Глава 29. Дориан Грей

Виктор Еремин
Трудно найти в мировой литературе более зловещего героя, чем Дориан Грей. Явление сверхмистическое, он как будто был рождён фантазией Оскара Уайльда* для того, чтобы сойти со страниц романа** и наяву, хоть и невидимым, зажить своей жуткой нечеловеческой жизнью совратителя и убийцы. Идеал телесной красоты, Грей стал воплощением дна духовного разложения; убив в романе своего учителя и покровителя художника Бэзила Холлуорда, автора того самого портрета (прототипом Холлуорда считается Д.Э. Мак-Нейл Уистлер***), в реальной жизни он с такой же лёгкостью разделался и со своим творцом-писателем и продолжает развращать наивные души наших дней.
____________________________
* О жизни Оскара Уайльда см. в «100 великих поэтах».
** О жанровой принадлежности «Портрета Дориана Грея» литературоведы по сей день ведут споры; мы решили остановиться на жанре романа; в дальнейшем будем называть его «Портрет…»
*** Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (1834—1903) — великий американский живописец и график.

Существует устойчивая, но явно ошибочная традиция рассматривать Дориана Грея как порождение гомосексуальных пристрастий Оскара Уайльда. Конечно, двойной образ жизни писатель начал вести с 1886 г., после того, как его во второй раз родившая жена окончательно перестала соответствовать эстетическим идеалам супруга. Но в бездну развращённости он пал только вскоре после выхода в свет «Портрета…», а до того ещё как-то преодолевал силой воли свои болезненные наклонности.

Первая редакция романа была опубликована в июле 1890 г. в ежемесячном журнале «Липпинкотс Мэгэзин». Известно, что на создание рукописи Уайльду потребовалось всего три недели. Через восемь месяцев, в апреле 1891 г. роман вышел отдельным изданием. Он был существенно переработан и дополнен шестью новыми главами и очень важным Предисловием. Немедленно разразился грандиозный публичный скандал, критика обвинила Уайльда в безнравственности, и на этом фоне у писателя вспыхнула роковая страсть к юному Альфреду Дугласу (1870—1945). Это было начало конца, агония Оскара Уайльда, когда всё происходит по пословице: «Если Бог хочет наказать человека, Он лишает его разума». Только наверняка не Бог, а Дориан Грей стал истинной причиной безумия своего создателя, попытавшегося хотя бы частично воплотить идеи «Портрета…» в жизнь.

Предполагают, что у Дориана Грея имелся прототип. Речь, видимо, должна идти не столько о прототипе, сколько о человеке, который дал толчок к работе авторской фантазии именно в таком направлении. Иногда рассказывают о случайной встрече Уайльда с неизвестным молодым человеком, который позировал знакомому художнику писателя. Чаще называют имя любовника Уайльда Джона Грея*, у которого Уайльд заимствовал фамилию для своего персонажа. Однако большинство исследователей склоняются к той точке зрения, что прообразом Дориана следует считать самого Оскара Уайльда в его представлении о себе идеальном…
___________________
* Джон Грей (1866—1934) — талантливый поэт; с 1901 г. католический священник, живший до самой смерти однополым браком с ещё одним возлюбленным Уайльда.

И всё-таки не в прототипе суть. Главное то, что с первого же дня появления романа на прилавках книжных магазинов Дориан Грей перешагнул грань человеческого образа и (как бы затем ни пытался автор очеловечить его в многочисленных комментариях) стал надмировой аллегорией Творчества во всём его многообразии, в том числе Искусства и светской художественной Литературы. Поэтому рассуждения о характере, поведении, деяниях Грея-человека бессмысленны и несущественны. Говорить следует только о явлении Творчества в жизни человеческого общества, и разговор этот в контексте «Портрета…» оказывается довольно мрачным.

Грей предстаёт перед читателем двуликим (человек и портрет неразрывны, как живая плоть и её душа), и это основополагающая суть образа-аллегории. Для внешнего мира — он обаятельный, привлекающий своей непорочной и неувядающей красотой юноша, в скрытой же реалии он есть само зло, покупка дьявола, запущенная в этот мир для погубления души каждого, кто приблизится к подвластной нечистому человеческой оболочке.

Так и всё, что творит разум человека: какие бы благие намерения ни несли в себе любые — научные, художественные, музыкальные, архитектурные, технические — начинания человеческого ума и его таланта, при внутреннем их рассмотрении оказывается, что явлены они на свет для убиения душ и сущего мира. Звучит, как слова проповеди, но иначе и сказать невозможно. Сколь бы ни был прекрасен Дориан Грей, на самом верхнем этаже, в самой дальней классной комнате его дома стоит портрет мерзкого старика, на котором жёсткой кистью нечистого выписана истинная его личина, как бы вещающая: «Моя тварь!»

Сам Уайльд, чувствуя необычность порождённого им детища, попытался сузить символ Грея до рамок чистого Искусства и этим оправдать его. Недаром в Предисловии автор записал пышную, ни к чему не обязывающую фразу: «В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь»*. В переписке, посвящённой обсуждению романа, Уайльд пошёл ещё дальше: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнёс их сам»**.
___________________________
* Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея. М.: Миликон-сервис, 2004.
** Оскар Уайльд. Письма. СПб.: «Азбука», 2000

XX в., особенно в своей заключительной четверти, вдребезги разнёс наивные философствования Оскара Уайльда, продемонстрировав до каких ужасающих изуверств и извращений может довести человек творящий человека, пользующего его творчество. И сколько бы ни обвиняли последнего в его неумении и нежелании верно истолковывать и применять созданное Творцом, истинным виновником зла остаётся тот, кто привнёс его в общество под благим предлогом.

Если верить Уайльду, Дориан символизирует неуязвимость и потому безнаказанность Творчества. Правда, писатель сам непроизвольно показал, что без нравственного начала существование его героя-аллегории становится бессмысленным. Но он же и указал на единственный и неизбежный выход из этой бессмысленности — чтобы избавиться от неё, надо убить истину, убить свою душу, а следовательно, убить себя. И другого пути у человечества нет, ибо по природе своей без Творчества существовать оно не может.

На сегодняшний день известно более двадцати экранизаций романа Оскара Уайльда. Самая первая была сделана в 1910 г. режиссёром Акселем Стормом*. Роль Дориана исполнил актёр Вальдемар Псиландер**. Всего в немом кино было снято пять экранизаций романа.
_______________
* Аксель Сторм (1866—1950) — известный датский кинорежиссёр. «портрет Дориана Грея» лучший его фильм.
** Вальдемар Псиландер (1884—1917) — датский актёр, один из первых в истории мировых киноидолов и секс-символов; «Портрет Дориана Грея» положил начало головокружительной карьере актёра.

Затем наступил перерыв, и только после Второй мировой войны, в 1945 г., вышел знаменитый «Портрет Дориана Грея» режиссёра Альберта Льюина* с актёром Хардом Хатфилдом** в главной роли.
______________________
* Альберт Льюин (1894—1968) — голливудский режиссёр, автор шести фильмов. А опять «Портрет Дориана Грея» стал вершиной в карьере постановщика.
** Хард Хатфилд (1917—1998) — американский актёр; фильм «Портрет Дориана Грея» принёс Хатфилду мировую славу.

Начиная с 2001 г. на Западе осуществлено уже семь экранизаций романа Уайльда! С 2004 по 2007 г. роман экранизировался каждый год, после пропущенного 2008 г. в 2009 г. вышли сразу две экранизации — «Портрет Дориана Грея» режиссёра Джонатана Куртманша* (в заглавной роли Майлз Хейман) и «Дориан Грей» режиссёра Оливера Паркера** (в роли Дориана — актёр Бен Барнс***). Более экранизаций пока не было.
_________________________
* О режиссёре Джонатане Куртманше и его фильме информацию найти пока не удалось.
** Оливер Паркер (р. 1960) — английский актёр, режиссёр и сценарист. «Дориан Грей» самый известный его фильм.
*** Бен Барнс (р. 1981) — знаменитый английский актёр, звезда «Хроник Нарнии».

В России большой известностью пользуется телевизионный спектакль 1968 г. «Портрет Дориана Грея», поставленный режиссёром В.С. Турбиным. В главной роли выступил В.К. Бабятинский*.
____________________
* Виктор Семёнович Турбин (годы жизни не известны) — советский радио- и телережиссёр. Постановщик знаменитого сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Многолетний главный режиссёр Главной литературно-драматической редакции ЦТ. Биография режиссёра в открытых источниках отсутствует.
** Валерий Константинович Бабятинский (р. 1942) — русский советский актер театра и кино; с 1962 г. работает в труппе Малого театра.