Дегирмен

Нелля Базарова
ДЕГИРМЕН

          Оглушенная непривычной тишиной после шумного города, Лейлаша озиралась вокруг себя. Мама привезла её в аул к бабушке на каникулы.
         Лейлаша – тоненькая, как выросший в тени стебелёк  девочка, с  тёмными умными глазами на бледном личике.  Ей 8 лет. Она успешно закончила 1 класс.
--Пусть подышит свежим воздухом и поест здоровую пищу—сказала мама.
Лейлаша первый раз в ауле.
         Дом у бабушки был из кирпича, одноэтажный и построен в виде вытянутой буквы П. Чтобы попасть домой, не надо было ехать на лифте. Открой дверь и ты дома! Внутри было просторно, без привычно нагромождённой мебели и без кондиционера прохладно и свежо.
        Лейлашу поразил сад. Спустись по ступенькам, и ты уже в саду. Сад был очень ухоженный. Ровные арыки для полива. Деревья высажены в шахматном порядке и не мешали друг другу. Лейла впервые увидела яблоки, сливы и её любимые персики на деревьях, а не в вазе на столе. Подойди к любому и сорви всё, что тебе нравится. Но Лейла лишь погладила пальчиком персик,
 --« Вот ты какой! Красивый! Ну расти , расти дальше»-
        Бабушка Лейлы, несмотря на преклонный возраст, была подвижной старушкой. Ещё бы! Весь дом держался на ней! Молодёжь и взрослые трудились в колхозе, уходили засветло, возвращались вечером.
Бабушка мелькала то тут, то там. То она взбивает масло из молока в деревянном кувшине, то даёт молочка телёнку попить, то бросает зерно курам, то несёт охапку хвороста к тамдыру.
       Лейла повсюду бегала за бабушкой и повторяла всё за ней. Её было в диковину: собирать яйца из тазика с соломой, импровизированного гнезда для несушек, трогать мягкую шелковистую шёрстку телёнка, наблюдать, как
он сосёт молоко, смотреть, как бабушка доит корову, даже в тамдыр успела заглянуть и перепачкаться сажей.
Но больше всего её заинтересовал сарай рядом с домом, откуда доносились странное поскрипывание, шаги, тяжёлое дыхание и скрежет. Бабушка периодически заходила туда, но долго не задерживалась. Она ничего не заносила и не выносила и главное не пускала туда Лейлу. От этого запрета Лейле ещё больше хотелось узнать, что же там на самом деле?
Она пыталась заглянуть в сарай сквозь дырочки в деревянной двери, но внутри было темно, сноп света с потолка выхватывал что-то непонятное.
В конце концов, любопытство перебороло страх, и  когда бабушка ушла доить корову, Лейла открыла засов и вошла в сарай. Вдоль стен стояли мешки с пшеницей, на полу пересыпанные сеном лежали дыни, арбузы, тыквы, початки кукурузы, лук, чеснок, словом все, что созрело на огороде.
 А в центре сарая, на постаменте лежали два круглых каменных колеса.
Внутри торчала палка. Лейле показалось, что это похоже на пирамиду из двух деталей. Нижнее колесо стояло неподвижно, а верхнее медленно крутилось. Его, через специальное приспособление, тянул ослик. Глаза у ослика были завязаны тёмной тряпкой. Он ходил по кругу и тащил за собой этот жуткий камень. Из - под камня на приступок сыпалась мука. Лейле  стало жалко ослика. Она решила освободить его. Но сколько она его не уговаривала-« Стой, ну стой, остановись!», ослик не понимал её и продолжал крутить камень.
         Зашла бабушка. «Вот ты где!» Она произнесла звук –«иишш», ослик встал, как вкопанный. Бабушка добавила пшеницу в отверстие в камне, хлопнула осла по спине и произнесла - «кх». Ослик послушно зашагал по своему кругу. Лейлу она забрала с собой, но Лейла теперь знала, как  спасти ослика! Она нарвала свежей травы в саду и, дождавшись, когда бабушка отлучится из дома, быстро открыла дверь в сарай, произнесла волшебное слово «иишш», ослик остановился. Преодолевая страх, Лейла подошла к нему и протянула пучок травы к его губам. Но тот отказался от еды. « Он, наверное, пить хочет» - подумала Лейла и принесла ему чашку с водой, однако ослик не стал пить.
-- Ну ладно, тогда просто стой и отдыхай, сказала ему добрая девочка и вышла из сарая.
 Через некоторое время, Лейла услышала, что бабушка кого-то ругает. Она ругала ослика, за то, что он не работал.
Лейла не сдавалась. Как только бабушка выходила из сарая, она незаметно подбиралась к двери и через дырочку кричала «иш». Скрип прекращался, и Лейла была счастлива, что ослик отдыхает!
В который раз недовольная бабушка выходила из сарая и, в который раз Лейла, прильнув к двери, посылала ослику приказ остановиться. За этим занятием её и застала бабушка.
 -- А я думала, что ишак заболел, а это ты озоруешь? Зачем ты его останавливаешь? Он муку мелет, чтобы я испекла вам вкусный хлеб. Скоро все вернутся с работы, чем я буду кормить вас?
--Бабушка, зачем нам мука, её полно в магазине, белая, чистая. Зачем ты мучаешь ослика, ведь ему так трудно, у него, наверное, ножки болят?   
-- Нет внучка, не болят. В магазине много муки, но моя мука гораздо вкуснее и полезней. Хлеб из такой муки даст нам силу и здоровье. Будешь есть такой хлеб, да ещё с моим домашним маслом, которое я делаю из молока нашей коровы, щёчки у тебя станут красными, ты поправишься, и не будешь болеть зимой.
-- И ещё запомни, все должны трудиться. Муравей тащит соломинку, собачка дом охраняет, твои родители ходят на работу. Ты тоже маме помогаешь?
-- Да. Мою посуду, забираю братика из сада, гуляю с ним, навожу порядок в нашей комнате. А теперь ещё хожу в школу, учусь! Бабушка я всё поняла! Спасибо тебе!» Лейла прижалась к бабушке, от которой пахло немного дымком, немного вкусным хлебом, немного молочком. И такая она была близкая и родная!

Дегирмен- механическая мельница
Тамдыр – глиняная азиатская печь, для выпечки хлеба, изделий из теста.