Сценарий одного романа

Аркзель Фужи
...О ДВУХ ШАТЕНАХ, ТЕРЯЮЩИХ ВОЛОСЯНОЙ ПОКРОВ...

сценарий одного романа



                Decipimur specie recti 

                ( Мы обманываемся
                видимостью правильного)

                Гораций. Наука поэзии 



00-е

Несомненно одно : они оба были шатенами ; я утверждаю это не только потому, что эта версия представляется наиболее вероятной здесь, на юге Италии ; однако, мне кажется просто очевидным, что предполагать иное в данных обстоятельствах было бы не то чтобы безумием, но чем-то попросту невозможным. Разумеется, это ни что иное, как мое чисто интуитивное предположение ; однако, признаться, я дорожу им больше, чем всеми остальными уликами, которые выплюнуло из своей пасти наше морское чудовище вместе с двумя трупами : всем известно, насколько они зыбки, эти так называемые улики, изъятые у обстоятельств в поврежденном морской средой виде – об этом можно даже не спрашивать патологоанатома. Думаю, мне даже не придется настаивать на своем, если я не собираюсь исключить обратное, как например : Лохнесское чудовище, наверняка, предпочло бы блондинов. Разумеется, в качестве стартового импульса это сойдет мне с рук, но в самое ближайшее время придется представить факты, пусть немногочисленные, однако в моих отчетах должны занять место именно они : и моей интуиции опять придется уйти в тень.
Море разъело черты лиц и у одного из них, как у заправской модницы, почти выщипало брови, наличие которых, если они еще сохранялись в его возрасте до падения в этот соляной котел, могло бы несколько сузить вероятностный спектр выбора первоначального цвета как чудом не утраченных волос, так и глаз, скорее всего, имевшихся в наличии у обоих пострадавших до происшедшего с их владельцами инцидента ; я ловлю себя на том, что рассуждаю о них так, будто речь идет об обойме с патронами ; но всему виной их возраст : мне по долгу службы редко приходилось видеть людей, в чей жизненный опыт могла вписаться война – очевидно, пример, поданный Наполеонам, заставляет их обходить стороной эту землю.



50-е

- Вы мне, конечно, не поверите но, знаете, я умею читать по руке. Вашу ладонь я видел лишь мельком. Мне показалось, …мне очень жаль, но понимаете…
- Да-да, понимаю. Такой дождь ! А съемки рассчитывали закончить к вечеру. Как грим растекается по лицам : нет, вы только посмотрите, как все они смешны, эти скоморохи, в своих промокших костюмах !
- Вы тоже…
- Что, и я тоже смешна ? Ха-ха-ха, первый раз слышу такой комплимент от поклонника !  Вы просто бесподобны ! Послушайте, давайте, расскажите мне все с самого начала ! Эта история, ну, про мою ладонь, стала, по всей видимости, кульминацией чего-то : не могла же она вот так, вдруг откуда ни возьмись появиться сама по себе !
- Напротив, все самое необычное именно так и появляется. Как Вы, например.
Кто-нибудь знает, машина еще далеко ? Ой, простите, я, кажется, пропустила самое интересное ! Продолжайте, пожалуйста !
- Да, собственно, продолжать-то и нечего. И это самое грустное в том, что Вы назвали моей историей.
- Не может быть ! Как драматично ! Ну надо же !
- Вы смеетесь надо мной.
- Разве ? Думаю, я этого не умею. Комедия – не мой жанр.
- Да, мне тоже так кажется.
- Но ведь раньше Вам казалось что-то совсем другое, не правда ли ?
- Да. Понимаете, взглянув мельком на Вашу ладонь, в кадре, я видел их так много, …так много раз, что даже не могу теперь вспомнить, в каком именно, но я почувствовал буквально, что…
- Да, что же – что же ? Как интригующе звучит Вас голос !
- …что Вы не умрете своей смертью. Я искал встречи с вами, чтобы убедиться, что я был не прав. Вы не позволите ... ?
- О ! если бы только Вы один были неправы по отношению ко мне !
- Знаете, я хотел, чтобы Вы знали : я бы женился на Вас, даже если бы Вы… скажем, если бы вдруг оказалось, что Вы беременны и о Вас некому позаботиться. Я хотел бы оказаться рядом. До самого конца.
- Как трогательно ! Обожаю такие истории. Как в кино ! Вы слышали ? Мне уже кажется, что обо мне некому позаботиться.
- Если Вам понадобится помощь, …может, это выглядит смешно… но Вы всегда можете положиться на меня.
- Помощь ? Мне определенно нужна помощь. Похоже, утром у меня еще были при себе деньги, но в этой сумочке только фальшивый соверен, не верите, конечно ? Но мы переснимали сцену несколько раз, пока не пошел дождь, потому что я все время отдавала его не тому персонажу, которому он должен достаться по сценарию. Однако смотрите-ка, вот и студийный транспорт или, по крайней мере, некто, похожий на дальнобойщика больше, чем на комедианта !
- Возможно, он – лучший в своем деле.
- Однако подоспел как раз вовремя ! Ну, просто невероятно !
- К вечеру. Как Вы и просили.
- А они, кажется, и не собираются ехать. Расположились в этой таверне, как дома, сушат чулки ! : ну, знаете ли, это уже слишком ! Ха-ха-ха !  А Вам спасибо, Вы составили мне отличную компанию ! Было занятно услышать свежее мнение о себе самой.



00-е

По одному этому – волосяному – как наиболее очевидному признаку пока и придется различать эти два трупа : то есть, один из пострадавших получил кодовое название Безбровый ; второй же стал именоваться просто Второй, как будто речь идет о дублере, хотя очевидно, что в реальности их роли могли быть распределены с точностью до наоборот, если и не еще как-нибудь иначе. Странно, но глядя на них, мне представляется строй, шеренга, из которой они выпали ; хотя, скорее уж, эти старожилы, напротив, стали последними из могикан, по виду которых стоило бы реставрировать внешний вид войн прошлого века.
Сюрпризы в этой истории только начинаются : моя интуиция вряд ли подводит меня и на этот раз ; однако реставрировать, так сказать, сцену их финального прыжка в воду мне никак не удается : скажем, один, подзадоривая другого, сорвался со скалы, и второй ринулся ему на помощь, но… или наоборот, с переменой мест слагаемых, в которой другой из двух персонажей, оступившись, потерял равновесие : и это значило бы, что они шли по малознакомой обоим тропе, и нужно было всецело доверять друг другу, чтобы решиться на подобную прогулку в их возрасте, но…
Нужно все-таки обладать недюжинным здоровьем, чтобы добровольно броситься в воду поздней осенью ; однако в таком случае, то есть, с таким здоровьем незачем было лишать себя удовольствия лицезреть этот мир еще какое-то, возможно, и крайне непродолжительное время, если оба могли себе позволить хотя бы в межсезонье останавливаться в наших краях. Последнее слово в данном вопросе всегда остается за патологоанатомом : к счастью, хоть кому-то можно со спокойной душой передоверить собственное мнение.



50-е

- Какими судьбами ! Ты-то здесь откуда?
- В этой замшелой таверне ? Странный вопрос. Мы же вроде одного поля ягоды.
- Это вряд ли. Тогда мы встретились бы при иных обстоятельствах.
- Тебе лучше не попадаться мне на глаза, сам знаешь.
- А то что? Это что, угроза ? То есть... Ты вот так, ни с того, ни с сего, появляешься здесь, ...чтобы угрожать мне, спустя ...столько лет ???
- Ты знаешь, я не могу тебя убить. Но ты, и "спустя столько лет", конечно, можешь попробовать. Или хочешь поручиться в обратном?
- А ну все живо поторапливайтесь ! Грузитесь, да быстрее ! Простой мне никто оплачивать не станет !



00-е

Они похожи, как близнецы. Примерно одного роста. На первый взгляд, похожего телосложения. Оба с сединой ; однако волосы одного из них имеют отличный от другого оттенок : как будто припудрены что ли, хоть это и кажется немыслимым выводом после их, как минимум, недельного купания в заливе, но другого слова как-то не приходит на ум ; разве что – в волосах Первого больше пепла ; и, теперь я это понял, эта самая пепельность тона заставила меня принять их обоих за шатенов, в виду их общего, весьма, впрочем, поверхностного внешнего сходства : действительно оба – в практически одинаково скроенных двубортных пиджаках, цвет которых теперь настолько же трудно отличим, как и трудно определяем : так одеваются по особо торжественным случаям, такие как похороны или свадьбы ; еще, конечно, есть выборы или кинофестивали : так что эта встреча явно была для обоих далеко непростой прогулкой – нет признаков того, что они вышли пройтись по пляжу, рука об руку или держа руки в карманах брюк, и удар случайно набежавшей волны выбил почву из-под их уже не столь уверенных в себе ног.
Руки Безбрового, которому рукава пиджака несколько длинноваты, кажутся чуть грубее, чем у Второго, но пока неясно, приобрели ли они данное впечатление вследствие какого-то ремесла или были предрасположены к данному визуальному эффекту генетически. И еще одно : пуговицы на его пиджаке смотрятся несколько простовато по сравнению с Первым ; однако если бы не эта возможность сравнения, никто не смог бы его упрекнуть в недостатке шика, если угодно, скорее даже напротив : это костюм Первого казался намного скромнее, пока специалисты не восхитились особенностями кроя. Если и предположить, что недовольный электорат расправился с ним в ином месте, то, наверняка, у него должны были быть сторонники, которые бы не позволили ветру унести его тело так далеко и прибить в безвестности к нашему берегу рядом с другим, слегка похожим на него манекеном.



50-е

- Нет, Гарри, ты ко мне лучше не садись !
- Брось, Освальд ! Я же с камерой : мне отсюда, из этой глуши, да еще в такую погоду и за неделю не выбраться, не подхватив насморк !
- Вот именно из-за камеры тебе и придется некоторое время помокнуть. Тебе она ведь тоже после дождичка в четверг досталась, не правда ли ?
- Боже мой, сколько воды-то утекло с тех пор, а ты опять за старое цепляешься : война же была.
- Уже нет.
- Ну, в таком случае – все зависит от точки зрения.
- Я, так и быть, пришлю за тобой кого-нибудь.
- Это когда же ?
- Через пару часов. Не раньше. Посиди тут, подумай. Может, и поймешь, как ты был не прав.
- Глупость какая-то ! Просто уму не постижимо !
- Так ведь ты же сам сказал, что мы не сможем вместе работать. Вот и незачем тебе лезть в мою фуру.
- Эй, водила ! Трогай, все, вроде, в сборе ! Ха-ха-ха ! Ну и погодка.
- Видишь, им и без тебя, Гарри, хорошо.
- Им-то хорошо ; а тебе я, похоже, никак покоя не даю.



00-е

Похоже, тот факт, что оба воевали, теперь становится существенным. Возможно, они воевали вместе : по крайней мере, это не исключено : пальцы сами собой, по старой привычке, предположим, по-братски, вцепились в лацканы. Оба в один и тот же час оказались в открытом море : нюансы заключаются в определении глагола и требуют уточнения выбором глагольной формы, устанавливающей форму ответственности : они либо упали, либо спрыгнули со скалы ; и поскольку трудно предположить, что их мысли работали в унисон, наверняка, инициатива должна была принадлежать кому-то одному – даже если он сам стал жертвой иных обстоятельств, повлекших за собой и смерть другого, его нечаянного спутника.
Одна из наиболее типичных версий следующая : один из них, при попытке быть сброшенным в воду, увлек за собой другого, в ответ тоже вцепившись в лацканы его пиджака. Основных мотивов тоже два, как и участников сцены : личные счеты, в которых, учитывая их возраст, всегда найдется место политике, что порождает зачастую как взаимную ненависть, вполне, впрочем, безобидную, если не ведет к политической агрессии ; так и исключительно личную неприязнь, порой, смертельную для дружеских отношений, – второе предположение, безотносительно к сделанным мною выводам, со стороны звучит чуть мягче, однако, для меня радикально меняет характер расследования, потому что не исключает и первое.



60-е

- Смотрите, кто пришел! Гарри, вот так встреча!
- Почему ты называешь его Гарри ? Это же Джим ! Я отлично его знаю !
- Да нет, это я знаю Гарри отлично. Ты обознался, такое случается. На съемочной площадке у многих начинает в глазах рябить от яркого света. Но это ничего, со временем пройдет. А если нет, то придется искать другую работу.
- Привет, Гарри !
- Привет, Джим !
- Привет, ребята. Смотрите, осторожнее : не заслоняйте собой звезд ; иначе наша работа потеряет всякий смысл.
- (хором) Ну, что я тебе говорил ! (переглядываются в растерянности)



00-е

Если дело дошло до рукопашной, да еще в такое неподходящее для купания время года, значит, они давно не виделись ; не исключено, и даже вероятнее всего, что один из них искал встречи с другим, и второй об этом : 1) мог даже не догадываться, не принимая первого в расчет и полагая его, скажем, изрядно удаленным во времени и пространстве ; или 2) напротив, Первый, первым приехавший на этот полуостров, мог ждать этой встречи со Вторым, как ждали черной метки пираты Острова Сокровищ, считая его способным в принципе совершить ту же логическую операцию, которая удалась ему самому. Возникшая ассоциация со Стивенсоном ставит вопрос о бегстве во имя спасения, первое, и вопрос наличия сокровищ, на второе.



60-е

Светает. Она смотрит в запотевшее окно, на которое снаружи наклеена ее фотография в полный рост. Наискосок – буквы ММ, на них она положила руки, как на поручни или на трап. Стекающие полосы дождя или росы внезапно делают буквы похожими на два К.
Она в растерянности трет стекло, думая, что смотрится в зеркало. Поняв, что ошиблась, улыбаясь, отстраняется от своего образа. Оборачивается. Пошатываясь, направляется к шкафу, из которого торчат края платьев. Ощупывает ткань, будто не узнает их. Распахивает полупустой шкаф, в котором болтаются незанятые вешалки.
- Неужели я уже умерла?
Улыбается своей шутке несколько секунд, пока не собирается обернуться назад. Прощальная улыбка медленно исчезает с ее лица. На щеках появляются следы слез, похожие на подтеки воды на оконном стекле.



00-е

Если ему и нечего было  сказать полиции, то, вполне вероятно, у полиции могли возникнуть к нему вопросы, имеющие прямое отношение к хранившемуся у него архиву : тому самому, который мы нашли, или к какому-то другому, пока не найденному или вообще утраченному со временем. Скажем, архив по какой-то причине стал предметом охоты Второго, то есть, по моей версии, Безбрового ; тогда задачей Первого было жить как можно дольше ; о каждом, разумеется, такое можно сказать, но это – не тот случай : если моя версия верна, то Первому надо было во что бы то ни стало пережить остальных очевидцев небезразличных им всем событий, с тем чтобы само время как можно дольше служило гарантией сохранности как архива, так и личной безопасности Первого и, не исключено, что не его одного, как если бы вместе с ним и должна была умереть его тайна : и если разгадка головоломки этих двух смертей не будет найдена, то произойдет именно то, что Первый и задумал ; о поисках, предпринятых Вторым, он не мог и не догадываться : в сущности Второй для него мало чем отличался от остальных, если не угрожал ему лично – на это указывает ряд косвенных деталей узкопрофессионального свойства, не представляющих интереса для широкой публики ; и это предположение означает, в свою очередь, что Второй о наличии архива вообще мог не догадываться ; или даже, по мнению Первого, вряд ли поверил бы в его существование ; однако посвящать его в свою тайну Первый не собирался, иначе они не отправились бы на пляж, оставив ключ от сейфа в табакерке ; и это значит, что Второй тоже мог быть косвенно причастен к архиву и, увидев его, в отличие от нас, сразу бы многое, если не все, понял. То есть, следуя этой версии, мы легко находим потенциального виновника инцидента, однако, как это ни парадоксально, все еще не можем указать на этого персонажа со всей определенностью, и, меняя предположения и перенося обвинения с одного старца на другого, меняем тем самым канву жизни каждого из них в отдельности, безотносительно к финалу истории, которой, по нелепому стечению обстоятельств, предстал именно нашим взорам.



60-е

- А хочешь, я скажу тебе, откуда у тебя это новое имя?
- У каждого может быть сценический псевдоним. Это не запрещено законом.
- Это, может, и не запрещено, зато, наверняка, запрещено кое-что другое.
- И что же именно?
- Не притворяйся хотя бы при мне! Тебе ли не знать, что одних моих показаний будет достаточно, чтобы испортить, наконец, твою карьеру.
- Послушай, даже для того, чтобы что-то испортить, надо хоть что-то сделать. Скажи, что сделал ты, и я тебе отвечу, стоит ли тебе вообще начинать это портить, чтобы, в конце концов, из твоих планов вышло хоть что-то стоящее.
- Думаешь, тебе всегда от всего удастся отшутиться?
- По-моему, это занятие ничем не хуже других.
- Нет, намного хуже! Потому что у тебя создается впечатление, что тебе все позволено.
- Моя работа как раз в этом и заключается – я принужден создавать впечатление, иначе меня уволят как неудачника.
- Намекаешь на меня?
- Отнюдь... А что, стоило бы, ты так считаешь ?



50-е

Студийные декорации.

- Найдите того, кто придумал это имя.
- Да вон, парнишка тут крутится, с камерой, видите. Спросите у него, похоже, он в курсе.
- Имя? Видимо, я. Имя – это риск. В рискованных случаях в расход всегда идут снайперы. Поэтому я искал что-то простое и доброе, как мама : MM.
- А он весельчак!
- Мне самому обычно не до смеха.
- Воевали, значит?
- Да. И если не будете смеяться, скажу, что рассчитывал на досрочную пенсию.
- А мы-то думали, отсюда не бегут. Разве что в могилу, да и то не торопятся. Ха-ха-ха !
- Никто туда не торопится, это правда. Даже те, про которых этого не скажешь.
- Ну, парень, это имя тебе дорого будет стоить.
- Дорого? Мне или вам?
- А он болтать не любит.
- Научим?
- Нет, возьмем, как есть. Пусть на мушке сидит и помалкивает.



40-е

<> Бар Молли. Напротив Казино Mon’eau&N. Оттуда раздается веселый смех. Из-за столика бара в нерешительности поднимается снайпер, пошатываясь, выходит и обрушивается на мостовую на середине улицы. Его подбирают девушки и с трудом уносят к себе, живо обсуждая по дороге его внешние данные. У входа в Казино он начинает от них отбиваться, бежит к оставленной ими снайперской винтовке, разглядывает, все ли с ней в порядке ; возвращается за прежний столик у окна в баре, но садится лицом к окну ; примеряя винтовку к своему утратившему зоркость глазомеру, разбивает уже треснутое стекло, винтовка в тот же момент выстреливает. Из дверей Казино падает тело мужчины. Рядом с ним на мостовую падает то, что он держал в руке.



00-е

Было, видимо, нечто, их связывающее, что все объясняет. Допустим, Второй сознательно искал внешнего сходства с Первым, гримировался, присваивал себе его вкусы, чтобы в решающий момент занять его место ; скажем, в надежде завладеть его архивом с сокровищами. Скорее всего, в этом случае, он даже, пожалуй, мог выжечь себе брови. Возможно, однако, что это не более чем случайное совпадение. Хотя собранные нами сведения и стоили нам большого труда, и их подлинность не вызывает ни малейших сомнений, однако, все еще неясно, о ком именно мы в результате своих поисков узнали больше, чем знали, когда только наткнулись на их трупы со вздернутыми к подбородкам пиджаками, распростертые на опустевшем в межсезонье побережье в форме морской звезды. Возможно, это море сыграло с ними такую шутку. В результате, несмотря на все  наши фактические находки мы не стали знать больше ни о Безбровом, ни о Втором. Как и все прочее в этом деле, данная ситуация тоже выглядит парадоксальной : я, кажется, незаметно для себя, бессознательно, поменял их порядковые номера, и Безбровый на этот раз сыграл роль Первого. Хотя все поиски заводят нас в тупик, прекращать расследование тоже нет пока никаких оснований.



30-е

- Говорят, имя – очень важное дело : мол, как назовешь, так и жизнь сложится у ребенка.
- Я назвала свою Нормой, чтобы все у нее в жизни ладно да гладко складывалось. Пусть все, что пожелает, исполняется в тот же миг. Ну, или почти тотчас !
- Это как же такое возможно?
- А вот так ! Раз-два, и готово, как в кино !
- Тогда нужно, чтобы ей кто-то помогал.
- Или чтобы все ее просто любили.
- Разве такое возможно?
- Ну, на звезды же все смотрят. Значит, их любят все.
- На звезды – все. Когда звезд много – это нормально.

Обе смеются.

- Когда звезда только одна – это нехорошо. Как-то холодно сразу становится. Но вы, конечно, об этом лучше не думайте.




00-е

Конечно, ни у кого и прежде не должно было сомнений, что названный нами Первым способен обеспечить свою жизнь. Известно, что он въехал в страну много лет назад, налегке, с небольшим чемоданчиком в левой руке, правую заложив за лацкан, для чтобы, например, удостовериться в сохранности документов : так дорого они ему стоили ; и одни приняли его за чартерного вояжера, а другие, как ни странно, – за своего. Вопрос в том, кто они были, те, что составили ему алиби ; и ответ у меня уже есть : он вырисовывается сам собой на основании иных дел, косвенно имеющих отношение к данному : только творческая среда бывает столь неразборчива в лицах, что готова безоглядно доверять людям с подкупающей внешностью и лицам с безукоризненными манерами. Иное дело Второй : тому пришлось пробивать себе брешь ; ему понадобились годы на поиск своей цели : у него загрубели руки, когда он тер ими усталое лицо ; он шел ва-банк, хотя не мог быть уверен, что Первый еще жив, как если бы это уже не имело для него никакого значения, на подобие механизма спускового крючка : раз заведенный и снятый с предохранителя, он стремится достичь своей цели ; так, если не ошибаюсь, ведут себя в своей профессиональной жизни снайперы. Возможны два варианта : 1) Второму принадлежал купленный наспех пиджак неподходящего роста ; или 2) Второй был более плотного телосложения, и купленный по аналогии с Первым пиджак сидел на нем впритык. Первая версия выдает во Втором преследователя ; вторая делает их соучастниками события, как если бы они одевались на торжественный прием и, намереваясь попасть в один кадр, претендовали на видимость гармонии во вкусах.



90-е

- Какой солнечный день!
- Солнечный, а Вы в костюме, так что, глядя на Вас, и не скажешь, что погода Вам нравится.
- У меня важная встреча : говорят, что их принято проводить в костюмах.
- Вы как будто говорите о костюмированных балах.
- Официальная сторона жизни костюмирована однообразнее всех остальных.
- Значит, поэтому Вы всегда закатываете рукава пиджака?
- Угадали. Посидите со мной.
- Персоналу это запрещено.
- Впервые за несколько последних лет, или нет,  десятилетий даже, пожалуй, мне хотелось бы, чтобы кто-то составил мне компанию. Прошу Вас. Поверьте, впервые за много лет я кому-то это говорю. И впервые за много лет, растянувшихся в десятилетия, я хочу сделать чей-то снимок : фотографию, если Вы не против.
- Вы действительно хотите, чтобы я составила Вам компанию? И Вы говорили бы со мной так же, если бы знали, что я беременна и все еще не замужем?
- (вздрагивает) Что Вы имеете в виду?
- (смеется) Вот видите, Вас это пугает ! Поэтому я Вас приглашаю. Приходите завтра в Собор. Сделаете мой снимок, все знают, что Вы – настоящий мастер. Я буду в красивом платье, не то что эта форма официантки.
- Но Вы нравитесь мне именно такой, какая Вы есть. Платье не имеет значения.
- Разве такое возможно?
- В жизни многое возможно.
- (разочарованно, с сожалением) Вы ничего не понимаете в жизни.


60-е

Она перебирает оставшиеся платья, как будто перелистывает альбом с фотографиями. Вспоминает, как в каждом из них она позировала перед ним. Невольно улыбается, но улыбка исчезает, как только она понимает, что других он ей не оставил. Их не так много. Других, видимо, едва хватило, чтобы расплатиться за их молчание. Держа края всех платьев в одной руке, другую прикладывает ко лбу тыльной стороной ладони. Потом разворачивает ее, смотрит на линию жизни. Откидывает голову назад и опять возвращает руку на лоб, на уже привычное для нее место. Оборачивается. Все вспомнив, возвращается в свою спальню.


00-е

Архив вскрыт. Однако вместе с ним появилось больше вопросов, чем ответов. Ветхая пленка : по-видимому, неудачный рекламный ролик. Несколько женских платьев. Точнее, всего четыре. В основном вечерние туалеты или что-то вроде того.  Одно, кажется, свадебное.  Ключ от банковской ячейки лежал на каминной полке, в табакерке слоновой кости. Чуть ли не на самом видном месте. Тонкая, говорят, ручная работа. По мнению экспертов, безумно дорогая. Выглядит дороже всего остального. Ничего общего с историей из Острова Сокровищ. Если табакерка всегда стояла на каминной полке, значит, кражи он не боялся ; или он выставил ее на видное место накануне инцидента, приведшего его к его собственной гибели. То есть, похоже, он сам, и никто иной, спланировал свою собственную смерть, которая и была сыграна по ненаписанному им сценарию, и поэтому недоказуема. Второй стал его жертвой. Однако его невинность сомнительна, и многие мои сослуживцы придерживаются того же мнения. Встреча со Вторым заставила Первого принять такое решение, как если бы их роли в этот момент поменялись, и теперь уже не Второй был преследователем, а Первый, поставив на него капкан, выманил из него все необходимые ему сведения и, пожертвовав собой, свел с ним счеты, чтобы тот уж больше никому не проболтался о том, чему, возможно, не знал цены. Он знал, что заманит и меня этим ключом в ловушку и замкнет там на все четыре банковских запора. Речь, разумеется, не обо мне лично, а о любом, кто мог бы оказаться на моем месте. Других, более подходящих, наследников его тайны у него, надо полагать, не нашлось.


90-е

- Знаете, я когда-то любил женщину, для которой мне хотелось устроить свадьбу в Версале.
- Раз Вы до сих пор один, то значит, ей не понравилось выбранное Вами место. Или?
- Она не успела узнать о моих планах на этот счет.
- Кто-то другой, скорее всего, опередил Вас.
- Вы совершенно правы. Я выбрал не самое дешевое место : мне тогда казалось, что меньшего она не стоит.
- Только тогда?
- Да. Теперь я вел бы себя иначе. Теперь я имею полное представление о том, как длинна жизнь, и не стремился бы удивить ее в первую же брачную ночь. Я расходовал бы себя постепенно, и в том же ритме упивался бы ее счастьем.
- Тогда Вы сделали очень непростой выбор. Наверняка, ей не нужен был Версаль, если она любила Вас.
- Это сложный вопрос. Дилемма не всегда решается столь однозначно. К моему сожалению. Однако Вам, к счастью, этого пока не понять. Это преимущество молодости, у которой всегда все еще впереди !
- Вы всегда так уверены в других?
- Нет, конечно же : иначе я давно женился бы на женщине своей мечты или, возможно, мы оба умерли в один и тот же день.
- В Вашем голосе звучит разочарование, как если бы Вы сожалели о том, что…
- Так о чем же?
- О том, что не умерли.
- Знаете, так оно и было. Пока я не встретил вас.


00-е

Зачем, например, ему понадобилось хранить свадебное платье, если ни на его пальце, ни в архиве нет и следа от его обручального кольца : нельзя же представлять себе все так, как если бы, сообразно нелепым приметам, свадьба расстроилась только из-за того, что жених не вовремя взглянул на свадебный наряд невесты. Скажем, дочери, для которой это платье могло бы прийтись в пору, у него, видимо, тоже не было : никто не мог вспомнить, чтобы он когда-либо упоминал о своих близких ; хотя все, конечно, понимают, что это еще ничего не значит. Если бы у него была любовница, что бы под этим именем не имелось в виду, вряд ли он стал бы прятать купленное для нее платье так далеко и надолго. Однако в этом странном деле ни одна из версий в виду их крайней скудости не может быть исключена. Если и к каждому следующему из этих маскарадных костюмов у меня будет столько же вопросов, боюсь, я не успею сегодня выслушать всех подозреваемых.


90-е

- Сколько ни хожу смотреть на свадьбы, никого не вижу прекраснее нее. Вы только взгляните на ее портрет.
Старик смотрит на фотографию, которую сам же и сделал, хватается за сердце, но юноша, не обращая на него внимания, продолжает говорить.
- На ней мог  жениться любой, кого она выбрала бы сама. Кто угодно, вы только представьте себе это !
Старик усмехается и, зная, что на него не обращают внимания, даже не пытается скрыть свою горькую полуулыбку. Поднимается резкий зловещий порыв ветра, однако, безразличный к нему молодой человек, продолжает смотреть на фотографию, пока ветер не вырывает ее из его рук. Старик, увидев это, усмехается иначе, повеселев как будто. Юноша в задумчивости на обращает внимание на унесенное ветром сокровище.
- У меня таких фотографий полно.
Старик понимающе кивает.
- У меня их тоже было полно… когда-то.
- Не может быть ! Вы же старик… извините…


90-е

- Я хотел снять фильм о Версале, чтобы показать его с никому неизвестной стороны : как Остров Сокровищ.
- Так Вы поэтому выбрали наш остров?
- Мне кажется, это он выбрал меня : вы замечали, что когда приезжаешь с места на.., то есть, из одного места в другое место, вкусы сравнительно быстро меняются, как если бы сама земля примешивалась ко вкусу блюд ; скажем, бледный чай цвета кофе со сливками я пил только в Англии.
- В Англии?! Так далеко !
- Вы там тоже бывали?
- Конечно, нет!
- Это такой дождливый остров ; его даже называют Туманным : наверное, тоже Стивенсон придумал ему такое интригующее название.
- А как же Версаль? Ведь он – не остров, насколько я знаю.
- В некотором смысле. В политическом. Это был Остров. Остров Накануне, как назвал его Умберто Эко.
- Он писал не о Версале. Я читала этот роман.
- Неужели по-итальянски? …Разумеется, я пошутил !
- А корабль? Туда тоже плыл корабль из Италии?
- Разумеется, но плыл мало : дело было в горах, зимой. Италия прикрыла им свои политические риски. Я бы рассказал об этом в своем фильме : об Острове Сокровищ и о заброшенных туда, в Версаль, кораблях : о старых, отслуживших свой век, и о трофеях.
- Так еще не поздно. Версалю ведь больше лет, чем Вам. Он Вас все еще ждет, и у Вас все впереди.
- Знаете, я показал бы… что есть нечто, драгоценнее всех сохранившихся сокровищ. Вот если бы вы согласились…
- Возможно, я понимаю. Вы хотите, чтобы в том Вашем фильме я сыграла роль потерянной, но не забытой Вами женщины?
- Вы хорошо это описали. Теперь я знаю, что это невозможно.
- Возможно, я не так выразилась…
- Случайные слова – всегда самые точные, в особенности, когда их произносят с акцентом.
- Простите, если я обидела Вас.
- Нет-нет. Будете еще кофе?
- Нет, лучше чай с молоком.


00-е

Просматриваю архивную хронику : репортаж об американских президентах ; я в недоумении смотрю на них уже так долго, что мне кажется, что Джеймс Монро улыбается мне очаровательнее всех. Подслушиваю разговоры сослуживцев : исключительно для того, чтобы им казалось, что я небезразличен к их мнению : в их годы мне этого недоставало.
- Смотри, что у старика нашли. Оказывается, что он и тогда уже был почти так же стар.
- Что это?
- Военная хроника, вроде того.
Военная хроника, которую мне теперь предстоит смотреть, – это, в конце концов, не так уж плохо : по крайней мере, мы не имеем дело и речь не идет о трансвестите. Впрочем, одно другого теоретически не исключает, но обычно… хотя это дело мало похоже на обычное. Кажется, про такие говорят, что это преступление века. Однако в данном случае имеется в виду, скорее, век прошлый, чем нынешний.


50-е

Обочина съемочной площадки
- Думаешь, я не знаю, как к тебе в руки попала эта камера? Вместе с архивом старика ! Я тоже помню тот кабачок Казино Mon’eau&N, и я такой же снайпер, как и ты, имей это в виду ! Все это просто случайность ! Вся твоя жизнь – случайность.
- Ты, безусловно, прав. Я сам найду тебя : брошу тебе приманку, и ты возьмешь след, когда придет время. Договорились?
- И когда же, по-твоему, оно придет, твое Время?
- Сейчас об этом нельзя знать наверняка. Но оно приходит за всеми. Подожди минутку, вроде, мелькнуло новое лицо : на площадке не должно быть посторонних. Неужели о такой работе ты мечтал ?! Уму не постижимо !
- …   …   …   
- Где он? Он же только что был здесь.
- О ком вы спрашиваете? Здесь этих так называемых операторов – пруд пруди !
- Вы хотя бы узнали, где он живет?
- Говорят, утром съехал.
- И не говорят куда?
- Любовница, вроде, дала ему денег, так он всем сказал.
- Вот как? Значит, бежал !
- Бежал. Работа такая.



00-е

Возможно, тот, который был мишенью, постоянно менял вектор перемещения, создавая при этом повсюду впечатление своего постоянного пребывания везде, где останавливался только на время. Эти не столько разбросанные, сколько собранные в кучу острова, давали к тому повод. Так у него было меньше шансов встретиться со Вторым, и мог надеяться остаться незамеченным другими, будучи постоянно на виду. Это в том случае, если он предполагал, что тот за ним охотится, и хотел избежать встречи с теми, кто не знал его в лицо или кто давно его не видел, если надеялся на то, что с возрастом он сильно изменился. Скажем, для того, чтобы спрятать от того свой архив, цены которого мы до сих пор не знаем, если нам кажется, что емкость для хранения ключа от него дороже всех остальных сокровищ. Первый, однако, перемещался не каким-то произвольно заданным образом, хотя его маршрут, на первый взгляд, и мог показаться разбросанным репером : все его траектории были выверены ничуть не хуже снайперских выстрелов ; и все они были точны настолько, что не могли выдать места пребывания стрелка.


40-е

Париж. Казино Mon’eau&N. Вывеска, несколько раз помигав, решительно гаснет. Смех, надрывный, отрывистый и неровный. Раздавшийся короткий выстрел кажется его логическим завершением. Труп не успевшего поседеть старика вываливается из дверного проема и обрушивается на мостовую. Следом за ним двери стремительно захлопнулись. Из его кармана выкатывается, похоже, пленка. Кто-то подхватил ее, скручивая на ходу, второй рукой обхватив подобранную рядом со стариком камеру. Убегает с трофеями, как с незаконнорожденным ребенком. Утром будет объявлен конец войны.


00-е

Он проживал постоянно где-то по соседству ; возможно, на Корсике или на одном из южных полуостровов – не сомневаюсь, что это вскоре будет выяснено наверняка ; но, несомненно, где-то в Средиземноморье, поднимаясь севернее, точнее, отклоняясь к северу от своего обычного маршрута – от кафе к побережью и обратно, –  судя по сбивчивым свидетельским показаниям, лишь ненадолго, на то краткое время, которое совпадает с проведением кинофестивалей на соседних побережьях ; однако, еще не факт, что он там бывал : даже при весьма вероятной любви к киноискусству он мог опасаться, так сказать, засветиться ; и я употребляю этот монтажный термин в каком-то пока неизвестном мне смысле ; то есть, я хочу сказать, что дальше побережья вряд ли стоит искать его следы, как если бы он постоянно готов был к тому, чтобы бросить концы в воду. Разумеется, речь идет только об одном из них : вдвоем они были бы вдвое заметнее, по крайней мере, для полиции ; к тому же, если даже трупы их так похожи, то при жизни, тем более, ничего не стоило принять одного за другого. Как будто речь идет о двух братьях-близнецах. Значит, мнением полиции в этом деле придется пренебречь : она не обратила на эту пару внимания, даже когда Первый пересекал границу впервые, как если бы он был фоторепортером. Скажем, в 68-м он мог отправиться снимать последствия безумной революции в Париже. Потом он затерялся среди отдыхающих на пляже : в его положении надо быть светским львом, чтобы не вызвать подозрения у этой публики. Возможно, это означает, что данная светская ситуация была для него вполне типичной, как и антураж кинофестивалей.


90-е

- Помните, я хотел сделать Вам предложение?
- Конечно, нет.
- Знаете, это немного обидно слышать.
- Официанткам все время кто-нибудь пытается сделать предложение, мы к этому привыкли.
- Не воспринимаете, значит, меня всерьез?
- Нет, я не это хотела сказать.
- Не волнуйтесь. Ничего страшного, я ведь тоже к этому когда-то привык.
- Знаете, я не всегда понимаю Вас. Дело даже не в Вашем акценте, не могу объяснить.
- Я принадлежу другому поколению, Вы это пытаетесь мне сказать?
- Нет. Не совсем. Это тоже, конечно, играет свою роль.
- И все-таки, давайте вернемся к моему предложению : я хочу сделать серию свадебных снимков, не столько знаете-ли в самом Версале, хотя и это не исключено ; сколько по эмоциональному сходству, с той нарочитой, возможно, помпезностью, с которой воспринимается это историческое место.
- Я вовсе не думаю о нем с помпезностью. В нем спрятана роскошь, это точно.
- Пусть так. У американца на все может оказаться собственная точка зрения, но мы вовсе не склонны ее навязывать другим. Так Вы сниметесь? В свадебных платьях?
- И много их будет?
- Пока не знаю. Как получится. Но работу Вам придется оставить. Съемки еще никому не удавалось ни с чем совмещать – это очень тяжелый труд.


40-е

-   У нас тоже, как у снайперов, берешь на мушку, и готово ! Если не бьешь наповал, то каждый твой промах – это твоя катастрофа. Далеко не все могут выжить на этом поприще. Иногда, впрочем, топят других. Как правило, невольно и мало о том беспокоясь. Оно и к лучшему. Профессия, друг мой, превращается в самое разрушительное оружие, если тебе не удается преуспеть в том деле, за которое ты взялся. Прицел – объектив : мотор !!! Кажется, все проще простого. Но все должно выглядеть, как в жизни, и даже хуже. Ты, наверное, сейчас мне не поверишь, но как раз этого-то почти невозможно достичь. Ошибкой было бы полагать, что всегда нужно следовать за сценарием : куда он – туда и ты ; хотя, казалось бы, так намного надежнее.  - Люсиль, теперь твой выход. Только как договаривались, лицо в камеру не показываешь, ты пока еще не звезда, и сальто делай в том месте, откуда видно это дивное название Казино Mon’eau&N, ну и все остальное, конечно.
- Ты смотри, старик-старик, а туда же ; куда и все смотрит!
- Ой, и то правда!
- Вот и я, девочки, говорю, что вам крупно повезло со мной – по части удержания клиентуры у меня нет равных ; и метод мой, сами видите, как прост : создаем небольшой рекламный ролик – и рыбка на крючке!
- (раздаются выстрелы) Старик, охнув, выкатывается наружу, продолжая крепко сжимать камеру в руке.


00-е

Целая серия свадебных фотографий. На одной из них фата и платье раздуваются, подобно парусам брига, спешащего навстречу своей судьбе : возможно она приведет его к скалам, и судно разобьется об острые выступы. Другая фотография почти комичная : невеста поедает пучок сладкой ваты, за которой почти не видно ее лицо ; длинная юбка подогнута для удобства, и ноги свисают с парковой скамейки, как у малолетки – забавно и трогательно. Девушку, скорее всего, можно будет найти, если, разумеется, и с ней не произошло нечто печальное и непоправимое.


60-е

- Имей в виду, я буду следить за тобой неотступно. Можешь даже думать, что я все время стою у тебя за спиной.
- Тебе что, так удобнее стрелять?
- Если бы я убил старика, его архив был бы сейчас моим.
- У меня теперь есть свой архив.
- Неужели?
- Ты тоже, кстати говоря,  в нем запечатлен. Какой мне прок в том, что было отснято так давно : этот материал быстро устаревает, иногда даже не успевая достичь экранного полотна !
- И давно ты стал так разборчив?
- То есть, профессионально искушен? Теперь уже можно считать, что давно.
- Не поверю тебе, пока не увижу все собственными глазами.
- Попрощайся лучше со мной, Освальд.
- Лучше для кого?
- Думаю, так будет лучше для нас обоих.
- А не то что? Может, ты и мне угрожаешь?
- А не то ты опять начнешь угрожать мне : но все это – напрасный труд, ты сам знаешь : даже в детстве ты никогда не мог угнаться за мной.
- Ну, это мы еще посмотрим !


00-е

Пленка. Хроника. Обрезки монтажной ленты.
- Никто не сомневается, что если оружие не найдено, вина не доказана. Меры наказания, примененные к Освальду, указывают, скорее всего, на то, что смерть К. выгодна определенным и весьма могущественным политическим кругам. Нет также сомнений и в том, что если, повторяю, если бы только со всей очевидностью стало ясно, что Освальд невиновен, то с такой же степенью очевидности следовало бы предположить, что он, несомненно, знал человека, уклончиво скажу, причастного к происшествию. К данному утверждению примыкает и другое, касающееся умышленного сокрытия Освальдом как своего настоящего имени, так и имени настоящего убийцы, однако, это предположение отброшено следствием как крайне маловероятное.


00-e

Звучит это странно, потому что так можно сказать о любом человеке. Я говорю об одном субъекте, хотя у меня на счету два трупа, которые подходят под описание, полученное в ответ на запрос в Интерпол. Его имя известно многим. Освальд. Похоже, у того снайпера был двойник. Далековато же его отбросило. Так это отдача или рикошет, вот в чем вопрос. Если бы ему удалось пережить всех персонажей, так или иначе замешанных в той истории, то, возможно, сейчас он изложил бы нам свою версию событий. Не исключено, что она и была бы единственно правдивой.



90-е

- Но ведь невеста, кажется, беременна?
- Ну и что с того, если он ее любит !
- Нет, ничего, но мы же все-таки в Италии.
- Тем более ! Здесь чтят традиции еще со времен императора Августа. Послушайте только, как радостно звучат колокола !
- У кого есть возражения? Скажите сейчас или на веки сохраните свою тайну.
У него были вопросы. Вопросы, весьма похожие на возражения, однако, он вынужден был промолчать, чтобы не выдать себя, свое инкогнито, способное превратить его в persona non grata.


00-е

Хроника убийства Кеннеди. Две хроники – два убийства. Плюс студийные фотографии, обрезки рекламного ролика. Актриса с воздушным мячом. Уязвлена его легкостью. Бегает за ним перед всей съемочной группой. Похоже даже на кадр из комедии. Однако поверить не могу, что это его забавляло. До этого момента я склонен был считать его жертвой, если бы удалось выяснить, что имело место убийство. Вряд ли мне досталось бы такое дело, если бы не предполагался простой несчастный случай, произошедший во время прилива с двумя уже далеко не молодыми шатенами. Другого отчета от меня никто не ждет, и я могу в любой момент закрыть это дело, ничем не рискуя.


60-е

- Вы нашли его? Нет?!
- Здесь полно репортеров. Ему легко слиться с толпой.
- А К.? Он убит?
- Пока еще трудно сказать наверняка, но есть надежда, что да.
- Придумайте же для них хоть что-нибудь. Хотя бы какое-нибудь имя.
- Имя?
- Ну, да. Такое, которое увело бы всех в никуда.
- Не могу же я дать ему свое же имя ! Тебе ли не знать, что у меня его нет. Впрочем, почему бы и нет. Скажем, Освальд – подойдет?


00-е

Я пытаюсь найти признаки, какие-то внешние знаки, которые могли бы повысить вероятность случившегося в жизни одного по сравнению с другим. Разумеется, на тот момент у него было преимущественное право на съемки : он был ветераном, служил в десанте во времена Второй Мировой. Никто не стал бы оспаривать его права, разве что кто-то с таким же послужным списком. Наверное, никто не задумывался о том, что у него было право на досрочную пенсию. Вряд ли он стал бы говорить кому-то, что получил его от Кеннеди, если должен был получить гораздо раньше. Снимок Казино Mon’eau&N. Не знал, что в Париже есть такие трущобы. Возможно, впрочем, что он относится к другому времени и имеет отношение к высадке десанта. Тщетно : любой из них мог быть достоин такой биографии. Однако биография это только одна, и для меня крайне важно не ошибиться. Эти тела лежат сейчас в морге, вытянувшись во весь рост на столе, бок о бок. Они оставили нам неразрешимую головоломку, эти коварные старцы. Возможно, по крайней мере, один из них именно так и представлял себе свой уход : он мог заманить второго под каким-то известным им двоим в качестве безотказного предлога. Происшедшее в дальнейшем было спланировано им как уход с суицидальным оттенком, в котором присутствие второго снимает с него часть подозрений в умышленности действа. Второй, долго ждавший подобного случая, мог легко поддаться на уговоры, даже не подозревая об этих планах. В таком случае он вообще не рассчитывал на рукопашную схватку, и это значит, что в данной версии я должен признать жертвой того, что выглядит более тщедушным. Только интуиция мешает мне сделать этот выбор. Ничего более я в своем поведении объяснить не могу. Постепенно я начинаю мутировать, мысленно пытаясь влезть в сброшенную чешую костюмов, примеряю на себя жизнь того, что жил здесь постоянно, если верить официантам в местном кафе. Они не могли подтвердить мое предположение, что чаевые, оставляемые им, этим персонажем истории регулярно были большими, однако, все сошлись во мнении, что они были достойными. Это мнение придется считать основополагающим при составлении психологического портрета этого подозреваемого в совершении убийства.



90-е

- Ты, Освальд, сам виноват, что прокололся. Надо было сделать все в точности, как я сказал, и ты был бы избавлен от всех проблем.
- Да уж, Джо, подставил ты меня на все сто !
- Ты сам себя подставил...
- ...под твой выстрел, скажи уж, ведь это ты стрелял ?
- Нет, ты скажи ! Скажи, почему ты не сделал все так, как следовало, посл того, как трижды повторил мне все, что следовало сделать. Это же было так просто...
- Тебе всегда все удавалось слишком легко.
- Давай повторим еще раз : тебе надо взять... Ну, помогай же мне.
- Мне надо было взять фото-ружье ! И сидеть там, среди репортеров, ничего не снимая ! Я что, похож на придурка ?
- Тебя упрятали в дурдом, потому что ты не смог объяснить, зачем ты принес снайперскую винтовку туда, где должны были быть одни репортеры. Скажи, ты собирался найти меня в толпе и выстрелить мне в затылок ?
- Где ты был ?
- Я тебе не скажу.
- Ты мне не скажешь, хотя я согласился прикрыть тебя.
- Меня прикрыло бы твое фото-ружье. То, что ты сделал, бросало подозрения на всех... репортеров.
- Хорошо, но ты-то какое имеешь к ним отношение ?



00-е

Профессионализм его съемок давал ему карт-бланш на выбор тем и сцен в Париже. Не последнюю роль в выборе, сделанном в его пользу, могли сыграть и кадры двух последних политических убийств. Ему удалось запечатлеть наиболее драматичные моменты, в том числе снайперские выстрелы. Он уехал и затерялся сначала в Париже. Такова официальная версия. В редакцию вместе с его блестящими снимками пришло прошение об отставке. Больше его никто не видел, и искать его было некому. Скорее всего, решили бы, что он погиб во время беспорядков, если бы не присланное им досье, позволяющее закрыть официальные розыски его или его тела. Странным образом сейчас мы вынуждены заниматься тем же самым, поскольку у нас есть два тела, претендующих на одно имя, которое нам пока не известно.



60-е

Стол сервирован на двоих. Она выглядит молодой, красивой и уверенной в себе. Из-за кулис выходит Он. Теперь их за столом трое. Сцена неловкая. Она демонстрирует смущение, которое может быть в такой же степени искренним, как и наигранным. Похоже, однако, что ее эта двусмысленность вполне устраивает. Третий несколько подавлен, но решается подыграть ей.
- Кто-нибудь меня проводит?
Она :
- Спасибо.
Он :
- Да, конечно, раз Вы не желаете остаться.
- Разумеется, желаю, хотя у меня есть и другие …дела – хотелось бы мне прибавить.
Они уже в дверях.
- Но ведь мое молчание чего-нибудь да будет вам стоить, не правда ли? Или Вы предпочли бы, чтобы я вернулся?
Он достает бумажник.
- Остальное чеком, если вас не затруднит. Или вы в таких случаях предпочитаете пользоваться чековой книжкой жены своего брата?
- Вы заходите слишком далеко.
- Неужели дальше вас?!



00-е

Очевидно едва уловимую разницу в росте этих двух пострадавших от шторма стариков придется признать основополагающей. Я говорю о шторме, как если бы они были фелуками и неистовый ветер, сбив их с привычного курса, утопил обоих вместе с растрепанными, как щупальца кальмаров, парусами, сделав их похожими на волосы русалок. Впрочем, именно так их и нашли, со спутанными волосами, как будто у них была одна шевелюра на двоих. Волосы одного оказались, нет, не темнее, но серебристее, если угодно, чем у другого, как будто в них было больше пепла.
Хотя не исключено, что он просто уделял больше внимания своей внешности или, скажем, жил в лучших условиях, чем второй. Однако это всего лишь одна из версий. Возможно, впрочем, что это – всего лишь его природная особенность ; тогда следует сконцентрироваться на поисках именно в этом направлении и попытаться найти хотя бы некоторые сведения о его происхождении. Стоит заметить, что мне отнюдь не кажется, что этот серебристый блеск волос добавлял его обладателю привлекательности в его образе. В отсутствии Другого он едва ли вообще был заметен.



90-е

- Хочешь знать, как она умерла ?
- Об этом столько писали !
- Но ты же не веришь ничему из написанного, не правда ли ? Ты, который так хорошо знает цену репортерам !
- Даже не пытайся уколоть меня. Это пустое.
- Ты стал таким бесчувственным.
- Я тоже так думал до недавнего времени.
- А я-то надеялся удивить тебя !
- Затем и приехал ?
- Яд ввели через клизму.
- И больше ничего не говорят ?
- Еще говорят, что это сделали женщины, ...с которыми познакомил ее ты.
- Это ты сам выдумал ?
- Это я вычислил сам. Не забывай, я тоже снайпер. И я знаю, что на тебе два убийства.
- Малова-то для снайпера. (смеется)


00-е

Пленка. Хроника. Обрезки монтажной ленты.
К. :
- И вот теперь, когда пущено в ход наше самое страшное оружие, самое время увеличить нашу компанию.
(оборачивается) :
- Норма, прошу Вас!

Лица тоже не дают нам ничего определенного. Они как две слипшиеся медузы. Однако никто здесь, надеюсь, не станет утверждать, что медузы бесформенны. Это не близнецы. Один кажется старше. И вовсе не тот, чья кожа на руках выглядит грубее. Что-то такое есть в складках на лбу и вообще на лице другого, как будто он больше пережил. Хотя они должны были бы быть ровесниками, чтобы в потасовке им не удалось выявить физически более сильного. Разумеется, это всего лишь версия. Все могло быть иначе.



00-е

- Если наследников не было, то почему он не попытался попросту продать свой архив? Зачем было тянуть до последнего? Вряд ли он сомневался в его истинной стоимости.
- А может, они были, это родственники.
- Вот так : были и сплыли?
- Он мог порвать с ними отношения так давно, что теперь никто из них не знает его нового имени.
- А почему ты так уверен, что он порвал не только с родственниками, но и вообще со своим прошлым?
- Так. Просто подумал, зачем еще человек может торчать в такой дыре.
- Как ты, однако, сурово отзываешься о нашем райском уголке!
- Это смотря как на него посмотреть.
- И как же именно ты в данный момент на него смотришь?
- Как на место, где удобно бросить концы в воду.
- Однако в таком случае и настоящего его имени его родственники вспоминать, скорее всего, не захотят. Чтобы не иметь с ним ничего общего. Они могли приписать его исчезновение чему угодно, не исключая политических убийств.
- Не может же это означать, что не стоит и пытаться их разыскать.
- И как же ты себе представляешь этот розыск?
- Пока никак. Я подчиняюсь приказам.
- Чем больше тайн скрывается за его существованием, тем выше вероятность, что наш труд не окажется неоплаченным.


00-е

Смотрите, как великодушен этот закадровый персонаж. Он со всеми приветлив, все его знают – по-настоящему светский лев. Не похоже, чтобы в то время рукава его пиджака были длиннее, чем нужно. В нем не чувствуется ни тени армейского маньеризма. Однако случается, что предоставленные самим себе люди кардинально меняют привычки. Впрочем, и в этом случае иногда многое зависит от нового окружения, если оно радикально меняется и если к нему еще у персонажа нашей истории сохраняется неподдельный интерес. В данном случае трудно сказать, как все происходило на самом деле.



00-е

Пленка. Хроника. Обрезки монтажной ленты.
Интервью, снятое на улице. Лица говорящего не видно. Видна лишь прядь темных волос, через которую виден только микрофон. Голос, скорее всего, принадлежит трансвеститу, как сказали бы теперь. Вид на опустевший парк, в котором, видимо, не так давно играли дети, однако, их нет. Остались лишь брошенные ими мячи. Кадр кажется неудачным.
- Для меня было несомненным, что ее должны были убить женщины. Стольких из них она лишила внимания мужчин на много лет – мне страшно, просто страшно, поверьте, об этом подумать.
Голос за кадром. Возможно, голос одного из погибших :
- Она была так наивна. То есть, я хотел сказать : так молода. Хотя в сущности все уже знали, что она умерла далеко уже не молодой. Однако было в ее облике, несомненно, нечто, не позволяющее уравнивать ее с ее собственными ровесниками. Так и было, пока она не встретилась лицом к лицу с тем поколением, к которому рождение ребенка могло причислить и ее.
Другой кадр. Возможно, голос тот же, но пленка сильно пострадала, хотя на ней ничего нет, как если бы было стерто, но намеренно, а не стало жертвой времени :
- Кадр неудачный. И текст тоже. Хотя, может, и сказано от чистого сердца. От души, что называется. Но все не то. Этого мало. Хотя вряд ли можно придумать что-то еще.


90-е

- Остальное Вы поймете, вскрыв мой архив.
- Ваш архив? Но откуда? То есть, я хотела спросить не это : зачем Вам понадобился архив вообще? Разве есть сейчас такие секреты, которые хранят в архивах?
- Это моя тайна.
- И Вы завещаете ее мне?
- Нет.
- Нет? А я-то, глупенькая, уж было подумала бог знает что.
- Извините, что не оправдал Ваши надежды. Но тайны завещаются тем, кто умеет их разгадывать. Так было всегда, и наше с вами время ничем не хуже других.
- Да уж, пожалуй что не хуже, так и есть.


00-е

Архив следовало бы разделить как минимум на две части. Это очевидно. Однако он этого не сделал. Платья хранились вместе с кинопленкой в таких же точно контейнерах.  Видимо, он использовал их в качестве разделителей, для датировки съемок кинохроники. И это более чем странно. По крайней мере, на первый взгляд. Ни на одном из заснятых, видимо, им самим кадров нет никого в такой одежде. Никто из служащих не мог вспомнить, чтобы он когда-либо выносил эти вещи из хранилища. Тем не менее, все отчетливо помнили, что он приходил дважды в месяц, чтобы привести архив в порядок. Так он это называл. И архив действительно регулярно пополнялся вплоть до самого его исчезновения, однако, какими-то странными материалами, связь между которыми остается неявной, и по-прежнему неясно, в какой связи все это могло находиться с кадрами забытой кинохроники.


60-е

- Люсиль, делай все, как договаривались. И не забывай, что на тебе платье звезды. Это, так сказать, его презентация самой звезде. Или теперь уже, точнее, тому, что от нее осталось за вычетом несвоевременно проглоченного мяча.
Кадр сопровождается пьяным хохотом наблюдающих неуверенно вальсирующую в одиночестве растерянную блондинку в резиновых перчатках и объемном фартуке, туго стянутом под грудью.


60-е

- Возьмите это вместо штатива.
- Сколько?
- А сколько Вы хотите?
- Трудно сказать. Я ведь могу и промахнуться.
- Не думаю. Однако если попадете в жену, он долго горевать не будет, сами знаете : не мне Вам об этом рассказывать. К тому же Вам лично другой возможности посмотреть на него через эту камеру может и не представиться.
- Но и моя безопасность мне тоже небезразлична.


70-е

Нет очевидных оснований полагать, что Освальд пытался выгородить своего сообщника. Однако, может статься, что по именем, названным так называемым Освальдом, больше не значился ни один человек : оно стало неизвестным благодаря, повторяю, предположительно усилиям самого убитого, о чем Освальда никто не счел нужным поставить в известность.

Он сделал все, чтобы обезопасить ее. Однако все выглядело так, будто он стремился обезопасить себя в первую очередь, дистанцировавшись от нее.

- В сущности, трагедия заключается в том, что ей пришло в голову, что если бы она не обратилась к нему за помощью, то сама могла бы найти другой выход. Возможно, с легкостью. И вообще, она могла решить, что если бы уж слишком не полагалась на него, то ничего подобного с нею вообще бы не произошло. Типичная ошибка по отношению к другому человеку, в искренней любви и привязанности которого уже нет необходимости сомневаться.

Его профессия, одна или одна из многих, научила его терпению. Он ждал, когда у него появится повод для рокировки, и только после этого спланировал убийство Роберта. План К&К удался.

- Скажу больше : только человек, безупречно владеющий всей закулисной информацией, мог все спланировать и рассчитать настолько точно, чтобы самому при этом остаться неуязвимым. Однако и это еще не все : если бы он изначально не имел склонности к подобного рода интригам, вряд ли бы ему удалось вытянуть эту провинциалку на голливудский Олимп. Думаю, она совершила ошибку, перестав доверять ему.

- Почему бы не предположить, например, что взятый под подозрение на основании показаний Освальда, он не был причастен к убийству Роберта, брата Джона, которое с равной степенью вероятности могло быть и заказным. Считалось, что она встречается и с ним тоже.
- Однако он мог и вершить самосуд. Или попросту расправу.
- Тогда к тому времени у него уже должны были быть деньги в размере, достаточном для побега : чтобы он мог скрыться в никому неизвестном месте.
- Или под никому не известным именем.
- То есть, ты хочешь сказать, что у него должны были быть подложные документы, по которым он и жил до конца своей жизни.

В кармане одного найден билет на самолет. Имя пока разобрать не удалось. Над этим продолжают работать верные своей профессии люди. Скорее всего, они давно уже знали о существовании билета, и если заговорили о нем сейчас, значит, надежд на то, что он сумеет что-то прояснить в этой истории, крайне мало.
Просто билет на самолет, который открывает нам поле для измышлений версий, которые помогут им его прочесть. Мне же интересно, кто именно из них двоих хотел улететь с полуострова. Возможно, он и послужил поводом для раздора. Второй не хотел бы, чтобы первый скрылся от него на этот раз. Он нашел его, того, которого обещал найти и на поиски которого он потратил всю свою сознательную жизнь. Однако он опять изловчился и в последний момент бежит.
Хотя они могли и встретиться случайно. Тот, который жил здесь безвыездно много лет, выезжал лишь на поиски Второго персонажа. Это именно он сымитировал его одежду, а не наоборот. Потому и пиджак оказался не слишком подходящим по росту, если главным критерием в его выборе служил цвет.

К. :
- Не забывайтесь. Помните непрерывно, что на вашем месте может оказаться и другой.
- Именно поэтому я ничего не имел бы против того, чтобы Вы, скажем вместо чека, выдали бы мне документы на другое имя, не лишив меня при этом моих личных заслуг перед нашей с вами родиной. С тем чтобы я в любую минуту мог воспользоваться своим правом присутствия в непосредственной близости от Вас на любых официальных приемах.
- Одно дело – придумать имя. Совсем другое – дать этому имени право на жизнь. Не правда ли, друг мой?
- Думаю, Вы совершенно правы. Однако я в очередной раз готов ответить за сделанный вами выбор.




- Вероятно, память фиксирует некие наиболее значительные для подсознания моменты, и в дальнейшем жизнь протекает как бы на их фоне. Что Вы думаете об этом, док?
- Не думаю. В настоящее время я об этом не думаю. Я просто здесь ужинаю.
- А все-таки, если отвлечься от настоящего?
- От настоящего ужина не так просто отвлечься. Но если Вам угодно знать мое мнение : сумасшедших здесь нет.
- Прекрасно. Теперь вы слышали мнение психиатра. Ее психиатра.



00-е

Нам придется выслушать мнение психиатра. Наши поиски явно зашли в тупик. У одного из трупов повреждена фаланга среднего пальца на левой руке. Патологоанатомы считают, что травма имела место много лет назад, ее нельзя назвать свежей ; хотя я бы лично воздержался от применения к трупам подобного термина.




Не нужно было ему выключать камеру. Этот беспощадный глаз. К. или К. в квадрате не выдержал бы – и ушел из ее жизни, а не наоборот. Ей тоже камера помогла бы вновь обрести силы. Она так умела на нее работать. Если бы не эта последняя пленка – все могло быть иначе.




- Увиденное нами сейчас – едва ли не первый опыт автора в роли режиссера полнометражного кино. Впрочем, он еще слишком молод для этого. Поймите меня правильно, речь идет не о возрасте, а о кинематографическом опыте, которого у него явно не так много. Однако смотрите, как точно вымерены им рамки кадра : он мастер по части съемок политических дебатов, для меня это несомненно. И вдруг – такая трагедия ! такая удача и такой кошмар на его голову ! Однако, думаю, именно этого она и добивалась бы в первую очередь, если бы умела так же верно рассчитывать все последствия предпринимаемых ею шагов, как и он. Очевидно одно : его мастерство драматурга потрясло ее до глубины души.




- Он еще на фронте взял другое имя. Видимо, вместе с камерой, подменив документы убитого на его глазах оператора. Его можно понять : иначе его могли обвинить в причастности к его смерти.
- Так что ее смерть оказалась не единственной, рядом с которой прошла на волосок от смерти его собственная жизнь?
- Разумеется, только снайперов психологически готовят к преодолению подобного рода стрессов. Поэтому он и дожил до старости и умер, надо полагать, своей смертью. В противном случае Вы задали бы свой вопрос иначе. Таково мое профессиональное мнение, которого Вы искали.




Заявление о ее неуравновешенности, разумеется, обоснованное психиатрами, служило им безупречным алиби. Они сошлись в этом мнении.
- Нет, они не будут оспаривать подобные заявления, если они появятся в печати.
- Конечно, причиной разводов была она, а не их измены ей.
Эта версия нравилась и ему самому. Из их разговоров он понял, что она не была счастлива с ними, точнее, ни с одним из них, и это открытие его несказанно обрадовало. Он и сам тогда еще не знал, почему именно.




В такой примерно форме он и заручился их участием. Теперь они уже не будут против заявлений о ее госпитализации, успешно закончившемся психиатрическом лечении, о ее склонности к барбитуратам и алкоголю. Они если и не поверят, то подтвердят что угодно, лишь бы избежать преследований по закону. Они ведь не хотят, чтобы их новые семьи, скрепленные ревностью к ней, распались по той же самой причине, по какой и возникли.



Собственно его не в чем упрекнуть : ее тайна умерла вместе с ним. Медсестрам было известно не больше, чем всем остальным : своим уходом она сохранила свою тайну в себе. Платья в ее звездном стиле были модны, и даже если бы у них нашли ее платья, которыми она или он могли расплатиться за их молчание, их не в чем было бы упрекнуть или заподозрить. В равной степени его пленка, отснятая на дружеской вечеринке, служила и гарантией их молчания. Сам он давно канул в лету как неопознанный или без вести пропавший солдат. Ему удался его единственный сценарий. И он погубил свою карьеру.




- Благодаря ей он мог бы выйти, наконец, из подчинения разведке. Но она разрушила все его планы. Хотя ей нужно было всего лишь подождать немного, когда у него появится имя : ей ли было не знать, как это важно !




Она, по-прежнему пошатываясь, неуверенно направляется обратно, к своей постели. Ногам холодно, однако она не обращает на это внимания. Садится на край постели. Погружена в свои мысли. Поза отрешенности.  Вдруг, словно очнувшись, бросает взгляд на прикроватный столик. Берет листок, исписанный, похоже, неразборчивым почерком. Кладет листок на прежнее место и все вспоминает. Положение тела то же, меняется только выражение лица.




- К моему сожалению, я вынужден был констатировать факт ее смерти до выяснения всех возможных нюансов наших отношений. Не исключено, впрочем, что мои намерения были превратно истолкованы.
- Вы?! Констатировали факт …ее смерти?! Простите, что переспрашиваю, но Ваш акцент дает мне некоторое право надеяться, что я ослышалась.
- Нет, нет. Вы расслышали мои слова совершенно правильно, то есть в нужном мне смысле.
- Мне искренне жаль. Я Вам сочувствую.
- Я вижу, что Вы говорите со мной искренне : таково преимущество Вашего возраста. Хотя, возможно, позже Вы еще пожалеете, что посочувствовали мне. Однако тогда меня, наверняка, уже не будет в живых. И Ваше раскаяние в своей наивной доброте останется Вашим уделом до конца Ваших дней.
- Я никогда не раскаиваюсь в своей доброте. И вовсе не потому, что рассчитываю, что и мне всегда будут отвечать тем же. Знаете, я не так избалована, как та женщина, о которой Вы мне рассказали. Наверное, понадобилось бы время, чтобы я согласилась на свадьбу в Версале : настолько мне жаль было бы выброшенных денег.
- Однако предположим, что Вы и сами могли бы себе это позволить.
- Я? Но я же не Мэрилин Монро !
- Напрасно Вы смеетесь. Вы очень на нее похожи, хотя это сходство почти неуловимо, то есть не бросается в глаза с первого взгляда.
- Вы шутите. Я ухожу.
- Нет, нет, останьтесь. Я и не думал смеяться над Вами, что Вы ! Посидите еще немного со мной.
- Но мне нужно обслуживать и другие столики. Извините. …Я приду завтра, если хотите. Завтра у меня выходной, а Вы ведь каждый день завтракаете здесь, не так ли?
- До завтра я могу и не дожить. Так что не обещаю. Но буду рад, если мне повезет.
- Вы так странно шутите. Но мне это даже нравится.
- Знаете, если Вы все-таки раскаетесь, не приходите ко мне на могилу. Я же, в конце концов, не Мэрилин Монро, не правда ли? …и еще : мне жаль, что Вы поторопились выйти замуж : я мог бы устроить Вам свадьбу в Версале. Вам двоим, кого бы Вы ни выбрали. Теперь я с легкостью мог бы это устроить.




Это его последний разговор, насколько удалось выяснить. Он сохранил все ее лучшие платья, хотя мог получить за них целое состояние. На него не похоже, что он о нем не помышлял. Так хранят только личные архивы. Однако нет никаких оснований считать, что Мэрилин Монро была членом его семьи. В ее сохранившихся документах должны были быть сведения о том, каким именно образом состоялась, скажем, передача прав ею на ее платье, в котором она выступала на дне рождения Кеннеди, этому незнакомцу, который проходит в деле о своем собственном убийстве под именем Освальд.




Люсиль – или кто бы там ни было еще – была ему нужна, чтобы на некоторое время отвлечь внимание Кеннеди. Лишь до тех пор, пока найденный им медперсонал не спровоцирует выкидыш. Они рассчитали дозы препарата примерно на неделю. Она приняла все сразу. Однако не стоит думать, что она не прочла предостережения об опасности передозировки : ее нашли с накрепко сжатым кулаком, в котором был лист бумаги, сохранивший следы его почерка. Как будто она хотела предупредить что собирается изменить ему или что-то в этом роде.




- Никто не хотел ее убивать : подумайте сами, кому это было нужно? Однако нет и тени сомнений в том, что именно автор этой видеозаписи и был ее настоящим убийцей, как и убийцей К. в квадрате, то есть обоих Кеннеди. Освальд? Трудно сказать. Вряд ли он не знал его настоящего имени, однако, оно могло быть изменено К. старшим для документалиста, автора его кинохроники. Не исключено и то, что Освальд мог неверно построить линию своей защиты, и приводимые им аргументы воспринимались как зависть к более удачливому коллеге по цеху, карьера которого сложилась лучше, чем его собственная.




Очевидно, у нее были основания считать своего доверителя (?) лицом, постоянно предоставляющим подобное покровительство всем нуждающимся. Хотя, возможно, его привлекла в нем такая же неопытность в подобного рода делах, как и ее собственная. Она доверилась ему по наивности и цинично отказала в доверии, приписав свой первоначальный доверительный порыв личной слабости или малодушию.




Она садится на постели. Берет с прикроватного столика записку. Несколько раз пробегает ее глазами. В ней всего несколько строк. Кладет записку обратно. Роняет настольную лампу. Тянется за ней на пол, задевает краем рукава халата таблетки. Начинает собирать их, пока не замечает, что на столике есть еще.
- Это и есть твоя дневная норма, Норма. Ха-ха.
Короткий смешок. Высыпает их все на ладонь, закрывая рельеф линии жизни. Проглатывает, сколько может. Идет в кухню за стаканом воды. Возвращается. Кажется взбодрившейся.
- Надо же, назвал меня по имени. Не забыл.
Запивает оставшиеся таблетки водой.
- Надо же было такое придумать : Marilyn Monroe ! Ха-ха-ха !




Я на его месте встал бы здесь, на этом утесе, посмотрел бы вниз, оценив все возможности высоты, потом перевел бы взгляд на своего преследователя. Был полный штиль. Я предложил бы ему совершить опять тот бросок, который однажды в прошлом впервые выбросил их обоих на берег этого континента. На спор, на удачу, чтобы посмотреть, кто в этот раз выплывет быстрее, потому что тогда они так и не сошлись во мнении. Мой подопечный, моя жертва, разумеется, он был уверен, что достиг суши раньше, но у второго были веские доводы, подкрепленные сведениями о направлении ветра : он думает, что не мог не опередить его. Наконец, они спрыгнули. У одного из них внезапно свело ногу. Он рефлекторно потянулся к другому. Результат известен, однако, картина различна в деталях при смене ролей персонажей.
Второй мог ухватиться за первого и просто так, увидев, что тот опять впереди, и из чувства ревности, уже не только соперничества, погубить обоих. В одном случае это происшествие – это несчастный случай. Во втором – суицид, сопряженный с убийством, точнее второе обстоятельство настолько важно было для исполнителя этой драмы, что он стремился исполнить его даже ценою собственной жизни. Хотя им обоим и так, похоже, оставалось жить совсем недолго. Казалось бы в их возрасте уже некуда торопиться.


FIN



ВЕЧЕРОМ НАКАНУНЕ

- Мы давно не виделись, но я бы узнал тебя, кажется, даже с закрытыми глазами.
- Прошло столько лет, непонятно, как тебе удалось сохранить неразменной свою ненависть ко мне.
- Судьба была ко мне несправедлива.
- У тебя, кажется, был двойник. Не уточнишь, что с ним случилось?
- У всех, кроме тебя, были двойники. И у тебя был бы, если бы ты не искал лучшей доли.
- Кто-то должен был делать и то, что делал я.
- Да, где уж нам было за тобой угнаться!
- И все-таки, своего двойника ты настиг, не так ли?
- Он был обязан мне жизнью, и не только. Ты ведь и понятия не имеешь, что такое работать в паре, когда успех может зависеть от обоих.
- Нет, этих правил я уж не застал.
- Можешь считать, что тебе опять повезло.
- Да, могу, если ты так думаешь.
- Второй фактически контролировал успех операции, и только ; и в то время, как вся ответственность, по-прежнему, ложилась на первого, второй должен был ликвидировать его в том случае, если поведение первого покажется ему неадекватным.
- И были случаи?
- Полагаю, да ; потому что чем дальше, тем труднее нам становилось с напарниками. Задумано, может, и хорошо было : наподобие полиции ; но в реальности получилось совсем иначе.
- Наверное, психиатры вмешались.
- Да, были случаи так называемого пост-военного синдрома : говорят, некоторые забывались и начинали палить по всем подряд, как по врагам. Вот тогда-то двойники и должны были выводить нас из строя.
- Тяжелая работа.
- Со мной случилось наоборот : это мне пришлось выводить своего напарника из строя, а потом еще и отмазывать от представления рапорта.
- Ему это наверняка не понравилось.
- Конечно, он попался и попал в зависимость ; я подозревал, что он может выстрелить без предупреждения и без видимого повода.
- Выходит, и ты тоже попался.
- Выходит, что так. Знаешь, случай с К. стал для меня просто спасением.
- То есть?
- Освальд, это ведь наше общее имя : можешь себе представить, мне впервые повезло!
- Так ты что, сдал его без рапорта?
- Нет, отрапортовал, как положено ; и вышел в отставку.
- Вот как?
- Да, представь себе, мне было поставлено в вину неумение контролировать поведение менее опытного персонала службы охраны президента.
- Звучит как вполне официальная формулировка.
- Шутишь? Это и есть официальная формулировка : выучил наизусть.
-
-
- Признайся, это ты все подстроил.
- Что именно, говори, не стесняйся.
- Чтобы все выглядело, как самоубийство.
- Ах, ты об этом.
- А почему бы нет?
- А разве тебе не все равно?
- Мне не безразлично все, что касается тебя.
- Фраза, достойная верного любовника. Разучиваешь роль в новой пьесе? Помнится, ты пытался…
- Я убью тебя.
- В этом я не сомневаюсь. Мне говорили, что я не умру своей смертью, и я в это всегда верил, особенно, когда воевал.
- Ты убил ее. Расставил декорации. Мастерски сделал снимки, которые обошли все СМИ. Ты во всем виноват, и именно ты ухитрился обвести всех вокруг пальца и уйти от ответственности.
- Продолжай же. Что же ты остановился? Но мне кажется, в твоем голосе не хватает приличествующей случаю взволнованности.
- Она мне ни к чему.
- Она? Кто – она?! Тогда зачем же ты вообще о ней заговорил, спустя столько лет : чтобы сказать то, что и так всем известно?
- Сейчас я говорю о взволнованности, в моем голосе.
- Вот теперь она появилась : я тоже сейчас говорю об интонациях в твоем бархатном голосе.
- Нет, определенно, ты не доживешь и до утра.
- Это мы еще посмотрим.
- Но сначала ты скажешь мне все, всю правду.
- Похоже, ты сам уже сделал все выводы. Какой смысл тебе искать правды у меня.
- Представь себе, именно для этого я и проделал весь этот путь. На твои поиски ушла почти вся моя жизнь. Я знаю, что ты виновен, и расправлюсь с тобой сам, потому знаю, что доказать свою правоту для меня почти невозможно.
- А ты попробуй : вдруг и получится!
- Мне безразлична твоя издевка.
- Не уверен. Только что ты утверждал…
- Не надо ловить меня на слове! Продолжай лучше свой рассказ.
- Похоже тебе все известно лучше, чем мне самому. Вот ты и продолжай, а я послушаю : давно мне никто басен не рассказывал.
- Ты убил ее. Возможно, из ревности. Выбрал удобный момент, чтобы свалить всю вину на К. А потом расправился и с ним.
- Вот это уже интересно!
- Скажи, что ты ей наплел по конец?
- А ты бы что сделал на моем месте?
- Нет, я проделал весь этот путь, чтобы услышать все от тебя самого.
- Я взял только деньги и платья.
- Платья? Зачем?
- Денег могло не хватить, чтобы добраться сюда или чтобы оставаться здесь до самой встречи с тобой. Ну, а теперь пошли.
- Куда?
- То есть, как : куда?! Я покажу тебе, как все было. За этим ведь ты сюда и приехал!
- И платья тоже покажешь? Интересно все-таки, что ты выбрал. Хотя говорят, о вкусах не спорят…
- Так ведь их больше нет : в этом смысле смотреть не на что. Разочарован?
- Еще как! Ха-ха-ха. А ты все такой же весельчак. Тебя не так просто забыть!
- Осторожно, тут может быть крутой спуск.
Старик раскатывает рукава пиджака.


...продолжение следует...