Глоток воздуха

Татьяна Картамышева
Музей Рерихов в Ангасолке, на берегу Байкала (фото из интернета)

Летом позапрошлого года я была в гостях у родственников в небольшом городе,  что под Иркутском. Если быть ближе к истине, то мое гостевание было вызвано некоторыми не очень веселыми  семейными обстоятельствами и стоило мне большого напряжения душевных сил.
 Появившаяся возможность съездить в лес, да еще дойти до Байкала, да еще попасть в открывшийся недавно на его берегу музей Николая Рериха была для меня как глоток воздуха.
 Маршрут мне был знаком. Правда, лет прошло порядочно с тех пор, когда  я бывала в тех местах.
 Рано утром мы с братом выехали на электричке, часа через два доехали до Темной Пади.
 От остановки – крутой долгий спуск, и потом километра два-три по лесной тропинке. Путь с препятствиями – нужно перейти по шаткому мостику через бурную речушку, преодолевать то поваленные деревья, то насыпи из камней. Показалось, что раньше он был проще, и местами надежная рука брата оказывалась очень кстати.
 Идем с ним, разговариваем, а он нет-нет и сорвет какую-то травку, и положит в пакет.  Поинтересовалась, что за травку он собирает. «Какалию». Я, конечно, слышала, что это трава очень полезная, многое что лечит. Что именно – не помню, но брат-то заядлый травник, знает, что делает. Сам много лет к врачам не ходит, себя и свое семейство, да и многих родственников и знакомых, если что, травами лечит.
 И вот деревья раздвинулись, и уже видна крыша нового здания, которого в прежние годы, когда я здесь бывала, еще не было. Вот он, музей! И в то же самое мгновение я, споткнувшись обо что-то, полетела лицом вниз… Удар  был таким, что на какие-то мгновения потеряла сознание. Потом слышу как бы издалека голос брата: «Только не шевелись…».
 Через какое-то время брат поднял меня, усадил  спиной к дереву и достал свою травку. Обложил ею мое лицо, сверху – полотенце. «Надо так держать сорок минут».
 Держала с его помощью. Сняв этот компресс, он дал мне зеркальце. То, что я там увидела, конечно, меня не очень обрадовало, но и не оказалось настолько ужасным, как мне представлялось…

 Мы все-таки добрались до музея, но там оказался обеденный перерыв. Тогда мы спустились к Байкалу. Я сидела на бревнышке у самой воды. Пила ее, зачерпывая ладонями, смотрела на байкальские дали.
 А потом для нас двоих (больше посетителей в этот час не оказалось) провели в музее экскурсию. Картины Николая Рериха (конечно, репродукции), другие экспонаты, связанные с его жизнью, и рассказ экскурсовода  (одновременно директора музея) Татьяны Нарулиной... Когда слушаешь человека, увлеченного своим делом, который с радостью делится с тобой тем, что ему самому интересно и дорого, невозможно не «подпитаться» этой энергией... К концу экскурсии мы уже неплохо познакомились. Татьяна обратила внимание, что я «немного не форме», и, узнав подробности нашего приключения, предложила мне полежать, прежде чем отправиться нам в обратный путь.

… За окошком синие декабрьские сумерки. У нас, в Волгограде, идет снег и подморозило, наконец. Еще вчера лил дождь, и была непролазная грязь. Похоже, Новый год у нас будет настоящим.
 И почему-то именно сегодня мне вспомнилось мое позапрошлогоднее сибирское лето и тот наш поход. И так ярко - будто я снова лежу на диване, на широкой веранде музея, и смотрю на Байкал. Бескрайняя синева воды, голубой купол неба...
 «Глоток воздуха», который я получила в тот день, мне очень помог. Он дал душевные (наверное, и физические) силы в той, очень непростой, ситуации, когда мне предстояло сделать, казалось бы, невозможное.
 
По какой-то причине года полтора назад в здании музея произошел пожар, почти все сгорело дотла. Брат присылал мне фотографии, на которых волонтеры разбирали то, что осталось от музея. Он был вместе с ними. Глядя на эти снимки, совсем не верилось, что хоть когда-то там будет так, как было.
А недавно он сказал по телефону, что музей начинает работать. И  мне так захотелось снова повторить тот день - пройти с братом нелегкой для меня таежной тропой,  посидеть на берегу Байкала, пройти по залам этого музея, встретиться с теми людьми...

Вдохнуть снова того воздуха.