулся бы и не упал, кто знает сколько еще он бегал бы за сорванцом.
   – Ладно, придешь домой! – огрызнулся он на сына, стоявшего в углу здания и не сводящего с отца глаз.
   Он прихрамывая вернулся назад и прежде всего взял сильно поредевшую тетрадь, которую бросили дети, затем зашел в лужу и принялся собирать «лодки». Несколько «лодок», отплывшие совсем далеко остались на лоне вод. Он совсем обессилел, не мог их взять. Сквозь мокрые носки в ступни будто бы вонзались иголки.
   Не обращая внимания на смеющихся над ним соседей, он вернулся домой с целой грудой «лодок». Так же не обращая внимания на гневные слова жены («Боже, пошли мне смерть. У других мужья горы сворачивают, а мой в игры играется»), он раскрыл листы и разложил на полу, чтобы те подсохли.    Написанные чернилами никуда не годились. Буквы слились друг с другом.
Может, все условились сегодня ему насолить? Сначала Имран, затем Зейнеб, а теперь Эльчин…
   Ничего-ничего, позвонил двоюродный брат Ариф и сказал, что в воскресенье едем на охоту. Пойдет на охоту, немного развеется…
   «С возрастом всё, что мы любим в этой жизни понемногу нас покидает. Вдруг видим, очнувшись – ни кола, ни двора. Придет время, эта любовь тоже исчезнет».
   Заграничный одеколон, купленный Гюльнар, он отложил в сторону. «Да, да, исчезнет, вот и все дела. В таком случае во имя чего мы будем жить? Наверно, будем утешаться тем, что уже всё на исходе, мы в этом мире лишь гости».
   Он уже вызубрил слова «Versace. Homme. Eau de Toilette». Читал уже в который раз и даже мелкий текст о содержании одеколона…
   … Он взял свой подарок и, потирая колено, прошел на кухню, к Зейнеб, которая кормила Эльчина. Некоторое время назад Зейнеб не дала ему как следует отругать Эльчина: «Ты как ребенок, собирающий игрушки, копишь эти пыльные, все в микробах тетради… Для чего, для кого? Не пойму…»
Он ограничился на сей раз тем, что грозно взглянул на сына, а тот улыбнулся. Затем слегка приобнял жену за плечи:
   – Ради Бога, хоть сегодня не дуйся.
   – Это мне купила Гюльнар, – показал он ей свой подарок.
   Зейнеб оттолкнула его:
   – Одну ты уже осчастливил, осталась другая.
   Разве нельзя было прожить тихо-спокойно несколько этих праздничных дней?
   Ему захотелось смягчить жену:
   – Налей мне чаю… В воскресенье еду на охоту с Арифом. Он сам позвонил и позвал… Принесу тебе куропатку.
   – Я тоже хочу, – сказал Эльчин, но увидев грозный взгляд отца, снова улыбнулся.
   - Только этого не хватало, – повысила голос Зейнеб, наливая в большую кружку кипяток из чайника. – В воскресенье исполняется два года сыну Ирады, она позвала.
   Проклятье! Она всегда находила какую-нибудь причину, чтобы нарушить его планы.
   – Но ведь она не пришла на день рождения Эльчина.
   – Мы с Ирадой как сестры. Она не пришла потому, что их здесь не было…   Ты на себя посмотри. Все, кому ты нужен по делу, становятся с тобой друзьями, братьями. А потом грош тебе цена.
   Он ощутил, что совсем съежился. Встал и прошел в свою комнату. Чай остался дымиться на столе.
   Смотрел на тетради, а мысли витали где-то далеко. Взял телефон.
   – Алло, это я, Эйюб. Знаешь… Прийти к вам? Нет, у нас тоже весело.   Позвонил сказать, что на охоту съездить не смогу… Как это какая еще охота?    Ты ведь сам недавно приглашал… Ладно, ладно…
   Он положил трубку. Ох, как же болело колено. Нагнулся и собрал с пола высохшие листы. Было не трудно написать новые слова поверх стертых.  Потому что он помнил каждое слово чуть ли не наизусть.
   «Сегодня Гюльнар обручили с Самедом, учащимся на два курса старше – сыном какого-то помощника прокурора. А я любил ее ровно три года. Три года тосковал по ней, не знал покоя. Почему же я побоялся раскрыть свое сердце, признаться?...
   … Вот тебе и Новый год.
   Зейнеб уложила Эльчина спать и, кажется, легла и сама, было тихо…
   Музыка, топот, смех, доносящиеся из соседних квартир порой отзывались в приборах, собранных в их серванте.
   От горечи стояли слезы в глазах. Он закурил сигарету. Впервые курил дома.
   «… Моя жизнь прошла в общежитиях, тесных каморках, снятых в аренду. Я так тосковал, так тосковал по квартире, на двери которой было бы мое имя…»
   «… Но, к сожалению, порой и квартиры не приносят человеку счастья.   Четыре стены и потолок служат лишь для того, чтобы скрыть от соседей то, как ты несчастлив»…
  … О Боже, что написано в тех листах, что остались в луже? Что там написано?..
   … Пробило десять часов и стрелки двинулись дальше. Он не стал бы покидать свое любимое занятие, но телефонный звонок заставил его дрогнуть. Он нажал на кнопку и услышал пьяный голос Имрана:
   – Чем занят, дорогой?
   – Да так, ничего…
   – Что ты там бубнишь? Ничего не понимаю.
   – Говорю, что собираюсь спать…
   – Ну и ну, разве в праздник спят? Я позвонил потребовать с тебя магарыч.
   – Почему?
   – Приходи к нам – увидишь. У нас шикарное застолье.
   – Поздно ведь… В это время…
   – Вовсе не поздно. Мы приготовили тебе сюрприз…
   – Что за сюрприз?
   – Она тоже у нас…
   – Кто?
   – Не прикидывайся незнайкой. Разве мы слепые? Не видим ваши отношения? Я о Гюльнар. Давай быстро, ждем…
   Он чуть ли не бежал по безлюдной улице. Его сопровождала огромная луна.
   Ну и дела, Зейнеб проснется утром и увидит, что его нет. Вот будет скандал. Надо придумать приличную отговорку. А с какой стати Самед пустил Гюльнар? Наверно, отправил с ней одного из детей. Он всегда так поступает, когда собирается компания. Но ведь компании всегда собираются днем, до вечера. А сейчас так поздно. Надо еще встретить Новый год… Во всяком случае, интересно, как Гюльнар уговорила Самеда… Вот и окно Имрана. Свет выключен. Наверно, шутники танцуют. Как им взбрело в голову отметить Новый год вместе? Ведь по дороге домой об этом даже не заикнулись…
   Да, вот и блок. Кажется, третий этаж. Вот и дверь. «Аскеров Имран Аскер оглу». Нажал на звонок. Он тоже обязательно укажет золотыми буквами на своей двери: «Джафарли Эйюб Али оглу». Чем он хуже Имрана? Еще раз нажал на звонок. Наверно, сердце Гюльнар тоже так яростно бьется. Да нет, ей может быть совсем безразлично придет Эйюб или нет. Скорее всего сейчас она шушукается с подружками – Мединой и Зибой… Он долго звонил в дверь. Они что, не собирались открывать ему дверь? Каждый занят своим, кому есть дело до звонка?!
   Он принялся ждать, не отводя палец с кнопки звонка.
   Когда, наконец, послышался звук отпираемого затвора, на сердце полегчало. Он решил упрекнуть хозяина за столь долгое ожидание. Но…
Увидев вышедшие из орбит глаза посиневшего Имрана, он растерялся.
   – Я… ты… – промямлил он.
   Имран долго не сводил с него глаз и вдруг внезапно расхохотался. Затем быстро посерьезнел:
   – Ты что, дурак, не соображаешь, что нельзя тревожить людей по ночам?!
   – Ведь… Ты… Компания…
   – Это была шутка. Какой же ты непонятливый!
   … Дорога обратно казалось длиной в вечность. Шаги путались друг в друге, сердце бешено колотилось. К тому же он плакал. Рыдал, как ребенок.
Не знал почему в голове крутилась лишь одна мысль: дымящееся счастье роскошных дворцов никогда не согреет ледяное несчастье жалких лачуг… Роскошные дворцы… Жалкие лачуги… Дымящееся счастье… Ледяное несчастье… Не согреет… Ни за что не согреет…
   … Он еле-еле добрался до своего двора. Который час? Идти домой совсем не хотелось.
   Свет фонарного столба падал на одну, свет луны на другую сторону лужи. В полосе этого ближнего и дальнего света медленно покачивались бумажные «кораблики».
   … Поднимаясь тяжелыми шагами по ступенькам, он вспомнил вдруг, что на одном из листов в луже написаны именно те слова, которые только что по пути вертелись у него в голове.
   Остановился. Надо было подобрать листы…
   Он бегом вернулся назад и вошел в лужу.
   Он подбирал бумажные «лодки», стряхивал воду…
   … Роскошные дворцы… Жалкие лачуги… Дымящееся счастье… Ледяное несчастье…
   Поскорее бы кончались  праздники, и они снова вышли бы на работу. Он снова увидел бы Гюльнар...
   Дымящееся счастье...
                В записную книжку

   Люди, подобно тому, как выметают веником мусор из своего жилища, стараются молитвами очистить свое нутро от грехов. Но веником управляет их собственная рука, молитвами же – рука божья...
                (Запись в дневнике)

   Новая правда это дитя старой лжи.
                (Надпись на стене)

   Сильнейшие удары свои прибереги для самых слабых времен своей эпохи.

                (Предначертание)               
               
            
                Послесловие

    Ожидание... Это очень утомительно. Особенно, когда оно бессрочное. Ожидания, конец которым приходит в назначенный срок, не так утомляет, не испытывает терпение. Одно дело ждать выходные, день получки, встречу с друзьями, ответ на СМС-ки, совсем другое – ждать, когда развеются черные тучи над тобой, когда осуществятся мечты и тебе, наконец, улыбнется счастье.
   Единственно, что неутомительно ждать, это любовь. Рано или поздно она  нагрянет. А когда она приходит, то оставляет в жизни человека глубокие следы. Дай бог, чтобы эти следы подарили бы нам счастье. Аминь!

   P.S. – Все таки почему же только любовь была бесцветной?
    - Потому что, любовь объединяет в себе все цвета.