Кулинарные приколы и обломы в Африке

Маркус Норман
      
     Лично я в еде неприхотлив. Молодость в сапогах (солдатом, курсантом, потом офицером) достаточно долго тренировала мой желудок сечкой и перловкой с «мясом белого медведя» (кто служил сам, то знает: так называли шматы голимого вареного сала, с которого ушлые прапора на складе и в столовой срезали всю мякоть) что бы не быть привередливым.
     Когда попал работать в Африку в первые свои командировки, сначала удивлялся или прикалывался тому, как и чем питаются аборигены. И насколько наши представления-стереотипы расходятся с действительностью.
- Хорошо черным в Африке. Сел под пальму, ветер подул, ананасы с бананами сами под нос осыпаются…. Собирай да поедай. От голода никогда не помрешь…
     Разве не так, порою, российский обыватель думает, когда смотрит по ящику репортажи с черного континента? Но здесь только доля истины.
     Бананы, ананасы, маракуя, папайя, киви и прочие экзотические фрукты-овощи, конечно, в Африке есть. Урожаи поспевают, благополучно исчезая в желудках тех, кто сумел быстро наложить на них свою лапу. Подобная ситуация складывается в сельве, в джунглях, в пампасах.
     Если же негры кучкуются в большом городе с миллионным населением, то проблема еды становится очень даже актуальной. Ведь немногие могут позволить себе в той же Киншасе покупать картошку по 2,5-3 доллара за кило. А привычные для аборигенов бананы в супермаркетах стоят и того дороже. Да, да, дешевые они только на рынке. Но вы вряд ли пойдете на шопинг в безумную грязь, вонь, криминал и антисанитарию.
     Одно время я удивлялся, когда видел вдоль дорог в Киншасе мальчишек, да и взрослых дядек тоже, которые держали в руках маленьких щенят или же на поводках пару-тройку собак.
- Это что, стихийный птичий рынок, продажа домашних животных, скота? – спрашивал у своего водителя.
- Нет, то вечерний чоп-чоп, - флегматично отзывался «водила». – Вечером их забьют, поджарят, съедят.
Понятно. В большом африканском городе белок не должен просто так бегать по городу.  Подобное расточительство недопустимо.
        Впрочем, для музунга тоже найти в Киншасе (да и не только) повара, способного приготовить некое подобие славянской кухни, всегда проблематично. Даже после долгого тренинга и муштры.
*****
        Апрель 2009 года. Экипаж вертолетчиков отдыхает на арендованной вилле, готовится встретить Пасху, выпить, посидеть, закусить. Сварили большую кастрюлю картошки, порезали салатик, привезенное из России сало. Пошли опрокинуть по стопочке на веранде, пока черный поваренок корпел на кухне, стараясь приготовить заказанные на обед блюда. На некоторое время о нем забыли. А зря.
- Мы вернулись к действительности, Маркус, когда в нашу сторону потянуло противным запахом. О том, что произошло непоправимое, поняли слишком поздно. НАШ ЧЕРНОМАЗЫЙ КОК УМУДРИЛСЯ ВСКРЫТЬ КИЛОГРАМОВУЮ БАНКУ С СЕЛЕДКОЙ И БРОСИТЬ СЕЙ ДЕЛИКАТЕС В КИПЯЩУЮ ВОДУ!
Так со мной поделился той «бедой» один из пилотов. Российская селедка, по недогляду хозяев и безумной инициативе черного повара моментально превратилась в кусок вареного дерьма. Его чуть не убили.
- А что, я ведь раньше варил вам суп из рыбных консервов?! Все получалось вкусно?  – обиженно оправдывался абориген.
Действительно, какая ему разница: сварить суп из сардин в масле или же из килограмма селедки? Музунги все слопают, может быть… У них извращенные вкусы.
*****
        Некоторое время у забора нашей виллы в Киншасе стояли пятиметровые бамбуковые шесты. Между ними была натянута сеть, похожая то ли на игровую, волейбольную. То ли для рыбной ловли. Мы потом приспособили все это хозяйство для строительства волейбольной площадки. Хорошо получилось.
        Но сперва шесты с натянутой сетью служили для …. ночной ловли летучих мышей. Утром наш чернокожий охранник-привратник обходил территорию виллы. В одном месте он собирал маракую, в другом срывал папайю. Ну, как же ему обойтись без мясного блюда на завтрак? Его ночная смена явно удавалась, когда из сети он вытаскивал пяток летучих мышей, тут же откручивая им голову.
        В полуподвальном этаже  виллы у нас располагались подсобные помещения, гараж, комната для хозинвентаря и стирки белья. В углу гаража была электроплитка для охранников. Я обращал внимание на характерный запах, когда «секьюрити» начинали кулинарить-колдовать над своей добыче.
- Менеджер, подходи, попробуй фу-фу с соусом, - гостеприимно звал негр.
        Кучка содранных мышиных шкурок валялась тут же, не способствуя повышению вашего аппетита. О том, что такое «фу-фу» я расскажу вам позже. А соус, как вы догадываетесь, готовился на основе мышиного мяса.
Окончание следует.
Лето 2009 года, Конго, Киншаса.
На фото: живые личинки, сплошной белок. Продавались по доллару за стакан. И с удовольствием раскупались неграми. Приятного аппетита.