17

Анна Литцен
Януш Леон Вишневский "Ирена Вишневская 1914-1977. На фейсбуке с сыном"

Как-то в сети довелось почитать отрывки из "Одиночества в сети" Януша Вишневского. Заинтересовал меня тогда этот автор. "Одиночества" в библиотеке нет, взяла другую книгу. Честно сказать, впечатления очень странные. Принцип построения сюжета (если это можно назвать сюжетом): умершая мать писателя находится в аду и через Фейсбук пишет ему обо всем: о жизни в аду, о том, что узнала за это время, что думает, над чем размышляет.

Откровенно говоря, фабула очень неубедительна. Судя по изложению, пишет женщина, бывшая в жизни земной обыкновенной и не слишком развитой обывательницей. Якобы она стала самообразовываться и вот что узнала, вот что надумала. Но все эти рассуждения мне очень сильно напоминают "Письмо к ученому соседу" Чехова. Именно по причине резкой разницы между тем, какой якобы автор-мать была и какой стала. Такое резкое несоответствие, что не веришь. Возникает внутренний протест, "но", которое не дает углубляться в книгу и проникаться ею. Стиль изложения теорий и фактов - чисто мужской, а скорость перехода от одних фактов к другим и непредсказуемость этих переходов - женская. Но она не убеждает в авторстве женщины. Сразу чувствуется то, что называется "фейк". Очень много познавательного материала, но он между собой никак не связан, нет никакой логической связи между фрагментами, предлагается вместо этого считать это типом мышления женщины. Но углубленность в материал для такого мышления совсем нехарактерна. В общем, интересные кусочки по страничке-две. А затем резко "право руля!". Или "лево".

От издательства анонс таков, что это очень личная исповедь думающего и сомневающегося во всем человека. Думает он явно очень хаотично, не считая нужным продумывать вопросы до конца. Ухватился - и бросил, ухватился за другое - и бросил. У меня откровенно говоря, впечатление скорее такое, что автор переполнен обрывками знаний и стремится, во-первых, похвастаться перед всеми, мол, смотрите, какой я образованный, а во вторых, попросту избавиться от этого кишмиша в голове, слить его. У меня и самой от этой книги в голове такой винегрет! И, честно сказать, отдающий каким-то непонятным кислым привкусом.

Не согласна с мифом, что Вишневский великолепно знает женщин. Убежден в том, что знает - да. Но знает - весьма схематично. И отталкивает тот факт, что автором он делает собственную покойную мать. То, как он ее изображает, без преувеличений, просто коробит. То, что он без стеснения выкладывает ее прижизненную подноготную, никак не в его пользу. Если бы мой гипотетический сын так писал обо мне, да еще после смерти, я бы его прокляла с того света. Есть границы, которые нельзя переходить, но писатель этого не чувствует.

В общем, не та книга, которую я бы рекламировала, захлебываясь восторгом. Хотя, безусловно, чем-то и цепляет. Но в такой же мере и отталкивает.