Последний день

Полина Узловенко
Мягкий лунный свет падал на крыши домов, заливая всё вокруг сине-серебристым сиянием. Город спал.  Здания, точно часовые в ночи, берегли покой своих обитателей. По дорогам не проезжала ни одна машина, ни один человек не смел нарушить эту усыпляющую тишину.
         В лаборатории профессора Рябова горела белая лампа. Шла работа. Работа мысли. Самая напряженная работа, какая только может быть во Вселенной. Нет работы загадочнее этой: мы не видим, как она происходит, не слышим, не чувствуем, но всё, что нас окружает - плоды мысли, именно мысли, рождающейся в напряжённой работе нейронов! Мысль- чудо, способное открыть нам самые сокровенные тайны. Подумать только! Электрические сигналы, связь между нейронами – неужели в этом суть мышления? Неужели всё, что происходит в нашем сознании – всего лишь результат взаимодействие клеток и электрических импульсов в коре головного мозга?....Так размышлял профессор Рябов, сидя в своём уютном замшевом потрёпанном кресле, таком старом, как вся мебель в этом доме. Дом не соответствовал облику Олега Алексеевича: огромное строение с широкими ступенями, мраморными колоннами, высокими потолками и величественным фасадом совсем не было похоже на щуплого учёного. Он выбивался из общей картины царственности и величия.
Профессор постоянно что-то теребил в руках, жилистых и крепких, часто разговаривал сам с собой и выходил на улицу покурить, поскольку в кабинете ему не разрешала курить его жена. Ему было уже пятьдесят, но он удивительно хорошо выглядел для своих лет. Несмотря на худобу, он не производил впечатления больного человека, напротив, казалось, что здоровье так и лучится в нём. Особенного внимания заслуживают его глаза: чистые, яркие, словно горящие голубым огнём, искрящиеся, пронзительные и глубокие – в них всегда отражался сложный ход мыслей профессора. А думать ему всегда было о чём….
                *         *           *


- Нин, налей мне чаю, пожалуйста!- крикнул профессор из кабинета.
-Одну минуту!- донеслось из соседней комнаты. Через некоторое время в комнату вошла женщина с серебряным подносом, на котором стояла фарфоровая чашка с горячим чаем.
-Спасибо, дорогая, - улыбнулся профессор.
-Ты совсем заработался в этой своей лаборатории, гори она синим пламенем. Света белого не видишь, тебе ни до чего нет дела. Пора уже ремонт делать, а ты как пень сидишь в своей каморке с утра до ночи!
-Не начинай, пожалуйста, - напрягся Олег Алексеевич.
Нина Михайловна  была хозяйственным и практичным человеком, в противоположность  своему мечтательному мужу. Всегда ярко накрашенная и ухоженная, она вызывала восхищённые взгляды других мужчин, несмотря на свой уже немолодой возраст (ей шёл пятый десяток), и иногда жалела, что посвятила свою жизнь  человеку, который совсем не обращал на неё внимания и жил в своих мечтах. Поэтому она не стала менять свою фамилию и осталась Николаевой. Но на самом деле учёный сильно любил свою жену, но не считал должным это показывать, думая, что его отношение к ней само собой разумеющееся.
-Я и не начинаю. Пей свой чай, - и она ушла, хлопнув дверью.
Профессора это сначала смутило, но потом он снова углубился в свои мысли.
                *                *                *

С самого утра Рябов размышлял над проблемой параллельных прямых, скрещивающихся в космосе. Но, как назло, в голове у него не было ни одной новой мысли, ни одной новой идеи, а ему так хотелось вникнуть в суть этой загадки!
Профессор обречённо вздохнул и откинулся на спинку кресла, рассматривая картины на стенах в кабинете, любовно выбранные Ниной. Пейзажи, исторические баталии, портреты знаменитых учёных – всё, что когда-то его вдохновляло и доставляло удовольствие. «А ведь я совсем забыл, что у меня есть такие прекрасные картины… Видно, старею…А что такое старение?»- по привычке задумался Рябов, - «Возможно, что старением организма руководит мозг, и молодость тела зависти от состояния мозга…И наоборот…»
- Да ведь это гениально просто! - завопил профессор и резко встал, опрокинув чашку с чаем, и выбежал из кабинета.

                *                *                *
-Нина, Ниночка! Знаешь, какая мысль сейчас пришла мне в голову? - крикнул Олег Алексеевич, вбегая в комнату к жене.
-Какая же? – спокойно спросила она. Ей не впервые было видеть гениальные озарения мужа.
-Старение мозга зависит от старения тела и наоборот! – запыхавшись, ответил профессор.
-А какая от этого польза?
-Здесь нет никакой пользы, но  это, быть может, открытие века! Знаешь, о чём я подумал? Я попробую вырастить искусственный мозг и подсадить его к старому человеку, чтобы доказать правильность моих суждений! – разъяснил профессор.
- Ты совсем сбрендил? Где ты возьмёшь человека, как ты пересадишь мозг, если ты не хирург, и, в конце концов, как ты его вырастишь?
- Думаю, с пересадкой проблем не будет – я найду опытного хирурга. С поиском человека тоже нет проблем. А насчёт выращивания – над этим придётся потрудиться.
-Как нет проблем? Кому ты хочешь пересадить мозг? – не поняла Нина.
-Помнишь, ты жаловалась мне на свои морщины, забывчивость. Так вот. Я, наверно, пересажу мозг тебе.
В голове Нины помутилось. Через мгновение она лежала на паркетном полу без сознания.
«Она радоваться должна скорой молодости, а она... Как всегда», - подумал Олег Алексеевич и набрал номер скорой помощи.
                *                *                *
После приезда врачей Олег Алексеевич решил обдумать ситуацию. «В самом деле», - пронеслось у него в мыслях, - «Ведь если я пересажу мозг своей жене, я фактически убью её, это будет совершенно другой человек, с другим характером. И это в лучшем случае. В худшем – у меня будет потерянное время, чаша разочарований и мёртвая жена.…Нет, так не пойдёт. Надо искать другое решение.» Так учёный ходил взад-вперёд по комнате, стараясь не наступать на скрипучие половицы, перебирая пуговицы рубашки. В дверь постучали.
- Нина, не вставай, я открою!- закричал профессор.
Когда он снял цепочку и открыл дверь, то увидел высокого человека в костюме и с толстой папкой бумаг. Светлые волосы и голубые глаза выдавали его славянское происхождение.
-Здравствуйте, я из фонда перспективных исследований. Меня прислали предложить вам интересную высокооплачиваемую работу в качестве руководителя лаборатории.
- Но как вы обо мне узнали?- спросил Рябов.
-В наше время в этом нет никакого труда.
Человек достал пистолет. В следующую секунду Рябов лежал на полу с пробитой головой, истекая кровью.
                *              *                *
На следующий день его жена бежала из города с голубоглазым высоким человеком. Квартира сгорела дотла. На полу валялся серебряный  портсигар профессора Рябова.