Предсказания о миссиях Иисуса и Мухаммеда в Священ

Сергей Оганесян
Предсказания о миссиях Иисуса и Мухаммеда
в трех Священных Писаниях
Оганесян Сергей Саядович, доктор педагогических наук, профессор, государственный советник Российской Федерации 1-го класса, член экспертного совета Комитета по общественным движениям и религиозным организациям Государствен-ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член редакционного совета журнала «Русский язык в школе»
E-mail: ossduma@mail.ru
В статье рассматриваются вопросы, связанные с указанием на пророческую деятельность Иисуса и Мухаммеда в То-ре, Новом Завете и Коране как трех Посланиях от Единого Бога. Обосновывается вывод, что все ссылки на те или иные сведения о пророках, данные в Писаниях, прежде всего, направлены на формирование у верующих убеждения в преем-ственной связи каждого последующего Послания с предыдущим, а также на осознание неразрывной связи каждого но-вого пророка и его пророчества с предшествовавшими пророками и Откровениями от Единого Бога.
Ключевые слова: Тора, Новый Завет, Коран, Моисей, Иисус, Мухаммед, пророчества о миссиях Иисуса и Мухамме-да, стратегическое направление развития человечества.
Действительно ли в Торе, Книгах пророков Библии и в Новом Завете имеются предсказания о миссиях Иисуса и Му-хаммеда? Вопрос этот вызывает ожесточенные споры и прямо противоположные суждения, как в богословской, так и в публицистической литературе.
Если христиане усматривают сведения об Иисусе Христе как о грядущем пророке во многих эпизодах «Пятикнижия Моисеева» и в Книгах пророков, то иудеи придерживаются прямо противоположного мнения, приводя свои, как им представляется, убедительные доводы и аргументы. Приверженцы же Корана утверждают, что все пророчества, кото-рые, с точки зрения христиан, относятся к Иисусу, повествуют исключительно о Мухаммеде.
Можно было бы сказать, что все сведения Священных Писаний важны только в той части, где проповедуются фунда-ментальные основы единобожия, как учения о едином, всесильном, всемогущем, всезнающем, вездесущном, вечном и неизменном Боге. О Боге, Который, являясь Создателем всей Вселенной и единовластным ее правителем, Сам остается невидимым, не слышимым и вообще неподвластным для чувственного восприятия человека со всеми вытекающими от-сюда последствиями для жизнедеятельности людей. А также важны в той части, в которой эти пророчества оказались достоверными и судьбоносными для последователей веры в Единого Бога, о Котором вещали Авраам, Исмаил, Исаак, Яков, Моисей, Иисус, Мухаммед и все остальные библейские пророки!
Однако поскольку одни и те же тексты вызывают разночтения, влияющие на их восприятие в качестве трех Посланий от Единого Бога, считаем необходимым высказать свою точку зрения по этому вопросу.
Не вдаваясь в обзор позиций каждой из сторон, которые заинтересованный читатель может найти в соответствующей обширной литературе, остановимся на некоторых принципиальных моментах пророчеств, якобы возвещающих о прихо-де Иисуса и Мухаммеда, как пророков Единого Бога (Аллаха).
При исследовании этого вопроса мы не могли не учитывать, что тексты Нового Завета писались людьми, а не давались им, подобно Торе и Корану, в виде Божьего Откровения. И потому, так называемый «человеческий фактор», при всём «богодухновенном» характере текстов, составляющих книгу Нового Завета, играет не последнюю роль, как в их отборе, так и в способах их преподнесения читателю. Мы не могли также не учитывать эпоху ниспослания Нового Заве-та и ментальный уровень адресатов, которым он был предназначен.
Никто не будет оспаривать, что прямого упоминания имени Иисуса, как и того, что Он будет рождён чудесным для того времени образом от девственницы по имени Мария, ни в Торе, ни в книгах ветхозаветных пророков не существует. Так же, как, впрочем, не существует в них и имени Мухаммеда как прямого потомка Авраама от его сына Исмаила.
Ни четыре канонических Евангелия, ни другие тексты Нового Завета также не содержат конкретных ссылок на гря-дущую пророческую миссию Мухаммеда. Однако во всех предшествующих Корану Писаниях, включая Новый Завет, дей-ствительно говорится о людях, которых со временем Бог изберет для пророческой деятельности. Именно на эти сведе-ния ссылаются как Сам Иисус и Его апостолы, так Мухаммед. Какую цель могли преследовать эти ссылки? Нам пред-ставляется, что их основная цель — подтвердить неразрывную связь между Торой, книгами пророков, Новым Заветом Иисуса Христа, а также Кораном.
Здесь вполне уместно напомнить, что, согласно Писаниям, каждому народу предназначен был от Бога свой пророк-посланник (Брейшит 12 Лех-Леха, 1—17; Брейцшит 18 Ваера, 1—14; Шмот 6 Ваэра, 1—29; Мф. 28: 19, 20; Суры 7: 34—36; 10: 47; 11: 98; 39: 71 и др.). А это означает, что ни один пророк не мог не исполнить пророческую миссию, прежде всего, перед своим народом (Сура 10; 47). Конечно же, это не означает, что и другие народы не могли принять Слово Господа от пророков, которые происходили не их «среды», но, тем не менее, данный факт нельзя не учитывать.
То, что Иисус в качестве Христа Спасителя был послан, по Его же словам, прежде всего, «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10: 6), сомнений вызывать не может, так же, как и то, что только лишь после выполнения Своей мис-сии перед потомками Якова-Израиля, Иисус благословил Своих апостолов и учеников на распространение Нового Заве-та среди остальных народов мира (Мф. 28: 19, 20). Ибо на период мессианской деятельности Иисуса именно Новый За-вет, а не Тора, наиболее полно не только показывал путь решения назревших проблем, но и грядущие изменения в мен-тальности людей. И потому совершенно понятны слова книги «Деяний Святых Апостолов», обращённые к потомкам Яко-ва-Израиля, что не кого-нибудь, а именно Иисуса Бог «соделал Господом и Христом» для иудеев:
«Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2: 36).
Отсюда вытекает, что последователям Иисуса из среды израильтян чрезвычайно важно было показать преемственную связь вероучения Иисуса Христа с вероучением Торы и всеми остальными пророками после Моисея.
Могут ли эти ссылки претендовать на абсолютную достоверность? С нашей точки зрения, могут ровно в той степени, в которой достоверны сами пророчества, на которые ссылаются последователи вероучения Иисуса. Впрочем, этот вопрос, вызывающий, мягко говоря, живую дискуссию между сторонниками иудаизма и христианства, а также магометанства, с нашей точки зрения, не достоин обсуждения по многим веским основаниям.
Во-первых, ни у кого не вызывает сомнений, что вероучение Иисуса Христа не только вначале появилось в иудей-ской среде, но и строго базировалось на мировоззренческом, идеологическом и содержательно-событийном фундаменте Торы, а «спасение» миру действительно «пришло от иудеев» (Ин. 4: 22).
Во-вторых, не может вызывать сомнений и то, что идеи, сформулированные Иисусом Христом, явились идеологическим фундаментом для формирования многочисленных религиозных течений и направлений, относящих себя к христианству.
В-третьих, нет и тени сомнения в том, что христианство на тысячелетия вперёд предопределило мировосприятие не только народов отдельных стран и даже континентов, но и в той или иной степени всех землян. Более того, именно хри-стианство, взращенное на почве греко-римского мировосприятия, послужило фундаментом для последующего научного осмысления человечеством окружающего мира и своего места в нем.
В-четвёртых, то, что на Иисуса Христа и на проповедуемое им вероучение как на истинно исходящих от Единого Бо-га, ссылается Коран, также не вызывает сомнений.
Отсюда, кстати сказать, все попытки подвергать сомнению истинность христианства как вероучения и Новый Завет как основу для этого вероучения на том основании, что можно оспорить ссылки на пророчества в отношении мессиан-ской деятельности Иисуса Христа, данные в Евангелиях и в других книгах Нового Завета, не серьёзны и не заслуживают внимания. Более того, здесь вполне уместно привести замечательные слова иудейского священнослужителя Гамалиила, которые можно адресовать всем «верным» сторонникам каждой из ныне существующих религий, а также тем лицам, ко-торые называют себя атеистами.
Как известно, Гамалиил выступил не в защиту христианства как вероучения, а как богобоязненный человек, решив-ший все оставить на усмотрение всесильного и всеведающего Бога. Ибо, по его мнению, если Новый Завет — это всего лишь плод человеческого творчества или его фантазии, то он неизбежно со временем «разрушится», а если он исходит от Бога, то гонители христианства могут оказаться в числе противников Самого Всевышнего:
«Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то велико-го, и к нему пристало около четырёхсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилиянин и увлёк за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т . 7. Вып. 1 • 2014 Категория смысла
человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и. призвав, Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедреона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовество-вать об Иисусе Христе» (Деян. 5: 34—42).
Нельзя не признать мудрости членов синедриона, а также великолепного знания ими сведений, переданных посред-ством Торы о том, кого следует считать пророками Всесильного и, наконец, их богобоязненности. Они вняли словам фа-рисея Гамалиила, и отпустили апостолов Иисуса. Чтобы не быть голословными, приведём ряд эпизодов Торы и Нового Завета, на которые ссылаются и которые прямо противоположным образом трактуются иудейскими, христианскими и магометанскими богословами.
Фарисей Гамалиил в синдреоне.
Фрагмент нефа монастыря Высокие Дечаны
(Дечаны, Косово). XIV в.
Прав. Гамалиил и ап. Павел.
Витраж в соборе св. Винцентия
монастыря Шалон-сюр-Сон (Франция). XIII в.
Гамалиил. Иллюстрация
из «Еврейской энцилопедии»
Брокгауза и Ефрона. 1906—1913
Начнём с первого Послания Единого Бога человечеству (Торы), в котором действительно имеются сведения о том, что после Моисея Бог «воздвигнет» из среды «братьев» его пророка, по своей значимости подобного Моисею. Итак, перед нами некоторые из тех пророчеств, изложенных в Торе, на которые ссылаются все противоборствующие стороны.
Первое пророчество повествует о том, что после Моисея, когда все сыны Израиля прибудут на постоянное место жи-тельства, обещанное Аврааму, Исааку и Якову, всесильный Бог пошлёт избранному народу пророка, которого надлежит слушаться, так же, как и Моисея:
«Когда придёшь ты в страну, которую Бог, всесильный твой, даёт тебе, не учись совершать мерзости, какие совершали народы те. Да не найдётся у тебя никого, кто проводил бы сына своего и дочь свою через огонь, кудесника, волхва, и гадателя, и колдуна, и заклинателя, и вызывающего духов, и знахаря, и вопро-шающего мёртвых. Ибо мерзость у Бога всякий делающий это, и за мерзости эти, Бог всесильный твой, изго-няет их перед тобой. Непорочен будь пред Богом, всесильным твоим. Ибо те народы, которых ты изгоня-ешь, волхвов и кудесников слушают они. А тебе не то дал Бог, всесильный твой.
Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, поставит тебе Бог, всесильный твой, его слушайтесь. Обо всём, что просил ты у Бога, всесильного твоего, у Хорева, в день собрания, говоря: да не услышу я более голоса Бога, все он говорить сильного моего, и огня великого этого да не увижу более, чтобы не умереть мне, сказал Бог мне: хорошо то, что они говорили.
Пророка поставлю Я им из среды братьев их, подобного тебе, и вложу слова Мои в уста его, и бу-дет говорить им всё, что Я повелю ему. А человек, который не послушает слов Моих, которые он говорить будет от имени Моего, Я взыщу с него.
Но пророк, который злонамеренно будет говорить от имени Моего то, чего Я не велел говорить, и который будет говорить от имени богов иных, умереть должен пророк такой. А если скажешь в сердце своём: как узнаем мы слово, которого не говорил Бог? То, что говорить будет пророк от имени Бога, но не сбудется слово то и не настанет, — то это слово, которого не говорил Бог, злонамеренно говорил его пророк, не бойся его!» (Дварим 18 Шофтим, 9—22).
Именно этот эпизод приводят в качестве пророчества о приходе Иисуса апологеты христианства, говоря о том, что Иисус и есть тот Самый Пророк, о котором было велено сказать Моисею (Деян. 7:3 7). Равным образом и приверженцы
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т . 7. Вып. 1 • 2014 вероучения, изложенного в Коране, утверждают, что речь в данном эпизоде идет о Мухаммеде, а не об Иисусе Христе. Мнение и тех, и других не лишено оснований. Ибо, во-первых, и Иисус, и Мухаммед пророчествовали от имени Единого Бога. И совершенно точно можно говорить о том, что и тому и другому Бог вложил слова Свои в «уста их».
Во-вторых, никто из них не говорил «злономеренно» от имени Единого Бога и не пророчествовал от «имени дру-гих богов», а исключительно от имени Бога единого и живого.
В-третьих, пророчества и того и другого сбылись, и их нельзя назвать лжепророками.
В-четвертых, и Иисус, и Мухаммед были потомками Авраама, т.е. имели общего предка, и в известном смысле их можно назвать «братьями» не только по вере, но и по крови.
Что касается слов Бога, приведённых в Торе, о том, что Он поставит им пророка из среды братьев их, подобного Моисею, то приверженцы Корана не без оснований говорят о том, что не только потомки двенадцати сыновей Израиля являются «братьями» друг другу. И потомок Авраама Мухаммед также относится к числу «братьев» сынов Израиля. Ибо к числу «братьев» сынов Израиля Тора, например, относит не только прямых потомков Якова-Израиля, но и потом-ков его брата Эйсава (Исава), а также сынов Исмаила (Эшмаиля), потомком которого является Мухаммед. Причём бра-тьями сынов Израиля их называет с указания Бога сам Моисей. Перед нами соответствующие строки Торы:
«И сказал мне Бог так: полно вам обходить гору эту, поверните на север. А народу повели так: вы проходи-те у границ братьев ваших, сынов Эйсава, живущих на Сеире, и они бояться будут вас, но вы очень остере-гайтесь, не задевайте их, ибо Я не дам вам из земли их ни пяди, так как во владение Эйсаву отдал Я гору Сеир. Пищу покупайте у них за серебро и ешьте, и воду тоже приобретайте у них за серебро и пейте. Ибо Бог, всесиль-ный, благословил тебя во всяком деле рук твоих, предвидя, что идти будешь ты по этой великой пустыне. Вот, со-рок лет Бог, всесильный твой, с тобою — не испытывал ты нужды ни в чём. И отступили мы от братьев наших, сынов Эйсава, живущих в Сеире, от пути степного, от Эйлата и от Эцьон-Гевера» (Дварим 2 Дварим, 2—8).
Заметим, что не называются братьями сынов Израиля потомки племянника Авраама Лота (моавитяне и амони-тяне), а также родные дети родных братьев Авраама (Брейшит 22 Ваера, 20—24). Напомним, что хотя Тора подробно повествует о том, что народ Моисея неоднократно сталкивался с моавитями и амонитянами в своих странствиях по пу-стыне, но никогда и нигде моавитяне и амонитяне не называются братьями сынов Израиля.
Что касается родного сына Авраама Исмаила (Эшмаиля) и его потомков, то в самой Торе существуют прямые и кос-венные указания на то, что их надлежит считать «братьями» сынов Израиля. Обратим внимание на следующий эпизод, который приводится в Торе. Этот эпизод рассказывает не только о «родословии Ишмаэля, сына Авраама», но, главное, говорит о том, что народ, произведенный Богом от Исмаила, «расселился… пред лицем всех братьев своих»:
«А вот родословие Ишмаэля, сына Аврагама, которого родила Аврагаму египтянка Гагар, рабыня Сары; и вот имена сыновей Ишмаэля, по их именам и родам: первенец Ишмаэля — Невайот, и Кейдар, и Адбеэль, и Мивсам, и Мишма, и Дума, и Маса, Хадад, и Тейма, Йетур, Нафиш и Кедма.
Это — сыны Ишмаэля и это их имена, по их селениям и замкам, двенадцать вождей их племён. И вот годы жизни Ишмаэля: сто тридцать семь лет, и скончался он, и умер, и был приобщён к народу своему. А те расселились от Хавилы до Шура, что перед Египтом — вплоть до Ашура. Пред лицом всех братьев своих расположился он» (Брейшит 25 Хаей Сара, 12—18).
В приведенной цитате обратим внимание на несколько важных указаний. Во-первых, на то, что Исмаилу было дано прожить «сто тридцать семь лет». Что, вне всякого сомнения, свидетельствует о его праведности перед Всевышним, т.е. о том, что Исмаил чтил исключительно Единого Бога и поклонялся сугубо Ему одному.
Во-вторых, Тора приводит «родословие Ишмаэля, сына Авраама» (Брейшит 25 Хаей Сара, 12), и лишь следом «родо-словие Ицхака, сына Аврагама» (Брейшит 25 Толдот, 19). Родословие всех остальных сыновей Авраама, родившихся после Исаака, например, от его жены Ктуры, в Торе отсутствует (Брейшит 25 Хаей Сара, 1—6). Кстати, Тора приводит «родосло-вие» родного брата Якова Эйсава, потомки которого упомянуты в числе «братьев» сынов Израиля (Брейшит 36 Ваишлах, 43)
В-третьих, выясняется, что у Исмаила, как и у Якова-Израиля, который доводился Исмаилу племянником, было две-надцать сыновей, которые стали вождями племен, произведенными от них.
В-четвертых, сыны Исмаила не растеклись по земле, а расселились компактно от Хивилы до Ашура. Так же, как впоследствии и их «братья» сыны Израиля расселились на земле, в которую их привел Бог. А это означает, что и те и другие воспринимали все свои колена в качестве единого народа, имеющего единого праотца — Авраама. Что означает для бывших язычников иметь единого предка, знают все, кто хоть мало-мальски знаком с мировосприятием язычников [Фюстель де Куланж 2010; York 2005; Lecouteux 2009].
В-пятых, что особенно важно, сыны Исмаила расселились перед Египтом, где в те времена в рабстве у египетского фараона находились сыны Якова-Израиля. А если следовать указанию Торы, что «пред лицом всех братьев своих расположился» Исмаил (именно «всех братьев своих»), то можно со всей определенностью говорить: «сыны Исма-ила» и «сыны Израиля», согласно Торе, являются народами-братьями.
В-шестых, не будем забывать, что после смерти Сары Авраам «взял себе жену» из наложниц, которую звали Ктура, и которая родила ему шестерых сыновей. Но Авраам «отослал их от Ицхака, сына своего, ещё при жизни своей на восток, в страну восточную», дав им «подарки». Об этих сыновьях Авраама Тора далее не упоминает и, более того, не го-ворит, что они, как подобает сыновьям, принимали участие в погребении своего отца (Брейшит 25 Хаей Сара, 6). Хоро-нили Авраама именно двое его сыновей-братьев «в пещере Махпела, на поле Эфрона»: Исмаил и Исаак (Брейшит 25 Хаей Сара, 9). По-иному и быть не могло, поскольку, согласно закону самой Торы, первенец, вне зависимости того, от любимой или не любимой жены должен был наследовать отцу (Дварим 21 Тецэ, 15—17).
Однако разница, причем существенная, между Исмаилом и Исааком как сыновьями Авраама заключается в следую-щем. Исаак был рожден непосредственно по воле (промыслу) Единого Бога и назван Им наследником Авраама с тем, чтобы образовать от сына его (Якова) народ, который станет «избранным» не только из всех народов земли, но и из числа «братьев» своих.
Возможные возражения, связанные с тем, что закон о первородстве был передан в Торе через Моисея, а не был дан самому Аврааму, и что лишь Сара была единственной женой Авраама, отметаются примером Якова-Израиля. Ибо ро-доначальнику сынов Израиля также не были ведомы законы Торы, ниспосланные через его потомка Моисея. Но он хит-ростью получил статус первенца и соответствующее благословение своего отца Исаака.
Напомним, что и у Якова-Израиля были дети не только от двух жён-сестёр (Леи и Рахили). У него было также четыре сына от двух рабынь его жен. Но, тем не менее, Яков никуда их не отослал, как в свое время отослал своих сыновей его дед Авраам. Напротив, наряду с сыновьями от Леи и Рахили, четыре сына Якова от наложниц вошли в общее число сы-новей, которые стали основоположниками двенадцати колен народа Израиля. Это, как известно из Торы, сыновья Якова — Дан и Нафтали (от Бильги — рабыни его жены Рахили), а также Гад и Ашер (от Зильпы — рабыни его жены Леи) (Брейшит 29—30 Ваецэ, 22—35, 1—26). Можно ли возражать сказанному тем доводом, что дети Авраама Исмаил и Исаак — случай особый? Можно! Ибо первого сына Аврааму родила (по инициативе бесплодной и престарелой жены Авраама Сары) служанка Сары Агарь. И, по обычаю, в знак признания его сыном Авраама, Сара приняла Исмаила во время ро-дов на свои колени. Единственного своего сына Исаака (Ицхака) Сара родила Аврааму, как было сказано, исключи-тельно по воле Бога (Брейшит 21 Ваера, 1—3).
Согласно Торе, решение Всесильного помогло совершиться чуду: бесплодная и престарелая Сара родила Аврааму сына. Именно этого сына (Исаака, Ицхака), а не своего первенца Исмаила, Авраам должен был принести в жертву Еди-ному Богу в знак безграничной веры в Него. И именно Исаака Единый Бог избрал в качестве сына, который должен был стать наследником Авраама. Наследником не только по имуществу, но и по Духу Господа, который пребывал на Исааке, а также и на всех его потомках, которыми должны были «благословляться» все народы земли:
«И воззвал Ангел Бога вторично к Аврагаму с неба, и сказал: «Клянусь Собой, сказано Богом, что, так как ты совершил это дело и не щадил твоего сына, твоего единственного, то Я благословлять буду тебя, и весьма умножу потомство твоё, как звёзды неба и как песок на берегу моря, и овладеет потомство твоё вра-тами своих врагов. И благословляться будут потомством твоим все народы земли за то, что ты слу-шался меня! И возвратился Аврагам к отрокам своим, и встали они, и пошли вместе в Беэр-Шеву, и оста-вался Аврагам в Беэр-Шеве» (Брейшит 22 Ваера, 16—19).
Жертвоприношение Ибрагима: ангел Джабраил дает овцу пророку Ибрагиму.
Миниатюра из «Сада счастливцев» Физули. XVI в.
Лоно Авраамово. (Праотцы Авраам, Исаак и Иаков в раю).
Фреска южного склона свода южного нефа
Успенского собора во Владимире. 1408
В приведённом отрывке обращают на себя внимание три важных обстоятельства. Первое, Сам Бог называет Исаака «единственным сыном» Авраама.
Второе. Всесильный сказал Аврааму: «И благословляться будут потомством твоим все народы земли за то, что ты слушался Меня!».
Третье, что не менее важно: в числе отроков Авраама многократно указывается не только Исаак, но и Исмаил.
Весьма примечательным в связи с этим можно назвать, например, тот факт, что, исполняя волю Бога принести в жертву Исаака в месте, в указанном свыше, Авраам взял с собой в дорогу не только Исаака, но и двух своих «отроков», имена кото-рых в Торе не называются. Подойдя же к горе, на которой Исаак должен быть принесен в жертву Всесильному, Авраам оста-вил у подножия горы двух «отроков своих», сказав им, что вскоре возвратиться к ним (Брейшит 22 Ваера, 3—19). Был ли в числе этих «отроков» Исмаил? Вряд ли! Поскольку во всех эпизодах с участием Исмаила Тора четко называет его имя. Почему в числе отроков, которых взял с собой в дорогу Авраам, не говорится об Исмаиле (не только физиологическом первенце), можно строить самые различные предположения. Оставим это случай на усмотрение читателей как Торы, так и данной статьи.
Но факт остается фактом. Когда по требованию Сары и с разрешения Всесильного служанка Агарь с Исмаилом были изгнаны из стана Авраама в пустыню, Всесильный не только указал Аврааму, что «в Ицхаке наречётся тебе род» (Брейшит 21 Ваера, 12), но, одновременно, сказал Аврааму весьма знаменательные слова. Он сказал, что и от Исмаила произведет народ, поскольку он «потомок твой»:
«Но и от сына служанки — народ произведу Я из него, ибо он потомок твой» (Брейшит 21 Ваера, 13).
Таким образом, хотя было сказано Аврааму, что «в Ицхаке наречётся тебе род», тем не менее, в качестве прямого потомка Авраама Всевышний указывает также и Исмаила.
Обратим внимание и на то, что Тора конкретно указывает, кто из сыновей Авраама принимал участие в его погребении:
«Вот дни жизни Аврагама, которые он прожил: сто семьдесят пять лет. И скончался Аврагам, умерев, в доброй старости, мудрец, удовлетворённый жизнью, и был приобщён к народу своему. И похоронили его Ицхак и Ишмаэль, сыновья его, в пещере Махпела, на поле Эфрона, сына Цохара-Хетта. На поле, которое купил Аврагам у хеттов, там погребён был Аврагам, а также Сара, жена его. И было, после смерти Аврага-ма Всесильный благословил Ицхака, сына его, и оставался Ицхак возле колодца Лахай-Рои» (Брейшит 25 Хаей Сара, 7—11).
То, что Всесильный благословил также и сына (Исмаила), который не был рождён по Его непосредственному соизво-лению (как Исаак), вполне понятно и не подлежит сомнению. Ибо кого благословлять, а кого проклинать, кому прощать грехи, а кому не прощать, решает, согласно всем трем Посланиям, исключительно Сам Бог (Дварим 32 Гаазину, 1—52; Лк. 10: 21; Сура 3: 129 и др.). Но то, что Тора вполне определенно говорит, что лишь двое сыновей Авраама (Исмаил и Исаак) принимали участие в его погребении, подчёркивает особую значимость для Бога как Исаака, так и Исмаила.
Еще раз напомним также, что, не будучи, с точки зрения Бога, праведным, Исмаил не прожил бы сто тридцать семь лет (Брейшит 25 Хаей Сара, 17). Ибо, согласно Торе, неправедный человек не проживёт и половины из отпущенных Бо-гом человеку ста двадцати лет (Брейшит 5 Ноах, 3). Кстати, сам Авраам — как праведник — прожил сто семьдесят пять лет (Брейшит 25 Хаей Сара, 8). Более того, Тора прямо указывает на отношение Единого Бога к Исмаилу тем, что Он был постоянно с ним: «И был Всесильный с отроком»! (Брейшит 21 Ваера, 20).
Таким образом, согласно Торе, Исмаил находился под покровительством Единого Бога, т.е. оказался в числе избран-ных Им. Здесь нельзя не вспомнить также слова, сказанные Всесильным Аврааму о том, что благословение Всесильного будет на потомстве Авраама:
«Клянусь Собой, сказано Богом, что, так как ты совершил это дело и не щадил твоего сына. Твоего единственного, то Я благословлять буду тебя, и весьма умножу потомство твоё, как звёзды неба и как песок на берегу моря, и овладеет потомство твоё вратами своих врагов. И благословляться будут потомством твоим все народы земли за то, что ты слушался меня! И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Беэр-Шеву, и оставался Аврагам в Бер-Шеве» (Брейшит 22 Ваера; 16-19).
Весьма знаменательно также то, что в то время, когда Бог сказал Аврааму, что его потомством будут благослов-ляться все народы земли, у Авраама было всего лишь два «отрока» — Исмаил и Исаак. Кстати сказать, на особую связь между Авраамом, Исааком и Яковым Творец указывает и в Коране. Причем здесь принципиально важно то, что слова об этом передаются в Коране через потомка Исмаила Мухаммеда:
27. И даровали (Ибрахиму) Мы Исхака и Якуба.
В его потомстве основав
Пророчество и Книгу (для народов)
Ему награду в этом мире жаловали Мы.
В другом — ему, поистине средь праведников быть.
(Сура 29)
В связи со сказанным напомним пророческие слова Иисуса Христа, обращённые к дому Израиля, что именно Бог ре-шает, какой народ и когда удостоится чести войти в Царствие Небесное, и что мало тех, кому уготовано спасение, «ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20: 16). Не каждому народу дано войти туда. И совершенно неважно, в числе первых или последних народ стал поклоняться Единому Богу. Важно то, чтобы он соблюдал Слово Бога и не отходил от того, что было ниспослано ему Всевышним:
«Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затво-рит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! Отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы; Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а се-бя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот есть последние, которые станут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк. 13: 23—29).
Сбылось ли данное пророчество Иисуса? В полной мере! Вера в Единого Бога от «избранного» Богом народа перешла через Иисуса (потомка Авраама от Исаака) к иным народам, а следом провозвестником идеологии единобожия и новой жизнедеятельности стал Мухаммед (потомок Авраама от Исмаила). И потому можно со всей определенностью говорить о том, что пророчество, данное в Торе — «и благословляться будут потомством твоим все народы земли за то, что ты слушался меня!» (Брейшит 22 Ваера, 16—19), — сбылось в полной мере.
Таким образом, согласно Торе, потомство Исмаила действительно можно считать «братьями» сынов Израиля.
Однако то обстоятельство, что Всесильным Богом Израиля было сказано именно Моисею: «Пророка поставлю Я им из среды братьев их, подобного тебе, и вложу слова Мои в уста его, и будет говорить им всё, что Я повелю ему» (Два-рим 18 Шофтим, 9—22), — позволяет склониться к мысли, что речь здесь идет не о Мухаммеде, а об Иисусе. Ибо подоб-ным Моисею «из среды братьев их» может быть только лишь пророк, который должен сообщить именно сынам Израи-ля принципиально новую весть от Бога, равную по значению и масштабам той «благой вести», которую передал изра-ильтянам Моисей с тем, чтобы продвинуть свой народ на новую историческую ступень их ментального развития. Это, как известно из книг Ветхого Завета, не было сделано ни одним из последующих за Моисеем пророков, кроме Иисуса! Ни один из иудейских богословов не может назвать ни одной личности пророка, равного Моисею. Им или следует признать, что вышеприведенные строки Торы все еще не исполнились, или назвать пророком-преемником Моисея именно Иисуса.
Кстати, то, что Иисус пришел с новой, прежде всего, для Своих соплеменников, Вестью, очень чётко говорит Коран. Согласно Корану, Христос обращается к своим соплеменникам, со словами, что Он был послан к потомкам Якова-Израиля с тем, чтобы «истину Закона (Торы) утвердить». А также разрешить им «часть того, что ранее» для них «за-претным было». Одним словом, «вывести» в разряд необязательных для исполнения устаревшие законы и установки:
50. Я к вам (пришёл)
Чтоб истину Закона (Торы) утвердить,
Что до меня был вам ниспослан
И разрешить вам часть того,
Что ранее для вас запретным было, —
Я со знамением от Господа пришёл к вам,
А потому страшитесь Его гнева
И будьте мне послушны.
(Сура 3)
Послание же, переданное через Мухаммеда, было, прежде всего, рассчитано на потомков Исмаила язычников-арабов, которых необходимо было приобщить к идеологии Единого Бога и дать им принципиально новые законы жизнедеятель-ности. Сынов же Израиля не надо было просвещать относительно того, что истинный Бог Един, что Он не воспринимаем ни зрением, ни слухом, ни другими органами чувств человека, что лишь Ему одному ведомо всё обо всех, и что именно Он управляет всем и вся во Вселенной. И, что не менее принципиально важно, даже сведения о существовании иного (небесного) мира, куда уходят после земной смерти души людей, Мухаммед сообщает после Иисуса. Более того, Единый Бог указывает, что Коран — это Послание Мухаммеду и его народу, т.е. предназначен для потомков Исмаила арабов. Это, однако, как отмечалось, не исключает приобщение к вероуставу Корана и других народов:
44. Сие, поистине, Послание (от Бога).
Тебе и твоему народу,
И вам ответ держать пред Ним.
(Сура 43)
Более того, Всевышний указывает Мухаммеду, что именно ему в День Суда придётся быть свидетелем дел своего...
Продолжение следует