Мумбаи-2014 9. Джайнистский храм

Владимир Митюк
В один из выходных дней мы решили совершить  пеший поход от нашего отеля на Малабар пойнт (Malabar point).  Погода благоприятствовала – большую часть пути можно идти в тени, а +33 переносится легко, и путь занял чуть больше часа.

Малабар – традиционно один из богатейших районов, где живут ну очень богатые люди, там де находится и резиденция губернатора штата Махараштра, столицей которого является Мумбаи.  В то же время там много общедоступных садов, парков, достопримечательностей, таких, как висячие сады Harding Gardens, городской парк, Banganga, Walkeshwar  Temple…

Об этом я уже писал в своих репортажах, посему далее буду приводить лишь фотографии с небольшими комментариям.

А здесь я остановлюсь на Джайнистком храме, Jain Temple, расположенном возле Walkeshwar road.

Но сначала немного собственно о джайнизме. Джайни;зм («победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда.

Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. е. опирающегося на ведийский канон, джайнизм является атеистической (!) религией.

В центре коллажа – Махавира, один из двух основателей джайнизма: Рушабха, первый из 24 титханкаров, герой легенд, чье существование не было подтверждено историками; а Махавира, последний из 24 титханкаров, который систематизировал и реформировал религию и философию джайнизма. Тела титканхаров идеализированы, почти лишены рельефности, что обусловлено упражнениями йоги, покоем и освобождением от плоти.
   
Говорят, что джайнизм в настоящее время – религия богатых, и в это можно поверить, посетив этот храм. Серебряные двери, решетки, инкрустированные драгоценными камнями. Серебряные и золотые статуэтки. И практически никакой охраны. Мы совершенно свободно подошли и сфотографировали их.  Ценность их не поддается определению, можно часами стоять и любоваться.

Сначала мы попадаем в дворик, атриум, где снимаем обувь. Это – обязательно, и никому напоминать не надо.

Общий вид впечатляет. Роскошь, и скромность одновременно. Никакой вычурности, и что тут комментировать!  Восхищаемся мастерством не известных нам скульпторов, чеканщиков, резчиков и ювелиров. 

На второй этаж обычно хода нет, но 20 рупий открывают перед нами лесенку на второй этаж. Там уж под замком фигура Рушабха (нам так сказали, надпись на санскрите), украшенная драгоценнейшими камнями.

В небольшом зале сидит женщина и читает мантры. Мы не мешаем ей, и обходим зал по периметру.

И еще мы узнали, что даже в Мумбаи о существовании этого храма знает немногие. Это понятно. Ритм жизни, необходимость обеспечить себе пропитание, а это не просто даже в финансовой столице Индии.


Следующий материал взят из Интернета. 

Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Она состоит из живых форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа сансарина (мирянина) воплощается в различные формы жизни в течение путешествия во времени. Человек, «недочеловек» (животные, насекомые, растения и т. д.), сверхчеловек (Боги и Полубоги) и существа ада — четыре макроформы (вида) сансарианской души. Все мирские отношения между одной Дживой или Адживой и другой основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.

Другая важная характеристика учения джайны — предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения. Существует пять основных этических принципов — обетов, которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн — монахом или мирянином. Это:
• Не причинять вреда живому (Ахимса).
• Быть искренним и благочестивым (Сатья).
• Не красть (Астейя).
• Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
• Не стяжать (Апариграха).

Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает — не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений).

Впрочем, подобное декларируют многие религии, что не мешает до сих пор им утверждаться огнем и мечом.


Фото автора