Важнейшее из искусств для неграмотных?

Владимир Плотников-Самарский
Вместо эпиграфа
Ленин, говорят, сказал Луначарскому: «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», а позже прибавил: «до тех пор, пока большая часть населения России неграмотна».

Это всё, наверное, домыслы, а факт прост: в сей декабрьский день 119 лет назад некий дяденька взял шланг и облил окружающих* (фильм «Политый поливальщик» - «L’Arroseur arros;» 1895). Декабрь, а ни снега, ни льда, потому как факт был снят и воспроизведен посредством очередной версии давнишней забавы аристократов -  «волшебного фонаря», правда, в новой системе «cinema» (по-русски «кино»).
Прокрутив «политого поливальщика», два французских братца-фабриканта по фамилии Люмьер - Луи Жан (1864-1948) и Огюст Луи Мари Николя (1862-1954) – никак не думали, что им предречено в день 28 декабря 1895 года снискать громкий титул «основоположников» такого рода искусства, которое сперва просветит миллионы, потом убьёт десятки миллионов и, наконец, оболванит миллиарды.
Хотя тут уж всё зависит от личного фокуса и широты восприятия.
Итак, что же такое кино? Великое благо? Или гениальное зло?
И то, и то.

Великое кино, как и любой жанр искусства, всегда опиралось на великую Литературу (от мифов и Библии до Голсуорси и Шолохова).
Ну, вот, к примеру, сейчас мировым лидером проката и им прокаченных голов стала как бы историческая сага «Игра престолов» («ИП»). Её жанр носит странное имя «фэнтези». Не история, не реализм, не фантастика, не утопия, не сказка, а как бы всё сразу и подряд. Плюс исключительный цинизм, чудовищный садо-натурализм, никак не импонирующие высокой Литературе в качестве авангардной силы культуры, просвещения и воспитания. Ужасно то (сам себя ловил), что довольно быстро поддаёшься «анти-ауре», привыкая к нескончаемой нарезке жестокости и мало с чем сравнимой аморальщины.
Что и есть едва ли не самое страшное!

Верь не верь, но вот уже без малого пятилетку люди мира увлечённо пожирают, всерьез сопереживают и фанатически обсуждают коллизии и перипетии несуществующих событий в выдуманных странах, забивая свои конкретные болести чужими страстями-мордастями, заслоняя кошмар окружающего бытия изрядно-извращённой выдумкой анти-талантливых авторов.
Да, сериал, берёт за живое и проникает внутрь. Ну, точь-в-точь, как бойкий вирус какой-нибудь реально несуществующей, но реально отравляющей «лихорадки» им. Эболы.

Это-то и опасно для важнейшего из искусств, потому что бОльшая часть мира сейчас, увы, более безграмотна, безнравственна и потому анти-чувственна, чем века полтора назад, допустим, в пятилетку (1869-74), когда на людей просыпались один за другим тома: «Война и мир» Льва Толстого, «Бесы» Достоевского, «На ножах» Лескова, «Лес» Александра Островского, «История одного города» Салтыкова-Щедрина...

А что мы видим в современном кино (на примере тех же «ИП»)?! Вместо реального историзма и реалистической истории люди не на шутку ныряют в иное, страдальчески бредя не-тутошним инферно и бредово страдая за отвлечённые миры, где есть, кажется, всё: обкатанная веками цитатная мудрость, колбасная мясорубка поединков и осад, остроумно поднесённая солянка из кондовой пошлости с утончённым… развратом гарема и подворотни. Короче, на «вкус и цвет»…

Товарища нет на то хитро-коварное, ибо здесь содержится такое, чего не должно быть в произведениях культуры (не конъюнктуры), - компендиум всяко-разных и, по преимуществу, безобразных псевдо-политических баталий и как-бы-интриг, анекдотически скалькированных с хроник всех времён и народов. Всё это в едином флаконе - концентрированно-обшей разблюдовочке некой вымышленной «вселенной», где возможны демоны, драконы и даже климатический симбиоз вечной зимы/лета.

Тем и берёт! Ни одна книга (кино) про реального исторического героя и даже эпоху или страну (она же ИСТОРИЯ!!!), в силу природной правды, не может охватить и переварить те «максимы» и «анналы» (от Геродота, Элиана и Карлейля до Фрейда, маркиза де Сада и Э. Тополя) , что впихнуты в 40 серий о суррогатной цивилизации «ИП».

Вот, вот она где, "Эврика": ни великие романы Толстого, ни громадная эпопея Фолкнера, ни нескончаемая хроника Гальдоса (и даже все они вкупе) - близко не смогут противостоять по всеохватности "гениальной" саге г-на Дж. Мартина о Мире, где есть всё (с одной, пардон, забываемой оговорочкой, что этого мира... элементарно НЕТУ)!

 Плюс замечательная (но извращённая) фантазия  соавторов (возможно, не писателя, а сценаристов), съёмочная зрелищность и бесспорная эффектность, первоклассная игра ряда актёров (великолепный Шон Бин, создавший единственного положительного, в классическом понимании, персонажа; а рядом яркие Питер Динклэйдж, Пит Харрингтон, Эмилия Кларк, Джон Брэдли, Лена Хэди, Айэйн Глен, Айдан Гиллер).

Однако, если абстрагироваться от всего этого, то герои-то КТО? Нелюди, недоноски, извращенцы, быстрюки и карлики, а в главном – сверх-подлецы и сплошные убийцы (неоднократно «остроумнейше шутящие» по этому поводу) - то есть тупиковые выродки с точки зрения развития Человечества!
 Оттого-то и все главные находки фильма (в плане не композиции, а идеи и приёмов) – со знаком «не»: не-история, не-нравственность, не-правда, не-любовь, не-настоящесть.

Не потому ли звезданувшиеся фанаты на интернет-форумах, ничтоже сумняшеся, выдают как достоинства сериала: отсутствие чёткой грани между злом и добром?! Докатились! Мозгов уже не хватает, понять, что это голимая обесценка ценностей, потому что искони нас учили: где не чёткое добро, там чёткое зло.
Обманка, обесценка, оглуплялка... В итоге, получилась увлекательная «отсебятина», которая завоевывает сознание масс, становясь «катехизисом мудрости и правды». Опасно, жалко, а главное обидно за так называемые умы так называемой цивилизации.

Успех "ИП" объясним: на сломе биполярного мира авторы чрезвычайно талантливо и модно  оприходовали вечную же тему распада мировой Державы/Империи, последующего хаоса и всеобщей энтропии, обобщив странности и закономерности подобных эпох: Рим, Византия, Золотая орда... вплоть до Российской империи и СССР.

Впрочем, хватит про узкое сегодня, пора про широчайшее вчера. Притом даже, что его и не охватишь.
Настоящее кино! Какая палитра жанров, направлений, имён!
Я только начну, а вы убедитесь, что перечисление одних персоналий запросто займёт не страницы, а главы и даже книги!

Величайшие актёры-комики (внимание: настоящим мастерам хватает фамилии или псевдонима): Чаплин, Бестер Китон, Фред Астер, Гарольд Ллойд, Макс Линдер, Ильинский, Кторов, Жаров, Бурвиль, Тото, Фернандель, Джюльетта Мазина, де Фюнес, Мастрояни, Леонов, Папанов, Ришар, Челлентано, де Вито, Миронов…

Величайшие кинорежиссёры:
Франция и Испания: Виго, Дювивье, Бунюэль, Бардем, Гомес, Карне, Кокто, Годар, Трюфо, Шаброль, Бессон, Лелуш, Альмодовар…

США: братья Маркс, Капра, Хоукс, Уолт Дисней, Орсон Уэллс, Любич, Джон Форд, Хичкок, Стенли Крамер, Коппола, Вуди Аллен, Олтмен, Лукас, Скорсезе, Уорхолл, Поллак, Полански, Тарантино, братья Коэны, Спилберг, Стоун…

Италия: де Сантис, де Сика, Джерми, Дамиани, Дзаватини, Дзеффирелли, Дзурлини, Рози, Феллини, Антониони, Пазолини, Латтуада, Понтекорво, Этторе Скола, Ризи…

Скандинавия: Бергман, фон Триер…

Германия: Вегенер, фон Штернберг, Вине, Мурнау, Ланг, Кински, Фассбиндер, Вендерс, Шлёндорф, Херцог...

Польша и Чехословакия: Александр Форд, Вайда, Хаса, Карел Земан, Кавалерович, Занусси, Гофман, Жулавский, Махульский, Кеслёвский…
Япония: Куросава, Хейноскэ…

Советский Союз: Пудовкин, Протазанов, Козинцев, Кулешов, Дзига Вертов, Довженко, Ромм, Роом, Юткевич, Эрмлер, Райзман, Медведкин, Эйзенштейн, Александров, Барнет, Владимир Петров, Роу, Птушко, «братья» Васильевы, Пырьев, Трауберг, Сергей Герасимов, Зархи, Кулиджанов, Самсон Самсонов, Калатозов, Лукин, Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук, Тарковский, Параджанов, Иоселиани, Згуриди, Ярматов, Гайдай, Эльдар Рязанов, Хуциев, Ролан Быков, Леонид Быков, Фрэз, Фрид, Пчёлкин, Татьяна Лиознова, Карелов, Бычков, Чулюкин, Кошеверова, Владимир Басов, Роговой, Элем Климов, Полока, Данелия, Евгений Татарский, Титов, Квинихидзе, Ордынский, Кеосаян, Шукшин, Станислав Ростоцкий, Алов и Наумов, Серый, Пётр Тодоровский, Краснопольский и Усков, Евгений Матвеев, Дорман, Юрий Озеров, Глеб Панфилов, Юсов, Фетин, Алексей Герман, Лотяну, Нечаев, Говорухин, Владимир Меньшов, Митта, Мотыль, Туров,  Рубинчик, Андрон Михалков-Кончаловский, Масленников,  Тарасов, Гусаров, Фокин, Мельников, Бенкендорф, Грамматиков, Алла Сурикова,  Никита Михалков;
 
а также мультипликаторы: Атаманов, сёстры Брумберг, Полковников, Снежко-Блоцкая, Котёночкин, Инесса Ковалевская, Хитрук, Савченко, Иванов-Вано, Василий Ливанов, Александр Татарский, Норштейн…
И т.д. и т.п.

ВОТ ИХ И ДАВАЙТЕ ПОЧТИМ!

… а если не помним про таких, то, стало быть, большая часть населения России неграмотна», ну то есть Ленин, как был, так и есть «живее всех живых» (см. эпиграф).
 
* "дяденька взял шланг и облил окружающих" - фигуральный оборот (по сюжету дяденька поливает кусты, а мальчишка-проказник, пережав шланг, вынуждает поливальщика заглянуть в отверстие, откуда ему в лицо  бьёт мощный фонтан).