Повесть Хоба. Отзыв

Наталья Комарова 4
     Повесть написана от первого лица, но автор (Галина Щекина) и автор-повествователь (Максим Хоботов) - не одно и тоже. Текст отстоит от автора и там трудно отличить его черты. Максим Хоботов: "... я не хочу смотреть только на себя и внутрь не хочу. Там всё известно. Мир интереснее". Автору же интересен именно внутренний мир героя (психологическая повесть). Главной задачей здесь мне видится максимальное его раскрытие. Это достигается при помощи повествования от первого лица и дневниковых записей героя - историй из его прежней жизни, которые то и дело перемежаются с лицевым планом, объясняя поведение Максима в настоящий момент.
     Дневник - основа повести. Создаёт целостное художественное впечатление о герое, отражает социальную среду. Приводятся записи второклассника, шестиклассника и абитуриента. Из робкого, забитого, проблемного  ребёнка Максим превращается в самостоятельного, оптимистичного молодого человека. Идея повести кроется в том, как произошло это изменение. Несмотря на то что повесть называется "Хоба" (этот возглас вырывается у Максима, когда что-то ловко и легко получается), побороть "ужас раба" ему удаётся не сразу, спустя годы. "Главное - пережить", - так говорит Максим в конце повести. Пережить приходится многое: плохую успеваемость в школе, страх отвечать перед доской, безответную любовь, неудачи при поступлении в институт... Хорошие моменты в дневнике тоже встречаются. Часто они связаны с проявлением инициативы: "Я лично кошку погладил, посадил в сумку и понёс" (глава "Кошка Зима"). После её выздоровления, он признается: "Я тогда в первый раз почувствовал, что мне не стыдно". Или вот другая запись (глава "Ситинские каникулы") - о том, как Максим нашёл ключи: "Я сломал доску и достал. Сам не знал, что так может быть. Так я выручил маму. И доску прибил назад". Важный эпизод в жизни мальчика - пожар (глава "Горело и гасло"). "А тут не оказалось взрослых. Их просто не было рядом, поэтому взрослым пришлось быть самому", - скажет Максим. Дневник поможет герою стать лучше, иметь свою точку зрения, не бояться чужого мнения. Потом он начнёт участвовать в ЖЖ и сделает такой вывод: "Я рос изнутри, как почки на деревьях. Сам в себе обнаруживал залежи руды. Полезные ископаемые. Сколько же во мне оказалось всего... я даже иногда в онлайне казался старше себя оффлайн. Но главное - я перестал бояться людей, перестал стыдиться себя. Это было настоящим проклятием столько лет. И тут я вижу - да всё нормально!"