Чтобы начать грызть науку буддизма, мы с Веденеевым пошли в библиотеку. Это так романтично! После всех пертурбаций с лодками, с мотоциклами, с ружейными выстрелами захотелось покоя… И всегда своевременный Веденеев повел меня в покой Главной Библиотеки Города. Я там бывала и раньше. Белые колонны, полукруглые ниши, откуда на всех входящих свысока смотрят черные головы великих писателей… Но сейчас я с Веденеевым и не боюсь их авторитета. А знали ли они про буддизм? Вот Веденеев знает!
Веденеев уверенно распахнул массивную дубовую дверь – размером раза в три выше его роста. Он вошел так, будто главный здесь он:
– Меня здесь все знают – я их всех достал. Я искал редкие старые издания, а они говорят: «Нету!» А я говорю: «Есть. Надо только искать!» Им стало стыдно, и они начали от меня прятаться!
И Веденеев стал рассказывать разные байки про то, как он несколько лет ходил сюда в свой буддийский период – лет 15-17 назад.
– Я брал много книг по буддизму и начал замечать, что в формулярах постоянно мелькают рядом две фамилии: Веденеев и Иванько. Я все хотел узнать, кто такой этот Иванько, и через несколько месяцев познакомился с ним.
– А он сейчас занимается буддизмом?
– Он дальше не пошел.
Значит, не все идут – даже кто схватил истину вовремя, вместе с Веденеевым. Позже Веденеев радостно показал мне этого человека – крепкий седовласый старичок. Он «застрял в боковом проходе». Но Веденеев улыбался: ему ведомо то, что не ведомо всем.
В библиотеке Веденеев в своей стихии. Мне показалось, что он наполнил собой все здание, озарил и осветил, придал божественное содержание.
– Ты будешь сейчас заниматься одна в Зале редкой книги.
И я вошла в зал. Там тяжелые портьеры красного бархата, лакированные академические столы и стулья, правда не дубовые. Веденеев вручил мне книгу:
– Это книга Риса Дэвидса. Ей больше ста лет, нужно читать аккуратно, чтобы не рассыпалась. Почитаешь, потом я за тобой приду.
Вот она, буддийская наука! Как мне познать всю глубину этого древнего знания? Вон, Веденеев уже сколько лет изучает – а я только начинаю. Хватит ли у меня ума и усердия?
Бережно беру старинную книгу с золотым тиснением на обложке:
Рисъ-Дэвидсъ Буддизм. 1898. Дозволено цензурою. С-Петербургъ
Хорошо, что было дозволено, иначе бы Веденеев не узнал эту часть буддизма, а я не сидела бы здесь, среди портьер. Постараюсь понять. Ведь мне нужно Просветление!
Чтение Третье. Жизнь Будды
А на улице лето. Мы могли бы с Веденеевым пойти на озеро… Все! Читаю!
Сварен рисъ, надоено молоко, – говорит хозяинъ стадъ Данiя.
Рис, молоко – очень хочется, придет Веденеев – домой бы поехали…
Живу съ равными себе на берегу Махи.
Крышей крыто жилище, на очаге пылаетъ огонь.
Пусть идетъ дождь, если хочетъ.
У человека все хорошо. А что ответит Будда?
Нетъ крыши на жилище, потушенъ огонь (страстей).
Пусть идетъ дождь, если хочетъ.
Вот так Будда!
«Не слуга я никому», — говоритъ господь…
«Разорвавъ оковы, какъ быкъ» ,— говоритъ господь,
«Какъ слонъ, разорвавъ ліаны,
Не перерожусь я вновь.
Пусть идетъ дождь, если хочетъ».
Да, да, да, – разорвать лианы!
Победите въ себе то желаніе, котораго жаждутъ боги и люди.
Не пропустите мгновенія!
Где же Веденеев?
Ибо те, кто пропустилъ мгновение, мучатся въ аду.
Я боюсь. Как же спастись?
Станемъ жить счастливо, незлобивые среди злобствующихъ.
Незлобивыми пребудемъ среди злобствующихъ
Так будем мы с Веденеевым! Когда же он придет? Прочитаю еще страничку – он ведь меня будет спрашивать…
Станемъ жить счастливо, здравые среди недужныхъ.
Пребудемъ здравыми среди недужныхъ людей.
Оказывается, это справедливо – жить здоровым среди больных. А я все чего-то стеснялась (пока здоровая была). Так вот где истина! Надо жить как Будда!
Станемъ жить счастливо мы, у которыхъ нетъ ничего.
Радостью станемъ питаться, какъ боги.
Веденеев! Веденеев пришел! Наконец-то! А я только что ТАКОЕ узнала!
Веденеев мягко закрыл книгу: «Здесь на сегодня хватит. Пойдем в другой зал».
Пойдем! Куда хочешь, я с тобой! Я хочу как Готама Будда! Я все буду делать!
Мне так хотелось позвездить какой-нибудь фразой! Из меня так и лезло наружу. Но Веденеев ничего не спросил о прочитанном. Он – молчаливый мудрец, который все делает точно и вовремя, «ни на миллиметр не ошибается».
Позже я узнала, что Веденеев не обсуждал книги ни с кем и никогда, чтобы люди не вносили своих интерпретаций текстов. И сам не рассказывал мне книги, как это делало большинство моих знакомых – прочитают что-нибудь и пытаются передать содержание.
«Все люди привыкли себя украшать – не важно чем, лишь бы навесить на себя побольше медалей. Особенно, когда украсить себя нечем».
Веденеев не украшал себя обсуждением книг, пусть даже мудрых и любимых, – и мне не давал: «Только коренные тексты! Если хочешь что-то сказать, то своими словам передавать не надо – давай цитаты, дословно, с указанием источника. Или вообще не говори!
Поэтому я в основном молчала.
Тот день стал моим началом вхождения в буддизм. И совсем это не страшно, и не сложно! И начались благие дни – дальше дела с Веденеевым шли в гору. Правда, не всегда. Он говорил: «Иногда необходимо отступить. Один шаг вперед – два шага назад».