Глава 30. Дракула

Виктор Еремин
Сегодня можно до хрипоты спорить о том, какой вид искусства сделал Дракулу таким популярным — литература или кинематограф. Бесспорно одно — король вампиров был создан воображением писателя Брэма Стокера, а кинематограф лишь воспользовался идеей его произведения. Но и отрицать тот факт, что роман «Дракула» во всех отношениях слабый, бездарный и даже глуповатый, невозможно. Типичная бульварщина, не выдерживающая никакой критики.

Как же так случилось, что гораздо более сильные в художественном отношении произведения о вампирах*, написанные задолго до Брэма Стокера, не пробуждали интереса у широкой публики, а именно «Дракула» стал неожиданной сенсацией?
_________________________
* Наиболее известные произведения о вампирах, созданные до Брэма Стокера: «Коринфская невеста» И.В. Гёте (1797); поэма «Фалаба-разрушитель» Р. Саути (1801); повесть «Вампир» Дж. Полидори (1819); драма «Вампир» Шарля Нодье (1820); классический роман Дж. Раймера «Варни-вампир, или Кровавый пир», который анонимно издавался брошюрами в 1845 г.; повести о сербских вампирах Проспера Мериме; роман «Кармилла» Ш. Ле Фаню (1872); повести «Упырь» и «Семья вурдалака» А.К. Толстого. При работе над «Дракулой» Б. Стокер частично использовал сюжет романа «Варни-вампир».

Во многом это связано как с жизненными коллизиями писателя, так и с духовным состоянием европейского общества в конце XIX — начале XX в., определившим великие катаклизмы последующих столетий.

Абрахам* Стокер родился в 1847 г. в предместье Дублина. Ирландия тогда полностью входила в состав Британской империи. Он стал третьим ребёнком в многодетной семье мелкого канцелярского служащего Абрахама Стокера (1799—1876) и убеждённой феминистки Шарлоты Матильды Блейк Торнли (1818—1901). Всего в семье было семеро детей. Брэм оказался самым болезненным из них. До семи лет он не мог ходить и считался пожизненным инвалидом. Что это была за болезнь, у врачей по сей день нет единого мнения. Но со временем она прошла, и, как любят подчёркивать биографы писателя, он стал физически развитым, красивым молодым человеком.
____________________
* Брэм — уменьшительное имя от Абрахам.

По окончании Тринити-колледжа* Стокер хлопотами отца стал государственным служащим в резиденции вице-короля Ирландии**. Прослужил он там на разных должностях почти десять лет. В порядке развлечения все эти годы молодой человек бесплатно публиковал театральные рецензии в дублинской газете «Ивнинг Мейл» и писал коротенькие рассказы.
___________________
* Тринити-колледж — первый и последний колледж Дублинского университета; издавна входит в пятерку ведущих высших учебных заведений Британских островов.
** Вице-король — высший представитель английской короны в Ирландии. В годы службы Б. Стокера вице-королями Ирландии были граф Джон Спенсер (1835—1913) и герцог Джон-Винстон Мальборо (1822—1883), дед Уинстона Черчилля.

Благодаря рецензиям Стокер познакомился в 1876 г. с приехавшим в Дублин на гастроли великим английским актёром Генри Ирвингом*, по приглашению которого в 1878 г. поступил на службу в театр «Лицеум» — в начале актёром-менеждером, а с 1879 г. — директором-распорядителем театра. Тогда же он переехал на постоянное жительство в Лондон и прослужил в театре двадцать восемь лет, до смерти Ирвинга в 1905 г.
_____________________________
* Генри Ирвинг (1838—1905) — великий английский актёр, один из самых выдающихся исполнителей главных ролей в шекспировских трагедиях. В 1879 г. началось прославившее в истории Г. Ирвинга и актрису Э. Терри их совместное руководство театром «Лицеум».

В том же, 1878 г. писатель женился на Флоренс Бэлком (1858—1937), знаменитой светской красавице, к которой как раз в то время сватался Оскар Уайльд. Флоренс предпочла Стокера, однако чувства к Уайльду сохранила на всю жизнь. Женщина экстравагантных настроений, она с великим трудом согласилась на рождение ребёнка в 1879 г., а потом вовсе отказалась от супружеских обязанностей. Будучи человеком весьма темпераментным, Стокер ударился в многочисленные любовные приключения, завершившиеся сифилисом. Писатель многие годы безуспешно боролся с болезнью, но именно она свела его в могилу в 1912 г.

Многолетняя служба директором театра «Лицеум» ввела Стокера в высшие круги лондонского общества, результатом чего стало вступление писателя во влиятельнейшую масонскую ложу «Герметический Орден Золотой Зари»*.
____________________________
* Подробнее о писателях — членах этой масонской ложи — см. в статье «Уильям Батлер Йитс» книги «100 великих поэтов».

Будучи амбициозным графоманом, в 1882 г. Стокер выпустил сборник подражательных сказок «Перед заходом солнца»; через восемь лет был опубликован его первый и очень неудачный роман «Тропа змеи».

Далее он задумал создать произведение о вампире. Уж больно соблазнительной показалась Стокеру тема. Долгое время писатель собирал материалы о вампирах. Главным героем первоначально должен был стать некий венгерский князь. Но со временем его место жительства и вера изменились, а сам вампир оказался реально существовавшим историческим господарём* Валахии Владом Цепешем, который по отцу именовался Дракулой.
___________________
* Господарь (от греч. «деспот») — славянский перевод официального титула правителей Молдавии и Валахии в XV—XIX вв.; равнозначен званию воеводы.

Цепеш, конечно, не является прототипом короля вампиров. Ряд литературоведов без каких-либо оговорок называют имя единственного человека, которого можно считать настоящим прототипом Дракулы. И это имя… Оскар Уайльд! Бесталанный Стокер не просто как патологический графоман завидовал гению этого распутного эстета, он ещё и ужасно ревновал Уайльда к своей жене и не сомневался, что отказ Флоренс делить с ним ложе связан прежде всего с её неостывшими чувствами к блистательному денди. Знаменитый суд над Уайльдом состоялся в 1896 г., за год до первой публикации «Дракулы», и стал бальзамом на душу Стокера, что, впрочем, не помешало писателю лишний раз втоптать соперника в грязь доступным только литератору способом.

Кстати, это весьма чутко уловили кинематографисты. Если внимательно посмотреть первую экранизацию романа, сделанную в 1931 г., исполнитель роли Дракулы актёр Бела Лугаши не только носит экстравагантные костюмы в духе Уайльда, но даже внешне чем-то напоминает писателя. Любопытно, что вплоть до копполовского «Дракулы Брэма Стокера» уайльдовский стиль в одежде Дракулы во всех кинопостановках, а их насчитывается почти сто, соблюдался неукоснительно. Только Коппола решился коренным образом изменить облик короля вампиров.

Однако вернёмся к вопросу о причине такой популярности романа «Дракула», тем более что она во многом связана с личностью валашского господаря. Брэм Стокер не скрывал, что хочет написать роман о вампире и что намерен сделать его частично историческим. В числе первых узнали об этом и члены «Ордена Золотой Зари». Как известно, масоны всегда находятся на острие политической борьбы, а в конце XIX — начале XX в. они были особенно активны во всём мире.

В указанный период в очередной раз раскручивалось противостояние Европы и Российской империи, а если быть точнее — католического и протестантского мира с миром православным. Отсюда и возникла одна из наиболее правдоподобных версий раскрытия тайны романа «Дракула». Предполагают, что масоны «Ордена Золотой Зари» предложили своему рядовому члену Брэму Стокеру написать роман о православном князе-вампире в обмен на всемирную славу. И в самом деле, ажиотаж, который начался вокруг заурядного произведения в прессе, а затем и в кинематографе, беспрецедентный! Можно без преувеличения сказать, что «Дракула» являет собой первую в истории полномасштабную пиар-кампанию в поддержку дешёвого низкокачественного ширпотреба, которая возвела эту поделку в ранг мировой литературной классики.

А что же реальный князь Влад Цепеш?

Господарь Валахии Влад Цепеш (1431—1477) жил и правил своим маленьким государством в один из самых сложных исторических периодов в судьбах Европы и христианства. Его малюсенькая православная страна оказалась пограничной территорией, зажатой между двумя великими могущественными государствами с наиболее агрессивными в те времена религиями — католической Венгрией и мусульманской Оттоманской империей.

При этом православная вера тогда находилась в тяжелейшем кризисе. Как раз в годы борьбы Цепеша за власть под ударами турок в 1453 г. окончательно пал Константинополь и прекратила своё существование Византийская империя — мать православного мира. Центр православия переместился в Москву и вскоре появился идеологический лозунг «Москва — третий Рим, а четвёртому не бывать». Но папская курия долгие годы не оставляла попытки окатоличить православные страны. Достаточно вспомнить о знаменитом Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1439 гг., где митрополит Московский и Киевский Исидор (?—1462) стал римским кардиналом и на основании Флорентийской унии католиков с православными (5 июля 1439 г.) пытался ввести католическую веру на Руси. Исидор был отвергнут и посажен под замок великим князем Московским Василием II Темным. Неудачной попыткой окатоличить Русь стал и организованный в 1469 г. римским папой Павлом II брак великого князя Всея Руси Ивана III на византийской царевне Софье Палеолог.

Не меньшую опасность представляла для православия и появившаяся на Руси в конце XV в. так называемая ересь жидовствующих. Первым распространителем её был еврей Схария, приехавший из-за границы. Еретики фактически отрицали православие и намеревались реформировать его чуть ли не на основе иудаизма. При этом жидовствующие объявляли своих сторонников «избранными» и этим привлекли в ересь немало знатных людей, членов великокняжеской фамилии и представителей высшего духовенства.

В годы мирового кризиса православной веры наиболее последовательными союзниками Руси выступали православные княжества Молдавия и Валахия, успешно боровшиеся против османской и венгерской агрессии. Особо прославились в организации отпора туркам союзные господари — молдавский Штефан чел Маре (?—1504) и валашский Влад Цепеш (1431—1476 или 1477).

Это в определенном плане негативно повлияло на историческое предание о Владе Цепеше. Дело в том, что большинство источников изображают господаря в самых мрачных чёрных красках, но созданы они политическими и религиозными врагами господаря — либо мусульманами, либо католиками. Однако основным письменным источником о жизни и правлении Цепеша можно считать русское анонимное «Сказание о Дракуле-воеводе», появившееся в последней четверти XV в. — как говорится, по свежим следам, вскоре после гибели господаря.

Если верить тщательным исследованиям выдающегося русского учёного А.Х Востокова*, автором «Сказания» является дьяк Фёдор Курицын** — один из главных светских вождей жидовствующих. Из трёх православных правителей дьяк не мог возвести напраслину ни на русских великих князей, ни на Штефана чел Маре, чья дочь Елена Волошанка не только была женой наследника великокняжеского русского престола Ивана Молодого, а после его смерти матерью наследника — Димитрия Ивановича, но и являлась главной покровительницей жидовствующих в великокняжеской семье. Не удивительно, что взоры Курицына, целью которого была компрометация самой идеи православной власти, обратились к валашскому господарю. Подавляющее большинство тех жутких россказней, которые нынче смакуются в бульварной прессе и Интернете, взяты из «Сказания» дьяка-еретика и раздуты сплетниками до умопомрачительных масштабов. Чего только стоят истории о том, как в стране, население которой в целом едва насчитывало 100 тысяч человек, Цепеш за один заход сажал на колья по 20 — 30 тысяч подданных, а затем успешно воевал с огромными турецкими армиями! Последнее зафиксировано в подлинных исторических документах.
______________________
* Александр Христофорович Востоков (Остенёк) (1781—1864) — лингвист, филолог, поэт; из немцев; один из основоположников сравнительного языкознания в России; автор целого ряда важнейших для развития русского языка книг.
** Фёдор Васильевич Курицын (?—ум. ок. 1500) — видный государственный деятель; в течение двадцати лет ведал при великом князе Иване III внешнеполитическими делами. Как автор «Сказания о Дракуле-воеводе» может считаться первым в русской истории беллетристом.

В наши задачи не входит ни анализ «Сказания о Дракуле-воеводе», ни рассказ о самом Цепеше. Поэтому коснёмся только интересующего нас вопроса о происхождении имени главного героя романа Брэма Стокера.

Отец Цепеша господарь Влад II (1398—1448) вынужден был лавировать между Венгрией и Турцией. Власть в Валахии он захватил с помощью венгерского короля и одновременно императора Священной Римской империи Сигизмунда Люксембургского, того самого, который заманил в Констанцу Яна Гуса и согласился на его сожжение.

Сигизмунд был организатором Ордена Дракона*, призванного противостоять наступлению турок на Европу. Влад вступил в этот орден и повелел внести изображение дракона в свой родовой герб, а так же печатать его на валашских монетах. По этой причине он получил в народе прозвище Дракул. Соответственно, на валашском языке прозвище его сына звучит как Дракула, то есть «сын дракона». Если учесть, что в валашском языке и «дракон», и «дьявол» обозначаются одним словом, то имя Влада Цепеша можно перевести и как «сын дьявола», чем, кстати, и воспользовался Фёдор Курицын, а затем, гораздо позднее, Брэм Стокер.
_______________________
* Такое название связано с преданием о победе св. Георгия над драконом.

Дракула — один из любимейших героев мирового кинематографа. Сегодня о нём снято более ста фильмов, в среднем по одному фильму в год со дня появления художественного кино.

Первая попытка экранизировать «Дракулу» была сделана в 1922 г. классиком мирового кинематографа режиссёром Ф.В. Мурнау*. Поскольку у киностудии не хватило средств на покупку авторских прав у Флоренс Бэлком, Мурнау изменил имена героев, слегка подправил сюжет и создал выдающийся экспрессионистский фильм «Носферату**: Симфония ужаса». Роль Носферату — графа Орлока сыграл Макс Шрек***, фотографию которого в этом образе очень часто публикуют в материалах, связанных с фильмами ужасов, так что он знаком почти каждому.
_______________________
* Фридрих Вильгельм Мурнау (1888—1931) — выдающийся немецкий кинорежиссёр эпохи немого кино. Его фильм «Носферату. Симфония ужаса» заложил целое направление в мировом кинематографе ужаса. В частности, в развитие этой темы были сняты картина Вернера Херцога 1979 г. «Носферату: Призрак ночи» и фильм Э. Элиаса Мериджа 2000 г. «Тень вампира».
** Носферату (от греч. «переносящий болезнь») — название дано в соответствии с поверьем, будто многие заразные болезни приносились людям вампирами.
*** Макс (Максимилиан) Шрек (1879—1936) — немецкий актёр, прославившийся в истории только исполнением роли графа Орлока — Носферату.

После выхода фильма на большой экран Флоренс Бэлком подала на студию, снявшую «Носферату», в суд с обвинением в плагиате и выиграла процесс. Киностудия разорилась, выплатив штраф, а почти все копии фильма были уничтожены. Сохранившиеся чудом плёнки, к сожалению, не полные.

Настоящая экранизация романа была впервые сделана в 1931 г. режиссёром Тодом Броунингом*. Дракулу сыграл американский актёр, румынский венгр по происхождению Бела Лугоши**. Облик его киногероя и определил на многие десятилетия классический образ короля вампиров.
____________________
* Чарлз Альберт Броунинг-младший, он же Тод Броунинг (1880—1962) — прославленный американский кинорежиссёр, актёр и сценарист, один из основоположников жанра фильмов ужасов. Человек с авантюрной судьбой. В возрасте шестнадцати лет сбежал из дома с бродячим цирком, работал зазывалой, клоуном, исполнял номер «живой труп» (его закапывали в землю в гробу на двое суток). В 1909 г. познакомился с одним из величайших режиссёров немого кино Д.У. Гриффитом и начал играть небольшие роли в короткометражных кинокомедиях. С 1915 г. стал снимать свои фильмы. Броунингом была сделана одна из лучших экранизаций «Дракулы», которая открыла дорогу целой волне фильмов ужасов в мировом кинематографе. Сам Броунинг снял еще такие мистические триллеры, как «Знак вампира» (1935) и «Дьявольская кукла» (1936). В 1942 г. режиссёр ушёл на покой и до самой смерти жил в уединении.
** Бела Ференц Дешо Бласко, более известный как Бела Лугоши (1882—1956) — американский актёр венгерского происхождения, классический исполнитель роли Дракулы. Впоследствии актёр стал наркоманом и уже в таком состоянии сыграл короля вампиров в пародийном фильме «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» (1948). Любопытно, что по воле актёра он был похоронен в костюме и гриме Дракулы.

Одним из самых прославленных исполнителей роли Дракулы во второй половине XX столетия стал английский актер Кристофер Ли*.
_________________________
* Кристофер Ли (р. 1922) — с 1950-х гг. он начал сниматься в серии фильмов ужасов студии «Хаммер», в том числе в фильмах о Дракуле: «Дракула» (1958), «Дракула: Князь Тьмы» (1965), «Дракула поднимается из могилы» (1968), «Попробуй кровь Дракулы» (1970), «Шрамы Дракулы» (1970), «Дракула, год 1972» (1972), «Дьявольские обряды Дракулы» (1973). Снимался Ли и в других фильмах, в частности, в советской сказке «Мио, мой Мио», в английской экранизации «Собаки Баскервилей» 1959 г. (в роли Шерлока Холмса), во всех сериях «Властелина колец» и в последних двух сериях «Звездных войн».

Лучшей экранизацией романа Брэма Стокера сегодня все единодушно признают фильм режиссера Ф.Ф. Копполы* «Дракула Брэма Стокера», снятый в 1992 г. Роль короля вампиров исполнил актёр Л.Г. Олдман**.
_____________________
* Фрэнсис Форд Коппола (р. 1939) — американский кинорежиссёр, сценарист, виноторговец, издатель журналов и владелец сети отелей. Первый свой фильм «Безумие 13» режиссёр поставил в 1963 г. Всемирную славу принесла Копполе трилогия «Крёстный отец» (первый фильм был снят в 1972 г., третий в 1990 г.).
** Леонард Гэри Олдман (р. 1958) —английский актёр и режиссёр. С середины 1980-х гг. один из ведущих английских театральных актёров. В 1986 г. дебютировал в большом кино главной ролью Сида в фильме о легенде панк-рока Алексе Коксе «Сид и Нэнси». В Америке в 1991 г. снялся у Оливера Стоуна в знаменитой картине «JFK» (1991). А на следующий год был приглашен на роль Дракулы в фильм Ф.Ф. Копполы. С этого времени актеру предлагают преимущественно роли злодеев.

Премьера последней экранизации романа фильма «Дракула» состоялась в середине октября 2014 г. Поставил фильм начинающий режиссёр Гари Шор. Роль Дракулы исполнил актёр Люк Эванс*.
_____________________
* Люк Эванс (р. 1979) — английский актёр. Его самые успешные фильмы: «Хоббит», «Форсаж», «Робин Гуд», «Секс, наркотики и рок-н-ролл» и др.