По-ростовски

Анатолий Дудник
Не так давно встречал и провожал друзей. В перерыве хотел удивить их чем-нибудь необычным. Накануне долго-долго думал и, наконец, принял решение угостить их ухой по-ростовски. Сам я на   рецепт  этого интересного и нарядного блюда, к сожалению, набрёл лишь на своей 56-ой осени. "Жаль, что  бульона из мелкой рыбы не будет!" - подумалось мне.

Пообещав ухи и оставив гостей общаться с домочадцами, я быстренько почистил  купленную  форель - ещё утром она плавала себе в садке на плотине нашей речки Сходни, а затем остервенело рвалась на волю из пакета, пока нёс к машине.
    - Замечательная рыба! - вдруг, сказал неожиданно появившийся на кухне приятель.
    - А то! - гордо подумал я, так как нагло соврать, сказав, что нынче я сам её и выловил, не хватило духа. Несколько лет назад я такую рыбину бездарно упустил на пруду рядом с упомянутой плотиной, но о том в другом рассказе.

Всё шло по намеченному сценарию ровно до того момента, когда надо было бросать картошку в кипящую воду: друг, оценив внешний вид моих картофелин, сказал строго, что надо тщательнее чистить картошку.
    - Экая фря! - подумал я, глядя на то, как приятель принялся сноровисто устранять своё же  замечание. На мгновение в памяти всплыла картинка из осени 1977-го года, когда наш дежурный взвод курсантов второго курса внезапно подняли среди ночи на перечистку плохо вычищенной картошки.

Предстояло увесистую рыбёху разрезать на куски. Видя, что у меня это неловко  получается, товарищ решительно вмешался в процесс.
    - Пара крепких рук не помешает! - уступая малодушно, решил я. И зря: почувствовав откуда-то нахлынувший  кураж руководителя, приятель, вдруг сообщил, что куски рыбы, перед тем как бросить в закипевшую воду, надо ещё разок промыть.
    - Во даёт! - я внутренне начинал закипать.

Дома, так сложилось, что, если я у плиты, то супруга рядом не маячит, и не мешает. А тут, можно сказать, гость, заняв, "первую линию", не давал подойти то к плите, то к раковине. Наконец, пока тот  пробовал готовность картофеля, я противолодочным зигзагом прорвался к раковине, быстро выгреб богатые рыбьи потроха и вынес мусор в контейнер на улице.

Когда вернулся на кухню, товарищ  у плиты напоминал мне  командира на ходовом мостике родного крейсера. "Как у себя на строительстве!" - подумалось мне. С этого момента я полностью был отлучён от процесса готовки и лишь изредка вякал из-под локтя  плечистого повара, что, дескать, надо морковочку на пятачки потоньше нашинковать, чтобы быстрее сварились, и не забыть бы  закинуть в кастрюлю красиво разделанную помидорину.

Лучше бы я промолчал, так как приятель вдруг встрепенулся и  стал всё громче и громче требовать спички, зачем-то. Вы знаете, где у Вас дома спички? Вот и я не знаю: плита с электрическим "запалом" и никто в семье не курит. Вопрошающего и зубочистки не устроили! Войдя в раж, шеф, таки, "достал" меня - вынудив искать какую-нибудь оставшуюся от поделок деревяшку. "Какой настырный!" - восхитился я про себя.

Громко погремев для приличия в закромах, я притащил  товарищу кусок вагонки, сделав вид, что выломал его из борта собственного барказа. На плите, тем временем, что-то выразительно побулькивало, наполняя кухню  необыкновенным ароматом. Что товарищ закладывал в уху без меня я уже не знаю. Тот, к счастью, немного отстал, делая из щепки над пламенем горелки выразительную головёшку. "Верно: уголька же нет!"

Я совсем потерял инициативу, пустив процесс готовки на самотёк, когда шеф-повар громко потребовал водки и, добившись своего, влил немного её в бульон, а затем поджёг сивушные пары в кастрюле. Делая невозмутимый вид, что сам так и поступаю всякий раз, тем не менее, вспомнил, как на родном крейсере подобный эксперимент одного из мичманов окончился взрывом паров в каюте. Товарищ всколыхнулся  вновь, когда я доставал свежую зелень из холодильника - он рассмотрел там  красного цвета болгарский перец. 

Зелень рубилась мною вяло, наверное, уже специально, так как за манипуляциями  пристально наблюдали, и нож незаметно перешёл в руки напарника. Перец и лавровый лист в уху бросил приятель, а соль, с его молчаливого согласия - я. Когда товарищ пробовал готовое блюдо на соль, по глазам дегустирующего можно было прочитать: "Мастерство не пропьёшь!"

Уха, признаюсь честно, была - пальчики оближешь! Гости рано-рано  утром по свежему снегу и без пробок на дорогах улетели. Вечером того-же дня, я, вновь млея от прекрасного аромата ухи, думал: "Виктор, приезжай! Я тебе ещё что-нибудь вкусненькое приготовлю!"

Дорогой Виктор! С Днём рождения!