Иудаизм. Универсальность или партикулярность?

Эли Лапид 67
Многие евреи чураются иудаизма, полагая его партикулярным, чуть ли не местечковым явлением.

Но это не так - достаточно выйти на улицу в Израиле и увидеть всевозможные расовые и национальные типы. Не говорю о том, что все культуры, кроме африканских и дальневосточных, имеют в своей основе прямые заимствования из иудаизма, пусть частенько искаженные диким образом, как у мусульман.

Но все это прошлое, а что же в настоящем и будущем?

Позволю себе процитировать "Дневники" Достоевского за 1877 год: "Мало того: приписывать status in statu [государство в государстве: так называли европейцы изолировавшиеся от них еврейские общины - прим. Эли] одним лишь гонениям и чувству самосохранения - недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнесть своего последнего слова, как сказал я выше. Что религиозный-то характер тут есть по преимуществу - это-то уже несомненно. Что свой промыслитель, под именем прежнего первоначального И-говы, с своим идеалом и с своим обетом продолжает вести свой народ к цели твердой - это-то уже ясно."

И вот эта цель, пока не достигнутая нами, и является универсальнейшей по сути: дать пример пятой формации для всего человечества, после первобытности, рабовладения, феодализма и капитализма. И крах безбожного коммунизма Маркса, о котором Бааль hа-Сулям предупреждал еще в далеком 1930 ом, как раз и доказывает мысль Достоевского о том, что основой формации этой станет религия, исходящая от еврейского народа, отнюдь не "устарелая" и "генотеистическая".

Пятая формация не ограничится социальным переустройством в духе альтруизма: она породит и свою музыку, литературу, философию; иными словами, стартовав с искаженного иудаизма, в конце концов народы мира придут к Торат Эмет (истинной Торе), постичь которую, пока, и у нас то удается, может быть, сотням из всех двух - трех миллионов евреев, выполняющих заповеди Творца. И когда мы сами это поймем, исполнится написанное Пророком Захарией (8 глава):

20 Так говорит Господь Воинств: еще будут приходить народы и жители многих городов;

21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Воинств; и каждый скажет: пойду и я.

22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Воинств в Иерусалиме и помолиться Господу.

23 Так говорит Господь Воинств: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.