Красота и искусство

Андрей Рождественский 4
Красота и искусство. Какое отношение они имеют друг к другу?

Понятно, что красивым может быть не только произведение искусства, но и пейзаж, цветы, человеческое тело, мысли и алгебраические формулы.

Вопрос в другом. Должно ли быть произведение искусства красивым? Является ли красота неотъемлемым атрибутом искусства?

Когда я вожу экскурсии по Стокгольму, обычно, останавливаюсь у памятника на набережной Шепсбрун работы всемирно известного скульптора Карла Миллеса, которая изображает персонажа из северной мифологии морского Бога, Агира.

 Собственно, он не Бог, а морской демон. Тем не менее, он дружит с Асами, приглашает их к себе и сам ходит к Богам в гости. Естественно предположить, что он не был красавцем, как и остальные йотуны(великаны).

Карл Миллес изобразил его, так, как сам себе представлял (смотри картинку).
Когда я показал эту скульптуру первый раз туристам из России, высказывание  были примерно таким: «Ну и образина!»

В следующий раз ситуация повторилась. Я заинтересовался ещё больше и уже целенаправлено водил туристов посмотреть на морского Бога . Реакция была всегда однозначно отрицательная. 

Последний раз я пригласил туристов посетить музей Миллеса, совершенно уникальный уголок Стокгольма, усадьба, где он жил с уникальной коллекцией его произведений живописно расположенной на крутом берегу Стокгольмского фиорда. После посещения задал стандартный вопрос: «Ну, как, понравилось вам это местечко. Ответ был такой: Да, очень мило, но в эстетическом плане не всегда на высоте.

Я очень удивился, потому, что Миллес творил свои шедевры в  манере, свойственной ему одному.  Легкость и воздушность, в сочетании с античными формами. Что могло не понравиться. И я вспомнил, как подозрительно они смотрели на статую Посейдона. Дело в том, что Посейдон Миллеса совсем не похож на своего античного собрата. Молодой человек с довольно простым (не божественным) лицом.

Итак, есть ли красота неотъемлемой частью искусства?

Вот определение искусства, которое дал Л. Толстой в своей замечательной статье «Об искусстве»:

"Искусство не есть, как это говорят метафизики, проявление какой-то таинственной идеи, красоты, бога; не есть, как это говорят эстетики-физиологи, игра, в которой человек выпускает излишек накопившейся энергии; не есть проявление эмоций внешними знаками; не есть производство приятных предметов, главное — не есть наслаждение, а есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах".

В этом определении нет ни слова о красоте. Наоборот метафизическое определение искусства с проявлением «какой-то таинственной идеи, красоты» отвергается.

Таким образом, произведение искусства - это некий трансформатор, посредник передачи  чувств и мыслей от одного человека многим.

А чувства могут быть самые разнообразные: любовь, ненависть, гордость, уныние.
Попробую привести несколько примеров.

Омар Хаям

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь - хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей!

Чувство отчаяния

-------------------------------------------------

Владимир Маяковский

В ресторане было от электричества рыжо;.
Кресла облиты в дамскую мякоть.
Когда обиженный выбежал дирижер,
приказал музыкантам плакать…

Ненависть

-------------------------------------------

Эдмон Ростан

Сегодня вечером, да, да, в гостях у бога
Я у лазурного остановлюсь порога
И покажу ему тот знак, что был мне дан...

Надежда, гордость.


Мне кажется, что, оценивая произведение искусство не надо «эстетствовать». Важно совсем другое. Какие чувства вы испытываете, глядя на картину, скульптуру, слушая музыку. Если это те же чувства, что испытывал автор,  то чудо совершилось и вы свой человек в этом удивительном мире, мире искусства.