Правила посещения музеев в собственной голове

Къелла
Существуют правила поведения в учреждениях культуры типа библиотек, театров, музеев. Они вбиты нам в головы с детства, а для тех, кто подзабыл, или у кого детство прошло под забором – в фойе висят памятки: после третьего звонка в зрительный зал не входить, экспонаты руками не трогать и стандартное – не курить, не сорить, пел на попел не бросать.

Надо бы такие же памятки сделать для всех, пользующихся кладовыми своей памяти. Ну в самом деле, что такое память, как не гигантский музей, в котором хранятся картины, скульптуры и гобелены, изображающие сцены из нашего прошлого? Все бережно систематизировано, расставлено по залам, подписано в хронологическом порядке типа: «Это я в первый раз  вижу снег» или «Очень неудачно тогда с велика навернулся», «Ой, какой страшный был тот билет по вышке!» и «Вот так вот Танька от меня к Сереге и ушла. Да…» и тому подобное. Можно гулять и рассматривать все эти моменты, можно сделать подборку по хронологии или общей теме. Просмотреть только смешные моменты, или только страшные. Или прогуляться по залам, что посвящены детству. Или полюбоваться яркими полотнами первой любви. В памяти даже лучше устроено, чем в галерее: ситуацию видишь изнутри, снова окружая себя звуками, запахами, образами, ощущениями. А сама экспозиция просто огромна – и каждый день пополняется новыми шедеврами! Шикарное интеллектуальное времяпрепровождение, доступное каждому. Зрелища на любой вкус: смешные и страшные, романтические и пошлые. Казалось бы, только радоваться такой возможности вернуться и снова прожить насыщенный концентрированный момент со всем эмоциями. Ан нет!

Вместо того, чтобы прогуливаться неспешно по залу картинной галереи памяти, наслаждаясь процессом, подходить поближе к заинтересовавшей картине, рассматривать ее детали, находя все новые и сравнивать нынешние впечатления с впечатлениями от предыдущего посещения – ну, то есть вести себя как примерный посетитель музея – периодически то один, то другой чудик, не читавший правил, выкидывает глупости. Ну например, пытается залезть внутрь скульптуры или в раму картины. Или сняв со стены понравившееся полотно, утащить его с собой в реальность.  Представляете себе этого бедолагу? Мог бы совершенно бесплатно  налегке приходить в выбранный зал, рассматривать понравившуюся картину хоть каждый день. А вместо этого тащится по коридору, обливаясь потом, потому что под мышкой зажата мраморная статуя «Я и Тузик у бабушки в деревне», на шее намотан свернутый в рулон гобелен «Как я студентом ездил на Байкал», а обзор впереди заслоняет тяжеленный холст «Развод на полкровати и девичья фамилия» в золоченом багете два на полтора.

Ноют плечи, подкашиваются ноги, в глазах темно, тошно и мерзко, а коридору нет конца. Где же выход в реальность? Картины по стенам? Какие еще картины, нафиг? Некогда на ерунду глаза пялить. Я тут ценный груз тащу по закону предков. В смысле «все мое ношу с собой». Да, тяжело, а то как же? Да, я в курсе, что можно хоть каждый день приходить сюда и смотреть, а мне вот надо, чтоб оно дома у меня стояло, между шкафом и третьим холодильником! Фух-фух… жарко!

И вот бредет этот чудик со своим грузом, тащится, света белого не видя. И если он в следующий раз забредет в галерею памяти, то опять не налегке – помните, «все свое ношу с собой»? Ну да, это круче чем в Тулу со своим самоваром или в Слюдянку со своим омулем. Так и будет маяться, поудобнее пристраивая на натруженном хребте «Развод…» в золоченой раме и чертова мраморного «Тузика» подмышкой. До тех пор, пока кто-нибудь жалостливый не поможет чудику вернуть всю эту неудобную собственность в хранилища музея.  Иногда это – учитель йоги, иногда психолог, иногда мудрый и вызывающий доверие друг.

А вообще, памятки надо читать у входа, господа! Правила посещения музея не зря написаны. Иногда помогает.

28.12.2014