Глава 32. Маугли

Виктор Еремин
Маугли символизирует человека — властелина природы. Можно сказать: разум — властелина природы. Суть не в этом. Главное, что этот герой, с одной стороны, ярко выражает заблуждения интеллектуалов времён создателя «Книг джунглей» по поводу естественных взаимоотношений человека и окружающего его мира; с другой — Р. Киплинг* как никто иной (скорее всего, по наитию) своевременно показал и предрёк, что человек может жить на планете Земля только в любви и согласии с природой, а не «покоряя» и подстраивая её под свои желания и потребности. Сегодня, в начале XXI в., мы ещё только начинаем пожинать плоды безумия наших предков в XVIII—XIX вв. и порожденных этим безумием научных преступлений человека XX столетия, но можно не сомневаться, что, невзирая на широко рекламируемые ныне природоохранительные кампании, люди довольно скоро и сполна отведают результаты своей беспредельной жадности, эгоизма и недалёкости.
______________________
* Биографию Редьярда Киплинга (1865—1936) см. в «100 великих поэтах».

О создании первой и второй «Книг джунглей», составной частью которых и является история Маугли, рассказывается довольно часто. В 1891 г. Киплинг женился на американке Каролине Балестье. В свадебное путешествие молодые уехали в Японию, где их застало известие о том, что банк, в котором Киплинг держал свои средства, разорился, и недавно обеспеченный, подающий большие надежды писатель оказался полным банкротом. С трудом добрались путешественники до Америки и поселились на родине Каролины в Братлборо, штат Вермонт. Там они прожили четыре года, и это было золотое время в творчестве Киплинга. Именно тогда писатель создал многие свои рассказы и прославленный сборник стихотворений «Семь морей».

А в 1893 г. к Киплингу обратилась главный редактор самого популярного в те времена американского подросткового «Журнала Святого Николая» писательница М.Э. Мэйпс Додж*. Она просила рассказать ребятам об индийских джунглях. Отказаться Киплинг не мог, ведь с журналом Додж сотрудничали такие авторы, как М. Твен, Р.Л. Стивенсон, Брет Гарт и другие. Войти в этот блистательный ряд имён было великой честью для любого беллетриста.
__________________________
* Мэри Элизабет Мэйпс Додж (1838–1905) — знаменитая американская писательница, автор нескольких поэтических и прозаических книг для детей, в том числе романа «Ханс Бринкер, или Серебряные коньки».

Идея написать серию рассказов о его детстве захватила Киплинга. Истории, опубликованные в «Журнале Святого Николая» в 1893—1894 гг., вошли в «Первую книгу джунглей», напечатанную отдельным изданием в 1894 г. Среди них были три рассказа о Маугли — мальчике, которого в двухлетнем возрасте чуть было не сожрал хромой тигр Шер-Хан, но который скрылся от убийцы, попал в логово к волкам, был вскормлен волчицей и стал членом волчьей стаи. Имя Маугли непереводимое — сам Киплинг трактовал его как «лягушонок», ошибочно полагая, что так это слово звучит на языке хиндустани*.
__________________________
* Хиндустани — народно-разговорный язык всей Северной и частично Центральной и Южной Индии. Сегодня на нём говорит примерно 300 млн человек.

«Первая книга джунглей» была принята читателями с восторгом. Писатель по свежим следам издал в 1895 г. «Вторую книгу джунглей», куда вошли остальные пять рассказов о Маугли. Итого восемь рассказов.

Конкретного прототипа у киплинговского героя нет и быть не может. История знает около сорока случаев, когда дикие животные принимали в стаю человеческих детей и растили их. Впоследствии звериные воспитанники ни разу не смогли вернуться в людское общество, поскольку их интеллект в должное время не получил необходимое направление развития. Знание этой особенности позволило К. Линнею*, который первым ввёл понятие Homo sapiens в систематику животного мира, выделить разновидность Человека разумного — Человека одичавшего (Homo ferus). Учёный указал, что в таких случаях человек не обладает речью и человеческим сознанием и ходит на четвереньках.
______________________
* Карл Линней (1707—1778) — великий шведский естествоиспытатель, составивший систему растительного и животного мира; ввёл в употребление бинарную номенклатуру, согласно которой каждый вид обозначается двумя латинскими названиями — родовым и видовым.

Любопытно, что такие дети, по свидетельствам исследователей, в основном были утащены хищными животными. Чаще всего это делали волки, реже медведи*, известен даже один леопард. Объясняют это тем, что младенцев похищали самки для скармливания детенышам, которых они отучали от сосания молока. Если принесённому в логово ребенку удавалось вместе с детенышами пососать материнский сосок, то срабатывал врождённый инстинкт, и самка уже воспринимала человека как своего отпрыска. Поскольку важнейшим свойством человеческого мозга является его высокая приспособляемость, дети быстро перенимали повадки принявшей их семьи.
__________________________
* Любопытный факт: одним из первых в научной литературе был описан десятилетний мальчик Коннор, которого нашли в 1694 г. в медвежьей берлоге на границе между Литвой и Россией. Его история послужила основой для новеллы Проспера Мериме «Локис».

Сюжеты рассказов о Маугли экзотичны и увлекательны. Однако, на мой взгляд, в одном из них долго скрывался смысл, который только со временем вышел на поверхность и сегодня может превалировать над всеми прочими. Речь идёт о том, как Маугли отомстил злой деревне. Напомню. На тринадцатом году жизни мальчика усыновили местные крестьяне, и он поселился в деревне у людей, стал пастухом. Когда в окрестностях вновь объявился Шер-Хан, Маугли заманил его в ловушку и убил. Но на шкуру тигра позарился местный охотник. Маугли отказался отдать её, и тогда негодяй распустил по деревне слух, будто мальчик — оборотень, а его приёмные родители — колдуны. Недолго думая, односельчане решили сжечь «нечисть». Маугли помог родителям бежать под защиту англичан, а сам ушёл в лес и, призвав стада диких слонов, буйволов и оленей, вернулся во главе этого войска в деревню. Звери вытоптали все поля, разрушили дома, разогнали стада, и злые крестьяне навсегда покинули свою деревню.

Таким образом автор возвысил Маугли в символ мстящей человеку природы, доведённой до отчаяния жестокостью и корыстолюбием обывателей. Разъярённая природа слепо сметает с лица земли всё, что связано с её мучителями, не разбирая, кто прав, кто виноват. От неё глупо ждать сострадание, ибо природе свойственно более важное и общее — она подчиняется закону неотвратимого справедливого возмездия, на что человечество, увы, неспособно при всём его желании.

В искусстве Маугли нашёл слабое отражение, даже в кинематографе. Помимо ряда мультфильмов, сделано несколько экранизаций «Книг джунглей». Наибольший интерес представляет самая первая, 1942 г., экранизация. Снял его режиссёр З. Кодра*. Роль Маугли исполнил Сабу**.
_____________________
* Золтан Корда (1895—1961) — венгерско-англо-американский кинорежиссёр и сценарист.
** Сабу Дастагир (1924—1963) — знаменитый индийский актёр.

Советский мультипликационный сериал (всего пять фильмов) о Маугли, снятый в 1967—1971 гг. режиссёром Р.В. Давыдовым, по сей день пользуется особой любовью отечественного зрителя.
______________________
* Роман Владимирович Давыдов (1913—1988) — выдающийся отечественный режиссёр-мультипликатор, один из основоположников советской мультипликации. Наиболее известные его мультфильмы помимо сериала о Маугли: «Колобок», «Три медведя», «Фока — на все руки дока», «Василиса Микулишна», «Мальчик-с-пальчик», «Сказ о Евпатии Коловрате» и др. Как художник-мультипликатор он участвовал в создании многих классических и любимых зрителями мультфильмов 1940-х и 1950-х гг.