Почему дурак не может быть умным

Даная Дан
Уходят мысли в никуда,
Приходят мысли из ниоткуда....


Сформулировать мысль - создать образ мысли. Образ мысли подобию созданию рукописного образа, картины, требует определенного навыка - риторики и таланта художника, но сложнее техники живописца. Картину можно рисовать годами - мысль излагается мгновенно. С учетом того, что скорость сформулированной мысли превышает скорость изложения как устного, так и письменного, а сама мысль - ее образ, видение этого образа - движется с еще большей скоростью, то на практике лишь немногие обладают красноречием, еще меньше - способных создавать тексты с хорошо сформулированной мыслю в понятном и красивом изложении. Держать образ мысли в сознании невозможно из-за скорости движения мысли. Образ постоянно видоизменяется. Нам кажется, что думаем о том же, но в действительности прежняя мысль, появившаяся в сознании энное время, ушла, а на ее место пришла другая мысль, похожая, но с утраченными элементами прежнего. Образ прорисовывается похожими фрагментами и дополняется новыми. Основная идея как закрепленный результат сохраняется в памяти, детали - нет. Это набросок, сам образ - детали прочерченные на наброске и раскрашенные в краски. Детали и краски текучи как само время. Можно запомнить уже сформулированную мысль, но для этого необходим четкий образ в сознании, посредством повторения или перенесения его на бумагу. Но что есть мысль? Сказать, что это действие разума, значит ничего не сказать. Формирование мысли - есть, кратко, четко, понятно, но оно не дает представление о мысли как об образе, так как мысль это не только промежуточный результат мышления, но и энергия. Само мышление сопровождается визуализацией образа, ощущениями и переживаниями, и форма чувств не имеет четких очертаний. И если чувствам невозможно придать четкую форму, так как возможно удержать мысль в сознании, где быстротечность процессов сравнима со скоростью фотонов. На помощь приходит память - там, в глубинах сознания, и оседает штампом все необходимое и впечатляющее. Память выполняет функцию фиксирования события и мысли в виде оттиска. Есть еще навык речи, но в нашей истории синхронность перевода не рассматривается. Понятно, что способность озвучивать мысль - одно из достижений разума, не конечный результат - нам до него далеко. И передача мысли на расстояние - не конец эволюции разума. Думаю, мы таких высот не достигнем. Поэтому эту часть оставим за пределами внимания. Вернемся к формированию.

Сформулированная мысль - это словесное или письменное выражение какой-либо мысли, придание ей словесной формы. То есть озвучить или письменно изложить мысль в форме можно, а какова она на вид, вкус и цвет, то зависит от навыка - приобретенных знаний и умения применять навык. Казалось бы так просто.... Учи речь, получай образование... и мастер готов. Но не бывает воды без подводных камней и айсберг показывает лишь вершину... Скорость мышления у всех разная, и психические процессы, помимо природной скорости - способности накапливать и усваивать информацию, зависят от физического состояния и внешних факторов. И если отбросить внутренние и внешние факторы, то в чистом виде мышление базируется на логике, гносеологии и диалектике. Логическая способность постигать смысл и связь явлений сводится к доказательству и опровержению, гносеологическая способность к познаниям - к любопытству, диалектическая способность вскрывать противоречия действительности - к рассуждению. Следовательно, скорость постижения смысла и связи явлений, сила притяжения к знаниям и способность находить противоречия определяют скорость мышления и скорость формирования мысли. Если логика и диалектика обучаемы, то сила к знанием - это природное качество. Вот и подводный камень или низ айсберга. Силу к познанию мира не приложишь ни к одному учебнику. А без силы влечения к постижению смысла и связи явлений, нет силы и к знаниям. Можно запомнить множество правил, научиться говорить штампами и не стать мастером речи. Для сформулирования мысли - предания ей формы - требуется огромное количество энергии, и эта энергия вырабатывается за счет скорости мышления. Чем больше скорость, тем больше энергии. Вот почему при низкой скорости мышления формирование мысли проходит медленно. По этой же причине  и снижено влечение к познаниям. Вовлеченный в умственную деятельность головной мозг в стадии активности пребывает недолгое время, если расход энергии не компенсируется за счет активности мышления. Своего рода происходит цепная реакция. Основной генератор - мозг - за счет остаточной энергии запускает ускоритель накопления новой энергии, чем и являются мыслительные процессы. Значит ли это, что накопление новой энергии может происходит бесконечно? Нет. Наступает физическая усталость, при которой все мыслительные процессы свертываются. Наше тело несовершенно, состояние его зависит от мозговой активности и отлаженных синаптических связей. Синапсис или нейропередача поглощает немалое количество энергии, больше, чем ее уходит на формирование мысли. Почему и при мозговых травмах, при достаточно высоком уровне интеллекта, может и не происходит процесс формирования мыслей. Почему и мозговая активность ограничена, что расход энергии на электрическое движение в синапсах связан с химическими процессами. Ускорение химических процессов в организме  напрямую связано с электрическим движением в синапсах  и отъемом энергии на поддержание самих нейронов. Головной мозг это не только мыслительные процессы, то есть то, чем мы думаем, но и орган. осуществляющий контроль над деятельностью всего организма. В функциях головного мозга первично - обработка сенсорной информации, поступающей от органов чувств, затем - планирование, принятие решений, на следующем месте -  координация и управление движениями, далее - положительные и отрицательные эмоции, внимание и память. И на самом последнем месте - восприятие и генерация речи. Из разложенного по полочкам, сам собой напрашивается вывод: большая часть энергии идет на нужды организма и лишь незначительная часть - та самая остаточная энергия - на усвоение информации. В здоровом теле - здоровый дух... Ну, что тут скажешь? Древние были мудрее нас, и кто знает - может и умнее. По сути, мы ничего не изобрели нового - только сформулировали идеи древних. И мы только начинаем задумываться над тем - безвозвратна ли ушедшая мысль. Идея, что существует эфир - это то место, куда уходят одни мысли и приходят другие, не имеет четкой формы. Технические средства позволяют слышать радиоволны на определенных частотах. Мозг - тоже волновое излучение. Услышать чьи-то мысли - дело за техникой. Но нужно ли это человечеству? При наличии чужих мыслей - свободного доступа к ним, человечество разучится думать, говорить, творить. Пещерный век может оказаться и не за горами - рядом, за поворотом очередной техники. Но не будем о столь далеком и маловероятном. Почему дурак не может быть умным - актуальнее на сегодня.

Увеличить мозговую активность при увеличении скорости протекания химических процессов возможно, но сами мыслительные процессы зависят уже от скорости мышления, и это, увы, невозможно ускорить, если нет дара - природного любопытства и тяги к тайнам. А так как каждый дар - редкость, то умных людей значительно мало. Как определиться в том - умный ты, посредственность или дурак? Задайтесь вопросом - много ли тайн вами открыто? Вопрос, разумеется, исторического и научного характера, а не то, кто живет по соседству и сколько денег на счету вашего знакомого. И подслушать, что сказал такой-то - не есть любопытство - низменная страсть к чужому «грязному белью», невежество помноженное на отсутствие культуры. Любопытство или любознательность - стремление к приобретению новых знаний. Приобретение же новых знаний приближает к тайнам природы и разгадкам их. С учетом того, что под природой подразумевается все внутри и вокруг нас, то область любознательности неограниченна в запросах, и это единственное неограничение в наших способностях - проявлять интерес к природе, познавать природу вещей, постигая смысл и определяя их предназначение.

Итак, тема исчерпана, остается добавить:

«Мысль – это следствие желания» - так, однажды, сказал Михаэль Лайтман; и что, по Артуру Шопенгауэра, «самобытные мысли и объективные концепции не появляются, когда им вздумается, и заставляют себя дожидаться». Оба, ученик каббалиста Баруха Ашлага и самый  известный мыслитель иррационализма, - явный пример неиссякаемой любознательности, следствием чего стали их труды по философии и раскрытие тайн в мистике. Совокупность теологических и философских доктрин как теория переходит в практику, если мистицизм обретает четкие формы реальности. Любознательность - не только путь к научному успеху. Это свойство изменяет жизнь самого человека, делая его духовно богаче, и изменяет жизнь других людей. Великие мысли не уходят в никуда. Все великое оседает в сознании человечества, эволюционно изменяя сущность каждого и общества в целом. 


Даная Дан, 29.12. 2014