Маленькая сказка о

Дмитрий Сухарев
Да - маленькая. Да - сказка. Да - о. А о чём - чуть позже.

Все вы знаете, что ничего из сообщаемого в сказках никогда на самом деле не происходило.
Иначе они бы были былями, а не сказками.
Но кому нужны в наше время были? Да и то, хоть и были, всё сомнения. Были? Не были? Были-небыли. Всё быльём поросло. Ковылём-бобылём. Под развешанным бельём.
Сказка - дело другое. Но и с ней не всё в порядке. У сказки не может быть плохого конца. И когда мы ещё только-только начинаем читать: "В некотором царстве...", или просто "жили-были" - мы прекрасно знаем, что всё кончится ещё даже немного лучше, чем нам бы и так хватило. Маленькое и приятное несовпадение необходимого и достаточного. Собственно, нам и сказка-то не сильно нужна. Нужен лишь добрый финал. Нужно, чтобы наше вынужденное сопереживание герою - было вознаграждено итоговым умиротворением.
Они жили долго и счастливо. И ...
Мы - рады за них. Мы были бы рады даже в том случае, если бы они жили долго и не-счастливо. Ведь им повезло хотя бы с первым. Второе - и так достаётся немногим. Я не говорю уж о компоте.
Они жили долго ... и умерли в один день. Если это компот - то не такой уж он и сладкий. Ведь они - умерли. А мы всё радуемся за них. И как на первомайской демонстрации, что-то трубим о солидарности, в том числе и с ними, не нуждающимися в ней уже даже на йоту, машем флажками и надувными шарами, дудим в губные гармошки.
Какая нам разница - умерли ли герои сказки. Нам гораздо важнее, что их "жили-были" закончились хорошо.

А если нет? А если у сказки очень плохое завершение?
Что делать с автором? Он прекрасно знал, что всё закончится плохо. И почему-то его это не остановило. Гадёныш. Держал бы свои дурные знания при себе.
Или никогда бы не брался за написание сказок.
Сказка с дурным концом - это никакая не сказка. Это не волшебство, а колдовство, ведовство, бабыёжничество. Это злые чары. Это чертоги ни пойми чего, но явно чего-то чертожного.

А если нет и это? И у сказки просто непонятный конец. Не хороший, не плохой, а именно - не разберёшь какой. Нейтральный. Все при своих делах, интересах.
Никто не остался в накладе. Ни в долгах, ни в шелках.
Ипотеку ни то что не брали, даже и не задумывались о ней.
Просто - действительно... Нет. Просто действительно-сказочно - жили-были. Не в смысле "сказочно жили". Напротив, жили вполне обыденно, но - в сказке. Не в действительности.

Но нет. Нам и этого мало.
У нас несколько странная сказка...
Да что там! У нас - настолько - странная сказка!
У ней и финал предполагается странный, несказочный какой-то.
И "жили-были" нам никак не подходят.
Почему?
Какой неожиданный вопрос!
Я не ожидал его. Или, говоря сказочным языком - "не ожидал-не обывал".
Это не единственные странности. Самая странная странность в том, что я ни только не знаю - чем вообще эта сказка закончится, но не знаю даже её содержания. Я читаю её прямо сейчас, с экрана.


Как вы уже знаете, "не жили - не были" две сущности. Совершенно абстрактные.
Дети, отстаньте. Я не смогу вам объяснить, что такое "абстрактный".
Нет, с туалетом не связано.
Что-то типа привидений. Их никто не видит, но это же не значит, что их нет.
Просто нельзя сказать про них - "жили". Они живут, конечно, но не нашей, не людской жизнью. Точнее говорить "существуют", ведь они - сущности.
И "жили" про них не скажешь, и "были" - тоже не годится. Ибо с ними ничего дурного не случилось. И они не "были", а "есть".
Но "были" - сказать всё равно придётся, только по другому поводу. Дело в том, что когда-то давно (а именно - когда началась их сказка) они были другими. Они были моложе, например.

Сущности (особенно абстрактные) нет особого смысла делить на мужчин, женщин или средний род.
В этом они похожи на понятия. Одно и то же может назваться по-разному.
Вот, например (на самый сказочный пример), случилось какой-то сущности повстречаться с горем и бедой. С бедой всё понятно - раз она женщина - какой спрос. С бабами всегда одна беда. А горе - это оно. Не мужик, не баба. Ему не достаёт чего-то до беды, но не женского же роду только. Хотя.
Бывает ведь и так, даже в сказках, приходит что-то очень плохое - а ты пойди-разберись, что это - горе, беда?
 
В общем, существовали некогда две сущности. Тогда, когда было это самое "некогда", они были молоды. И им иногда тоже было некогда.
Они были очень разные. Их ничего не связывало.
Или ничто.
Тьфу, ты. Оказывается, очень непростое дело - рассказывать сказки.
Говорят, "сказка сказывается, а дело делается".
Ничего подобного - и не сказывается что-то, и не делается что-то тоже.
В общем, нужно знать одно, но наверняка. Кто бы это ни был - хоть "ничего", хоть "ничто", хоть ещё кто - он (она, оно) их не связывало. Не стискивало, не заматывало, не пеленало. Они (эти сущности) были совершенно свободными.

В сущности, это были совершенно разные сущности.
У них, как уже было сказано, не было пола.
Здесь нельзя сказать точно. Можно лишь как-то себе предположить.
Вот облако - оно мальчик или девочка?
Так и тут.
Случилось так, что сначала появилась Глупость.
Просто, для удобства, будем считать, что она была девочкой.
Почему?
Дети, дети. Сказать честно - я не знаю. Наверное потому, что так захотел автор сказки. Других причин я не вижу. Девочки часто бывают глупыми. Они часто и выглядят глупо, и интересуются всякими глупостями. Но им вовсе и не обязательно быть умными. Никто, даже в сказках, не интересуется девичьими умностями. Какая радость девочке быть умной, если она корявая?
Найдите мне такую девочку, которая предпочтёт на выбор в коробочках "ум" или "красота" - первое. Да ладно, дело-то - не в том.
Сначала Глупость (это просто имя) была маленькой. Как все маленькие девочки - она была миленькой.
Дети! Вы опять меня не понимаете.
Я уже объяснял вам, что она вовсе не была девочкой. Она была оно.
Это лишь для сказки так нужно.
Я же не могу сказать, что оно - было миленькое, как все маленькие оны.
Разумеется, лишь - "как все маленькие девочки".
Опять вы со своими глупыми детскими вопросами!
Что значит - а почему не мальчик?
Я-то откуда знаю? У автора спросите.
Сами подумайте - как бы было по-вашему?: "жила-была" (пусть уже так) Глупость, она была мальчик. Вы станете дальше слушать такую дурацкую сказку?
Так вот - девочка она была. И хватит об этом.
Иначе мы так вообще до конца не доберёмся. Да что уж - до середины даже.

Пока Глупость была маленькой, всё было ... хорошо.
Более-менее. Терпимо. Сносно. Средне-сдельно. Как-то-Сяк-то.
Но она росла. Крепла. Мужала (в хорошем смысле). Хорошела (скрывать не стану).
Выросла. И из маленькой очаровательной Глупости - превратилась в Глупость большую, нисколько не утратив своей очаровательности. Она занималась лишь собою, по большей части - во множественном числе. Конечно, этим самым она себя и усиливала, отчего и крепла. Время шло. А в сказках оно тоже идёт. То быстро, то медленно. То ползёт, то скачет, то летит.
Время никого не щадит. Оно очень жестоко. Оно безжалостно. Ведь оно тоже - сущность. Плод нашего воображения. Сказка.
Просто такой сорт сущности. Оно ни с кем не считается. Оно тоже занято лишь собой. Ему нет самого себя, чтобы уделить хоть малую часть самого себя на что-то кроме себя.
И мы возмущаемся им. Кричим ему о его бездушии. Но оно - сущность. Сущности действительно бездушны.
Время на самом деле - щедро. Оно отпускает вам себя, как пиво, только не на вынос. У вас - иногда есть время. А иногда - у него есть вы.
Вы иногда путешествуете вместе, в одном поезде, хоть и в разных купе.
Хранит ли оно вас? Не знаю. Какую-то часть себя - несомненно. Делится собой (на самом деле - просто давая себя как бы взаймы), вроде как тратя себя на вас, пока, наконец, не сдаёт на хранение Вечности.

Время было безжалостно... Да, помню, было время...
Вот тоже сущность! Не-сказочный персонаж.
Тоже - не "жило-было". Никогда не жило, а было всегда. Есть всегда.
И очень оптимистично всегда (то есть - на протяжении всего себя) смотрит в день завтрашний.
Бессмертный Кощей, прямо. Усовершенствованный, правда.
Без утки, без яйца, без иглы.
И без Глупостей, что важно.

Время было безжалостно. Куда-то неслось. Спешило.
Очень всегда опаздывало, но каждый раз успевало.
Оно всё время текло, как вода из худого крана.
Перетекало само в себя. И само за собой вставало
в очередь, хлопая себя по плечу, спрашивая:
"Вы - крайний?".
А обернувшись к себе последнему - удивлённо отвечало:
"Что - сам не видишь?".
И далее:
- А вы не хамите! Что, ответить трудно?
- Да иди ты!
- Идиот! Я всё время иду.

Время было безжалостно ко всему. Даже к себе. Только беды от того не наступало.
А наступало лишь новое время. Которое наступало себе старому - на пятки.
Впрочем, время никогда ничего не делало нарочно. Кроме того, что будучи когда-то очень давно (когда его ещё не было) запущенным, и не из Глупости, с тех пор всё время (то есть - всё себя) вынужденно шло. И шло оно себе (нет, не к себе, - хотя вполне и могло бы; ему нет разницы - куда, главное вперёд). И шло, и шло, и прошагало какую-то часть себя.
А Глупость за это время - только расцвела.
Время её не тронуло.
Лет добавило, а прелесть не забрало. Глупость была очень холодной сущностью. И время просто застыло. Глупость не отвлекалась на разные пустяки. Её не заботило даже - сможет ли она пережить само время? Куда как приятнее сознавать, что время не властно над очарованием Глупости.

Но - сказка не только о ней.
Примерно в те же времена, и примерно в той же местности (хотя это совершенно не важно) - случилось существовать и иной сущности.

Это была очень нелепая сущность. И её можно смело назвать - Нелепость.
Пусть будет у ней именно такое имя.
Это тоже было оно.
И, по идее (по сказочной идее), мы тоже должны признать эту сущность девочкой.
Собственно, у неё и имя-то - чисто девичье.
Но мы же - в сказке.
И у нас всего два главных действующих лица, пусть никаких лиц у них и вовсе нет.
Две девочки - Глупость и Нелепость.
Это прямо из школьной задачки по арифметике.
Дано: Глупость и Нелепость.
Спрашивается: И у этой сказки будет хороший конец?
Все кругом - люди взрослые, считая и детей.
И все всё понимают.
Это не сказка - а бочка с порохом, на которой курят и стряхивают прямо на фитиль.

Время! Везде оно! Я помню о тебе. Я вижу твои многозначительные гримасы. Мне не нужны твои прозрачные намёки. Я всё знаю о твоих сказках, зная даже то, что это вовсе и не сказки. Я знаю, что у твоих сказок в конце. И почему именно тебя приглашают в не самый хороший конец чужих сказок, удобряя одним из дней тебя, в который оба хороших героя отдают тебе последнюю дань.
Хотя, "они жили долго" - это тоже про какую-то часть тебя.
Но главное, конечно, что "в один день". Что окончательное превращение хорошего в каку - ты не даёшь разбрасывать по времени, то есть, по себе.
В этом и есть суть удобрения. Ведь каку - тоже разбрасывают по неким пространствам, где она уже не кака, а удобрение. Круговорот как во времени и пространстве.
Время! Чтоб тебе пусто было. Хотя, ... Как много этого "хотя". Куда тебе уж пуще-то? Пуще пустого. Для тебя и так всё пустота.
Я знаю. Ты безвластно над Глупостью. Ибо Глупость тоже безгранична.
Ты бессильно против Нелепости.
Но - нужно ж тебе отыграться на ком-то.
И ты топаешь ко мне. Ты молчишь. Ты знаешь, что тебе и смысла нет что-то говорить, ведь ужас как очевидно, что ты тикаешь.
Мерзкий звук таксомоторного счётчика.
И зачем ты таскаешь под мышкой этот дурацкий знак вопроса?
Memento, типа? Memento, memento! Ещё как memento! А ну, брысь!
Дай детям сказку рассказать.

Две девочки. Это очень плохо. Это слишком однополо для сказки.
Где вы видели такие сказки?
Иван да Марья - так должно быть.
Никогда не бывает двух баб в названьи. Василиса Прекрасная. Василиса Премудрая. Марья какая-нибудь Искусница, Царевна, Краса какая-нибудь коса. Лягушка-Царевна.
Не бывает ведь "Какая-нибудь такая Марья и какая-нибудь другая Марья".
Это уже не сказка, а кунг-фу.
Потому что миром у девок никак не кончится.

Нет. Нам такие сказки не нужны. И ближе к окончанию - Марьи потребуются желательно даже без синяков, не говоря о крупных ссадинах.
Как быть?
Оставить второго персонажа в его среднем роде?
Даже не знаю.
Мужики хорошо сочетаются даже попарно (в хорошем смысле).
"Иван-царевич и серый волк". "Винни-Пух и день забот". "Малыш и Карлсон". "Невероятные приключения Карика и Вали" (если Валя - пацан).
Возможно даже расширение спектра: "Три медведя", "Али-Баба и 40 разбойников".
Даже средний род смотрится с мужским вполне согласно.
Не вызвало бы протеста, назови Андерсен сказку "Солдат и огниво".
Но что-то не приходят на память случаи бесконфликтного сочетания женского и среднего родов. Чтобы не "Алиса В зазеркалье", а "Алиса И зазеркалье".
Гораздо проще себе вообразить "Алиса и: непонятное; невообразимое; несусветное; чумовое и т.п.".
Сами знаете ведь - если Принцесса приличная, то значит веретено (средний род) отравленное. Придёт в голову мужику травить красну девку веретеном? На крайняк - голову отрубит.
И опять же. Спросят ведь, обязательно спросят: "скажите-ка, а чего ради первое оно вы превратили в девочку, а второе оставили средним родом?".
Так вот! Во избежание женских междоусобиц и политики двойных стандартов, второй персонаж получит род мужской.

И тогда,:
Случилось примерно тогда же, т.е. "некогда", появиться и второму персонажу.
Им стал Нелепость.
Ничего страшного. Нормальное мужское имя. Ничем не хуже, чем Саша, Валя, Женя и подобные.
Нелепость был вполне обычным мальчиком. Ничего особенного. Совершенно ничего броского, выдающегося. От него никто не ждал каких-нибудь достижений. Простой, обычный мальчик. Без изъянов.
Всего-навсего, он был не слишком красив. Не лепота, одним словом. Отсюда и имя себе получил.
Глупость была красивой девочкой. Глупенькой, конечно. Так ей оно, собственно, - и зачем? Она никогда и не претендовала, что ею будут гордиться, вывешивая рядом с Софьей Ковалевской. Девочкам как-то ближе, чтоб вывешивали на постерах. Глупая девочка - это почти как достоинство. Это задаток будущего успеха. Умная девочка - это печальнее. Это означат, прежде всего, что кто-то (и, получается, что многие) как-то получают возможность это обнаружить.
То есть это - ничем иным не замаскировано, получается. Ай-ай.
Разницы-то принципиальной нет. Глупенькие и умненькие девочки следуют к одной цели. К счастью. А счастье - оно разное. На разных полюсах: на северном и южном.
Глупость была красивой.
Нелепость красивым не был. Ему, если на то пошло, тоже незачем было.
Он жил в своём мире, где красота совсем была не нужна. В его мире красотой никто не интересовался.
Удачи? Да, наверное. Наверное случались. Как случалось параллельно что-то и ещё. Время допускает многое. Маленький Нелепость тоже рос-рос - и вырос.
Но это явилось не следствием удачи, а стало результатом вполне обычной закономерности. Результатом той же заурядности, из рядов которой он никогда и не выбирался.
Случались, конечно, удачи. Только чаще случались какие-то несвоевременности, несуразности, незавершённости, неказистости. Недопонимания, недоверия, ненужности, неточности, неприметности, неусмотрения и непредусмотрения, даже неуклюжести. Было и другое всякое. Такого добра всегда хватает, даже в сказках.
Главное лишь то, что что бы ни случалось с Нелепостью (удачного или не очень), это только добавляло нелепого мышечного объёма, которого и так было уже некуда девать.
Красота? На кой? За неё не доплачивают.
Да и кто сравнивать будет?
Никогда рядом Глупость и Нелепость никто не ставил.
Что там!
Они даже и не встречались.
Знать даже друг о друге не знали.
Просто существовали сами по себе. Каждый в своём мире.

Пересекались ли их пути?
Может быть. И даже - скорее всего.
Просто они были настолько безразличны друг другу, что просто проходимо мимо.
Они даже не здоровались.
Однако, как-то и зачем-то хитрый сказочник их познакомил.

Ну - тут всё понятно.
Ведь мы в сказке.
А что такое сказка?
Сказка это стопроцентное враньё (99,99), но в ней намёк.
Нам не до намёков - время всё время напоминает о себе и грозит указательным пальчиком, тыкая им в себя.
В сказках случаются балы.
Что такое балы?
Дети! Вы меня задолбали! Это что-то среднее между тусовкой и дискотекой 80-х, только гораздо пафоснее и экшэннее. Андэстэнд, оболдуи?

Вот на балу-то они и были друг другу представлены.
Знакомьтесь: Глупость! - это - Нелепость (сначала по этикету представляют мальчика, если он - не король или принц). Нелепость! - это Глупость.
- Какая Глупость - подумал Нелепость.
- Что за Нелепость - скривилась Глупость.

Однако, Нелепость заметил, что Глупость красива.
Глупа (наверное), так это ничего такого. Не для отгадывания кроссвордов же.
Глупость поступила тоже согласно этикету.
После дежурного реверанса - сделала вполне понимаемый жест веером, означавший: "поищу-ка я что-нибудь более лепое".

Время - вообще-то не персонаж этой сказки.
Но оно может служить, например, фактором.
Быть катализатором. Работать на одну из сторон.
Время может быть даже - деньги.
Да-да, так и говоря: "время - деньги".
Или: "время - это те деньги, которых у нас нет".
Всему своё время. Время собирать камни...
Делу время, потехе час.

Прошло время. Вполне достаточное, чтобы для кого-то стать сказкой.
И они снова встретились. Наши с вами Глупость и Нелепость.
Нет. Они не кинулись друг другу в объятья.
Ведь несмотря на наличие чего-то общего, они всё-таки были очень-очень разными.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Конечно, они оба слышали это.
Вот только одна беда: они не хотели сказку превращать в быль.
Они не задумываясь сделали бы напрочь обратное.
Но не могли и этого. А делать из сказки сказку - кто же позволит?
- Ты всё так же красива - сказал Нелепость. - Хотя, (он тоже произнёс это слово, не сам, конечно, а повинуясь авторскому замыслу) по прошествии стольких лет, - какая Нелепость, об этом.
- Согласна, конечно это Глупость - отозвалась Глупость, просто чтобы поддержать разговор. Она имела в виду, что никогда в своей красоте и не сомневалась. А больше - ничего-ничего в виду не имела.
Но что же с ними сталось?
Ведь что-то же менялось в них? Что-то же с ними происходило?
Глупость. О её красоте всё сказано, всё понятно. Но! Не набрала ли Глупость лишнего веса, к лишнему слову? Или, напротив, не скинула ли части себя, ведь чего только в сказках не случается? Нет. Та самая её красота - всё и определила. С красотою всё было в порядке, так и умнеть повода не находилось. Судите сами, на конкурсах красоты блещут именно красотой. И совсем не блещут умом. Сказочнее, наверное, сказать - красота вообще умом не блещет.
Глупеть дальше? С чего ради? Глупость, набравшись себя раз и навсегда, стала мерилом, эталоном, образчиком. Что может быть глупее, чем сама Глупость? Что может быть "маслянее" масла?
Нелепость, - О!!!, тут дело другое! Время не стремилось к этому, но отпечаток-то наложило. Вы помните, и как не помнить об этом, что симпатягой он не был. А с прибыванием лет - лепости не прибывает. Нелепость был мужского пола, что предопределило расположенность ко всем нелепым мужским склонностям. К полноте, что сразу лезет в глаза. Нелепость всегда тяготеет к накоплениям. Что-то напоминающее собирание собакой репьёв на шкуру.

Сказки. Это всё сказки. Это всё красавицы и чудовища. Аленькие цветочки, будь они неладны.
Красавица! Я был нещадно заколдован! Один твой терапевтический поцелуй - и я ... Полюбила ты меня в образе чудища, так полюби теперь в образе добра молодца (хоть для разнообразия). Сказки. Не полюбила в образе молодца - о чём говорить за пять минут до прибытия на станцию "Чудище-товарное".
Это неправильные сказки, в них пчёлы делают неправильный мёд, и заколдовывают всех поголовно - тоже жутко неправильно.
Время - это оно всех целует. И все тихо переколдовываются в стареньких гномов.
Вот такая фигня, красавица. Тебе - ревнивое время уже выставило запрещающий знак "Поцелуй запрещён". Да и смысл?, - целуй, не целуй.
Ехай, в общем, далее, детка.    
 
Нет. Они не прожили счастливо.
И не умерли в один день. Они вовсе не умирали. Они живы.
Они, кстати, вообще бессмертны. Сказка их никогда не отпустит.
Со временем, им становится скучно. Ведь весело становится независимо от "со временем" ли ты, или без него.
Счастливые часов не наблюдают.
Они тоже не наблюдали часов. Но никогда не были счастливы в своей сказке.
Глупость не могла взять в толк - что действительно такое - сказочное счастье.
А нелепость, примерно зная это, понимал, что пытаться что-то втолковать Глупости - самая большая Нелепость.

В итоге, они просто шли в ногу со временем.
Точнее - думали, что шли в ногу.
Только их время всё время вставало не с той ноги.
                * * *

Очень хотелось хоть как-то проиллюстрировать сказку.

Подвернулась под руку картинка из Сети, на которой
изображены совсем несказочные сущности - Голубоногие
Олуши.

Самка (надо полагать, по их меркам - красивая) -
сидит на гнезде.
Самец (видели ли вы что-то более нелепое?) - бродит.

И, собственно, никаких уж явных половых признаков.