Родник

Евгений Обвалов
       Это было очень уютное, затененное развесистыми ивами место. Ещё в давние времена здесь деревенские девахи водили хороводы – ай люли-люли… Здесь под склоном прорываясь из-под земли бил родник. Его чистые прохладные струи в жаркие дни притягивали сюда и усталого путника, и пастуха со стадом коров, и проезжающего мимо тракториста. Дальше от истока бег струй успокаивался, в прозрачной воде купались облака, а запах свежести и прохлада окутывали проходящего мимо, заманивая на отдых.
       Уже в советское время мужики утащили откуда-то бетонное колодезное кольцо, прикатили его, подготовили место и вкопали в промытое водой каменистое дно. Получилось подобие бассейна, через проломленный край которого сбегала в ручей весело журчащая вода.
       Вряд ли кому из местных пришло бы в голову бросить у родника какой-то мусор – пакет, тряпку, смятую пачку от сигарет или окурок. И ведь никто никого специально не учил. Было просто какое-то уважение к этому месту, к его красоте, к тому, что оно одно для всех. Объединяло, что ли.
       Потом местный батюшка поставил у родника крест, освятил место. Оно и ранее было почитаемо, а теперь на крещение, не смотря на удаленность родника от церкви, приходили даже жители других деревень. Приходили люди и просто так, набрать чистой водицы, а заодно потрепаться со случайным встречным сидя на камушках в теньке под ивами.
       Время летело. Просвистели мимо Перестройка и Гласность, лихие девяностые с кровавыми разборками, но ничто не могло нарушить тишину и спокойствие этого уголка. Кто в молодости бегал тут, уже состарились и с трудом шли с горы или в гору. Но как прежде, все местные ходили сюда. Правда появились и «новые русские» из построенных недалеко новых коттеджей. Они хоть и подкатывали под гору на своих иномарках, но останавливались в почтительном удалении и шли к роднику пешком с бидонами и пластиковыми бутылками.
       Шла нарезка земли и один из «новых» стал строиться по-над родником на самом склоне. Пройти напрямую стало невозможно и местные безрезультатно гудели, обходя стройку вокруг. К кольцу-колодцу стали приходить мыться рабочие, бросая тут сначала обмылки, порванные шнурки от ботинок, старые стельки, а потом и более крупный мусор. Одни уезжали, появлялись другие и увещевать их было бесполезно. Даже стычки с местными бывали. А родник, будто был выше всего этого, продолжая давать и тем и другим чистоту и прохладу, утоление жажды, уют и успокоение тишиной.
       Как-то на «престол» пришел к роднику постаревший местный батюшка. К празднику власти почистили всё, мусор убрали, тропочку окультурили. Пришел он, походил с кадилом вокруг, пискляво с хрипотцой пропел молитвы, а потом утомленно присел на камушек и предрёк:
- Не будет у нас родника-то. Пересохнет скоро. Чист он, но не от грязи иссякнет, а от всеобщего неверия и пороков… Но может напомнит ещё о себе.
       Встал, кряхтя и ушел. И ведь как в воду глядел. За год родник стал бить всё тише и тише, струи его оскудели, текли уже не с той силой, но вода была по-прежнему чиста и изумрудна. Казалось, вроде как обиделся родник на людей за непочтительное отношение, но всё ещё оставлял им шанс…
       За другое лето он так позарос травой, что и отыскать-то стало трудно – превратился в болотину. Забеспокоилась местная власть, какие-то исследования заказали и выяснили, что «новый» пробил себе скважину для бассейна и вроде как повредил в земле слои какие-то. Дальше обследовать почему-то не стали.
       Как оказалось, делал он всё по закону и ни в чём не виноват. Куда ушла вода – то ли в бассейн к «новому русскому», то ли в пласты или ещё куда, только больше её тут не видели. Заросла тропинка, покосился крест, под иву стали свозить мусор не только с коттеджей, но теперь и сами местные. А если надо было указать на когда-то любимое всеми место, то говорили – «у бывшего родника».
       Прошло ещё пару лет, и вдруг случился оползень. Край склона под коттеджем ушел, а сам он треснул от фундамента до верха вместе с бассейном! Вот так-то. И хотя с точки зрения науки всё было вполне объяснимо, одно осталось неясным: как старенький батюшка мог всё предсказать? Откуда узнал?
       Родник… Слова-то какие созвучные родник и Родина… Неужели он исчез потому, что те, кого он поил водой и радовал чистой и прохладой сами стали равнодушными, разобщенными и его не защитили?
       Правда недавно в том склоне набухла, напиталась водой земля и появилась тоненькая, исчезающая в траве струйка. Неужто возродится? Снова забьют тугие серебряные струи, зазвучит его весёлое журчание, придут улыбающиеся потомки и будут хранить этот уголок своей земли, своей малой родины…
       Родничок, милый, прости нас! Вернись к нам!