Самооценка в пожилом возрасте

Гадаев Алексей Вениаминович
Самооценка как регулятор поведения в пожилом возрасте
Самооценка (self-esteem) – это то какое мнение составляет о себе человек, включая степень самоуважения и самопринятия.
Возможность личностного развития в пожилом возрасте очень актуальна, в связи с явлением «демографического старения».  Люди пожилого возраста вынуждены приспосабливается не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. Самооценка является важнейшим регулятором поведения. Самооценка  это не только ощущение счастья, финансовое состояние, социальный статус, степень удовлетворенностью жизнью, состояние здоровья, уровень активности, ориентация в будущем, но и Я-концепция, самоуважение, самоодобрение, самоозабоченность  и т.п.
Самооценка в пожилом возрасте отражает чувства личной ценности и компетентности, которые они связывают со своими  Я-концепциями. Я-концепция – это самопринятие, симпатия и уважение к себе не смотря на признание своих недостатков. К Хорни считает, что много людей «колеблются меж ощущением надменного всемогущества и чувством, что они – последние подонки». Хорни кладет в основу Я-концепций человека четыре наших Собственных Я:
• Реальное(или возможное),
• Идеальное  (или невозможное),
• Презренное,
• Актуальное.
К.Хорни писала о предпосылках Самооценки. Она считала, что дети, лишенные родительской любви, принятия и одобрения, склонны развивать группу ненасыщаемых потребностей.
С. Куперсмит обнаружил, что высокая Самооценка является результатом родительского принятия, установления определенных ограничений и представления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических ограничений. В итоге решающим для формирования Самооценки фактором оказалось качество и количество родительского внимания и принятия, получаемого в детстве.
Расстояние между актуальным и собственным Я зависит от того, насколько наше развитие соответствовует уровню устойчивых способностей, самоактуализации, самоуважения. Самооценка существует в виде степени сравнения. Она является жизненноважным компонентом Я-концепции. Например, индивидуум может иметь высокую Самооценку в межличностных взаимоотношениях и в тоже время низко оценивать свои успехи в обучении. Самооценка так же связана с личной идентичностью. Наличие любви и принятия непосредственно связано с «идентичностью успеха»; недостаток любви и принятия связан с «идентичностью неудачи».
А.Маслоу считал, что самооценка связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих.
А.Адлер утверждал, что каждый человек развивает уникальную личность и стремиться преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия.

 Иногда самооценка в пожилом возрасте более негативная, чем в молодые годы.  В интервале юность-старость высота самооценки падает с годами. Психологическое функционирование в пожилом возрасте тем лучше, чем выше качество жизни,  уровень самоуважения и удовлетворенности жизнью.  В тоже время пожилые люди должны научиться уступать лидерство и переходить на «вторые роли». Это не означает отрешенности от всех забот и обязанностей (помимо мудрого советчика), пожилые люди должны «подвести итоги», смириться со своим прошлым и не акцентироваться на том, что они потеряли в результате старения.
Описывая социальные контакты в пожилом возрасте:
• женщины чаще говорят о помощи, которую они оказывают людям («я ещё могу быть полезной», «стараюсь помочь людям», если кто заболеет, то меня это сильно беспокоит, думаю: надо помочь»). В помощи другим, женщины видят и свою работу, и свой долг, ощущают собственную полезность, нужность, даже необходимость.
• мужчины характеризуют преимущественно установку к людям вообще («люблю уважать людей"), а также свои отношения с какими-то конкретными людьми, нередко с противоположным полом («люблю дружить постоянно с определенным человеком, в частности с женщиной»).
 
Адекватная самооценка
Материал Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.
Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки
Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом.
Как оценить адекватность личностной самооценки?
Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости.
Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема
Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.
Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема.
Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?
Определение адекватности самооценки дает возможность:
• давать рекомендации по повышению или понижению амбиций и уровня притязаний,
• говорить в целом о большей или меньшей личностной адекватности человека.

Самооценка по У.Джеймсу
Самооценка бывает двух родов: самодовольство и не¬довольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет доста¬точный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, занос¬чивость, тщеславие; с другой — скромность, униженность, сму¬щение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание соб-ственного позора и отчаяние. Указанные два противополож¬ных класса чувствований являются непосредственными, пер¬вичными дарами нашей природы. Представители ассоцианизма, быть может, скажут, что это вторичные, производные явления, возникающие из быстрого суммирования чувств удоволь¬ствия и неудовольствия, к которым ведут благоприятные или неблагоприятные для нас душевные состояния, причем сумма приятных представлений дает самодовольство, а сумма непри¬ятных — противоположное чувство стыда. Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все воз¬можные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себе, мы предчувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не является отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый посто¬янный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недоволь¬ными. Таким образом, человек, поставленный в весьма небла¬гоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уваже¬ние и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.
Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем са¬мочувствия является для человека его благоприятное или не¬благоприятное положение в свете - его успех или неуспех. Че¬ловек, эмпирическая личность которого имеет широкие преде¬лы, который с помощью собственных сил всегда достигал успе¬ха, личность с высоким положением в обществе, обеспеченная материально, окруженная друзьями, пользующаяся славой, едва ли будет склонна поддаваться страшным сомнениям, едва ли будет относиться к своим силам с тем недоверием, с каким она относилась к ним в юности. ("Разве я не взрастила сады вели¬кого Вавилона?") Между тем лицо, потерпевшее несколько неудач одну за другой, падает духом на половине житейской дороги, проникается болезненной неуверенностью в самом себе и отступает перед попытками, вовсе не превосходящими его силы.
Чувства самодовольства и унижения одного рода - их мож¬но считать первичными видами эмоций наряду, например, с гне¬вом и болью. Каждое из них своеобразно отражается на нашей физиономии. При самодовольстве иннервируются разгибающие мышцы, глаза принимают уверенное и торжествующее выраже¬ние, походка становится бодрой и несколько покачивающейся, ноздри расширяются и своеобразная улыбка играет на губах.
Вся совокупность внешних телесных выражений самодоволь¬ства в самом крайнем проявлении наблюдается в домах умалишенных, где всегда можно найти лиц, буквально помешанных на собственном величии; их самодовольная наружность и чван¬ная походка составляют печальный контраст с полным отсут¬ствием всяких личных человеческих достоинств. В этих же "замках отчаяния" мы можем встретить яркий образец проти¬воположного типа — добряка, воображающего, что он совершил смертный грех и навек загубил свою душу. Это тип униженно пресмыкающийся, уклоняющийся от посторонних наблюдений, не смеющий с нами громко говорить и глядеть нам прямо в глаза. Противоположные чувства, подобные страху и гневу, при аналогичных патологических условиях могут возникать без всякой внешней причины. Из ежедневного опыта нам известно, в какой мере барометр нашей самооценки и доверия к себе поднимается и падает в зависимости скорее от чисто органичес¬ких, чем от рациональных причин, причем эти изменения в на¬ших субъективных показаниях нимало не соответствуют изме¬нениям в оценке нашей личности со стороны друзей.
 
От чего зависит самооценка
Автор: Н.И. Козлов

У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку - не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности.
Первое: реальная жизненная успешность. Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают. Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми... В общем, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, а свобода лучше, чем несвобода.
Второе: телесный корсет успешности. Военные и спортсмены проблемой низкой самооценки мучаются редко - почему? Потому что им поставили хорошую осанку, потому что их приучили ходить уверенно, держать голову прямо и смотреть на вперед, а не в себя. Хотите позаботиться о себе - освойте этот навык, он дорогого стоит.
Однако есть еще одна категория людей, у которых самооценка падает чаще, чем у всех других, которые могут впасть в самоуничижение даже на фоне реальной жизненной успешности и вполне спортивного тела. Есть ли у вас предположение, что отличает этих людей от всех остальных? Ответ: привычка разыгрывать беспомощность и впадать в состояние Жертвы. Иногда это игра, идущая из детства: когда я изображу маме, что у меня ничего не выходит и я вот так расстроилась, мама меня всегда пожалеет - так сладко! Ребенок разыгрывает беспомощность, мама его жалеет - получили взрослого человека, склонного вдруг впадать в синдром низкой самооценки: "У меня все плохо, я никто, у меня ничего не получается". К этому подталкивает и стандарт женского гендера: мужчинам нравятся (якобы) беспомощные женщины, им нравится чувствовать свое превосходство, и женщины усваивают такое поведение: "Ой, я без тебя не справлюсь..." Она получает заинтересованное внимание мужчин, но вместе с этим и проблемный довесок - привычку ощущать свою беспомощность.
Совсем тяжелый случай - если позиция Жертвы накладывается как раз на завышенную самооценку, тут человек начинает страдать всерьез и уже создает проблемы для окружающих.
Тем не менее, факторов, так или иначе влияющих на самооценку, очень много, Перечислим только основные:.
• Статус: место человека в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений.
• Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял.
• Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион - скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес.
• Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все.
• Телесный корсет уверенности, шире - рисунок тела. Вялые движения и сутулость - самооценка вниз, громкий уверенный голос и корсет уверенности - самооценка поднимается.
• Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем веселый и бодрый.
• Отношение человека к самому себе. Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее.
• Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы - замечательное подспорье высокой самооценке. И просто - жизненному успеху!
• Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны, если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем. Если человек с головой и волей решил изменить свою самооценку, он вполне, хотя и не сразу, может это сделать.
Самооценка и уровень личностного развития
Способ жизни самооценки и ее качество во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем более она "само"-оценка, более разумна, стабильна и произвольна.
Как воспитать высокую самооценку у ребенка
Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь - хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй - больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатов. Третий - учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское - по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода.