Кто воюет по Уставу

Дмитрий Щербаков 2
    От автора: программа сего сайта "съедает" отдельные слова - вполне нейтральные. Вношу - они опять исчезают. Так по всем моим произведениям. Поэтому прошу их подразумевать, а не обвинять меня в неграмотности. Если перечитываю произведение позже и нахожу "съеденное слово", то делю дефисами.               

*****


                Кто воюет по Уставу, завоюет честь и славу.
                Русская народная поговорка.
                Кто воюет по Уставу, завоюет честь и славу?
                Уже размышление...

*****
       
         Начало светать. Львиная доля утренней зарядки уже позади – 2 часа пролетели, как несколько минут. Один комплекс пройден за другим. Все группы мышц прогреты и пора развлечься на серьёзное занятие – пометать ножи в саду, в брус 100 на 100.

       Я любил метание ножей. Именно во время этого занятия во мне просыпался «боевой дух» и я переходил в особое, боевое состояние. С далёких юношеских лет я накрепко запомнил притчу про ученика Великого мастера Лучника…

        Год за годом ученик таскал дрова и воду на гору в жильё Учителя, и только раз в год он брал в руки стрелу и лук. Мастер давать приказ выстрелить с поляны в мишень, стоящую за сотню добрых метров в кустах, в самом начале стены леса. Вопрос Мастера перед стрельбой всегда был один:

- Что ты видишь?

       И ученик перечислял:

- в первый год всё до мельчайшей травинки вокруг,

- во второй год, всё то, что было на пути к мишени,

- в третий год, всё то, что было около мишени,

- в четвёртый год описал лук и стрелы…

       И всё время стрелы летели «в молоко»…

       И только на 5-й год ученик ответил Мастеру:

– Ничего не вижу кроме цели!

       Выстрелил и попал в «десятку»!

       Так и я, в процессе метания ножей ловил это чувство цели, когда ничего не могло меня отвлечь от неё! Она, и только она!

       Третий подход… Четвёртый… Пятый… Шестой… А ножи всё никак меня не слушались.
 
       Изредка, конечно, вонзались в цель, но чаще, выбив щепу из бруса, улетали в огороженный сектор. Боевое состояние никак ко мне не приходило. Я сжал губы и принял решение – сотру до крови пальцы об оплетённые пенькой рукоятки ножей, вынимая их из бруса и собирая по участку, но в боевое состояние сегодня войду!

       Прошло не менее получаса и, собрав ножи в секторе, я пошёл к своей позиции, из которой я, сначала лёжа на животе, потом с колена, потом с разворота, потом в длинном прыжке с кувырком, потом стоя лицом, метал свою партию ножей – по два из каждой позиции… И перед тем как лечь, сгибаясь, пришло осознание того – Боевой механизм взведён! Я готов!

       Удовлетворённо вздохнув-выдохнув, я резко плюхнулся на живот, занёс для броска руку… и она упёрлась во что-то твёрдое! Этого не могло быть! Я ложился в место, вокруг которого на 3 метра не было ни единого препятствия или предмета! Значит опасность! Тело среагировало на автомате, без команд! Я перевернулся на спину, одновременно закидывая руку для броска в цель!.. и так и замер, увидев свой «упор перед броском» - это был не изменившийся ни одной чёрточкой, мой командир по воздушно-десантной подготовке (ВДП), моего парашютно-десантного батальона, капитан Трушкин…

       Я быстрей встал, чем до конца осознал КТО передо мной! Я подлетел волшебным образом, встав на ноги сразу из положения лежа на спине в стойку почти смирно.

       Такое чудо я видел только один раз в жизни, в карауле, когда будучи разводящим в учебке, в Борзе Читинской области, пришёл на пост «водозаборная скважина» и увидел спящего на боку, подогнув ноги, калачиком, в обнимку с автоматом часового… Я гаркнул – и он через мгновение стоял в положении «смирно автомат на груди»! Как он встал – я не поймал взглядом! Вот за это я его тогда и простил подчистую!..

       Но никогда не мог и подумать, что такое чудо могу совершить в таком преклонном возрасте и я!..

       - Товарищ капитан! Не спрашиваю откуда Вы так незаметно свалились! Просто искренне и чистосердечно рад Вас видеть! – и я протянул ему руку.

       Конечно, не укрылось от моего внимательного взора, что он несколько младше моего выглядит, хоть и полагалось ему выглядеть сейчас как минимум на 25 лет старше моего.

      «Захочет – сам расскажет. Он появился на моей территории. Он гость. Ему и первое слово с объяснениями» - вполне разумно рассудил я и предложил:

- В беседку, за стол?

- Да, Дим. Конечно.

       Мы прошли и сели на садовые кресла, в мою довольно вместительную беседку, что стояла на берегу бассейна с лилиями, выложенного природным, неотесанным гранитом.

      На столе не было ничего кроме тройки стаканов и графина со свежевыжатым апельсиново-яблочно-морковным соком. Это я приготовил себе его заблаговременно, помятуя о том, что после тренировки организм обязательно попросит парочку литров витаминизированного напитка, перед завтраком.

     Прошло уже минут 5-7, а мы поцеживали небольшими глоточками сок, внимательно глядя друг другу в глаза. Не начинал беседы никто.

     Мой бывший командир по ВДП, не допив стакан, поставил его на стол и произнёс:

- Прости за такое нежданное и неожиданное появление. Ты достиг «боевого состояния» и продолжать далее метание не имело смысла. Кроме одного – потешить своё самолюбие, уложив все 10 ножей в цель, рядышком друг к другу. Прости, что не дал насладиться, - он улыбнулся.

- Вам виднее, Александр Иванович, Вы старше и мудрее, - в ответ улыбнулся я.

- Спасибо, что вспомнил имя-отчество. Мелочь, но приятно.

- Есть у меня такое свойство организма: я добро помню всегда. И его носителя. Поэтому, что такое 30 прошедших с  момента окончания службы лет по сравнению с вечностью?

- Как ты тонко намекнул на свою осведомлённость! Молодец! Жаль, что у меня с тобой в армии не сложились более близкие отношения… Да, и зови меня Сашей, и на ты.

- Хорошо, Сашь, принимается. Хочу сказать тебе – спасибо, за то, что ты был в нашем полку. Ты был единственным лучиком светлого образа офицера ВДВ. Был таким, каким он и должен быть! Ты единственный, кто себя и словом и делом проявил «офицером чести». Все остальные были… мягко говоря… погоносители, не больше.

- Стоп, Дим! Прости, за всех не буду – в принципе так оно и было. Но у меня только по двум персонам вопрос: по твоему взводному – Тукманбетову и новому начПО полка. Что про них скажешь? Они свои обещания по отношению к тебе выполнили и здорово тебе помогли дембельнуться, а не сесть? Не так ли?

- А и не буду я возражать! Так оно и есть! Если б не Тук и не начПО, то шансы бы сесть «всерьёз и надолго» были бы. Но тут есть пара, НО…

       Во-первых, Тук мне проиграл в караулке в шахматы дембель. На него с ним играли. Это как карточный долг – долг чести. Он получил сначала мат в 2 хода, а потом после разбуянства со сметанием шахмат с доски, и второй. Поэтому он слово и сдержал…

- Прости, перебью. Ты этого не знаешь. Мы в тесном кругу обсуждали твою ситуацию. Ты тогда был прав. Абсолютно прав. И как мужик и как дежурный по батальону. И поступил соответственно правильно. Именно поэтому мы Тука благословили пойти к комендачам и забрать твой военник. Это стоило ему 5-ти бутылок водки, 3-х кг домашнего свежекопченного омуля, что прислали родственники с Байкала, и обещания свозить комендачей на наше поле БТУ с ночной стрельбой из АК боевыми патронами с трассерами по движущимся и встающим-падающим мишеням.

- Спасибо. Это мне важно. Даже сейчас. Полтора года ведь держал себя в узде в армии, не давал сорваться, а тут… после 2-х нарядов подряд дежурным по батальону такая фигня случилось, - я вздохнул – Башню сорвало. Состояние аффекта. Не оправдание. Факт.

- Ну, и во-вторых, Дим. Помнишь, начПО около караулки, наедине, пожал тебе руку и сказал: «Спасибо за честную службу, солдат. Никому не говорил. А ты достоин».

- Помню, конечно. Было приятно, но не понятно. Откуда он знает что-либо о моей службе и почему именно со всего полка один я? Или одному мне?

- Не важно. Он случайно обратил внимания на тебя во время ПТУ, твоей выше всяких похвал стрельбы из БМ-82, а потом и в составе атакующего с автоматами подразделения позиций противника. И он начал собирать информацию о тебе. И ничего плохого не нашёл. Кстати, комендачи, когда протрезвели и вспомнили, что Туку отдали твой военник, то позвонили начПО и строго попросили дать всю информацию о тебе. Он такое сказал о тебе, что их совесть сразу очистилась от совершенного ими в пьяном угаре поступка. Больше того, после опохмелки, они чуть было не решились к тебе приехать и попросить прощения за то, что здорово отмордовали тебя в своём кабинете. Да, ты молодец, что им тогда не ответил не подрихтовал их. Даже как-то «автоматическую активную защиту» отключил, иначе бы срок за их поломанные челюсти и рёбра получил бы гарантированно. 

       Да, и отдельное спасибо! Повеселил своим выездом с части! Здорово ты метнул в комбата дембельские ботинки и фуражку из отъезжающего на станцию Урала! Жаль, что в его удивлённую, от вида твоего берета, тельника, бертц и аксельбантов, точно в рожу не попал! Он потом сутки из запоя не выходил. Пил прямо в штабе и приговаривал:

- Всё… Теперь все так пойдут домой… Все пойдут, как первый ушёл… Иначе они мне разнесут казарму по кирпичикам… Прецедент есть прецедент… Вот паршивец, чуть в лицо ботинками не попал!!! И на глазах всего батальона!!! 

       Я задумался, вспоминая последние 3 месяца своей службы… Сколько всего было на грани фола… И в рамках закона и за его пределами… Я один такой был? Нетушки!!! Весь наш отдельный десантно-штурмовой полк так жил! И эта ядрёная смесь яростного беспутства и всеобъемлющего неподчинения, вала уголовных, административных и просто неуставных взаимоотношений среди всех и вся, не давала спать спокойно генералам в штабе Забайкальского военного округа, в Чите… И были они  у нас в полку нередкие гости… И ничего не могли сделать…

       Я встряхнул головой, выкидывая воспоминания о погранично-уголовных взаимоотношениях солдат-сержантов-офицеров между собой в самых различных сочетаниях, и вопросительно глянув в глаза Саше, спросил:

- Дело есть, или просто так меня посетил?

- Просто так по делу тебя посетил, - ухмыльнулся он.

      Прошла ещё долгая минута молчания, и он начал:

- Дим, сначала я прочитал твоё «Одна из 749» и вспомнил тебя… Потом начал следить за публикациями о Вселенной… Потом в эту схему вписал себя и задумался…

      Зачем прибыл Оттуда и что за дело? Чтоб ты выслушал, запомнил, записал и передал моё мнение. Это моё мнение и я имею на него право! Слушай и запоминай, - он отпил маленький глоточек и продолжил:

- Я поступил в Рязанское училище ВДВ не для того, чтобы быть «машиной смерти», доказывать всем и вся, что я супермен. Я поступил для другого. Чтоб развить и укрепить свои навыки выживания в любых условиях. Полностью автономных от цивилизации. На долгое время. Именно поэтому, ты знаешь, я уходил на весь свой отпуск в долгие пешие походы на 1 000 и более километров, по огромной территории от Алтая до острова Диксон и от Челябинска до Анадыря и Петропавловска-Камчатского…

- Да, - перебил вдохновлённый воспоминаниями я, - Сашь, я помню эти удивительные рассказы о найденных тобой Ту-104 со скелетами пассажиров и пилотов, о МИ-1 и МИ-2 с останками геологоразведочных партий и мешками золотого песка и самородков, о найденных американских ленд-лизовских самолётах с пилотами в кабинах, о пустых и заброшенных деревнях 15-19 веков, со всем скарбом, будто люди неожиданно и сразу ушли оттуда, и про именно вымершие каторжные поселки с останками царских солдат в караулках и сторожевых будках, и каторжан, погибших вместе единовременно от чего-то неожиданного,  о деревнях староверов кои ушли столетия назад в тайгу и до сих пор весело и счастливо живут без всякой связи с цивилизацией, храня чистый генофонд русского народа… Прости, перебил.

      Он махнул рукой и продолжил:

- Я исследователь. Я не боец и не политик. Моя жизненная стезя на Земле была: найти, осмыслить и понять. Теперь Там… Не перебивай, прошу, - предварив мой вопрос, сказал, подняв руку он, - я тот же Исследователь, далёких от пограничных с Тёмными территорий. Я в других пограничных территориях – с Неизведанным. С Неизвестным.

      И это не менее опасно для меня, и не менее полезно для Цивилизации Светлых, чем участие в боевых действиях с Тёмными. Я ухожу туда, где никто никогда не был из цивилизации Светлых, да и Тёмных тоже. Что меня там ждёт каждый раз - не знает никто. И вернусь ли я, или буду уничтожен – тоже неизвестно.

      Предваряя твой вопрос отвечу – всего 10 лет я Там. И сделал кое-что полезного. Много или мало - не мне судить. Я учусь и развиваюсь. И растет мой коэффициент, по- земному, полезного действия.

      Как ты считаешь, что важнее – победить врага или не сделать врагом того, кто потенциально может быть твоим другом?..

- Сашь, я всегда помнил, помню и буду помнить слова нашего инструктора по рукопашке: «Не начал бой – значит выиграл. Начал бой – считай, что его уже проиграл». Поэтому я не сторонник боевых действий. Я придерживаюсь мнения, что война это всегда, во-первых, столкновение финансовых интересов и, в конечном счёте, часть бизнеса. И, во-вторых, что война – это доказательство проигрыша политиков. Проявленное во вне кровавое действо проигрыша политиков. Только без их, к сожалению, личного участия. Они всегда будут в стороне, обвиняя друг друга в войне.

     Мой ответ: "Важнее приобретать друзей, держа на дистанции врага".

- Как ты вывернул ответ однако! Ладно, - такой ответ принят и понят! – он рассмеялся.

      И продолжил:

- Я рад, что ты понял мою точку зрения. Прости, повторю чуть шире. Есть во внешней Вселенной, то есть за пределами нынешних Светлой и Тёмной цивилизации, Иные цивилизации. Ну как американские индейцы во времена Колумба. И их неизмеримо больше, чем многомиллиардных цивилизаций Светлых и Тёсных даже не сложенных, а помноженных друг на друга. И хочешь того или не хочешь, но взаимоприкосновение случаются постоянно. Точнее – это постоянный процесс. Я собиратель  информации. Не мессионер, поэтому не прошу понять нас, а я пытаюсь понять их. Я разведчик-исследователь. Учёный. Безоружный учёный. Мотивированный только одним постулатом: Понять и принять. И чтоб они – Поняли и приняли меня как представителя цивилизации. Иначе кризис отношений неизбежен и с великой долей вероятности – конфликт. Мы различны. Порой очень различны. Даже отличаются более, чем два земных обитателя – тиранозавр и тритон, обитатель подземных пещер, живущий в кипящей кислоте и питающийся кремнием. Которому кислород для его жизненных процессов совсем не нужен. Это только отличие двух обитателей Земли в физиологии. А есть более существенные, помимо форм и физиологий, различия, связанные с мировоззрением и даже строением и быстродействием логического, мыслительного  аппарата, формами передачи информацией и даже кодировкой и структурой самой информации.

     Именно для этого я и пришёл к тебе для личной встречи, сказать тебе и передать всем, с кем ты делишься своими мыслями о вселённой Вселенной:

     Есть тысячи точек приложения для всех рождающихся Там и прибывающих с Земли в Ту Вселенную, которая закрыта сейчас от Земли.

      Но не все Воины, не все Бойцы, и быть «бойцами невидимого фронта» против Тёмных у них нет желания. Никакого.

      Появление Оттуда на Землю – это может расцениваться Тёмными как провокация, и может быть и поводом для войны с Тёмными, ибо это их территория.

      На Земле сейчас хрупкое равновесие. Почти пат. Светлые считают, что ситуация проиграна и постепенно чаша весов всё ощутимее склоняется в пользу Тёмных. Тёмные считают, что скорость по приятию «тёмного мировоззрения» снижается и скоро может наступить перелом, и тогда нынешний процесс перехода от мировоззрения Светлых к мировоззрению Тёмных пойдёт вспять.

      Пока ни мы, ни они не приняли решения, что делать дальше, ибо есть разноречивые оценки ситуации сегодняшнего дня. Но, в любом случае, лучше пусть замеряют и рассчитывают, чем вступают в военное противоборство. Не так ли?

- С одной стороны – да. Худой мир лучше доброй войны, но у меня вопрос всё таки вертится в голове… Есть пограничная территория цивилизаций Светлых и Тёмных. В ней Матушка-Земля со всем её населением. Несколько тысячелетий идёт «перетягивание каната» по каким-то установленным ими правилам. Эти правила точно есть, ибо ни одна цивилизация, ни другая явно о себе не заявляют. Их как бы нет. Никто не пришёл в открытую к землянам и во всеуслышание  не сказал:

– Мы есть. Мы воюем. А вы тут сидите спокойно и не вмешивайтесь! А если кинетесь в объятия одних или других, то от обиды противоборствующая сторона начнёт войну и тогда ваше поголовье землян резко и быстро сократиться…

- А почему поголовье, смею спросить?..

- Да потому что за баранов нас держат!!! Поэтому по головам считают и поголовьем называют!!! И они пастухи «пасущие стадо»!!! Иначе картинка не складывается!!! Наплевательство и безразличие к миллиардам землян, как можно назвать, кроме как «скотское отношение»?!!

     Саня рассмеялся.

- А что, Сашь не так? Лучше не учить грамоте ибо будешь бояться, как бы чего он запрещенного не прочитал? Так что-ли? Откуда такое недоверие и неверие? Откуда такое отношение, как к недоумкам? Вы дайте полноту картины, а мы разберёмся сами без трагических последствий, что и как? Надо будет – спросим! Почему без нас всё Там решают, такие умудрённые многомиллиарднолетним опытом построения цивилизаций? Где они, ваши успехи? Покажите! Продемонстрируйте! Зачем загнали в подпол, накрыли крышкой и выключили свет?!!

     Я выдохся и замолк. И Саша молчал.

- Есть рациональное зерно в твоих рассуждениях. Не давать взрослому сыну нож, боясь, что порежет пальчик?.. Одновременно забывая о том, что это и орудие защиты от хищника и орудие для добычи пропитания?.. Так и есть. Но есть но… Шаткое равновесие и патовая ситуация сейчас на Земле. Пускай такой побудет некоторое время. И варево зреет, и последняя капля уже недалече…

     И напоследок кое-что ещё скажу тебе…

     Про себя скажу… Как «предателя» Земли и землян… Я сирота… И прожил в одиночестве… Одноклассники-однокурсники быстро рассосались по стране и потерялись… С кем пришлось служить – сам их видел воочию. А на пенсии отношения не успели сложиться, да и поздновато было для образования «дружеских связей», так были приятельские. С семьей не сложилось. Ни разу.

      Почти 10 лет прошло, а на могилке моей никто не был… ни разу. Заросла уже, и скоро её разберут и сровняют с землей. Ты единственный, кто обо мне вспоминает добрым словом хоть иногда. Все остальные в суете и в своих приземлённых делах.

      Так кого я предал, если предать можно конкретного человека или идею? Из людей я никого не предал, а со своей идеей исследователя продолжаю жить Там!

      Так что, Тут меня забыли, а значит и предали…

      А там я повстречал, и обрёл всё – и друзей, и единомышленников, и семью - жену и детей!..

      На Земле моя исследовательская территория была от Алтая и до кромки Ледовитого океана, от Уральского хребта и до Сихотэ-Алинского. А Там – нет ограничений! Миллионы и миллионы световых лет в любую сторону! Миллионы планет и галактик!

     И спектр возможностей, ощущений и чувств на пару-тройку порядков выше земных! Рвался бы ты покататься на ЗАЗ-968 с педальным приводом, если бы под рукой стоял Бугатти-Вейрон?.. Обдумай… Прикинь на себя…

     Он встал, протянул руку для рукопожатия, пожал протянутую в ответ мою руку и, не отпуская её, добавил:

- Да, там на Земле, я частенько нарушал положения уставов… Творчески подходил к выполнению их безукоснительных требований. И чтоб вам в батальоне в нечеловеческих условиях полегче жилось, и чтоб борзота офицерская не сильно «прыгала на ваших костях», и чтоб боевые задачи выполнялись и вы все вернулись живыми и здоровыми домой… Но я не могу в нынешних условиях противопоставить некоторые свои личные установки по творящемуся, и не приемлемому мною, на Земле. Своими активными действиями я могу нарушить баланс, и последствия могут быть непредсказуемы… Хлипкий карточный домик рассыплется и погребёт всех живущих на планете аборигенов-землян. Нет у меня такого права, нарушать соглашение и двигать карты домика в его основании! И не ответственности я боюсь за свои действия, а взвешивая свои возможности, говорю:

- Одному не под силу! И десяти! И ста! И тысячи! Этот укрепрайон надо брать иными силами! Какими?.. Не ко мне вопрос! Нет у меня пока ответа! Не нашёл у кого спросить, и получить конкретный и чёткий ответ! Да и не моя это задача! Я другим занимаюсь, и рассказал тебе об этом.   

       …и медленно пошёл к выходу из беседки. Вдруг резко развернулся и с улыбкой тихо произнёс:

- Я всё сказал. И не прощаюсь. Спасибо тебе за пищу для размышлений. До встречи… Там, а, может быть, ещё и Тут…

******

      Это лишь один из многих вариантов причин невозвращения бывшеживущих 100 миллирдов землян обратно из Вселенной на Матушку-Землю… Так это было, есть и будет, или не так, - покажет будущее. А это будущее придёт к каждому обязательно, как только опустеет чаша песочных часов Жизни.

     Будут от меня и иные, не менее удивительные, варианты.


28.12.2014

11-03