Баку. Парашютная вышка. Бержец - новые факты

Генадий Леонов
            Начало:  http://www.proza.ru/2014/12/28/1185
                http://www.proza.ru/2014/12/28/1192




            Когда первая глава статьи была уже готова к публикации, то нашлась пара убедительных подтверждений ее выводам (что в прочем неудивительно при поиске в Интернете по уже сформированному конкретному запросу «Парашютная вышка – Бержец»).

            На бакинском сайте http://www.baku.ru/blg-list.php?id=27285&cmm_id=55 автором © Beton опубликован рассказ «Прыжок с вышки», в котором есть такие строки:

            «…мы браво направились к вышке. Той самой, которая была создана инженером Бержец из конструкций завода "Бак.рабочий" и 28 апреля 1936 года приступила к своим хлопотным обязанностям. Высота её состовляет 70 метров с площадками для прыжков в 20, 25 и 60 метров».

            А в восьмом номере журнала «Крылья Родины» за 1988 года была опубликовано письмо конструктора Э. Асриянца «История одной вышки», где четко указан автор парашютной вышки в Баку – Г. Бержец.

            Что нового я почерпнул из письма своего коллеги Эдуарда Александровича Асриянца, с которым много лет проработали в институте ВНИИПТнефтемаш, а пару лет вместе трудились за соседними столами над перспективами развития нефтяного машиностроения?

            Для начала оцифрую и приведу его информацию полностью:

            «В тридцатые годы с огромным желанием молодежь нашей страны занималась авиационными видами спорта. Почти во всех городах работали аэроклубы, планерные станции, кружки при заводах и учебных заведениях. Большую роль в развитии массовости сыграли парашютные вышки.

            …В январе 1936 года главного инженера завода «Бакинский рабочий» Г. Бержеца неожиданно пригасили в городской совет Осоавиахима. Он был известен как крупный специалист по конструированию нефтяных вышек и спортивных сооружений, кроме того увлекался планерным спортом. Ему предложили создать парашютную вышку для популяризации спорта смелых среди молодежи.

            Через три месяца вышка была построена в одном из любимых мест отдыха жителей столицы. День ее открытия – 28 апреля 1936 года совпал с днем празднования 16-ой годовщины установления Советской власти в Азербайджане. Первым испытал ее сам Г. Бержец, прыгнув с верхней площадки, расположенной на высоте 60 м.

            Вышка была изготовлена из уголкового профильного проката различного сечения и состояла из девяти секций и трех площадок для прыжков на высоте 25, 40 и 60 метров. На специальной мачте (Н=70 м.) реял флаг республики. Более двух десятилетий это легкое, изящное, ажурное сооружение радовало сердца юношей и девушек, открывая им дорогу в небо.

            Но как-то один из ответственных работников республиканского ДОСААФ, увидев ржавчину на некоторых соединениях конструкции, запретил прыжки. Конечно, вышка требовала ремонта. Но бывает такое: прыжки запретили, а о ремонте забыли. Так и простояла одинокой, заброшенной лет пятнадцать всеми любимая вышка. Лишь в 1975 году о ней вспомнил горисполком. Вышку отремонтировали и… установили на нее автоматическую информационную систему с цифровым указателем текущего времени, скорости ветра, температуры воды и воздуха.

            Более полувека украшает столицу Азербайджана первая парашютная вышка, и, наверное, никто из бакинцев не представляет сегодня Приморский бульвар без нее. Но многие жители, особенно любители авиации, с сожалением поглядывая на цифры, отмечают, что белые купола парашютов здесь были бы больше к лицу.

            Э.Асриянц, конструктор

            На снимке: бывшая парашютная вышка Г. Бержеца

            Фото А. Закиева»

            Самая главная информация в статье (помимо, конечно же, упоминания самого Г. Бержеца) – сроки выполнения задания. За три месяца  разработать чертежи с нуля и воплотить их в металле просто невозможно.

            Ведь тогда не было современных компьютерных программ типа «Selena», позволяющих  в кратчайшие сроки подготовить расчетную схему строительных конструкций любой степени сложности. Основным расчетным инструментом конструктора была логарифмическая линейка.

            Но с учетом восстановленной предыстории можно реконструировать процесс конструирования вышки (сорри за невольный каламбур).

            На мой взгляд (и так, скорее всего, и было на деле!) К.Н. Бержец просто «вытянул» свою 41 - метровую вышку до заданных 75 метров. Запаса прочности, заложенного в буровую вышку, предназначенную для спуско-подъемных операций с тяжелыми бурильными трубами, с лихвой хватило на покрытие увеличения веса удлинившихся почти в 1,7 раза основных элементов вышки.

            Максимальная нагрузка на крюке 41-метровой буровой вышке традиционно составляет 2000 килоньютона, что можно условно приравнять к 200 тоннам статической нагрузки. Естественно, что вес желающих прыгнуть и одновременно находящихся на вышке такой величины не составлял. Вот в этих пределах и можно было увеличивать общий вес вышки.

            Каковы же были изменения, влияющие на изменение массы сооружения?

            Сравнивая парашютную вышку и реконструированный рисунок  вышки Бержеца, можно заметить, что практически сохранились все ее 10 секций. Десятая секция буровой вышки несколько уменьшилась и на парашютной вышке играет роль основания для флагштока.

            Размеры горизонтальных поясов остались без изменения, отсюда такая элегантная конструкция вышки с узким основанием, рассчитанным первоначально на буровую вышку гораздо меньшей высоты.

            Удлинились «ноги» вышки и полуоткосы.

            Удлинение полуоткосов потребовало увеличение числа «шпренгелей» (косые уголки между полуоткосом и «ногой» вышки) с двух до шести в каждом из 72 полуоткосов.

            Вот, пожалуй, и все, что могло увеличить вес  вышки, взятой за основу.

            Перенос  наружных лестничных маршей в центр вышки и замена одного рабочего балкона на две рабочие площадки (третья, самая верхняя была и на буровой вышке) на весе конструкции если и отразились, то незначительно.

            Несомненно, что все расчеты были выполнены конструктором не на таком примитивном уровне, у него были подробные расчеты конструкции буровой вышки, и скорректировать их соответствующим образом автору вышки не составило большого труда.

            Только так можно объяснить кратчайшие сроки возведения столь сложного сооружения…

            Казалось бы, на этом и можно поставить точку. Но…

            Но после ознакомления с найденной информацией об основных этапах трудовой деятельности Г.Н. Бержеца (взятых, безусловно, из основного документа каждого работника СССР – трудовой книжки) возникли некоторые сомнения в 100%-ной истине информации моего коллеги.

            Дело в том, что в 1936 году Г.Н. Бержец уже не работал на заводе «Бакинский рабочий».

            В 1935 году Г.Н. Бержец работал начальником производственно-технического отдела образованного в том же году треста «Азнефтемаш». А  с 1935 года по 1937 год, т.е. в период создания парашютной вышки Г.Н. Бержец был уже главным инженером Бакинского завода им. Шмидта.

            Поэтому Г.Н. Бержец мог быть привлечен к изготовлению парашютной вышки только как автор вышки.

            Остается открытым и вопрос, почему именно на заводе «Бакинский рабочий» была изготовлена парашютная вышка, а не на заводе им. Г.П. Петрова, который специализировался на производстве металлоконструкций, а впоследствии (и до сегодняшнего дня) был специализирован на изготовлении буровых вышках для глубокого бурения?

            Вот такое продолжение получили мои выкладки после знакомства с давнишней публикацией своего коллеги.

            Может быть, зная бы этой публикации, я бы и не стал  ворошить недра Интернета и ограничился только ее информацией...

            Но я не жалею о затраченном времени потому как узнал много интересного и, как мне кажется, достаточно полно осветил историю уникального строения на Приморском бульваре Баку.

            Кроме того, узнал о замечательных достижениях своих земляков, о них следующие публикации:
                http://www.proza.ru/2014/12/28/1389
                http://www.proza.ru/2014/12/28/1332 


            Upgrade  30 декабря 2014 г.

            Уже после публикации этой статьи нашел в библиографических материалах еще одно убедительное подтверждение авторства Г.Н. Бержеца - упоминание о «Интервью с доктором технических наук Бержецом, конструктором Бакинской парашютной вышки» опубликованное 23 июня 1976 года  (где?) под названием «Перешагнувшая сорокалетие».