Глава 5. Точкоед

Еремеева Валентина Владимировна
Предыдущая глава:http://www.proza.ru/2014/11/08/816


Дружно жили Чистюлька и Карандаш. Но трудолюбивый Карандаш заскучал: линии, проведённые им, перестали быть тоненькими. Чистюлька развлекала друга как могла. Она выводила его по ночам гулять, рассказывала смешные истории, но всё было напрасно - друг становился всё печальнее. Чистюлька уже начала отчаиваться, но вовремя вернулась Точилка. Чистюлька, как только узнала об этом, тут же повела друга в соседний класс, куда положили Точилку. Она заточила Карандаш, и он снова повеселел.

Точилка удивленно посмотрела на друга. 
– Я знаю, ты не простой карандаш, ведь ты умеешь рисовать картинки, которые оживают.  Почему ты до сих пор не нарисовал себе дом?
Чистюлька восхищённо посмотрела на Точилку.
 – Ой, как замечательно ты придумала.
Когда они остались одни, она напомнила другу о словах Точилки.

Карандаш нарисовал домик, где и поселился вместе с Чистюлькой. В домике было много комнат, куда Карандаш пригласил своих друзей. Одну из комнат тут же облюбовала Точилка. Так что теперь Карандаш никогда не болел. Собрались друзья повеселиться на радостях, придя в свой класс, но тут увидели телеграмму от точки А, где было только одно слово: «Помогите!».

Испугалась Чистюлька:
– У них что-то случилось! Чем же мы можем помочь, ведь мы не спасатели?
– Друзьям всегда нужно помогать,- сказал Карадаш,- я иду на помощь, а ты как хочешь.
– Подожди, я с тобой, но сможем ли мы помочь? Ведь мы не живём в стране Геометрии и не знаем, как там нужно действовать и что предпринимать.
– Ты же знаешь, что Геометрия не простая страна, а математическая, следовательно, нам будет не страшно, а трудно. Ты готова к выполнению трудных заданий и преодолению препятствий?
– Я постараюсь.
– Тогда вперед, на помощь друзьям!

Они закрыли глаза на секунду, тут же открыв их.
Чистюлька осмотрелась:
– Вот домик точки А, но ее не видно.
Карандаш прислушался:
– Зато ее слышно.
– Я ничего не слышу. - Чистюлька прислушалась, потом тихо сказала:
– Ты прав, кто-то плачет, и это голос точки А.

Друзья пошли влево от домика. А около домика точки А был лес.
Углубились наши герои в чащу. Плач стал сильнее.
– Где ты, точка А?
– Я тут в дупле, но я не выйду.
– Почему?
– Я боюсь.
– Не бойся, мы пришли тебе помочь. Вылезай и рассказывай, что случилось.

Точка выглянула из дупла, вылезти не решилась, но рассказала о своей беде.  Оказывается, в стране Геометрии появился страшный Точкоед. Он поедал все геометрические фигуры, а больше всего любил точки. Он появился в Точкограде рано утром, когда точка А гуляла по лесу, поэтому она не видела, что произошло. Точка А вздрогнула, подходя к своему дому, когда услышала грубый чужой голос. Этот страшный голос грозил всех съесть. Точка А вернулась в лес и спряталась. Ночью она вернулась в город, но не нашла никого из подруг. Она бродила от одного домика к другому, но везде было пусто. Только в самом маленьком домике она нашла крошечную точку, которую не заметил страшный гость. Она-то и рассказала о Точкоеде. Маленькая точка тут же убежала и спряталась. Точка А последовала её примеру.

Тут раздался страшный голос.
 – Да, я люблю закусывать геометрическими фигурами, они такие вкусные. Я и вас сейчас съем. А вы кто такие? На вид совсем невкусные, расхотелось даже есть, на вас глядя.
– Я - Карандаш.
– А я – ластик по имени Чистюлька. Ты - Точкоед?
– Так меня называют в этой стране.
–  Откуда ты взялся?
– Я появляюсь тогда, когда кто-то начинает путать геометрические фигуры или забывает определения.
– Кто же забыл определения в этой стране, ведь это невозможно?
– Стало возможно. Слушайте эту историю. Жил в стране Геометрии Угол. Что вы про него знаете?

Точка А, чувствуя поддержку, расхрабрилась и вылезла из дупла.
– Угол - геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. Лучи называются сторонами угла, а их общее начало – вершиной угла;. Не успела она это сказать, как Точкоед взмахнул своим копьем, и …появились две линии. Точка А тут же протянула им руки и получился угол.

Чистюлька запрыгала от радости:
– А ты, Точкоед, и совсем не страшный.
– Конечно, не страшный, а заботливый. Я вовсе и не ем геометрические фигуры, а просто прячу их, когда нужно.
Карандаш сказал:
– Теперь ты вернешь все фигуры на место?
– Нет, потому что я еще не все рассказал.
– Мы внимательно слушаем.
– Так вот, что было дальше. Угол был всегда один-одинешенек, потому что никто не хотел с ним дружить.
– Я буду с ним дружить,- заявила точка А.
– Смотри, если ты не справишься с заданием, я рассержусь и не верну геометрические фигуры никогда.

Чистюлька испугалась:
– Никогда-никогда? А как же ребята будут учить геометрию?!
– Не бойся, Чистюлька, - сказала точка А, - я знаю все определения по геометрии.
Точкоед ответил:
– Этого мало, надо, чтобы и друзья твои выучили их.
– Друзья, вы будете меня слушать и запоминать? - спросила точка А.- А иначе все пропало, и город наш навсегда опустеет.
Карандаш и Чистюлька заверили, что будут слушать и всё запоминать.
– А почему с этим углом никто не дружил? - поинтересовался Карандаш.
– С ним не дружили, потому что не могли его узнать.
– Как это?
– Утром он был одним, вечером другим, а в обед совсем не похожим на себя.
– Ура! - закричала точка А, - я знаю, почему так происходило, поспешим скорее к Углу.

Они тут же очутились возле домика, где грустный Угол стоял на лужайке, похожей на угол. Не здороваясь, точка А закричала:
– Угол можно начертить по-разному, и он будет выглядеть по-другому, и, следовательно, получит другое название.

Она взмахнула руками, призывая кого-то. И сразу же появилась Линейка. Они с Карандашом нарисовали все превращения бедного угла. Угол удивлённо посмотрел на прибывших гостей и улыбнулся. А точка А продолжала: Прямой угол- 90;
Острый угол меньше прямого.
Тупой угол больше прямого.
Развёрнутый угол - это угол, обе стороны которого лежат на одной прямой. Он равен 180 градусам. Обозначается угол тремя буквами. В середине названия указывают букву, которой обозначена вершина угла. Например, в треугольнике АВС угол с вершиной в точке А обозначается ; ВАС или ; САВ*

– Молодцы! Я так рад, что встретил настоящих юных математиков,- сказал Точкоед и стал разваливаться на глазах.
– Ой, смотрите,- закричала Чистюлька. - появляются геометрические фигуры.
 Тут к ним подошла точка Е:
– Спасибо вам! У Точкоеда нам было грустно и скучно. Мы так соскучились по работе.
 Все фигуры поклонились нашим друзьям и отправились по своим делам.

 Чистюлька внимательно посмотрела по сторонам и подошла к улыбающемуся Углу.
 – Извини, но я не знаю, зачем нужны углы.
 – О! Это долгий рассказ. Проходите в дом, я всё вам расскажу.
 Друзья вошли в небольшой уютный домик и расселись по мягким низеньким креслам. Угол начал свой рассказ.
Люди давно научились плавать по морям и океанам, но не знали, как не сбиться с пути в огромном пространстве воды.

 Звёзды – превосходные ориентиры для мореходов. Расстояние от наблюдателя до звезд огромно, но как мерить высоту светила над горизонтом? Астрономы нашли выход: они измеряли угол между плоскостью земной (или морской) поверхности и направлением от глаза наблюдателя на светило (так называемый угол зрения). Чтобы не сбиться с пути, моряки не выходили в плавание без сектанта – прибора для измерения углов…

А как найти дорогу в густом лесу или в пустынной местности? Для ориентирования на местности используется компас, который показывает угол между северным направлением и положением данного предмета (в географии этот угол называется азимутом). 

И время люди научились находить с помощью угла.
Первыми устройствами для счёта времени были солнечные часы: посреди ровной площадки вбивали колышек, который отбрасывал тень на площадку, расчерченную как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, образуя определённый угол, и по нему люди могли определить время каждого солнечного дня.
Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. Слово «градус» - латинское, означает «шаг», «ступень». О древности угловой меры говорит уже то, что угол делится на шестидесятеричные доли – минуты и секунды.
 
При строительстве дорог учитывается угол откоса, позволяющий сделать дорогу более прочной. При проектировании зданий архитектор должен учесть многие факторы, в том числе углы между стенами, чтобы дом был прочным. Так что углы умеют большое применение в практике, особенно в строительстве **.

Затем угол вынул необычный предмет и показал его своим гостям:
–Для измерения углов применяют транспортиры. Они могут быть или в форме полукруга, или круга, но у всех есть общее - это шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо, и справа налево. Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен 1/180 доле развернутого угла. Такие углы называют градусами. Градусы обозначают знаком °. Каждое деление шкалы транспортира равно 1°.

Друзья внимательно рассмотрели новый инструмент. Он напоминал немного линейку.
Карандаш спросил:
– И как же с помощью этого транспортира можно измерить величину угла?
Угол положил на стол листы бумаги. Чистюлька и Карандаш придвинулись ближе к столу, а точка прыгнула прямо на стол. Угол протянул каждому из своих гостей маленькие инструменты и начал урок:
– Положите перед собой транспортиры и слушайте алгоритм, выполняйте его, не пропуская ни один из пунктов.
    1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.
    2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале).
    3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла. Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

Тут Линейка с помощью Карандаша начертила каждому из друзей углы на листах бумаги. Началась кропотливая работа, с которой справилась быстрее всех, конечно, точка А. Затем все друзья показали учителю Углу свою работу. Угол был очень доволен.

Вдруг Угол нерешительно подошёл к точке А. Она посмотрела на него, встала около его вершины, потом начала двигаться, оставляя после себя след в виде точек, которые скоро слились в прямую линию, и получился луч.  Точка громко произнесла определение.

– Луч – исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется биссектрисой угла;.
Угол предложил посчитать, сколько углов получилось на чертеже.
Чистюлька открыла рот и быстро закрыла его, посмотрев на друга. Карандаш важно произнёс:
          – Да, биссектриса делит угол на два равных угла, но ведь есть ещё и большой угол, то есть здесь всего три угла.
Точка А тут же продолжила:
– Был угол 90 градусов, теперь есть ещё два угла по 45градусов.
Друзья проверили её слова с помощью транспортира и единогласно согласились с умницей-точкой.

– А как углы можно сравнивать? - спросила точка А.
Угол обрадовался этому вопросу и стал продолжать урок. Он сказал, что углы можно сравнивать наложением, или числовыми данными, измерив, углы с помощью транспортира в градусах.
Затем учитель предложил ученикам проверить свои знания. Они дружно согласились. Друзья приготовили все чертёжные инструменты.
Угол дал им задания на умения определять виды углов, чертить углы, измерять их градусную меру, сравнивать их. Когда все ученики справились с его заданиями, он облегчённо вздохнул и сказал:

– Теперь, я уверен, что Точкоед никогда не вернётся в нашу страну, потому что все жители Точкограда знают теперь про углы. Я очень рад, что у меня появились такие умные и преданные друзья.
Точка А сказала:
– Как хорошо, когда есть друзья.
– Мы всегда рады вам помочь,- ответили Карандаш и Чистюлька и отправились домой.

В комнате у Карандаша друзья долго обсуждали своё приключение. Чистюлька мечтательно посмотрела на друга.
– А хорошо жить в стране Геометрии. Там все наши друзья. Все помогают друг другу, все понимают друг друга.  Не нужно ничего объяснять и прятаться. Мне бы очень хотелось так жить,- произнесла она тихо.
Карандаш вздрогнул и испуганно воскликнул:
– Ты хочешь переселиться в Волшебную страну, а как же дети, кто будет помогать им?
– Да, нам нельзя оставлять ребят без помощи, иначе они так и не выучат геометрию.
– Не грусти, ведь ты в любое время можешь попасть в гости к точке А и точке В.
Чистюлька согласно кивнула.

Используемая литература:
 Интернет
* http://shkolo.ru/osnovnyie-geometricheskie-figuryi/
* http://ru.wikipedia.org/wiki/
** http://collegy.ucoz.ru/


Следующая глава:http://www.proza.ru/2014/11/07/1091