Мэтью Мид. Сила благодати в отлучении от мира

Инквизитор Эйзенхорн 2
СИЛА БЛАГОДАТИ В ОТЛУЧЕНИИ СЕРДЦА ОТ МИРА
Мэтью Мид

Предварительная версия

http://www.gracegems.org/28/Mead_weaning_the_heart.htm

Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
Пс.130.1-2
 
Златоуст, оценивая благодать смирения, говорит: "Смирение есть основа христианской добродетели". Действительно, смирение является украшением всех милостей Духа Божьего. Благодать есть красота души, и смирение есть красота благодати. Потому Давид, собираясь прославить эту благодать святых, говорит о примере для себя в этом псалме. "Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое".
Но что же тогда смирило сердце Давида и забрало у него заботу о мирском величии, и радость от наслаждений этого мира? Это было потому, что Бог, силою Своею, взял его сердце от всех вещей, которые здесь. Так он говорит далее: "Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди"
 Доктрина. Где благодать Божия захватывает души, она отлучает их от всех мирских вещей, подобно ребенку, отнятому от груди.
I. Я покажу вам, что значит быть подобным ребенку, отнятому от груди.
II. Я покажу вам, что есть большое сходство между отнятием ребенка от груди и облагодатствованием души.
III. Я покажу вам, как благодать отлучает сердце от всех мирских вещей.
IV. Применение.

I. Что значит быть подобным ребенку, отнятому от груди:
А. Во-первых, отрицательно, и причем в двух отношениях.
1. Это не значит быть лишенным вообще всех удобств и утешений мира. Можно иметь много всего в этом мире, и все же быть вполне отлученным от мира, как и Давид. Он обладал в изобилии богатством и честью, ибо он получил царский трон, он был величайшим человеком в царстве - и все же его душа была как ребенок, отлученный от груди. Многие, возможно, имеют очень немного от этого мира, и в то же время их сердца не отняты от его груди. Другие же имеют от мира очень многое, и в то же время их сердца отлучены от мира.
2. Это не значит недооценивать наши наслаждения, ибо они являются реальной милостью от Бога. Это дары свыше, благородные плоды щедрости провидения.
В. Утвердительно, ибо быть отлученным от мира значит обладать тремя вещами: удовлетворенностью, скромностью и готовностью учиться.
1. Удовлетворенность. Быть отлученным от груди значит быть довольным в любых условиях жизни. Чтобы вы ни дали ребенку, будь то хлеб белый или черный, еда горячая или холодная, одежда тоньше или грубее - он будет доволен в любых условиях, при любом расположении провидения. Так было с Давидом: Если Господь сочтет нужным, Он вернет меня, чтобы увидеть ковчег и скинию снова... Пусть делает, что кажется лучшим Ему" (2 Цар.15.25-26 KJV). И с Павлом: "Я научился быть довольным тем, что я имею. Я знаю, как иметь немного, и я знаю, как много. В любых обстоятельствах я знаю, как жить: сытым и голодным, в нужде и в изобилии" (Фил.4.11-12 KJV). Удовлетворенный дух в любых условиях жизни - это великая милость.
2. Чтобы быть как ребенок, отлученный от груди, нужно быть скромным. Никто не бывает столь скромным, как маленькие дети; они не стремятся к большим вещам. Поэтому наш Господь Христос проповедует Своим ученикам, что быть как дети - это высшая форма смирения. "Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мтф.18.2-4). Так что быть как ребенок, отлученный от груди - значит иметь скромный и непритязательный дух; таковым был Давид. О, как это высоко! Соломон говорит нам: "Лучше жить скромно с бедными, чем делиться грабежом с богатыми" (Притч.16.19). И далее: "Гордость человека унижает его, а смиренный духом получит честь" (Притч.29.23).
3. Чтобы быть как ребенок, отлученный от груди, нужно быть готовым учиться. Никто так не восприимчив и не готов учиться, как дети. "Кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?" (Ис.28.9). От природы мы самые необучаемые существа в мире. Как вы будете учить кого-то, если он не может ни видеть, ни слышать, ни понимать? Таково положение каждого естественного человека.
(1). Каждый человек от природы слеп и не видит духовных истин: "бог века сего ослепил умы неверующих, чтобы они не могли увидеть свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога" (2 Кор.4.4 KJV).
(2). Каждый человек глух и не слышит духовных истин. "От рождения нечестивые сбиваются с пути, как кобры, которые отказываются слушать, не обращая внимания на мелодии  заклинателей змей, независимо от того, насколько умело они играют" (Пс.58.3-4 KJV).
(3). Каждый человек глуп и не может понять духовных истин. "Нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога, все совратились, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного" (Рим.3.11 KJV).
Поэтому способность учиться есть особая милость Божия, и она является одним из величайших благословений Нового завета. "Они будут все научены от Бога!"  (Иоан.6.45 KJV. "Они должны все знать Меня - от малого до большого" (Иер. 31.34).
Сердце, не способное к научению, есть признак суда Божия. Решение фараона было таково, что ни советы, ни обличения, ни предупреждения, ни дурные вести, ни бедствия не могли смягчить его! Когда Господь замыслил совершить суд над душой, Он делает сердце человека не способным научиться ничему.  "Пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.  Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет" (Ис.6.9-11). Если же Господь благ к душе, Он дает ей гибкое и открытое расположение ума, взгляд, способный видеть, уши, способные слышать, и разум для понимания.
Вот что должно быть у ребенка, отнятого от груди: довольство, смирение и готовность учиться.
II. Я покажу теперь, что есть большое сходство между ребенком, отнятым от груди, и облагодатствованной душой. У такого ребенка есть три черты: немощь, способ, которым его отнимают, и его расположение.
А. В отношении его немощи. Кто слабее, беспомощнее и беззащитнее младенца? Он не может ни прокормить себя, ни защитить, ни управлять собой.
1. Ребенок, отнятый от груди, не может себя кормить, его нужно кормить с ложки из рук матери. Так происходит с доброй душой: ее нужно постоянно кормить. Тот, кто отлучен от земного, должен постоянно питаться с небес. Кто отлучен от твари, должен постоянно питаться обетованием. Каждый верующий зависит от Бога в духовной пище, как младенец в телесной, и потому мы молимся: "Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день". И еще больше мы зависим от Бога в нашем духовном подкреплении, когда Он каждодневно подкрепляет нашу душу, и "алчущих исполняет благ" (Лк.1.53). Таким образом, есть три вещи, которые являются особыми привилегиями верующих: родиться от Бога, быть наученными Богом и питаться от Бога. Они рождены от Бога - силою Слова; они научены от Бога - учением Слова; они питаются от Бога обетованиями Слова.
2.  Ребенок, отнятый от груди, не может защитить себя. Безопасность младенца лежит на попечении родителей. Хотя мать уже не кормит его грудью, руки родителей охраняют его. Если оставить его наедине с собой, то что с ним будет? Он впадет в огонь или в воду, в одну беду за другой. Так обстоит и с детьми Божьими; они ни на минуту не могут защитить себя. Какую бы благодать они ни имели, они не смогут сделать этого. Благодать не откладывается про запас. Если бы Бог создал в верующем обилие благодати, а затем предоставил его самому себе, как быстро такой человек обанкротился и погиб бы!
Верующий иногда падает, хотя Бог хранит его; он упал бы сразу и окончательно, если бы Бог оставил его. Если мы стоим и спасены, то это не от чего-либо в нас; это полностью свыше, и это во власти Бога! Так говорит апостол: "Мы соблюдаемы силой Божией через веру ко спасению" (1 Пет.1.5).  Вера крепко держится на силе Божьей, чтобы быть, и мы соблюдаемы силой Бога через веру. Это Божья сила и благодать, которая позволяет нам устоять. Если христианин имеет поток благодати, текущей в нем, то эта благодать никогда не перестает течь; если ее источник иссякнет, поток быстро пересохнет. "Все источники мои в Тебе" (Пс.87.7). Это обновляет благодать, которая спасает нас, иначе мы никогда не могли бы быть спасены. Это поддерживает благодать, которая держит нас, иначе мы бы быстро упали. Именно это утверждает Давид в Пс.66.9: "Наша жизнь в Его руках, Он удержит наши ноги от падения" (KJV).
Рассмотрим две вещи, и убедимся, что невозможно верующему самому хранить себя.
Во-первых, рассмотрим силу пребывающей в нас похоти и растления. В каждом верующем имеет место не только присутствие греха, но и в значительной мере его власть. Хотя там, где есть благодать, сила греха значительно уменьшилась, тем не менее он не удален полностью. Хотя царящая сила греха в нас разрушается, он продолжает бушевать в нас. Это слишком часто увлекает лучших из святых. Сам Павел испытал это, несмотря на все его милости. 2Когда я хочу сделать добро, зло тут со мной. В моем внутреннем существе нахожу удовольствие в законе Божьем... но Но я вижу иной закон, работающий в членах моего тела, что ведет войну против закона ума моего и делает меня пленником закона греховного в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7.21-24 KJV). Теперь, если такой могучий святой, каким был Павел, жалуется таким образом, то как жаловаться нам, чье растление больше и сильнее, а благодать мала и слаба? Предположим, вы бросите искру огня в море; разве она не погаснет почти сразу же? Наша благодать - лишь искра света в море растления, и она быстро погаснет, если Бог не сохранит ее живой!
Во-вторых, рассмотрим частоту и силу искушений. Наибольшая степень благодати не даст нам никакого иммунитета от искушения. Господь Иисус Христос не имел никакого греха, и все же на него совершилось нападение сатаны; и, следовательно, раб не должен быть выше своего Господа. Замысел сатаны - уничтожить благодать в верующем, и он сделал бы это, если бы Господь его не удерживал. В каждом искушении есть большая сила. Отчасти это так потому, что за ним стоит могущественный и хитроумный враг, отчасти - из-за нашего оставшегося растления.  Когда дьявол пришел ко Христу, он не нашел в Нем никакого греха, который мог бы быть поводом для соблазна, но когда он приходит к христианам, он находит в них много гордости, много мирской любви, похоти, неверия, мертвости сердца, никчемности и многого другого. Все это материал, с которым он работает. Когда сатана искушает вас извне, грех всегда действует на вас изнутри и готов вас предать!  Поэтому, если Господь не оградит нас Своей вечной рукой, мы не можем устоять. Даже в благодати душа, подобно ребенку, отнятому от груди, не в силах защитить себя. Господь защита ее (Ис.4.5).
3. Ребенок, отнятый от груди, не может управлять собой. Он лишен и силы, и мудрости.  И это так с каждым верующим; он не в состоянии направлять свои действия; он не может править своими мыслями; в нем нет самодостаточности. Агура говорит: "Я более невежда, чем кто-либо из людей, ибо разума человеческого нет у меня" (Притч.30.2). И Давид, видя это, обращается к Господу за советом и руководством. "На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною"  (Пс.30.2-4). И Бог обещает направлять Своих детей: "И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их" (Ис.42.16).
Есть два пути, которыми Господь направляет Свой народ и руководит им.
А. Господь направляет Своих людей и руководит ими по замыслам Своего Слова. "Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;  Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу" (Пс.72.23-24). Слово Божье является лучшим советником, и потому Давид прибегает к нему за руководством и наставлением: "Откровения Твои - утешения, советники мои" (Пс.118.24). Давид был царем, и, следовательно, без сомнения, среди народа были мудрые люди, к которым он мог обратиться за советом. Мы читаем о многих людях великих способностей и благоразумия, которые были его советниками, но все же главного совета он искал в Слове Божием:   "Откровения Твои - утешения, советники мои". Мы должны следовать совету Слова во всем, и сделать его, как святой царь Давид, руководством для всей своей жизни: "Слово Твое свет ноге моей и светильник стезе моей" (Пс.118.105).
Во-первых, Слово является самым безопасным советником. Мы можем, и так бывает слишком часто, ошибиться, следуя советам других людей, ибо человеческая мудрость недальновидна. "Слепой ведет слепого, и оба упадут в яму». Но мы никогда не можем ошибиться или попасть впросак, следуя советам Писания. Соломон говорит: "Пусть мудрость войдет в твой ум, и знание будет радовать твое сердце. Рассудительность будет оберегать тебя, и понимание будет охранять тебя, спасая  от пути зла" (Притч.2.10-12). "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Втор.6.6-9).
Во-вторых, Слово - самый полезный из советников. Оно помогает душе во всех заботах жизни. Счастье и спасение души ждут того, кто последует советам Слова. Послушайте, что говорит о нем Давид: "Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.  Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны" (Пс.18.8-10). Какая это милость - следовать руководству Слова Божия!
В. Господь направляет Своих людей и руководит ими советом Своего Духа. "Когда придет Дух истины, Он наставит вас на всякую истину" (Иоан.16.13). "Дух Господень почиет на Нем - дух премудрости и разума, дух совета и силы, дух ведения и страха Господня" (Ис.11.2). Как счастливы люди Божии, у которых есть Слово и Дух, чтобы направлять их! Слово без Духа не может направлять нас; Дух без Слова не будет направлять. Слово - это свет вне нас; Дух является светом внутри нас. Слово провозглашает путь; Дух дает душе идти по этому пути. Блаженны те, кого Бог  ведет таким образом!
Таким образом, я показал вам, как состояние верующего напоминает ребенка, отлученного от груди, в отношении его немощей.
В. Есть также сходство в способе, которым его отнимают, и оно проявляется в трех конкретных обстоятельствах.
Во-первых, многие матери, чтобы отнять ребенка от груди, мажут ее чем-то горьким, чтобы вызвать у ребенка отвращение, и от этой горечи ребенок оставляет грудь. В чем душа верующего подобна этому ребенку? Грудь здесь означает то, к чему склоняется естественный человек; он получает все свое утешение от чувственных вещей, и мыслит только о земном. Но когда Господь ниспосылает Свою благодать работать в сердце, искупив душу для Себя, Он всегда отнимает ее от груди мира. "Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему" (Пс.44.11-12).
Главная трудность здесь в том, чтобы отвратить сердце от твари и обратить его к Богу. В падении мы обратились от Бога к твари, и обращение состоит в том, чтобы вернуть нас от твари обратно к Богу. Теперь, говорю я, это это трудно, потому что тварь противостоит необходимости оставить грудь плотских наслаждений, которым она следовала так долго. Поэтому Господь, когда Он будет отучать душу от земных вещей, положит полынь на грудь всех наших плотских утешений, и ожесточит все наши наслаждения; так что, хотя мы стремимся к удовлетворению, мы не найдем его.
Именно так Бог боролся с блудным сыном. Притча о блудном сыне представляет нам состояние каждого естественного человека. "Когда он прожил все, возник голод в земле" (Лк.15.14), и это привело его назад в дом его отца. Вернуться к Богу никогда не будет легче для нас, чем когда вся тварь стала для нас горькой! "Господь истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться».
Таким образом Бог имел дело с Израилем: "вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих,  и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: "пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь ". А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала" (Ос.2.6-8). У Бога есть тернии, о которых говорит Писание: тернии защиты, согласно Иову: "Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? (1.10)", и тернии скорбей, о которых говорится здесь.
Господь использует обе эти ограды. Это ограда защиты, удерживающая Его народ от опасностей, и ограда скорбей, удерживающая его от блуждания. Ограда защиты держит людей Господа на Его пути; ограда скорбей удерживает их от греха. Ограда защиты охраняет их от страданий; ограда скорбей бережет от грехов и понуждает возвратиться к Богу. Так было с Израилем, когда Бог коснулся его пути, так что блудница не могла ни найти дороги, ни догнать своих любовников, и тогда она возопила: вернусь к мужу моему, ибо тогда мне было лучше, чем сейчас!
Это великая милость Божия, когда Он отлучает душу от мира, ибо никто не страдает больше, чем тот, кого Бог предоставил самому себе!  "Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего" (Иоана 2.9). Они оставили Источник живой воды, чтобы утолять жажду из разбитых цистерн (Иер.2.13). При нашей склонности к чувственным наслаждениям разум тонет и не задумывается о суде. Погрязание в чувственности - это и грех, и наказание, потому что таким образом мы теряем и Бога, и тварь, и самих себя.
Когда Господь отлучает душу от мира - Он ожесточает мир для души, либо через какую-то скорбь, либо через разочарование в твари, которое заставляет душу искать более чистого и долговечного удовлетворения во Христе. Во время внешнего процветания все мы дети Марфы, и слишком много уделяем места миру. Но когда Бог ожесточает нашу долю, мы начинаем вместе с Марией искать того, что нам единственно нужно, и действительно выбираем лучшую часть. Пока мы полны мира, Господь Христос не может найти обитель в наших сердцах, ибо, получив здешние утешения, мы изгоняем Его вон. Так уже было, ибо когда Он родился, для Него не было места в гостинице, она была занята полностью; поэтому Он родился на скотном дворе в яслях. На самом деле, в благодарность Господу Иисусу Христу большинство из нас отсылает Его в ясли и по сей день!
Рассмотрите же, что значит Бог для ваших душ, и спросите, что вы готовы отдать Господу Иисусу, если Он приходит к вашим душам в Своих установлениях и говорит, что хочет обитель у вас сотворить. Вот Его слова: "Се,  стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной" (Откр.3.20). Как вы относитесь к благословенному Иисусу? Куда вы поместили Его? В гостиницу или в конюшню? Я имею в виду - есть ли Он в гостинице ваших сердец и привязанностей, или Он живет лишь в конюшне пустого исповедания? Поистине безблагодатно и безжизненно такое исповедание Христа, при котором Его помещают в конюшню; но какой всеобъемлющей и святой должна быть любовь к Нему, чтобы принять Его в гостиницу! Но когда Бог в Своем провидении ожесточает тварь к нам, то это заставляет нас пригласить Христа из конюшни в гостиницу, из безжизненного исповедания в сердечные привязанности.
Во-вторых, отучая ребенка от груди, мать скрывает и убирает ее, чтобы ребенок не плакал от ее вида. Так Господь часто отлучает человека от мира, лишает его мирских наслаждений и всех удобств, чтобы отучить сердце от мира.
В-третьих, когда ребенок отнят от груди, природа и вид его пищи меняется, и постепенно он начинает есть твердую пищу. В этом также есть сходство с душой верующего, ибо он, как ребенок, отнятый от груди, получает другую пищу и имеет совершенно другие утешения, о которых он ничего не знал раньше. Как говорит Христос, "у Меня есть пища, о которой вы ничего не знаете" (Иоан.4.32 KJV). Также каждый верующий имеет живое утешение, о котором мир ничего не знает: "в радость его не вмешивается чужой" (Притч.14.10). Ибо:
1. У него есть утешение в обетовании. Когда Бог вводит душу в состояние благодати, Он дает ей силу жить обетованием, вместо того, чтобы жить тварью. Что лучше: жить тварью или жить обетованием? Тварь умирает, но обетование живет. Тварь да и нет, но обетование да и аминь. Тварь лукава, но обетование несомненно и верно. Тварь пуста и изменчива, но обетование наполняет душу. Тварь дает мизерные блага, но блага от обетования непостижимо велики. Тот, кто живет обетованием, живет по вере; но жизнь по вере - это лучшая возможная жизнь! 
Во-первых, это единственно безопасная жизнь. Как слабый плющ выживает, обвиваясь вокруг крепкого дуба, так слабый христианин живет, прилепляясь к великому Богу. Таковой "будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет" (Ис.33.16). Мирская жизнь полна разочарований, как быстротекущий ручей (Иов 6.15). Сисара бежал к Яэли, чтобы спастись, и она погубила его; он положил голову ей на колени, а она приколола его к земле (Суд.4.21).
Во-вторых, это единственно тихая и мирная жизнь. Мирская жизнь полна отвлекающих забот и беспокойств. Наша душа никогда не будет в покое, пока она не начнет жить по вере и не возопиет: "Возвратись, душа моя, в покой свой" (Пс.114.7). Философ говорит нам: если бы мы могли жить в занебесных высях, там мы должны были бы наслаждаться вечным спокойствием; там нет ни ветров, ни бурь, они есть только на этой земле. В подлунном мире мы не чувствуем почти ничего, кроме бурь, потрясений и волнений. Но по вере мы можем жить в горних высях, имея луну под ногами; мы можем жить над миром верой в Бога, покоясь в Господе Иисусе Христе уже здесь и наслаждаясь вечным покоем в будущем. "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир" (Иоан.16.33).
В-третьих, это единственная сладкая и утешительная жизнь. Мирская жизнь несет с собой слезы, как едкий дым. Когда мы живем по вере, то огонь горит ясно; но когда мы живем по плотскому разуму, то дымоход дымит. И разве это не сладкая жизнь, если мы можем извлечь все наши сладкие воды из источника? "Все источники мои в Тебе" (Пс.87.7). Разве это не утешительная жизнь, если мы укрепляемы Богом, несмотря на все изменения и колебания, которые есть в мире? Вера сосредотачивает душу на Боге, и делает нас безопасными. "Он не будет бояться дурных новостей; его сердце уверено, уповая на Господа" (Пс.112.7 KJV).
Разве это не утешительная жизнь, чтобы жить свободно от всех тягот в мире? Есть два вида бремени: бремя греха и вины, и бремя забот и скорбей. Вера снимает их оба, и освобождает душу от того и другого. Она снимает бремя вины, опираясь на Христа и Его праведность, и снимает бремя забот и скорбей, опираясь на Бога и Его промысел. Возлюбленные мои, нет лучшего утешения, чем утешение веры! Нет лучшей жизни по сравнению с жизнью веры! Мы можем говорить об утешении, но пока мы не начнем жить по вере, мы никогда не почувствуем утешения.
В-четвертых, это единственная истинно христианская жизнь. Чувство есть и у животного; разум есть у каждого человека, но вера делает христианином. Нет лучшего христианина, чем тот, кто способен положиться на Христа при любых условиях.
В-пятых, только эта жизнь есть жизнь почетная. Честь мира сего - это плод воображения, мыльный пузырь по сравнению с честью, которой наделяет душу вера. Разве не честь для нас, что ухо Царя царей приклонено к нашей радости? Разве, если я как верующий молюсь с благоговением, я не достигаю уха Божия? Разве это не честь паче королевской крови - быть рожденным от Бога? Мы очень склонны ценить себя из-за благородства нашего происхождения и рождения. Но верующие -  от царской крови как дети Божьи (Иоан.1.11-12)! Разве это не честь жить с Богом? Почему верующие живут с Богом, и могут ходить с Богом, и иметь общение с Богом здесь, и имеют право на вечную общение с Богом на небесах в мире будущем? Вот честь всех святых Его!
В-шестых, это единственная прочная жизнь. Прочность всякой жизни зависит от ее принципов и причин. Жизнь, которая зависит от низких причин - это умирающая жизнь. Жизнь, которая зависит от прочных причин - это жизнь неизменная. Но жизнь веры исходит из живого принципа; она основана на Боге и Христе, и ничто не способно изменить ее обетования. Наше утешение   может измениться, но Христос никогда не меняется! "Иисус Христос тот же вчера, сегодня и вовеки!" (Евр.13.8). Тварь может измениться, но Бог никогда не меняется! "Я Господь, Я не изменяюсь" (Мал.3.6). Обетования неизменны. Они не есть да и нет, но они да и аминь во Христе (2 Кор.1.20).
Вера созидает самую прочную жизнь, которая имеет такие же прочные основания и принципы. Мирская жизнь непрестанно отцветает и умирает. У человека могут быть друзья и восхитительные отношения, которые способны развеселить и обновить его настроение, но когда они умирают и оказываются во прахе, его разум тонет. Они в могиле, и его сердце разрывается от безутешности. Но душа, которая живет по вере не может быть в недоумении. Чего может не хватать тому, у кого в Том, Кто владеет всем, есть поистине все? Что он может потерять, имея Того, в Ком нет ни тени перемены? Моряк, уходя в открытое море, быстро теряет из виду землю, но, хотя он плывет очень далеко от нее, он никогда не теряет из виду небо. Так и душа верующего, как ребенок, отнятый от груди, живет иным видом утешений, нежели было раньше, а именно - утешением обетований.
2. Я мог бы добавить, что верующий живет утешением таинств. "Желаю сидеть в тени его, и плод его сладок для гортани моей" (Песнь 2.3 KJV).
3. Он живет также утешением благодатных впечатлений. "Ты сокрушил голову левиафана, дал его в пищу людям пустыни" (Пс.74.14 KJV). Под левиафаном здесь, вероятно, имеется в виду фараон и его войско; утопив всю армию египтян в Красном море, Бог сокрушил голову левиафана. И Он дал его в пищу народу, ибо тот дивный опыт Исхода и чудесных деяний Бога в освобождении народа, который уже имел Израиль, был предназначен для того, чтобы народ питался верой и мог научиться жить по Богу в своих скитаниях в пустыне.
4. Он живет утешением от Божественного присутствия: "Радуюсь свету Твоему".
Вот пища, которой должна питаться душа, отнятая от груди мира: обетования, таинства, опыт и Божие присутствие.   
С. Существует сходство между ребенком, отнятым от груди, и верующим в отношении его расположения и желаний. Как если отнятого ребенка положить даже у самой полной груди, он больше не будет сосать ее, так верующая душа ненавидит то, что она прежде любила и чем восхищалась. Как полная грудь не нужна отнятому от нее ребенку, так доброе сердце не могут очаровать чувственные утешения и наслаждения. Но почему? Потому что оно избрало Бога своим главным благом, и, следовательно, не может удовлетвориться ничем более. "Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле...  Бог твердыня сердца моего, моя часть навсегда!" (Пс.73.25-26 KJV). Такая душа видит в Боге большую красоту, чем во всех мирских благах. Она вкушает большую сладость в общении с Господом Христом, чем во всех мирских обществах.
Так поступил Давид, и потому он возглашает: "День во дворах Твоих лучше тысячи" (Пс.74.10 KJV). Так говорит и Иаков брату: "Бог даровал мне, и есть у меня все" (Быт.33.11). Тот, кто имеет настоящий интерес к Богу, имеет все, что душа может захотеть, или сердце может пожелать!
III. Я покажу теперь кратко, как благодать отлучает сердце от всех мирских вещей. Это тройственная работа.
1. Благодать созидает в душе свет, который открывает истинную природу вещей. Каждый человек находится во тьме. Среди суетности, пустоты, недостаточности и неудовлетворенности мирских вещей мы ничего не найдем. Но благодать дает свет пониманию, а также освящает волю; и в этом свете душа способна воспринять правильное суждение о вещах, чтобы различать видимые и невидимые блага, утешение преходящее и длительное, различать вещи, которые действительно отличаются. Духовный судит обо всем, говорит апостол (1 Кор.2.15).
2. Благодать совершает свою работу в сердце, гасит и удаляет из души все мирское, чтобы быть нашим главным благом. В каждом плотском человеке есть что-то, что он предпочитает Богу как своему главному благу. Это приносит в нас чувственный ум, заблуждающаяся воля, неуместные привязанности, для которых предпочтителен мир и не нужен Бог! Но через действие благодати в сердце чувственный ум гаснет, ветхий человек отмирает, и то, что мы смаковали в этом мире, теперь утихло и удалено от нас.
3. Благодать поднимает душу над чувственными вещами, давая ей более реальные и более подходящие утешения. Она поднимает душу жить в Боге, собирать сокровища на небесах и черпать из источника Божественной полноты. Как легко душа, отлученная от всех земных наслаждений, научается получать все свои утешения с небес!
IV. Применение.
Применение 1. Мы должны быть серьезными в этом вопросе, и призвать свои сердца к размышлению по самому строгому счету о том, что мы испытываем в силе Божией в наших душах, и отлучены ли мы от этого мира. Есть большие основания, которые я сейчас приведу, считать это нашей обязанностью.
Во-первых, нет большей обязанности христианина, чем частые испытания себя и своего состояния, в меру открытой ему истины. Когда Слово Господа возвещается, и раскрывается правда, мы должны приложить ее к своему сердцу и испытать ею наш настрой и состояние; это наш великий долг. В этом смысл слов Павла в 2 Кор.13.5: "Испытывайте себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте". "Ибо если кто-то считает себя чем-то, хотя он ничто, обманывает сам себя. Но каждый человек должен изучать свои дела" (Гал.6.3-4 KJV).
Во-вторых, в этом состоит жизненная сила и власть благочестия. Это не то, что мы исповедуем внешне, но то, что мы внутренне есть, и именно на это смотрит Бог. "Тот еврей, кто внутренне таков" (Рим.2.29). Многие исповедуют многое, претендуют на то, что умертвили грех и отлучены от мирской жизни, но посмотрите на их жизнь, последуйте за ними, и убедитесь, что нет людей более плотских и тщетных, чем они!
В-третьих, мы никогда не можем быть в состоянии подтвердить наши притязания на работу благодати, если мы не в состоянии быть удовлетворенными. И нет более верного свидетельства о работе благодати в сердце, чем отлучение души от мирских вещей.
В-четвертых, если мы не будем отлучены от мира силой благодати здесь, мы будем лишены небес в будущем мире. Послушайте то, что говорит наш Господь Христос об этом: "Поистине, если вы не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мтф.18.3). Вы должны не просто обратиться, но и быть как дети по своей кротости, смирению, самоотречению и чуждости миру, как сказано далее: "Кто смирит себя, как это дитя, будет большим в Царстве Небесном". В нас может быть внедрено это детское расположение. Это и есть правильное расположение души, делающее ее пригодным для блаженства! Разве это не лучший повод призвать к самоанализу?
Вот пробный камень: благодать, которая не выдержит этого суда, не является истинной. Итак, задайте себе вопрос: такова ли моя душа, как ребенок, отнятый от груди? И как я узнаю, отлучен ли я от мира или нет?
Ответ. Для этого я должен сложить некоторые правила, чтобы попытаться определить себя по таким признакам:
1. Иметь небесные привязанности среди земных владений - это признак сердца, отлученного от мира.
2. Считать Божественное утешение нашим главным счастьем и богатством больше, чем что-либо мирское - это признак сердца, отлученного от мира. Давид был царем и великим человеком, но он не считал это свои счастьем. Его интерес был в Боге: «Господи, Ты один мне часть, и моя чаша благословения» (Пс.16.5 KJV). И что это значит? "У меня прекрасное наследие".
3. Чего вы желаете больше всего? Чего вы алчете и жаждете? Это покажет, отлучены вы от мира или нет. Грудной ребенок не плачет на груди, независимо от того, что вы предлагаете ему. Ничто не может успокоить его, пока он не возьмет грудь. Что же успокаивает наш разум и наилучшим образом исполняет наши желания?  Если это мирские удовольствия, мирские удобства, мирские почести и т.д., то наши сердца не отняты от груди.
4. Если мы можем иметь мирские ущербы, мирские проблемы, мирские потери и в то же время сохранять святой покой и удовлетворенность духа - это признак сердца, отлученного от мира. "Ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее" (Евр.10.34).
5. Выбрать святость со скорбями и потерями, а не грех с его удовольствием - это признак сердца, отлученного от мира. Это сделал Моисей. "Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние" (Евр.11.24-26).
6. Верою преодолевать и улыбку, и хмурость мира - это еще один признак сердца, отлученного от мира. Можете ли вы сделать это? Когда мир улыбается нам со всем его великолепием, множеством почестей, богатства, удовольствий, наслаждений и славы - можете вы тогда смотреть  на все это как на ничтожные вещи в сравнении со Христом? Можете ли вы отбросить все это ради праведности Христа? Один благородный маркиз сделал это, сказав про папистов: "Пусть их деньги погибают вместе с ними; все золото мира не стоит одного дня общения с Иисусом Христом". Если же мир хмурится на нас, и несет потери, скорби, страдания и упреки - то можем ли мы тогда  преодолеть его, отложив плотской страх, и терпеть скорби, почитая страдания за Христа за нашу честь и счастье, взирая на Бога невидимого, как Моисей? Он, "как бы видя Невидимого, был тверд".
Применение 2.  Отлучены ли наши души от мира ради Бога? Если да, то эта доктрина возлагает на нас двойной долг.
Обязанность 1. Мы должны благословить Господа за всепревосходящее богатство Его милости, если Он отлучает наши сердца от мира! Об этом говорится в Быт. 21.8, а именно, что "в день, когда Исаак отнят был от груди, Авраам устроил большой пир". Не сказано, что Авраам устроил пир, когда родился этот ребенок; это было еще не время, ибо мать была в слабости и скорби. Также он не устроил пир, когда ребенок был обрезан, это тоже было не время, ибо сын был в слабости и боли. Но Авраам устроил пир, когда Исаак был отнят от груди, и это было  правильное время, ибо тогда могли радоваться и отец, и мать, и сын! Вот праздник Авраама! Вот тайна верующих, которые, как семя Авраама, должны радоваться о Господе, когда их душа становится духовной, и отлученной от плотских желаний! Иметь мир и быть отлученным от мира, владеть им и все же не быть им порабощенным - это великая милость, и это тайна веры.
Очень легко исповедовать отлученность от мира там, где люди имеют мало мирских благ. Это обычное дело для тех, кто беден, восставать против богатства и благосостояния: у меня их нет, значит, у меня нет искушений, которые преследуют других! Другой скажет: мне нечем  искушаться, поэтому пусть великие мира сего гордятся и утопают в свокй алчности! Таким образом, обычно для бедных завидовать богатым. Но иметь возможность пользоваться всем в мире и все же не зависеть от этого - вот величайшая милость! Не видеть величия ни в чем, кроме Великого Бога; не видеть красоты ни в чем, кроме святости; не видеть славы ни в чем, кроме как во Христе; не видеть добра ни   в чем, кроме истинной религии - о, какая это милость! Как ничтожно в такой перспективе всякое мирское величие! "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор.1.26).
Обязанность 2. Потрудитесь для того, чтобы и другие были отлучены от мира, как Христос сказал Петру: "Обратившись, утверди братьев своих" (Лк.22.32). Если при обращении благодать завладела вашим сердцем, потрудитесь участвовать в обращении других. Если Господь показал вам тщетность вещей мира сего, стремитесь привести и других к такой точке зрения. Отлучена ли ваша душа от мира? Стремитесь к тому, чтобы были отлучены и другие. О, какая честь будет этим воздана Богу! 
Мы проповедуем о суете и пустоте мира; но, увы! мало кто верит нашим словам. Говорят, мы сами ничего не знаем о величии, чести и славе. Бог лишил нас этого и сузил наш кругозор, и поэтому мы завидуем тем, кому дано больше, ибо нам самим не хватает. Но когда те, кому Бог уделил величие в мире, предпочитают интерес истинной религии и почитание Его этому величию, они в своей совести убеждаются, что это просто не так. Поэтому потрудимся быть полезными для того, чтобы отлучить и отучить от мира других людей, особенно родных нам по плоти.  Потрудимся, чтобы те, кто рядом с нами, не были далеки от Бога, и прежде всего ради наших детей, чьи души Бог прежде всего взыщет с наших рук.
Следующее скажу для тех, кто пока еще не ребенок, отнятый от груди, чья душа еще не отлучена от мирских вещей. Что происходит? Почему мы так боимся этого? Даже если мы отлучены от мира, почему мы все еще полагаемся на него? Почему мы так любим мирские вещи? Почему мы так подлаживаемся под мир и хотим  соответствовать его образу? Если мы отлучены от мира, то почему так велики наша радость и горе от мирских приобретений и потерь? Скорее всего, у нас есть достаточная причина бояться того, как бы наши сердца не остались без Бога!
Кроме того, позвольте мне сказать вам, что можно быть истинным верующим, истинным христианином, и пока еще не отлученным от мира. Одно дело - родиться от Бога, что испытывает каждый верующий, и другое - испытать отлучение сердца от мира. Ребенок жив, как только он родится. Но его не отнимают от груди, пока он не получит силу, чтобы жить без нее. Поэтому об Исааке сказано: "Дитя выросло и было отнято от груди". Отлучение от мира должно расти и крепнуть.  Верующий человек, как только он рожден от Бога, испытывает действие благодати. Но он не будет отлучен от мира, пока не получит определенную силу и рост в благодати. Истинная благодать показывает, что человек дитя Божье, но только рост в благодати делает душу подобной ребенку, отнятому от груди. На самом деле это отлучение начинается в обращении, когда в нас впервые внедряется себя благодати, но это только совершенствуется в росте освящения.
В Писании мы читаем о двойном искуплении. В Откр.14.3 мы читаем о некоторых людях, которые искуплены от земли. Многие искуплены от ада, но еще не искуплены от земли. Они спасены по благодати от проклятия, но не искуплены от плотской жизни. Но как мы рождены от Бога и еще не отняты от груди мирских утех? О, просите Бога об этой милости, чтобы вы больше не искали удовольствий и утешения в твари, но только от Бога во Христе. Давайте сделаем это, ибо наша обязанность – получить сокрушенное сердце.
1. Пока мы насыщаем себя и свой дух мирскими наслаждениями, мы вряд ли сможем извлечь этот урок. Один из способов потушить пожар – убрать топливо; уберите дрова, и огонь погаснет.
2. Уберите плотские аппетиты и непомерные желания, и пусть это будет вашей повседневной работой, ибо чем скорее это будет сделано, тем легче будет это сделать. Ребенка легче отлучить от груди в год, чем позже;  привязанности еще не так сильны, и привычка не стала преобладающей. Именно так дело обстоит с душой. Чем дольше душа утешается миром и черпает радость в твари, тем труднее ее будет отучить от этого.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn