У самого Синего моря

Оксана Ларина-Заритовская
Итак, у моря жили – были,
Супруги, тридцать с лишним лет.
И очень, говорят, любили,
Когда давали сей обет.

Старуха - красотою лепа,
Бровми союзна, весела,
И старику она подругой,
Сестрой и матерью была.
Всю жизнь.

Детей Бог не дал - не страдали,
И так из года в новый год,
Они прекрасно поживали,
не зная горя и забот.

Года летели. Жизнь свивалась,
На быстрое веретено.
Старуха в доме все старалась,
Старик был с нею заодно.

Ловил в пучине моря рыбу,
Потом варил, солил, сушил…
Чинили вместе дыры в сети.
Старик, по жизни, не спешил.

Природа им была подмогой,
Для быта их, и головой.
Он понимал зверей и птицу,
И рыб морских язык немой.

Старуха муженьком гордилась:
Держал в карманах кулаки,
и даже в трудные минуты
не отпускал ее руки.

Но тридцать лет -
Не малый срок.
За это время, изучили
друг друга вдоль и поперек.

Молчали чаще. Что глаголить,
Когда все знаешь наперед?
И ладно если что по делу,
А если просто так? Так вот…

Пошел однажды наш старик
На берег моря, в сотый раз.
Он удочки с собою взял,
Но впрок и сеть собрал в запас.

" А как клевать не будет ноне,
Старухе, что скажу тогда?
А так хоть крабов, да добуду.
А то в ведре, одна вода".

Закинул удочку с наживкой,
А сам давай готовить сеть.
Уж больно стыдно перед бабой:
Крутиться, не дал Бог уметь.

«У ней в руках огнем горит
И спорится любое дело,
А мне б другой раз подглядеть,
Да стыдно, что я неумелый».

Закинул невод наш старик,
Сам шепчет что- то, на удачу,
а вынул - ничего в нем нет.
Пустым идти - вот незадача.

Травы полно, морской капусты,
Ракушек разных, гребешков.
Что делать? Ни одной рыбешки.
Опять капустистый улов.

В ней много йода, помогает
Она здоровью и уму.
Но засмеет меня старуха,
Я со стыда тогда помру.

И так, вытрясывая сеть,
Надежд на чудо не теряя,
Вдруг видит: рыбка золотая!
Ее б сачком, суметь, поддеть.

Да только зря старик боялся
Ее случайно упустить,
Она уже в сетях плескалась,
И умоляла отпустить.

«Пусти меня старик на волю,
Любое чудо все исполню».

«Вот это да! Улов уловов!
Не думал я, что столько слов,
По - человечьи, знает рыба!
Не будет ли моей ошибкой,
Ее теперь же, отпустить?

Подумал и решил: "Не будет!".
Старуху я свою люблю,
Живем мы с ней душою в душу»,
- Плыви. «Другую наловлю».

Плеснула золотым хвостом,
Нырнула за волною рыбка.
А на лице у старика,
Вдруг засветилася улыбка.

Вертается домой старик:
- Старуха, диво мне случилось!
Со мною рыбка подружилась,
Как в сказке, за единый миг.

- Ах, старый, Сказочник ты мой.
Садись за стол, Да, вымой руки.
Улов сегодня небольшой,
Я собрала на стол, от скуки.

Все,  по чуть-чуть: чуть пирожков,
Немножко квашеной капусты,
Картошечки и стол готов.
Не объедуха, но по русски.

Наливочки себе налей,
И мне, и будем здравы, люди.
Да, сказки это хорошо.
Но сказками, ведь, сыт не будешь.

- Ты мать, не смейся надо мной.
Какое вот твое желанье?
Любое выполнит она -
Сказала так мне на прощанье.

- Желанье? Что ж. Ну хорошо.
У нас стиралка, вон сломалась.
Избу не плохо б побелить.
Рублей совсем чуть- чуть осталось.

А хорошо бы мне стать, дед,
Хозяйкой, что там -
Пусть - царицей!
Я б все тогда смогла успеть.
Тебе б пришлось бы подивиться.

Мой, управленца, дар иссяк,
Так и не вынырнув наружу.
Но мне не жаль. Всё потому,
Что мне ты был примерным мужем.
Моей душой,
Моим дитём,
И хватит нам грустить о том.

Но, закручинился старик.
Свою любил он, страсть, старуху.
И ей решил он подарить,
На рождество такую штуку:

Царь-град, и купола церквей,
К ним лавки, банки, мастерские.
Поутру рыбку кликать стал,
- Ну, что ж. Желания мирские.

Иди домой. Да будет так,
Все будет так, как ты захочешь.
А что не хватит, я всегда
тебе на помощь, между прочим.

Старик домой летел на крыльях.
Избы, заместо, Град стоит.
Его любимая старуха на троне,
в граде том сидит.

Забот у ней теперь навалом:
Принять послов,
Поднять страну.
Найти закрытые резервы,
Чтобы предотвратить войну.
Поставки, цены, ЖКХа..
И вся такая чепуха.

- Ну, милая моя старуха,
А ты мне говорила -  нет.
Смотри, какая нам житуха!
Зачем тебе варить обед?

Довольно слуг.  И постирают,
И сети все зашьют мои.
Что на меня ты , осерчала?
Прошу, меня ты не гони.

- Ах, ты ,старик, такой-сякой.
Ну, вот что, друг мой дорогой.
Тебе спасибо - мне сказать?
А что ты думал ожидать?

Вон, убирайся с глаз долой.
Я занята теперь войной.

«Остынет. Время пробежит».
И вновь за удочки мужик.
Старуха там страною правит,
А он на солнышке лежит.

Тоскливо одному все время.
Года сменяют, так, года.
Старуха правит, муж ленится -
Таким нашла его беда.

Старик на солнышке лежал,
Ее никак не ожидал.
- Я за тобой, - беда сказала.
Ведь,  главный за тобой послал.

Что делать? К рыбке наш старик,
Вновь обратился, напрямик.
- Я знаю,- отвечала рыбка,
Что делать, только риск велик.

Тебя спасет лишь человек,
Которому ты очень дорог.
Настолько, что не сможет ворог,
Вас различить, и так во век.

И закручинился старик.
Что делать? Он пошел к старухе.
Решил прощенья попросить,
За все доставленные муки.

- Чего пришел? Не время мне.

- Проститься я пришел с тобою.
Не знаю, свидимся, аль нет?
Беда случилася со мною.
Но, может дашь какой совет?

Минуты сыпятся песком
и убегают через пальцы.

- Прости. Я не хотел проблем,
Мечтал, что сядешь ты за пяльца.

- Могу ли чем тебе помочь?
В моих руках вся власть и сила.
Златые горы, и душа
Моя, к тебе, не поостыла.

- Никто не может мне помочь.
Свою нести придется ношу.

- А рыбка что?

- Она пророчет:

«Меня заменит человек,
Свою, какой , заложит душу.
Моей заместо.
Странный век!
Все продается...я не трушу.

- Что ж, очень жаль.
Прощай, старик.
Скучать, я за тобою, буду.
Но это уж моя печаль.
Ну и конечно, не забуду.
Тебя прощаю я за все.
Ну, подарил ты мне житье!

Пошел старик в свой старый дом.
Зашел в него с большим трудом.
Заснул. В виденьях видел сети.
Он - рыбка, бьётся подо льдом.
Прозрачный лед и видно небо,
Но воздух не дано глотнуть.

Рот открывает, эта рыбка,
Вдруг кто-то пробивает  путь.

Проснулся. На море пошел.
С утра на море: Ох, не тихо!
Он кликал рыбку.
Приплыла:

-Что старче? Одолело Лихо?

- Не знаю ровно ничего.

- А то тебе совсем не нужно.
Но, я скажу тебе по дружбе,
Не стало шансов у него.

Пришел на берег человек,
Позвал меня. Хотел он чуда.
Не городов и островов,
Не злата…
Сроду, не забуду!

Просил взять душу у него,
И подменить её, твоею.
Признаться, долго я живу,
Но только, так я не умею.

Чтоб душу человека взять,
И заменить ее душою.
И не могла придумать я,
Что делать с просьбою такою?

- Зачем тебе?

- Хочу, чтоб жил.

- Ведь он старик. Скажи в чем дело.

- В беде он.  Я хочу помочь.
Поэтому пришла к Вам, в ночь.
Поможешь?

- Помогу, конечно,
Но жизнь твоя мне не нужна.

Мы размотаем жизнь как ленту,
До той поры, где боль пришла.
Смотри, вот день, где ты царица,
А он в обиде на тебя.
В избу вернуться ты захочешь?

- Известно. И  конечно " да".

- Да , будет так, - сказала рыбка,
Плеснула по воде хвостом.
и все…

Несёт старуха
капусту, хлеб, картох на стол.

- Ну что рыбак? Какой улов?

- Чуть не поймал сегодня рыбу.
Да дырка в сети. Завтра вновь
пойду, попробую закинуть.
*****
Своих любите стариков!