Глава 31. Элиза Дулиттл

Виктор Еремин
Эта чумазая вульгарная девица, неожиданно превратившаяся под благотворным воздействием профессора фонетики Генри Хиггинса и его приятеля полковника Пикеринга в изысканную красавицу британского аристократического общества, вот уже скоро сто лет неизменно остаётся одной из любимейших героинь сентиментальных представительниц слабого пола всех континентов. Действительно, этакая Золушка начала XX столетия.

Связано такое прекраснодушное заблуждение со столь распространённой сегодня болезнью — посмотреть кинофильм, значит, прочитать книгу, уж тем более пьесу. Однако не зря Бернард Шоу определил своё произведение как пьесу-роман в пяти действиях. В «Пигмалионе» есть прозаическое и мало интересное для зарубежного читателя Вступление и необычайно важное для понимания всего произведения Послесловие на десяти страницах. Вот благодаря ему мы и сможем более менее объективно поговорить о милой Элизе Дулиттл. Но вначале о самом авторе пьесы-романа.

Джордж Бернард Шоу (1856—1950) родился в Дублине, в семье неудачливого ирландского коммерсанта. Мальчику едва исполнилось семь лет, когда его отец окончательно разорился, запил и стал хроническим алкоголиком. Мать же Бернарда, будучи женщиной талантливой и упорной в своих устремлениях, выучилась вокалу и, став преподавательницей пения, уехала в Лондон.

Хотя Бернард и ходил в школу для бедняков, скорее отнимавшую время, чем дававшую образование, мальчик оказался от рождения высокоодарённым и развивался преимущественно за счёт несистематизированного чтения книг.

В пятнадцать лет Шоу вынужден был устроиться на работу: сначала клерком — собирал квартплату с жителей бедных кварталов Дублина (отчего так хорошо узнал жизнь городских трущоб), потом главным кассиром в земельной конторе. Однако такое прозябание не устраивало молодого человека, и в 1861 г. он перебрался к матери в Лондон, где вновь занялся самообразованием, активно посещая библиотеку Британского музея. Там Бернард и познакомился с Уильямом Арчером*. При их первой встрече Арчер обратил внимание на тот факт, что Шоу одновременно читал «Капитал» Карла Маркса и партитуру «Золота Рейна» Рихарда Вагнера — он искал соответствие между этими произведениями!
__________________
* Уильям Арчер (1856—1924) — известный английский театральный критик. Автор ряда книг о театре. Переводил и пропагандировал драматургию Г. Ибсена.

Арчер предложил новому знакомому вместе написать пьесу «Золото Рейна», лейтмотивом которой должна была стать борьба между сверхчеловеком и сверхприбылью. Шоу первоначально согласился, но затем постепенно разошёлся с Арчером и написал пьесу сам. С этого времени и начался драматург Бернард Шоу. Тогда же им были сочинены пять романов, которые долго не могли найти своего издателя.

В 1884 г. Шоу вступил в Фабианское общество* и на всю жизнь остался убеждённым социалистом, но немарксистского толка. Идеями фабианского социализма проникнуты практически все произведения писателя, в том числе и прославленный «Пигмалион».
___________________
* Фабианское общество — реформистская организация в Великобритании; основана в 1884 г. и существует по сей день, являясь ядром лейбористской партии. Видными членами общества были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Беатрисса и Сидней Вебб. Название происходит от имени древнеримского полководца Фабия Максима Кунктатора (Медлительного), известного выжидательной тактикой в войне с Ганнибалом. Считая социализм неизбежным этапом экономического развития, фабианцы признавали лишь эволюционный путь и отрицали социальные катаклизмы — революцию и диктатуру пролетариата. Они вообще были против классовой борьбы пролетариата и создания им самостоятельной политической партии.

При поддержке Арчера Шоу удалось устроиться в газету театральным критиком, что позволило ему вести относительно безбедный образ жизни. Но увлечение драматургией писатель не оставлял. Постепенно Шоу создал новый тип драматургии, определив свои произведения «пьесами-дискуссиями» — это интеллектуальные драмы, в которых основное место принадлежит не захватывающему сюжету, а напряженным спорам и остроумным словесным поединкам, которые ведут герои произведения.

Вряд ли стоит рассказывать обо всех мытарствах непризнанного драматурга, но блистательного политического оратора, каковым проявил себя Шоу в Фабианском обществе, и преуспевающего театрального критика. Звёздный час писателя пробил в 1904 г. Именно тогда молодой актер Х. Гренвилл-Баркер* возглавил лондонский театр «Корт» и начал с успехом ставить пьесы Бернарда Шоу.
________________________
* Харли Гренвилл-Баркер (1877—1946) — английский актёр, режиссёр и драматург; возглавлял театр «Корт» в период 1904—1907 гг.

Однако подлинную известность принесло драматургу его чисто коммерческое произведение «Первая пьеса Фани» (1911), которая не сходила со сцены английских театров почти два года. Затем последовал шедевр Бернарда Шоу — «Пигмалион» (1912).

Роман-пьеса «Пигмалион» был создан в разгар бурного романа женатого уже драматурга и актрисы Патрик Кэмпбелл*, для которой и писалась роль Элизы Дулиттл**. Премьера пьесы состоялась осенью 1912 г. в Вене, затем в Берлине. В Лондоне «Пигмалион» был впервые поставлен весной 1914 г., и роль Элизы сыграла Патрик Кэмбелл.
___________________
* Патрик Кэмпбелл (Беатрис Стелла Кэмпбелл) (1865—1940) — известная английская драматическая актриса; любовница Бернарда Шоу. На основе переписки Кэмпбелл и Шоу американский актёр и режиссёр Джером Килти (1922—2012) создал в 1957 г. пьесу «Милый лжец». В СССР «Милый лжец» был особенно знаменит благодаря исполнителям главных ролей в телевизионной постановке Анатолия Васильевича Эфроса (1925—1987) — Анатолию Петровичу Кторову (1898—1980) и Ангелине Осиповне Степановой (1905—2000).
** Обратите внимание на любопытнейшее совпадение: английскими писателями в течение семи лет были опубликованы два шедевра мировой литературы, главные герои которых носят одинаковые фамилии. В 1912 г. появился «Пигмалион» с Элизой Дулиттл. А в конце 1920 г. Хью Лофтинг (1886—1947) опубликовал всемирно любимую книгу «Доктор Дулиттл и его звери», нашим читателям более известную по авторизованному пересказу Корнея Ивановича Чуковского (1882—1969) «Доктор Айболит».

Пьеса создавалась автором как фрейдистское произведение с марксистско-фабианскими элементами. Полный и глубокий психоанализ личностей главных героев Шоу дал в Послесловии пьесы-романа.

Отталкивался он от личностей покровителей Элизы. Профессор Хиггинс, по замыслу драматурга, был человеком тяжко больным эдиповым комплексом, так что ни о какой любви между ним и его ученицей речи быть не могло. Полковник Пикеринг также относился, выражаясь словами Шоу, к той категории холостяков, которые «возвышаются над средним уровнем благодаря своим высоким нравственным качествам и культуре», и для которых свойственно «отделение секса от других человеческих связей, достигаемое… путём чисто интеллектуального анализа»*. Другими словами, был импотентом и не мог жениться.
_______________________
* Бернард Шоу. Избранные произведения. М.: Панорама, 1993.

Далеко не глупая, обладающая бульдожьей житейской хваткой, хотя и весьма ограниченная в силу жизненных обстоятельств, Элиза Дулиттл, по словам создавшего её автора, сразу поняла, что рассчитывать на брак в доме Хиггинса ей не приходится. И тогда она приложила все усилия, чтобы не упустить выпавший на её долю счастливый случай.

В тот вечер, когда состоялось представление Элизы на светском приёме, а затем она устроила Хиггинсу скандал, девушка уже знала, что выйдет замуж за Фредерика Эйнсфорда Хилла — того самого молодого человека, который постоянно слал ей любовные письма и был на двадцать лет моложе Хиггинса. Брак состоялся, после чего оказалось, что Фредди нищ, как церковная мышь. Можно было бы рассчитывать на отца Элизы — бывшего мусорщика, единственного, кто извлёк материальную выгоду из всей этой истории. Но этот талантливый демагог и балагур стал вхож в самые престижные дома Лондона, с ним даже советовались премьер-министры. На активную светскую жизнь доходов от полученного наследства ему самому не хватало, почему старик и отказал дочери в какой-либо материальной помощи.

Заботу об Элизе взял на себя полковник Пикеринг, который дал за девушкой небольшое приданое. Впрочем, это стало поводом для молодой пары перебраться жить в дом Хиггинса на Уомпл-стрит на правах взрослых детей двух холостяков. Хозяин дома считал присутствие Элизы в его жилище само собой разумеющимся, а Фредди рассматривал как неизбежный в такой ситуации предмет мебели.

Сев на шею приёмным «родителям», Элиза принялась за поиск работы. Первоначально она вознамерилась преподавать фонетику, чем привела Хиггинса в перманентную истерику. Однако после того, как выяснилось, что Элиза не только не имеет представления о каких-либо науках, но даже не умеет писать, девица была вынуждена согласиться с предложением полковника, который купил ей цветочный магазин в галерее вокзала неподалеку от Музея Виктории и Альберта, где он и находится по сей день.

Целых девять лет Элиза и Фредди учились торговать, благо, кормили и одевали их добродушные покровители, а Пикеринг оплачивал просчёты и провалы неумелых предпринимателей. Но потом дело неожиданно пошло, и цветочный магазин Элизы Эйнсфорд Хилл стал приносить всё больший и больший доход. Остаётся только предположить, что в дальнейшем Элиза и Фредди нарожали множество ребятишек и стали наследниками состояний Пикеринга и Хиггинса.

А социалисткой-фабианкой оказалась сестра Фредди — Клара, та самая глупая девица, которая как попугай повторяла вульгарную болтовню Элизы. Она безответно влюбилась в Герберта Уэллса. Как не без ехидства писал Бернард Шоу, для Клары стали неотразимы «его подкупающая опрятность и собранность, маленькие руки и ноги, богатый, щедрый ум, непритворная простота и какая-то тонкая понятливость, свидетельствовавшая о его способности воспринимать и чувствовать всем организмом — от любого волоска на макушке до кончиков ногтей на ногах…»*.
____________________
* Бернард Шоу. Избранные произведения. М.: Панорама, 1993.

Под воздействием идей любимого Клара обратилась к идеям социальной справедливости. Она так никогда и не вышла замуж.

Бесспорно, такой финал произведения разочарует многих поклонниц Золушки XX в., но Бернард Шоу предпочёл жизненную правду романтическим фантазиям о единовременном перерождении дочери бедняка в великосветскую даму. Он полагал скверным делом — дарить надежду несчастным в мире безвыходного социального разделения общества. Потому режиссёры и предпочитают разрывать пьесу-роман на середине, благодаря чему «Пигмалион» вот уже которое десятилетие пользуется неиссякаемой любовью восторженных особ.

Балет «Галатея» был написан советским композитором Т.И. Коганом*. В 1977 г. не эту музыку был снят фильм-балет с Е.С. Максимовой** в главной партии.
____________________
* Тимур Иосифович Коган (р. 1943) — советский композитор, автор ряда мало известных опер и балетов.
** Екатерина Сергеевна Максимова (1939—2009) — великая русская балерина, народная артистка СССР.
 
Первая экранизация «Пигмалиона» была сделана в Англии в 1938 г. режиссёром Энтони Эскуитом*, роль Элизы исполнила актриса Уэнди Хиллер**.
__________________
* Энтони Эскуит (1902—1968) — английский кинорежиссёр, создатель таких известных фильмов, как «Очень важные персоны» и «Как важно быть серьезным».
** Уэнди Хиллер (1912—2003) — знаменитая английская актриса, нашему зрителю она известна по фильму «Убийство в Восточном экспрессе» 1974 г. в роли графини Натальи Драгомирофф.

По мотивам «Пигмалиона» в 1956 г. композитор Фредерик Лоу* создал знаменитый мюзикл «Моя прекрасная леди».
______________________
* Фредерик Лоу (1904—1988) — американский композитор, создатель нескольких мюзиклов, самым знаменитым из которых стала «Моя прекрасная леди».

В 1964 г. мюзикл был экранизирован режиссёром Джорджем Кьюкором*. Роль Элизы исполнила великая Одри Хепбёрн**.
__________________
* Джордж Кьюкор (1899—1983) — американский кинорежиссёр, прославился ещё в 1930-х гг., сняв классические фильмы с Джин Харлоу, Гретой Гарбо и Кэтрин Хепбёрн в главных ролях. В послевоенный период снял знаменитый психопатологический триллер «Газовый свет» с Ингрид Бергман, снимал фильмы с Мэрилин Монро («Займёмся любовью») и Анной Маньяни («Дикий ветер»). В СССР Кьюкор выступил режиссёром первого советско-американского фильма «Синяя птица» с Элизабет Тейлор, Джейн Фондой, Маргаритой Тереховой и Георгием Вицыным.
** Одри Хепбёрн (1929—1993) — звезда Голливуда, дочь англо-ирландского банкира. Прославилась в таких классических фильмах, как «Римские каникулы», «Моя прекрасная леди», «Как украсть миллион», в роли Наташи Ростовой в американской версии «Войны и мира» и др.

Последняя экранизация пьесы была сделана в 1983 г. в США режиссёром Аланом Куком. В роли Элизы выступила Марго Киддер.
__________________
* Алан Кук (1926—1994) — известный английский кинорежиссёр, постановщик ряда известных телесериалов, в том числе «Тайны отца Даулинга», «Красавица и чудовище», «Она написала убийство» и др.
** Марго Киддер (р. 1948) — канадско-американская актриса. Звезда серии фильмов «Супермен» и фильма ужасов «Ужас Амитивилля».

По «Пигмалиону» снято несколько адаптированных (на тему) экранизаций — от порнографических и гомосексуальных до ремейков. Последний такой телесериал «Селфи» вышел на экраны в 2014 г. Режиссёр Эмили Капнил*. Роль Элизы исполнила Карен Гиллан**.
_______________________
* Эмили Капнил (р. 1972) — американский телережиссёр. «Селфи» её более удачная работа.
** Карен Гиллан (р. 1987) — шотландская актриса, звезда телесериала «Доктор Кто».

В СССР в 1957 г. режиссёром С.П. Алексеевым был перенесён на экраны спектакль Малого театра «Пигмалион». В роли Элизы выступила К.Ф. Роек.
_____________________
* Сергей Петрович Алексеев (1896—1969) — один из основоположников советского художественного телевидения и телевизионного кино; многолетний главный режиссёр литературно-драматической редакции ЦТ и художественный руководитель объединения «Телефильм». Его телепостановки классических произведений на отечественном телевидении в 1950-х гг. по сей день считаются лучшими экранизациями. В частности, это «Правда — хорошо, а счастье — лучше», «Горе от ума», «Евгения Гранде», «Пигмалион» и др.
** Констанция Францевна Роек (1923—2005) — советская театральная актриса, Народная артистка РСФСР. Ныне признана легендой отечественного театра. С 1945 г. была ведущей актрисой Малого театра и за три сезона достигла таких высот, что считалась примой театральной Москвы. Ее признал великой Иосиф Сталин и велел присвоить звание Народной артистки. Но с этого времени против актрисы начались вопиющие интригиначались но вскоре по причине интриг была отстранена от сцены, а в 1975 г. отправлена на пенсию.