Вера 1-3

Виктория Белькова
 Моей бабушке Соболевой (Маньковой) Вере Сергеевне посвящаю

(На фото Вера Сергеевна и Михаил Федорович Соболевы, 1946 год)

   
    «Не говори людям о Боге, если тебя
    не хотят слышать. Живи так,
    чтобы тебя спросили о Нем.»
                Патриарх Сербский Павел


                1

          Вера – так зовут мою любимую бабушку Соболеву Веру Сергеевну. Она уже давно в мире ином, но жива в моей памяти. Бабушка принадлежит к удивительному поколению людей. К поколению уходящему. И так хочется запечатлеть те крупицы воспоминаний, которые живут в моей памяти, чтобы передать детям, внукам.


         Если переправиться на пароме через Ангару из Свирска до Каменки, а потом поехать по Боханскому тракту, то через несколько километров будет поворот вправо, на проселочную дорогу. Без указателей. Да они уже и не нужны. Потому что деревни Склянка, где родилась моя бабушка, уже почти не существует.  Несколько лет назад мы с моим отцом, Виталием Михайловичем, туда приезжали. В деревне осталось только пара старых жилых домов  и несколько домов более поздней постройки.  Остальные заброшены.  Удивительно, но дом, где родилась в 1922 году маленькая Вера, сохранился. Печь и полы разобраны, но дом стоял еще под крышей и стены довольно крепкие. Умели раньше строить.

 
        – А вот здесь, на одной улице с мамой, жил с родителями Михаил Нефедьев, мой родной отец, – это папа проводит для нас маленькую экскурсию. Для папы здесь тоже все родное, ведь он тоже раннее детство провел в Склянке.
Не мною замечено, что жизнь наша иногда замыкается кругами. Бывает так, что долго ничего не знаешь о человеке и, вдруг, неожиданно получаешь о нем известие. Или, как здесь, стоя на земле, по которой ходили мои прадеды, и прапрадеды, а теперь, на моих глазах, бегали их правнуки и праправнуки, я думала, что какой-то круг нашей жизни замкнулся.


         Верунька, как звали ее родители, рано осталась без матери. Отец женился, забрав с собой в новую семью двух старших сыновей. А полуторагодовалую Верочку на похоронах матери клали к ней в гроб с причитаниями:

        – Возьми ее с собой! На кого ты ее оставила?


        Время было голодное, и бабушка, передавая мне этот рассказ, говорила без злости, без обиды. Взяли Веруню на воспитание дед Илья и баба Анна, родители отца, -  люди простые, но очень благочестивые. Скорее всего, от них Вера переняла веру в Бога, которую пронесла в своем сердце через все советское лихолетье.


         В какой храм они ходили? Скорее всего, в храм села Бейтоново (Байдоново, как говорила бабушка), что располагалось на берегу Ангары, напротив Каменки. Во время строительства Братского водохранилища, Бейтоново было затоплено.


        Некоторые дома перенесены в Свирск, а здание храма – в Балухарь, где долгое время использовалось как клуб. Говорят, у Бога ничего нет случайного... Почему-то именно в Балухарь было решено перенести Бейтоновскую церковь. Проходя мимо этого здания сейчас, представляю себе, как дед Илья и бабушка Анна помогают подняться по ступенькам и маленькой Вере. И думаю о том, что еще один круг замкнулся.
 

        Детство Веры пришлось на конец 20-х, начало 30-х годов прошлого века. Это были годы репрессий, голода. Дед Илья с женой и сами перебивались с хлеба на воду, а тут еще маленькую внучку нужно было поднимать. Было решено отдать Веруню в няньки  в семью ее зажиточного дяди из соседнего села. Вере было тогда семь или восемь лет.


        Бабушка вспоминала об этом с улыбкой:

        – Мне и самой еще нянька нужна была.

Кормили в семье дяди досыта, да жизнь была у малолетней няньки несладкая. Об этом говорила она скупо:
 
        – Приходилось белье зимой в Иде (приток Ангары) полоскать.  А стала постарше, стала убегать домой, к деду, бабе. Дядя с тетей приедут, уговаривают меня: «Поедем, Верунька, к нам, мы тебе пальто с воротником купим!». Я и соглашусь.

 
        Так повторялось несколько раз. Но пальто с воротником никто покупать не торопился. И однажды Вера не поехала:

        – Кинулась в ноги  деду с бабой и кричу: «Дедонька, бабонька! Я все-все дома делать буду, у порога спать буду, только не отдавайте меня к ним!»,  –  и не поехала с тех пор!

 
        В доме дяди одним из видов помощи по дому была просушка денег. Бабушка смеясь рассказывала, как в ее обязанности время от времени входило: разложить пачки денег на теплой печи. Были там разные деньги: и советские, но больше дореволюционных купюр, которые утеряли свою ценность, но продолжали сохраняться хозяевами. Может быть, с тех пор одной из любимых шуток-присказок бабушки было выражение: «Как жить дальше? – не знаю! Полмешка денег осталось!»


                2

      С Михаилом Нефедьевым и знакомиться не надо было – жили на одной улице.  К тому же Михаил был другом Вериного старшего брата Иннокентия. Об отце своего ребенка бабушка говорила просто:
 
      – Он очень хороший был, беленький такой. Любила я его!

     Я спрашивала:

      – А почему вы не поженились?

     И бабушка, боясь кого-то осудить, только пожимала плечами:

     – Война помешала.
 
      Но семейное предание передает и другую версию несостоявшегося брака.  Семья Михаила была чуть богаче соседей. Хотя, что значит «богаче»? Скотины во дворе больше, да обувка новее – вот уже и богачи! Но версия эта кажется мне правдоподобной. Видимо, не рады были родители Михаила возможной невестке в своем доме в лице Веры – сироте, да бесприданнице.


       В 1940 году Михаила призывают в армию, на Тихоокеанский флот. Попрощавшись с Верой и годовалым сынишкой, Михаил отбыл к месту срочной службы. Никто из них не знал тогда, что больше они не встретятся. Война внесла свои беспощадные коррективы не только в эту семью.


      О том, что воевал Михаил геройски, потомки узнали спустя 70 лет. Спасибо правнучке Наташе и интернету.  Удалось разыскать бесценные для нашей семьи документы.  Один из них – это список бойцов, представленных к награждению медалью «За отвагу», среди них под номером 12 – гвардии младший лейтенант Нефедьев Михаил Михайлович.


      Еще один документ – это уже персональный наградной лист, из которого следует, что воевал дед с августа 1942 года на западном, Брянском и Белорусском фронтах и представлен к Ордену «Красной звезды».  Внизу за подписью командира 218 гвардейского стрелкового полка гвардии полковника Бойцова сделана приписка: «В ночь на 12.01.44г., действуя смело и решительно, несмотря на ожесточенное сопротивление противника, (Нефедьев М.М.) выдвинулся со своим взводом вперед и первым овладел опушкой леса – опорным пунктом противника, чем обеспечил дальнейшее продвижение батальона вперед и выполнил поставленную задачу. Личным примером геройства и мужества, увлекая вперед на подвиги бойцов своего взвода, наносил противнику большие потери в живой силе».


      Перечитываю не раз эти строки, и каждый раз  – мурашки по коже и слезы в глазах.  По-военному скупые строчки, а сколько за ними стоит! Пытаюсь представить – вот он, мой дед, поднимается навстречу смертельной лавине огня, увлекая за собой своих солдат, поливая потом и кровью землю, нашу русскую землю. Чтобы мы жили. Чтобы жили наши дети, внуки, правнуки. Будут ли они осознавать, какой ценой куплена их мирная жизнь?


      Похоронка на Михаила приходила дважды. Первый раз – в 1943 году. Но тогда Бог миловал. Еще около полугода воевал дед до своего четвертого, рокового ранения. Вот и документ,  госпитальный журнал, это подтверждает. Из записи следует, что гвардии младший лейтенант Нефедьев Михаил Михайлович, 1920 года рождения, 218 гвардейской части поступил в медсанбат с травмой ампутации правого плеча, с обильной кровопотерей.


      В документе можно прочесть, какая именно была оказана медицинская помощь – введена кровь в объеме 1 литра, глюкоза, обезболивающее средство морфин, рану засыпали стрептоцидом. Далее указывается время и причина смерти: 04.05.44  от тромба в сердце. Указано и место захоронения: 1 км на юго-восток от села Ракитницы Волынской  области Турийского района. Это западная Украина. Вот с этим селом – Ракитницы  и связывает меня невидимая ниточка, протянувшаяся на тысячи километров. И есть мечта: если Господь сподобит, побывать на могиле деда, поклониться с благодарностью его праху.



                3

       Вера всю войну, как и многие тысячи женщин, работала в тылу, в колхозе, своим трудом приближая победу.Во время войны жила Вера с маленьким сынишкой в семье своего дяди – председателя колхоза. Жене дяди, Таисье, это, видимо , было не по душе. Про то время бабушка рассказывала:

– Приду, бывало, с работы поздно. В колхозе работали от зари и до зари. Тася своих детей покормит и с ними на печке спит уже, а мой Виталька по полу голодный ползает, плачет.  Печка остынет, покормить мне его нечем, голод был. Дам ему грудь пустую, так он голодный и уснет. Стала я потом кусочки-сухарики для сына припасать.  Или с работы иду, вижу, кто-то из соседей картофельные очистки на землю с помоями вылил.  Вот я этих очисток наберу, дома вымою, в печи огонь раздую, да картофельную кашу-толчонку сварю.

                Тяжело было слушать бабушкины рассказы.  Несмотря на пережитое, бабушка всю жизнь поддерживала связь с родственниками дядиной семьи. Тася в молодости потеряла ногу – попала под колесо грузовой машины, на которой ехал муж. Так всю жизнь, а прожила она более девяноста лет, эта женщина была на костылях. В памяти всплывали сценки из детства, когда мы с бабушкой приезжали в гости к тете Тасе и ее детям.  И я, маленькая, не понимала, почему эта старенькая женщина с протезом и на костылях каждый раз обнимала мою бабушку и с плачем причитала:

– Вера!  Прости меня, Верочка! Прости!
 
Бабушка тоже плакала:

– Война была, ВОЙНА!


                ***

             В 1946 году в их сельский клуб приехали зареченские парни, среди них был Михаил Соболев. Высокий, с яркой внешностью брюнет, участник боевых действий с Японией, он пленил сердце многим девушкам. Но приглянулась ему Вера  – веселая, неунывающая певунья и плясунья. Михаил поинтересовался:

     – Это чья такая бабочка?

      Михаил привел Веру с ее семилетним сыном Виталием в дом своих родителей, в Унен. Сыграли скромную свадьбу. Сохранилась и фотография этого знаменательного события. В приданое Вера привезла роскошь по тем временам: пуховую перину и сундук с вязанными крючком ажурными белоснежными подзорами. Этими подзорами молодая жена украсила горницу. Бабушка была не первой женой деда, но все женщины, с которыми Михаил пытался связать свою судьбу, после знакомства с крутым нравом мужа, убегали от него. Бабушка шепотом говорила нам:
 
     – Я у него пятая.


А на праздничных гуляньях она распевала популярную в то время частушку:

     Дура я, да, дура я,
     Дура я проклятая.
     У него четыре дуры,
     А я - дура пятая.

 
       Показал свой крутой характер Михаил и Вере. Поплакав ночь, стала она собирать сына, вещи, решила уходить. Но тут вмешались родители мужа. Видя, что невестка попалась смирная, скорая на любую работу, сговорчивая и беззлобная, они твердо заявили сыну:


      – Ну вот, Миша, если еще эта бабочка уйдет от тебя, собирай свои  монатки  (пожитки) и проваливай!

       Михаилу пришлось смириться и просить прощения у Веры. Хотя за почти полувековую совместную жизнь свой крутой нрав муж Вере показывал еще не раз. Когда мы с сестрой подросли, то с недоумением спрашивали бабушку:


     – Как ты терпишь?

     На что она со вздохом всегда отвечала:

     – Столько лет прожили. Чего уж теперь-то.


     После войны работала Вера и по уходу за овцами и дояркой фермы, на уборке урожая. А делали все вручную. Группу коров в 15-18 голов тоже доили руками. Всем женщинам дояркам кто-то помогал – то дочь, то сестра, то муж. Только у Веры и еще одной женщины помощников не было. Зато она помогала всем. Заболел ли кто, зовут Веру. Приходилось доить свою группу коров и группу заболевшей доярки. Стали болеть руки.  Не смогла выносить второго сына, после чего детей Господь уже не посылал. Зато всю свою материнскую нежность и любовь она отдала единственному сыну, нам, двум внучкам. Да и внучками бабушка нас никогда не называла, а всё дочками. И переживала, что это как-то может обижать невестку, нашу маму.


     Бабушка действительно, нам с сестрой стала второй мамой, духовной. Уже взрослыми  привела  нас в храм на Крещение и стала крестной нам и нашим детям.


     Ее любви хватало  и на чужих детей. Когда представилась возможность, ушла с фермы работать няней в детский сад.  Подросшие  воспитанники,  радостно встречали ее на улице, повисали на ней гроздьями. Признание детей дорогого стоит.


     Не отказывала бабушка в помощи и односельчанам. Чаще всего она бывала в доме тети Нади Гец. Хозяйка дома, прикованная к инвалидному креслу, звала Веру Сергеевну то картошку копать, то дом белить, то гусей щипать. А в качестве оплаты шила бабушке простенького покроя платья, сарафаны, блузы.


                Продолжение по ссылке
http://www.proza.ru/2015/01/01/384