Елизавета Карякина, мать В. И. Чуйкова

Гениальные Матери Планеты
Елизавета Федоровна Карякина (1865–1958),
мать маршала В. И. Чуйкова

Елизавета Фёдоровна, в девичестве Карякина, мать маршала В. И. Чуйкова, родилась и прожила всю свою жизнь (93 года) в поселке Серебряные Пруды в Тульской области. В браке с Иваном Ионовичем Чуйковым она родила и воспитала 12 детей: восьмерых мальчиков и четырех девочек.

Сын маршала В. И. Чуйкова Александр Васильевич так рассказывает о своих деде и бабушке: «Он — вспыльчивый, чистый порох, в гневе доходил до неистовства, но также быстро остывал, успокаивался и зла никогда не помнил. При этом славился огромной физической силой — первый в селе кулачный боец на реке Осётр». «Елизавета Фёдоровна, — свидетельствует внук, — та другая. Тоже работала от зари до зари. Но характер спокойный и при этом — как кремень. Никогда голоса не повышала, а вымолвит слово — кончен разговор. От своего не отступит. Бывало, схлестнётся с мужем, тот со второго слова в крик, а она говорит ровно, в глаза глядит — не сторонится. Ионыч орёт так, что посуда лопается, а у неё на лице ни одна жилка не дрогнет и голос до шёпота падает: «Я сказала — всё!». И смирялся Иван Ионович. Руку на жену поднять никогда даже не помышлял — при его-то буйном нраве. Уступал, зная, что жена зря не скажет».

Многие годы Елизавета Фёдоровна была старостой храма, возглавляла приходской совет церкви Святителя Николая в посёлке Серебряные Пруды. Богоборцы сначала закрыли храм, а потом хотели его взорвать, но Елизавета Фёдоровна, по рассказам её знаменитого сына и его старшей сестры, отправилась в Москву. Шёл 1937 год. Каким чудом она попала в Кремль, в кабинет М. И. Калинина, неизвестно, но в результате этой встречи храм не разрушили. Более того, он вновь стал действующим. В народе ходили слухи, что мать В. И. Чуйкова попала на прием к самому Сталину.

Всего Елизавета Фёдоровна ездила в Москву три раза, третий раз в сопровождении сотрудника НКВД. В 1943 году мать В. И. Чуйкова была приглашена на собор церковных иерархов, где был избран новый патриарх. Там же, из рук патриарха в присутствии И. В. Сталина она получила орден Русской Православной церкви.

Василий Иванович Чуйков, пятый сын и восьмой ребенок в семье, унаследовал от матери такие черты, как твердость, решительность и уверенность в себе. Все это помогло ему быстро продвинуться по военной службе: в 19 лет на Гражданской войне он уже командовал полком, а в 39 лет стал командующим армией. Его армия героически обороняла Сталинград и штурмовала Берлин. За воинскую доблесть и выдающиеся заслуги перед Родиной Чуйков стал маршалом и главнокомандующим Сухопутными войсками СССР.

Перед уходом на фронт мать благословляла каждого из своих сыновей. Все они обладали воинствующим задиристым (в отца) характером. Все братья Чуйковы сражались на передовой и все восемь вернулись домой без тяжелых ранений, живыми и здоровыми, — вот это чудо!

Перед уходом на фронт материнское благословение получил и Василий Иванович Чуйков. Как-то после войны все дети собрались в родительском доме. Мужчины за столом вспоминали фронтовые будни. Как это бывает — с небольшой бравадой друг перед другом — как выходили из переделок, как гнали немцев, как потуже затягивали армейские ремни. Елизавета Фёдоровна слушала-слушала, а потом спокойно сказала: «Сынки, это я вас всех у Бога вымолила! Поэтому вы все целы и невредимы...» За столом воцарилась тишина. После гробового молчания сын Василий, который в Сталинграде находился в 300 метрах от передовой, стал рассказывать, что его, как заговоренного, не брала ни пуля, ни осколок. Три немецких штурмовика бомбили дом, в котором находился командарм. Сбросили весь свой боезапас на незащищенное здание, целились именно в Чуйкова, так как знали, где он находится: сработал радиоперехват. Все успели выскочить на улицу — кто куда. Чуйков остался стоять у стены со сжатыми кулаками; ему бежать было бесполезно. Пятнадцать минут продолжалась бомбежка. Когда она закончилась, командарм живой и невредимый оглянулся, — а стены нет. Сын маршала вспоминал этот рассказ отца: «Хотел крестное знамение сделать, сложить пальцами, но не смог разжать, так кулаком и перекрестился. С тех пор он крестился кулаком».

После смерти маршала его сын перебирал вещи отца, раскрыл партийный билет, где лежал небольшой клочок бумаги с молитвой. Эту охранную молитву как благословение на победу надиктовала неграмотная мать В. И. Чуйкова перед его уходом на фронт: «О, могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне всё трудное лёгким содей. И помоги мне!» Внук Елизаветы Фёдоровны показывал эту бумажку священникам. Они сказали, что это молитва не каноническая. Из этого следует, что не столько важны каноны и ритуалы, как сама вера человека. И нет более чудодейственной и охранной силы, чем любовь и молитва Матери.

В газете «Правда» от 7 декабря 1944 года были опубликованы «Сводки Информбюро, сообщения из действующей армии… Списки награжденных боевыми наградами». И тут же рядом полоса со списком о награждении многодетных матерей орденом «Материнской славы» и медалью «Материнство». В этих двух списках не было фамилии Чуйковых, они были в других. Однако самым важным является то, как оценивало правительство и И. В. Сталин материнский подвиг, фактически приравняв его к воинскому. Боевые награды за подвиги на фронте и награды за материнство публиковались одинаково на первых полосах газет.

Великий русский писатель Федор Абрамов, выступая перед читателями, сказал: «Мы, пережившие войну, знаем, что второй фронт, который стал решающим вкладом в победу, на самом деле открыли не иноземцы, а женщины. И не только потому, что заменили мужей у станков, на пашне, – главное, потому, что корень сумели сберечь – ребятишек».

Мы уверены, что Сталин хорошо знал о матери маршала Чуйкова Елизавете Фёдоровне и именно поэтому из множества предложенных на конкурс вариантов памятников Сталинградской битвы вождь выбрал проект Евгения Вучетича — скульптуру «Родина-Мать зовет!» Как известно, маршал Чуйков был главным военным консультантом при возведении памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане». Известно также, что скульптор придал фигуре воина-богатыря черты Чуйкова, руководившего обороной Сталинграда. Но никому не известно, что простая русская крестьянка Елизавета Фёдоровна Чуйкова стала собирательным образом и символом русской Матери бессмертных героев, олицетворением Матери-России в СССР.

Родители маршала прожили вместе 75 лет, и умерли в один год с разницей в три месяца. Елизавете Фёдоровне было 93 года.

В 2004 году Международный астрофизический союз одобрил предложение ученых назвать «Чуйковия» астероид диаметром 10 километров в честь Матери прославленного военачальника. «Есть высшая справедливость в том, что осияет нас невидимый свет звезды, названной в честь Матери-героини и Матери героя», — считает ее внук Александр Чуйков.