Откуда родом Новый год

Аннушшка
Новый год – один из самых любимых народом праздников, обещающий чудеса и исполнение желаний, пахнущий свежей хвоей, мандаринами, детством…

А ведь существует он уже… около 25 веков!

Обычай праздновать его родился в конце четвертого тысячелетия до нашей эры в Мессопотамии. Только праздновали его не в январе, как сейчас, а в марте, когда начинались полевые работы. Древние римляне считали март первым месяцем года, и лишь в 46 году до нашей эры, повелением императора Юлия Цезаря, начало года было перенесено на первое января.

В России же, со времени введения Христианства начинали летоисчисление либо с марта, либо со дня св. Пасхи.

В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября. В это время собиралась дань, пошлины, и различные оброки. Накануне Нового года Царь являлся в Кремль, и  каждый - и простолюдин, и знатный боярин,  мог подойти и искать  у него правды и милости.

Один из иностранных современников описал виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года:

"На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идёт об Успенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади.
Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста.
Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнёс благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год.
Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: "Аминь". Сирые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения относились в царские покои“.

Последний раз Новый год праздновался  первого сентября 1698 года. Собралось невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое количество матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий.

Пётр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года.

В первый год 18 столетия он приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира.

Обычай празднования Нового года он позаимствовал из Голландии и других стран Западной Европы,  оправдывая это тем, что "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".

15 декабря 1699 года барабанный бой созвал хлынувший толпами народ на Красную площадь, где был сооружен высокий помост. С этого помоста царский дьяк громко прочел указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".

В знак сего доброго начинания и нового столетнего века, "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" повелено было:

“По большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых.
А людям скудным  хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года.

Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится.

А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы.

А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же".

Сам Царь первый пустил ракету, которая  и возвестила народу о наступлении Нового года.
Вслед за нею согласно царскому указу, началось бурное веселье и по всей Москве!